Статья «Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»
«Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка на уроках ОПК»
«Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, что они вырастут быстро». Древняя мудрость
Ребенок, рассматривая нравственные эталоны, задаваемые взрослыми, испытывает к ним полное доверие. Именно поэтому важнейшей задачей педагога является привитие детям с ранних лет правил поведения, базирующихся на моральных ценностях.
Рассмотрим роль педагога в формировании личностных качеств ребёнка на уроках ОПК в начальной школе.
Уроки ОПК - это интересная, насыщенная, творческая жизнь. Требуется тщательных отбор учителем используемого на уроках материала: ярких, убедительных фактов, жизненных и литературных примеров, красочного иллюстративного материала и фрагментов музыкальных произведений, рождающих личностные переживания, дарующих любовь и покаяние, радость, чистоту и стройность.
Обратимся к примеру.
- Так, на этапе самоопределения по теме «Добро и зло» предлагаемый вниманию детей видеоролик «Иди дорогою добра» помогает определить главные, на взгляд ребенка, слова прозвучали в песне («Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра»), порассуждать над семантикой слов ДОБРО и ЗЛО. Но самое главное, попробовать найти совместно с педагогом ответы на вопросы: нужно ли нам с вами идти дорогою добра? зачем нужно творить добро?
Таким образом, на этапе самоопределения к деятельности идёт размышление о своём внутреннем состоянии, происходит трогательный диалог ученика с самим собой: «А добрый ли я?», «Что говорит моё сердечко?»
На этапе реализации выбранного плана по разрешению затруднения используем следующий прием, найденный на просторах интернета.
- В нас как бы говорят два голоса: один зовёт к добру, другой - к злу. И нам постоянно приходится делать выбор, решать, как поступить, что позволить себе и что запретить. Борьба добра и зла происходит внутри нас.
- Хотите, я научу - как не попасть в сети зла?
-Поднимите руку вот так.
- Вот пять пальцев.
Зло начинается с малого. Возьмитесь за самый маленький пальчик…Вы впустили его в себя.(загибаем мизинец).
Зло начинает расти внутри вас. Это – второй пальчик. (Загибаем безымянный)
Постепенно зло достигает вершины. (загибаем средний палец)
А дальше все быстро - стремительное падение человека. (Сжать пальцы в кулак.)
Зло стало управлять вами. Видите, какой грозный кулак! И вот вы уже во власти зла…
- Разожмите кулачок!
- Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.)
-Какой надежный щит нужно поставить на пути зла? (ДОБРО)
А как вы предлагаете это сделать?
По данной теме детьми были созданы практико-ориентированные проекты «Что такое доброта?», «Живи с добром в сердце», «Твори добро», раскрывающие как причины, по которым христиане творят добро, так и личностные качества учеников. Исходная гипотеза созданных проектов: если не будет в мире добра, то люди станут злыми, циничными, жестокими. Цель проектов: выяснить у одноклассников, родителей, педагогов для чего нужно жить в мире и согласии друг с другом.
В одном из классов на начальном этапе проекта "Твори добро" дети предложили самим вытирать пыль с подоконников, помогая уборщицам, поливать высокорасположенные цветы, помогая первоклашкам, сделать книжки-малышки о добре для детей из садика, подобрать музыку для тихого часа в детском саду. Всё осуществили. Спокойно. Серьёзно. Тихо. По-доброму.
Ведение курса ОПК воздействует как на личность детей, так и на личность учителя. Ребенок совместно с педагогом учится заботиться о своей душе, предаваться размышлениям о своих поступках, работать над собой. От учителя требуется глубокая любовь к детям и готовность передать им тот чистый свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.
Список использованных источников и литературы: