Статья «Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»

5
0
Материал опубликован 9 October 2020 в группе

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА

Маланчук Т.Е.
учитель английского языка

ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №55 имени К.К. Рокоссовского»

ЛНР, Луганск

Современные компьютерные информационные технологии находят широкое применение в образовательном процессе, в том числе и в ходе обучения иностранным языкам. Не случайно образовательная сфера стоит на одном из первых мест по внедрению новейших компьютерных мультимедийных систем обучения. Разработка и внедрение презентаций в учебный процесс приводит к появлению новых организационных форм обучения [4]. Это обеспечивает реализацию таких моделей учебной деятельности, как самостоятельное и управляемое усвоение знания. Так, компьютерные презентации могут быть использованы как для организации самостоятельной работы обучаемых, так и в ходе занятия по иностранному языку на этапе объяснения нового учебного материала. В последнем случае обучаемые имеют возможность непосредственного контакта с педагогом и учебным содержанием, представленным посредством мультимедийной презентации.

В связи с тем, что современный рынок электронных продуктов не располагает специально созданными для объяснения нового учебного материала электронными программами, у учителя возникает “потребность в разработке собственными силами относительно несложных мультимедийных учебных приложений” [7].

Одним из условий эффективного использования компьютерных презентаций является следование следующим основным дидактическим принципам применения компьютерных презентаций через призму коммуникативного компонента обучения [3]:

- эвристичность – организация серии образовательных ситуаций, последовательно приближающих учащихся к созданию емкого образовательного продукта, конструируя который с помощью методов разных наук учащиеся постигают сущность самостоятельного исследования изучаемого объекта;

- опосредованность – взаимодействие субъектов образовательного процесса происходит с помощью компьютерных средств обучения и взаимодействия;

- оперативность – одним из достоинств любой презентации является своевременное получение ответа на поставленные вопросы, получение необходимого сообщения, передача выполненной работы. Сетевые коммуникационные технологии именно в этом аспекте сводят к минимуму потери времени при общении субъектов образовательного процесса и всех других участников процесса общения, предоставляют возможности общения в on- и off-line режимах работы;

- индивидуальность – выбор собственного собеседника (собеседников) и маршрута общения/обучения;

- корпоративность – выступление в группах по интересам, возможно конфиденциальное;

- компенсаторность – облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени и сил обучаемых на понимание и изучение материала;

- доступность – любая отрытая тема может быть интересна и доступна для обсуждения любому количеству обучаемых;

- независимость – от времени и места – главная отличительная особенность компьютерных презентаций в отличие от традиционных форм общения;

- эстетичность – формирование культуры общения, умение кратко, грамотно и корректно выразить свою мысль;

- многоаспектность – компьютерная презентация позволяет вести разностороннее обсуждение проблем, с привлечением межпредметных связей, представления информации и собеседников из других областей знаний;

- многосторонность – не просто выступление одного субъекта образовательного процесса, но и участие всей группы в оперативном обсуждении вопроса позволяет сделать процесс общения активным и более эффективным;

- интеркультурность – очень важная характеристика презентации в условиях компьютерных коммуникаций – общение с собеседниками другой языковой среды и культуры, выход в другое культурное и национальное пространство; важно научиться общению с представителями других взглядов и вероисповеданий; компьютерные средства коммуникации способствуют воспитанию толерантности (терпимости), дружелюбия всех участников процесса общения;

- технологичность – важной характеристикой презентации в условиях информатизации образования является высокотехнологичность и многообразие средств, предоставляющих разнообразные формы общения. Главным условием технологичности коммуникаций являются сетевые компьютерные технологии (без которых немыслимо современное общество) и разнообразие готовых программных продуктов, позволяющих в разной степени сложности, простоты и удобства вести общение разного направления.

Умение критически взглянуть на образовательный продукт товарища, его устный ответ, на языковой материал, просмотренный видеофильм, проанализировать их содержание, выделить главные моменты – необходимые условия самоопределения обучающихся [1]. Введению метода рецензий на презентации предшествует подготовительная работа. Первые рецензии составляются с помощью специальных опорных схем. Оценки и суждения учащихся поощряются, закрепляется положительное отношение к рецензиям. Приведём схему рецензии выступления (презентации):

Что понравилось в выступлении, о чем рассказано наиболее удачно.

Как построено выступление, общая структура и логика изложения.

Полностью ли раскрыта тема, достаточно ли приведено примеров.

Замеченные неточности, ошибки, противоречия. Возражения выступающему.

Общая оценка выступления.

Рецензии учащихся оцениваются наравне с другими продуктами их творческой деятельности. Анализ рецензий учащихся позволяет установить обратную связь с обучаемыми, осуществить диагностику их знаний, скорректировать дальнейшую творческую деятельность. Оценка презентации проводится по таким параметрам, как степень творчества, новизна, оригинальность, личный вклад, логичность, оформление, аргументированность ответов на вопросы, умение привлечь внимание присутствующих на презентации, трудоемкость, полезность работы и др.

По каждому критерию экспертная группа выставляет оценку выступающему в трех-, пяти- или десятибалльной шкале.

Высоким уровнем характеризуются компьютерные презентации школьников, которые во время их представления оцениваются экспертной группой десятибалльной шкалой. Высокий уровень имеют презентации, которым дана высокая оценка (рецензия) компетентного специалиста. Высокий уровень творческой работы ученика означает, что она сопоставима с общеизвестным образовательным аналогом.

Творческую работу относят к среднему уровню, если обучающийся реализовал в ней свою идею или принцип, а также достаточно хорошо, по мнению специалиста или экспертной группы, справился с поставленной целью. Такие работы оцениваются, как правило, 4-7 баллами по десятибалльной шкале или аналогичным образом по другим шкалам.

Работа низкого уровня представляет собой завершенную работу обучающегося, которая выполнена им по образцу или аналогии, либо с незначительной модернизацией уже известной им работы. Степень новизны такой работы незначительна для ее автора. (Термин “низкий уровень” употребляется условно, поскольку даже низкий уровень творческой работы говорит о том, что ученик выполнил и представил свою работу). В качестве творческих работ низкого уровня назовем презентации, в которых не выражена собственная точка зрения автора. Низким уровнем характеризуются работы, получившие оценку 1-3 балла по десятибалльной шкале.

Сложившаяся практика внедрения презентаций в средней общеобразовательной школе значительно улучшает управление образовательным процессом и повышает его педагогическую эффективность [5].

Однако, следует иметь в виду, что применение презентаций в обучении по принципу "чем больше, тем лучше" не может привести к реальному повышению эффективности системы образования [2]. При работе над презентациями необходим обдуманный и четко аргументированный подход. Их подготовка требует разнообразных форм учебной деятельности: это - и фронтальная работа по актуализации знаний, и групповая или парная работа обучаемых по овладению конкретными презентационными умениями, и дидактические игры, и работа консультационной службы, это - и интересные устные и письменные задания. Все они должны быть скомпонованы таким образом, чтобы быть логическим дополнением к учебному процессу.

Рассматривая возможности использования презентаций в учебном процессе по иностранному языку, не следует идеализировать и абсолютизировать их место и роль в реализации учебных целей и заданий, что не означает отказа от традиционных методов обучения, а предоставляет педагогу новые возможности в организации учебного процесса, позволяя достичь результата с затратой меньших усилий и времени, повысить эффективность усвоения информации, активизировать и во многом способствовать развитию познавательной деятельности учащихся.

Список литературы

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002. – 239 с.

2. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: уч. пос. для студентов вузов. - М.: “Академия”, 2008. – 336 с.

3. Маханькова Н.В., Мокрушина Л.В. Мультимедийная презентация в иноязычном образовании: учеб. пособие /под ред. Т.И. Зелениной. - Ижевск: Изд-во “Удмуртский университет”, 2012. – 125 с.

4. Низамова А.Ф. Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе.) [Электронный ресурс] / А.Ф. Низамова.http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task, viewlink/link_id,4561/Itemid,118/.

5. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс] / Филолингвия - http://virtlab.ioso.ru/method.htm.

6. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка – потребность времени / Л.П. Петрова // Иностранные языки в школе, 2005.– № 5. – С. 18–21.

7. Сопер П.Л. Искусство речи. – М.: Искусство, 1992. – 178 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации