Статья «Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»
Статья «Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»
«…Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности, - писал Сухомлинский В.А. – Её всестороннее развитие, нравственное совершенство и есть цель воспитания».
Проблема развития личностных качеств особенно актуальна, так как они обеспечивают дошкольникам социализацию к жизни, успешное обучение в школе. Это диктует модернизация в образовании и инновации, которые внедряются в образовательный процесс с учётом Федеральных государственных образовательных стандартов. Личность формируется с детства.
Дошкольный возраст – это период фактического формирования личности, и время, когда ребёнок проходит основной этап социализации к окружающему его миру, поэтому становлению и развитию личностных интегративных качеств детей. В дошкольном возрасте начинают складываться представления о таких личностных качествах как доброта, аккуратность, вежливость, честность, смелость, щедрость, скромность, трудолюбие. В игре ребенок знакомится с разнообразными чувствами, овладевает и своими эмоциями, учится ими управлять. В игре развиваются такие психические процессы, как память, мышление, внимание, воображение, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации.
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста. Использую игровые ситуации, которые способствуют воспитанию культуры поведения, ласковой, нежной речи, положительному общению друг с другом. В конце игры вместе с игрушечными персонажами обращаю внимание на заботливое и доброе отношение к игрушкам, тем самым воспитывая такие нравственные качества как: отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение к сверстникам и близким людям.
Особое место в работе с дошкольниками занимают дидактические игры, которые воспитывают добрые чувства к партнерам по игре, стремление оказать элементарную помощь. Организация таких игр помогала мне воспитывать в детях заботливое отношение друг к другу, стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Применяю в своей работе по воспитанию чувства коллективизма, доброжелательных и заботливых отношений друг к другу малоподвижные игры, в которых раскрываются нравственные качества ребенка. Игры воспитывают культуру поведения дошкольника, вызывают желание доставлять радость другим, умение заботится о сверстниках. Очень приятно слышать, когда от детей, без подсказки взрослого, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие ростки нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки.