Край, в котором ты живешь
Край, в котором ты живешь.
Сценарий познавательного развлечения в честь 85- летия Мурманской области для детей старшего дошкольного возраста
Действующие лица: Ведущая, Баба Яга - взрослые
Ход праздника
Выход детей – Флешмоб «Мы дети Севера»
Садимся. Смотрим мультфильм о Мурманской области (2 мин)
Вед : Ребята, мы с вами живем на севере, на Кольском полуострове. Это наша малая Родина. Раньше эта земля именовалась «подсолнечным царством» и «полунощной страной». Ребята, как вы думаете, почему? (Ответы)
Вед Совершенно верно. У нас длинный полярный день, когда солнце не заходит за горизонт, и темная полярная ночь. (Слайд 3)
Издревле ходили смельчаки добытчики на Кольский полуостров за рыбой, мехами, тюленьим салом. В начале двадцатого века — это чуть больше ста лет назад, на Север стали строить железную дорогу. И тогда на берегу Кольского залива был построен поселок Семеновский.
4 октября поселок стал городом и получил новое название – Романов-на-Мурмане. Вы все, конечно, уже догадались, что это был наш любимый Мурманск!
А когда академик Александр Евгеньевич Ферсман нашел на Кольском полуострове полезные минералы, стала развиваться промышленность Севера. Тогда наш город Мурманск – самый большой за Полярным кругом - стал столицей Мурманской области! В этом году Мурманской области исполнилось 85 лет! Давайте похлопаем в ладоши и пригласим ребят прочитать стихи!
Выходят дети чтецы.
1)__________Попасть бы мне однажды вдруг за северный полярный круг!
2)Там, говорят, бывают такие чудеса: там северным сиянием сверкают небеса.
3)__________Там на зиму сменяет ночь полярный долгий день.
Там плавает усатый морж и бархатный тюлень.
4)________Там сквозь арктические льды, метели, холода
Проводят ледоколы промёрзшие суда. (Надежда Радченко)
Фонограмма – завывание ветра
Вед Молодцы, спасибо (дети садятся)….Ребята, вы слышите завывания северного ветра?
На экране грустный Умка. (Слайд 5)
Вед Посмотрите, это белый медвежонок Умка. Он хочет нам что то сказать..
Умка: (видео) Здравствуйте, ребята! Такая беда у меня случилась! Мы с мамой плыли на льдине, а потом льдина столкнулась с ледоколом и разбилась! Ребята, помогите мне собрать осколки льдинки! Тогда я найду маму, и мы с ней вернемся домой!
Вед Ребята, мы поможем Умке? (Да) Отправляемся в путь! Вот карта, на ней показано, куда разлетелись осколки! (Слайд)
Нам понадобится наша находчивость, смекалка, знания! Дорога будет трудная, мы пойдем через леса, болота, Ловозерские тундры. Вставайте со стульев, делайте, как я!
Педагог читает стихи и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Физкультминутка «Кольский край»
Раз, два, три, четыре, пять вам хочу я рассказать, | Дети маршируют на месте |
Как богат наш Кольский край, | руки в стороны |
Ты о том не забывай | руки к сердцу |
Наши реки широки, | руки в стороны |
А озёра – глубоки | наклон, руки вниз до полу |
Горы наши высоки, | руки вверх, встать на носочки |
Есть пещеры у реки, | присесть, встать |
И леса, и поля, | руки в сторону |
Это Родина моя! | руки к сердцу |
Вед Вот мы и в Оленегорске. (Слайд) Почему этот город так называется?
Когда то путешественники увидели на горе оленя. Олень ударил копытом по земле и высек искры. Так были обнаружены залежи железной руды. Гору назвали Оленьей, а город, построенный около неё, стал Оленегорском.
Каждый год Оленегорск празднует День шахтера. (Слайд) Шахтеры – это настоящие герои, люди, которые тяжело трудятся, чтобы добыть уголь, медь, другие полезные ископаемые.
Посмотрите, какой красивый герб у города Оленегорск. (Слайд) А вот герб Мурманска, сравним их. А сейчас мы разделимся на две команды и будем собирать из пазлов герб Оленегорска и герб Мурманска.
Игра «Собери картинку»
(Дети делятся на 2 команды. Каждой команде предлагается комплект картинок, дети раскладывают их на столе, собирают в целое по образцу на экране).
Вед Молодцы, вы отлично справились с заданием. А вот и первая льдинка нашлась. Можем забрать ее и отправляемся в путь!
Ребята, посмотрите на карту (Слайд 11). Вторая точка нашего маршрута – Ловозерские тундры. Пройти туда можно пешком по следам. Посмотрите на тропинку внимательно, чьи следы вы видите?
(На ковре длинная бумажная дорожка из следов. Идем по медвежьи – на внешней стороне стопы, как лисичка – на носочках, как заяц – прыжками)
Упражнение «Следы» муз. из м/ф «Маша и медведь»
Ведущий: Вот мы и пришли, присаживайтесь, отдохнем. (Слайд)
Сразу за околицей Оленегорска начинается лес. Он переходит в тундру. Что же такое тундра? Это бескрайние ледяные просторы. Деревья в тундре маленькие, потому что под землей лежит слой вечной мерзлоты.
А кто, ребята, живет в Ловозерских тундрах? Там живут коренные жители Кольского полуострова — саамы.
(Слайд 13). Они называют себя «олений народ». Как вы думаете, ребята, почему они себя так называют? Саамы ездят на оленях, шьют одежду из оленьей шкуры. А еще саамы соревнуются в езде на оленьих упряжках. Любимое развлечение саамских детей - перетягивание каната. Предлагаю разделиться на 2 команды и тоже поиграть.
Подвижная игра «Перетягивание каната».
Ведущий: Молодцы, вы все очень сильные и дружные! Победила дружба! И вот наша вторая льдинка. Ребята, посмотрите на карту (Слайд 14). Наш путь лежит к озеру Сейдозеру. Возьмемся за руки и пойдем по извилистой тропинке….
Упражнение «Тропинка – торопинка»
Вед Вот мы и пришли. (Слайд 15) Ребята, кто из вас любит сказки? Я вам расскажу старинную сказку про Сейдозеро…(музыка)
Это было очень давно. Напали на саамскую землю шведы, стали отбирать оленей, заняли все рыбьи места. И вот собрались саамы и пошли войной на шведов - кто с ружьем, кто с ножом. На стороне шведов воевал великан Куйва. Он грабил и убивал саамов. Сначала он хитростью заманил на Сейдъявр саамов и стал их там одолевать. Но осерчали саамы, спрятались в лесу, пособирались с силами и все сразу напали на шведов и Куйву; он туда, сюда — никуда ему прохода нет: ни к Сейдъявру спуститься, ни на тундру вылезти; так он и застыл на скале, что над озером висит. (Слайд 16) Там он и остался, а саамы - лопари снова вернулись на рыбьи места. Только вот окаменевшие капли саамской крови остались в тундрах, много их пролили воины, пока Куйву осилили. (Слайд 17)
Вед Ребята, а теперь ответьте на вопрос: с кем воевали саамы? (Со шведами) Как звали предводителя шведов? (Куйва) На каком озере шла война? (Сейдозеро). Похоже, мы с вами нашли третий кусочек льдинки, ура!
(Звучит музыка, Баба Яга влетает на метле, осматривает полянку)
Б.Я.: Ох, опять намусорили, стоило только на 5 минут отлучиться. (Поворачивается в зал). Здравствуйте, мои дорогие! Какие вы все упитанные да воспитанные! (Только хочет сделать шаг к ребятам, хватается за спину) Ох уж эта старость, все косточки болят! А что это вы тут делаете?
Вед Здравствуй, Бабушка Яга! Мы ищем льдинки для медвежонка Умки, чтобы он нашел свою маму! А что это ты, Баба Яга, такая разнесчастная?
Б.Я: да вот, касатики мои, грустно мне. Не справляюсь я! Плохо в лесу становится и птицам, и зверям, и растениям. Много гостей в лес приходит. А как себя вести в лесу, не знают. А вы, ребята, знаете? Давайте поиграем. Если я буду поступать хорошо, хлопаем, если плохо – топаем:
Игра «Если я приду в лесок»
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (т)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (т)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (х)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (х)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (т)
Если сильно насорю и убрать забуду? (т)
Если мусор уберу, банку закопаю? (х)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (х)
Б.Я: вот молодцы, касатики мои! Вижу, любите вы природу. Да хорошо ли вы её знаете? Я буду вам загадки загадывать, а вы отгадайте
1. Стоит Ивашка в красной рубашке
Чай попивает, гостей созывает. (Иван-чай)
2. В тундре мёрзлой он растёт среди северных болот
Кустик вовсе не засох, и зовут "олений мох"
Там пасут олений лагерь, а растение то - ... (Ягель)
3. Только тронь – и отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава, как огонь. (Крапива)
4. Эту ягодку найдете не в саду, а на болоте
Круглая , как пуговка, красненькая ... (клюковка)
5. На болоте уродилась, в мягкой травке притаилась
Желтенька брошка – ягодка... (морошка)
Молодцы, все загадки отгадали. Нашла я тут льдинку, не ваша? (отдает)
Вед Спасибо, бабушка Яга! Ребята, посмотрите на карту (Слайд 18). Нам осталось посетить только город Колу.
Б. Яга А до города Колы я вас на метле подброшу. Вставайте в круг!
Игра «Хвост Бабы Яги»
(в конце игры дети разбегаются, садятся на стулья, Яга незаметно уходит)
Ведущий: Вот мы и в Коле – это город - музей под открытым небом. Кола – древняя жемчужина русского Заполярья. Слайд
Жители Колы защищали наш край от нападения чужеземцев.
На берегу был выстроен острОг - из дерева большая крепость. Здесь стены, прочные на редкость, и башни, и глубокий ров защитой стали от врагов.
Веками северный острОг границы русские стерёг от шведов, финнов и датчан... а подвиги стрельцов-колян, искусных наших пушкарей остались в памяти людей.
Колу омывают две реки (слайд). Они называются Кола и Тулома.
Река Кола с пресной водой, а река Тулома с соленой водой. Кто из вас сможет составить из этих слогов названия рек?
( Два ребенка составляют на магнитной доске названия рек из слогов:
ЛА КО ТУ МА ЛО )
Вед Прочитайте! Молодцы! Вот и пятую льдинку мы вернули! Пора возвращаться в Мурманск. Поедем на поезде
(Звучит вступление, дети становятся друг за другом)
Упражнение - Паровоз Букашка
Вед Вот мы и дома. (Слайд) А теперь скорее соберем все льдинки в одну большую льдину. Теперь Умка может вернуться домой! Посмотрите, что у нас получилось!
После выполнения задания на экране появляется Умка. (Слайд)
Умка: МАМА! (смотрим мультфильм)
Вед. Какие мы молодцы. Кому понравилось наше путешествие-улыбнитесь. Я смотрю, что у всех хорошее настроение! Давайте споем замечательную песню о нашем Кольском полуострове!
«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь»
(муз. Геннадий Гладков, сл. Юрий Энтин)
Вед Ребята, вам Умка прислал посылку, давайте посмотрим, что в ней. (открываем коробку, там лежат календарики в подарок детям). А теперь, фотография на память!
МАДОУ 123 г Мурманск, автор сценария Морева Н.В., музыкальный руководитель. Познавательное развлечение «Край, в котором ты живешь»
«Красота родного края … — это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно, и имеет своими истоками красоту. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский.
Цель: расширение представлений детей об истории, культуре, природе родного края.
Задачи:
Развивать познавательный интерес, закреплять знания детей об истории родного края, животном и растительном мире
Формировать социально-коммуникативные компетенции детей: дружелюбие, умение договариваться, объединяться для решения общей задачи
Рассказать детям о коренном населении Кольского полуострова - саамах
Заложить навыки бережного отношения ко всему живому
Привить четкие знания, как вести себя в лесу, около водоемов
Знать следы животных дикой природы Кольского полуострова
Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордости и привязанности к родному краю.
Мероприятие «Край, в котором ты живешь» можно провести в начале учебного года. Оно не требует длительного разучивания песен и танцев. Основную информационную нагрузку несет экран мультимедиа. Длинную дорожку со следами можно сделать из обоев, согнуть по периметру зала. Подвижные игры чередуются со спокойными заданиями, требующими от детей внимания. Необходима предварительная работа в группе – рассказать детям о Мурманской области, её особенностях.
Список литературы:
1) О.Г. Жукова, З. Д. Максимова. Милее сердцу края нет Методическое пособие для воспитателей ДОУ
2)Край, в котором ты живешь - Учебно-методические пособия Мурманской областной детско- юношеской библиотеки
Информационные источники:
https://www.maam.ru/detskijsad/kvest-igra-v-poiskah-mamy-umki.html
Реквизит:
Презентация для проведения праздника
Пазлы: герб Мурманска и Оленегорска
Дорожка с нарисованными следами диких животных
Канат для перетягивания
Костюм бабы Яги с метлой
Карточки слогов: КО ЛА ТУ ЛО МА для составления слов
Пять картонных пазлов – льдинок с изображением здания детского сада
Приз – коробка с подарком (календарики или конфеты)
Флешмоб «Мы дети Севера»
Есть у каждого на свете место главное одно | Выход детей 3 линии на подскоках |
Здесь и солнце ярче светит , снится больше сладких снов | Выход детей 2 линии |
Где-то рядом по соседству сказки добрые живут | Выход детей 1 линии |
Мое северное детство словно сказка наяву | Руки на грудь: правая, левая и поднять |
Жить так радостно и просто, и конечно, не беда, | 4 хлопка |
Если нет на небе Солнца – есть Полярная звезда | 3 шага с поворотом и помахать руками |
И пускай пройдут недели от зари и до зари | 4 хлопка |
Свое маленькое солнце есть у каждого внутри | 3 шага с поворотом и помахать руками |
И твердо знаем мы, и свято верим мы - | 1 и 2 ряд меняются местами, 4 хлопка |
Что места лучшего на целом свете нет | Возвращаются на свои места, 4 хлопка |
Мы дети Севера, мы дети Севера | «Моторчик» |
Мы под звездой Полярной рождены на свет | Кружимся на подскоках |
отыгрыш | Садимся по рядам на стулья |
Край, в котором ты живешь
Мы играем возле дома и зимой, и летом,
Все давным-давно знакомы в дружном доме этом.
Припев:
Посмотри, как хорош дом, в котором ты живёшь.
Посмотри, как хорош дом, в котором ты живёшь.
2. Слышишь, улица родная, нет тебя чудесней,
Мы по улице шагаем вместе с нашей песней.
Припев:
Посмотри, как хорош город тот, где ты живёшь.
Посмотри, как хорош город тот, где ты живёшь.
3.Нашим самым дружным хором песенка поётся,
Край, который с детства дорог, Родиной зовётся.
Припев:
Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь.
Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Ирина Владимировна Казарцева