Критическое мышление как способ саморазвития личности
Удк 37.032
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК СПОСОБ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Раниза Разимовна Абдуллина
Россия, Казань, Казанский федеральный университет;
Нижнекамск, МБОУ «СОШ№12» НМР РТ
E-mail: raniza.abdullina@mail.ru
Аннотация
В статье рассматривается понятие и необходимость развития критического мышления у личности. Утверждается, что критическое мышление и саморазвитие личности между собой взаимосвязаны.
Ключевые слова: образование, критическое мышление, саморазвитие, воспитание личности.
Знаменитый американский психолог Дайана Халперн в своей книге «Психология критического мышления» пишет: «Самый дорогостоящий товар в Америке - это мыслящие и образованные взрослые люди. Цель системы образования должна состоять в том, чтобы их было как можно больше» [6]. С этим высказыванием трудно не согласиться. Ведь сегодня многие развитые страны мира именно так относятся к образованию. Главной ценностью в этой области является не только приобретение обучающимися огромного количества знаний, но и формирование у них интеллектуальных способностей и креативного мышления, которые служат источником новых познаний и пониманий. И все это, безусловно, ведет к прогрессу общества нации, то есть государства и дает возможность получить техническое преимущество над другими странами.
По мнению В.С. Библера критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки) [1]. Критическое мышление – это разноуровневое мышление, то есть для критического мышления недостаточно какие-либо факты, но и необходимо обоснование, причины и последовательность данных фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» [3].
Исходя из этого, школа ставит задачу воспитать личность, которая способна самостоятельно мыслить и принимать решения, отбирать нужную для себя информацию, быть объективным и лояльным в отношении к себе и к окружающим, решать практико-ориентированные проблемы. Все это достигается путем критического анализа.
Критичность развивается не только в отношении к поступкам личности, полученным знаниям и фактам, но и также по отношению к методам их получения и освоения. Мотивировать обучающихся к высказыванию собственных новых мыслей и идей, которые даже могут не соответствовать общепринятым нормам, не навязывать школьникам один правильный вариант или ответ решения вопроса, а показать им, что один и тот же вопрос может решаться по-разному, и их задача найти более удобные, альтернативные решения – вот главная цель обучения критическому мышлению.
Известные психологи и педагоги утверждают, что степень критичности определяется не только объемом знаний и умений, но и собственными качествами школьника, его мыслями, взглядами на жизнь, отношением к окружающим и самому себе. Все вот эти качества обязательно должны быть объективными, только тогда личность будет стремиться к истине и поставить все свои усилия, чтобы достичь его. Именно тогда произойдет критика своих и чужий взглядов, действий, то есть будет развиваться критическое мышление.
В основе технологии развития критического мышления лежит теория осмысленного обучения : «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим». Из этого и вытекает следующее, что критическое мышление напрямую ведет к саморазвитию личности.
Один из авторов технологии РКМЧП C.И-Заир-Бек выделяет следующие параметры критического мышления:
1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
5. Критическое мышление есть мышление социальное [5].
По определению И.О.Загашева и С.И.Заир-Бека, под критическим мышлением понимается «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. «Критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей [4].
Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Данный термин может относиться практически ко всей умственной деятельности. Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для её применения, рассматривает возможности решения проблемы и т.д.
Таким образом, критическое мышление является комплексом умственных навыков и стратегий, которые, в свою очередь, приводят к логически обоснованным, правильным и взвешенным результатам. И поэтому, мы, развивая критическое мышление, формируем саморазвитую и самообразованную личность.
Библер В.С. Мышление как творчество / В.С. Библер. Режим доступа: http://libarch.nmu.org.ua/bitstream/handle/GenofondUA/56153/857475355f7aa6b4e5a15ba3dc6cea14.pdf?sequence=1
Варенников Я. Воспитывать культуру критического мышления / Я. Варенников // Высшее образование в России.- 2011. - № 6. – С. 140-141.
Вертгеймер М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. - М.: Смысл, 2013. – 391 с.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб.: «Альянс Дельта», 2003. – 389 с.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2011.
Халперн Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб.: Питер,2000. - 512с.