Урок биологии по теме «Кровь – основной компонент внутренней среды человека»
Урок биологии по теме : ««Кровь- основной компонент внутренней среды человека».
Ход урока:
1.Организационный этап
Ребята, добрый день!
Присаживайтесь на свои места. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Начать урок я хочу с эпиграфа:
«Старайся дать уму как можно больше пищи»
Л.Н.Толстой
2.Актуализация знаний
- Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды человека. Говорят, что ею можно искупить грехи!
- Так о чем мы будем говорить сегодня? (о крови)
- Кровь – кто она, такая известная и такая загадочная?
Кровь – это удивительная жидкость. С незапамятных времён люди поняли, какое важное значение для организма имеет кровь.
Что будет с животным или человеком, если он потеряет много крови?
Он погибнет.
- Правильно! Вместе с вытекающей кровью и покидает человека жизнь.
Поэтому кровь наделили магическими способностями.
С древних времен ей приписывали могучую силу.
Древние люди верили, что если выпить кровь своих врагов, то сила врагов перейдёт к ним. В Древней Греции пытались спасти умирающих, давая им пить тёплую кровь животных.
Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви.
Кровью смывали позор и оскорбление.
Многие века истинное значение и строение крови оставались загадками.
С развитие науки человек все больше узнает о крови. Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма. И мы с вами в этом убедимся на сегодняшнем уроке.
3.Этап открытия новых знаний
И так, тема нашего урока: «Кровь- основной компонент внутренней среды человека».
Запишите тему в тетрадь.
Французский физиолог Клод Бернар назвал кровь – “зеркалом организма” – Действительно ли это так? Давайте разберемся. Что для этого нам нужно сделать?
Давайте сформулируем цели нашего урока:
1.Изучить состав крови
2.Изучить строение клеток крови
3.Изучить функции крови
С развитием науки, человечество все глубже проникает во многие тайны крови. Исследуя кровь ученые, врачи, исследователи познают ее свойства, функции, строение.
И сегодня я вам предлагаю побывать в роли ученых – исследователей.
Но чтобы приступить к практическим исследованиям нужно познакомится с теорией, тем более, что некоторые познания у нас уже имеются.
Что, же мы знаем об этой удивительной жидкости красного цвета, которую часто называют “носительницей жизни”?
Просмотр видеофильма «Кровь» + используем текст учебника.
Все данные исследований мы сегодня будем заносить в лабораторные листы.
Итак, что же вы узнали о крови?
Кровь – рыхлая соединительная ткань, заключённая в замкнутую систему кровеносных сосудов и находящаяся в непрерывном движении благодаря работе сердца.
Общее количество крови в организме 7% его массы, по объему это 5-6 литров у взрослого человека и 3 литра – у подростков. Если кровь предохранить от свёртывания и дать отстояться, то произойдёт расслоение на составные части. Образуются два резко отличающихся друг от друга слоя. Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость– плазма крови и нижний слой – осадок темно– красного цвета, который образован форменными элементами– клетками крови: лейкоцитами. эритроцитами и тромбоцитами. В плазму крови входит множество простых и сложных веществ– 90 % составляет вода и только 10% приходится на сухой остаток. В состав входят различные белки (альбумины, глобулины, фибриноген ); жиры, глюкоза, мочевина, углекислый газ, витамины, гормоны и др.
Функции крови: (записать в тетрадь)
-Дыхательную
-Питательную
-Выделительную
-Терморегуляторную
-Гуморальную
-Поддерживает гомеостаз
-Регуляторную
Итак, состав крови. Давайте запишем его в виде схемы.
СХЕМА «СОСТАВ КРОВИ»
КРОВЬ
ПЛАЗМА
ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Лейкоциты
Тромбоциты
Эритроциты
– Давайте более подробно изучим форменные элементы. Используя текст учебника с. 109-113, заполните таблицу в рабочем листе (1 группа заполняет колонку –эритроциты, 2 группа –лейкоциты, 3 группа –тромбоциты).Через 5 минут группы отчитываются, при отчете одной группы все остальные заполняют колонки таблицы.
Отчет 1 группы:
Название клетки |
Количество 1 мм3 |
Особенности строения |
Место образования |
Продолжительность жизни |
Выполняемая функция |
Эритроциты |
4,5-5,5 млн. |
Красные клетки крови, нет ядра. Двояковогнутая. Клетки напоминают губку, поры которой заполнены гемоглобином Т.к. клетки не содержат ядро, и не могут размножаться. |
Красный костный мозг |
3-4 мес. |
Транспортировка кислорода к тканям и углекислого газа к легким. |
Интересные факты об эритроцитах(рассказывает заранее подготовленный ученик)
1.Если все эритроциты одного человека уложить рядом, то получится лента 3 раза опоясывающая земной шар по экватору( вспомним длину экватора более 40000 км)
2.Если считать число эритроцитов человека со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все потребуется 450 тысяч лет
3.В один день костный мозг производит 320 млрд. клеток эритроцитов, в одну секунду – 2,5 млн. клеток
Отчет 2 группы
Название клетки |
Количество 1 мм3 |
Особенности строения |
Место образования |
Продолжительность жизни |
Выполняемая функция |
Лейкоциты |
6-8 тыс.штук |
Белые кровяные амёбообразные клетки, имеют ЯДРО.
|
Красный костный мозг, лимфатические узлы,селезёнка. |
3-5 дней. |
Обеспечивают иммунитет. В словарик: ФАГОЦИТОЗ – захват, поглощение и уничтожение чужеродных тел, а сами клетки называются - ФАГОЦИТАМИ Это явление было открыто русским ученым Ильей Ильичем Мечниковым лауреатом Нобелевской премии за открытие фагоцитарной теории иммунитета , Об этом подробнее нам расскажет Володина Анастасия АНТИГЕНЫ –чужеродные соединения АНТИТЕЛА – химические вещества , которые нейтрализуют или уничтожают антигены
|
_ Портрет И.И.Мечников( доклад учащегося биография и история открытия фагоцитоза)
Отчет 3 группы
Название клетки |
Количество 1 мм3 |
Особенности строения |
Место образования |
Продолжительность жизни |
Выполняемая функция |
Тромбоциты |
300-500 тыс. |
Кровяные пластинки без ядра. |
Красный костный мозг. |
2-5 дней |
Свертывание крови при ранении. При ранении , когда кровь выходит из сосуда тромбоциты слипаются и разрушаются, выделяя различные ферменты и вызывая химические реакции , которые ведут к свертываемости крови.
|
– Я думаю вы не раз замечали, что вытекающая из ранки кровь довольно быстро темнеет, густеет и застывает (то есть свертывается), образуя на месте повреждения плотную корочку. Здесь заслуга природы – она позаботилась об организации аварийно– спасательной службы в нашем организме. Потеря 30 процентов крови для человека смертельна. В спасении человека от гибели принимают участие специальные веретенообразные клетки – тромбоциты. По своим размерам они очень малы, всего 2-4 микрона. Тромбоциты обладают способностью слипаться. Сами по себе тромбоциты большой пробки образовать не могут. Пробка получается с помощью выпадения нитей особого белка – фибрина, который в виде фибриногена постоянно присутствует в крови. В образованной сети из волокон фибрина застывают комочки слипшихся тромбоцитов, эритроцитов, лейкоцитов. Через несколько минут образуется пробка. Для образования такой пробки необходимо чтобы в крови были соли кальция, витамин К и некоторые другие вещества. Если соли кальция удалены или в крови нет витамина К, кровь свертываться не будет.
Болезнь, связанная с нарушением свертывания крови называется гемофилия.(доклад учащегося о гемофилии)
Гемофилия - наследственное заболевание крови, которое вызвано врожденным отсутствием или уменьшением количества факторов свертывания крови. Болезнь характеризуется нарушением свертываемости крови и проявляется в частых кровоизлияниях в суставы, мышцы и внутренние органы. При гемофилии резко возрастает опасность гибели пациента от кровоизлияния в мозг и другие жизненно важные органы, даже при незначительной травме. Болезнь проявляется только у лиц мужского пола, женщины являются носительницами гена гемофилии. (царевич Алексей – сын царя Николая 2 страдал гемофилией.)
В противовес этому заболеванию есть другое – тромбоз.
Тромбоз – это сосудистое заболевание, вызываемое ускоренным и избыточным свертыванием крови. Образование в сосудистом русле плотных сгустков происходит без повреждения сосудов, что препятствует нормальному току крови.
В основном симптомы тромбоза выявляются в виде: 1) Сильной отечности; 2) Набухания вен;
3) Изменения цвета кожи (синюшности) в том месте, где образовался тромб.
Первичное закрепление полученных знаний.
Теперь мы с вами побудем немного учеными – исследователями, изучим микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных – лягушки.
Мини-исследовние: «Сравнительная характеристика эритроцитов крови человека и лягушки»
Инструктивная карточка:
Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов крови человека и лягушки
Ход работы:
1.Рассмотрите готовые микропрепараты крови человека и лягушки.
2.Найдите в поле зрения микроскопа эритроциты (красные клетки) и, запишите данные в таблицу, учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в нем ядра
ТАБЛИЦА
Признаки сравнения |
Эритроциты человека |
Эритроциты лягушки |
Количество в 1 мм3 |
? (4-5 млн.) |
400 тыс. |
Форма клетки |
двояковогнутого диска |
овальная |
Наличие ядра |
нет |
есть |
Функция клетки |
Дыхательная – транспорт О2 и СО2 |
Дыхательная – транспорт О2 и СО2 |
Вывод: Эритроциты крови человека отличаются от эритроцитов крови лягушки.
Эритроциты лягушки значительно крупнее, чем эритроциты человека. Количество эритроцитов в 1мм3 крови человека во много раз больше Эритроциты человека имеют форму двояковогнутого диска, а у лягушки они овальной формы В зрелых клетках человека отсутствуют ядра, тогда как в эритроцитах лягушки ядра есть.
Объясните, чья кровь, человека или лягушки, перенесёт больше кислорода в единицу времени. Почему? Кровь человека переносит больше кислорода в единицу времени потому, что организм человека нуждается в большем количестве кислорода в связи с более активным образом жизни, поэтому эритроциты человека имеют двояковогнутую форму, что увеличивает их общую поверхность и способствует лучшему проникновению в них кислорода. Отсутствие ядра в эритроцитах крови человека также увеличивает их ёмкость. Таким образом, мы видим, что Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении уменьшения размеров и отсутствия ядра в зрелых клетках.
5.Закрепление
– По составу крови можно судить о состоянии организма, т.к. она живо реагирует на малейшие изменения. В одной капле крови можно увидеть очень многое: болезнь почек, печени, легких, аппендицит, грипп и даже « наити» опухоль.
– Анализ крови может быть
Общим – показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов (СОЭ).
Биохимическим – (для определения кол-ва белков, азота и его компонентов, липидов и холестерина, сахара в крови, гормонов, и т.д.)
При анализе крови должны быть в норме:
1) количество клеток крови,
2) содержание гемоглобина, и др. веществ,
3) СОЭ – скорость оседания эритроцитов,
При наличии воспаления в организме:
СОЭ увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов
При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).
в крови снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов .
Сейчас мы поработаем в группах. У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов. Каждая группа должна изучить показатели крови пациентов, сравнить анализ пациентов с нормой, сделать вывод о состоянии здоровья , выявить нарушения, поставить диагноз. Назначить необходимое лечение, разработать меры, препятствующие развитию болезни.
- Спасибо за работу. Диагноз поставлен.
6.Рефлексия
– Ребята, настало время подвести итоги урока. Вспомним задачи , которые перед нами стояли:
Изучить состав крови
Изучить строение клеток крови
Изучить функции крови
– Вернемся к совам Клода Бернара « Кровь– зеркало организма», так ли это? (выводы учащихся)
Кровь – это река, поддерживающая жизнь и несущая её в себе. Однако такую реку вы не увидите ни в одном из природных ландшафтов…Эта река течет внутри каждого из нас.
Ну а сейчас давайте определим ваше настроение на уроке смайликами.
Урок прошёл удачно. Я доволен собой!!!
Мне было очень трудно. Мне нужна помощь!!!
Мне было трудно, но я справлялся с заданиями. Я вполне доволен собой!!!
7.Домашнее задание:
Стр.106-114,учить определения, схемы и таблицу записанные на уроке.
*творческое задание - сделать презентацию или краткое сообщение на тему: История открытия групп крови.
Урок закончен, всем большое спасибо.