Статья на тему «Круговая тренировка как средство развития скоростно-силовых способностей студентов СУЗа»

3
0
Материал опубликован 24 January 2020

Круговая тренировка как средство развития скоростно-силовых способностей студентов СУЗа

В статье отражено обоснование эффективности использования метода круговой тренировки на занятиях по физической культуре со студентами 1 курса Тульского технического колледжа им. С.И. Мосина, для развития двигательных способностей.

На современном этапе развития нашего общества важное значение придается формированию гармонично развитой личности человека, способного успешно осваивать и выполнять социально-значимые виды деятельности и активно участвовать в прогрессивных преобразованиях в обществе.

Огромная роль в воспитании подрастающего поколения и сегодня принадлежит образовательным учреждениям.

Современному ученику предстоит трудиться в новом тысячелетии активного наступления научно-технического прогресса, который наряду с положительными факторами приносит в нашу жизнь увеличение нервно-психического напряжения и значительное уменьшение двигательной активности.

Анализ программных и методических материалов по физическому воспитанию в учебных учреждениях и организация этого процесса на практике свидетельствуют о том, что основное внимание на уроках физической культуры уделяется обучению основным движениям. В результате учащиеся не получают необходимой физической нагрузки, которая оказывала бы существенное влияние на развитие физических качеств.

Противоречие заключается в том, что эффективное формирование системы двигательных навыков, которым на уроке физической культуры уделяется основное внимание, возможно только при высоком уровне развития физических качеств, для которых времени на уроке часто не хватает.

В этой связи становится понятной актуальность исследования, которое состоит в разработке тренировочной программы, используя которую можно было бы обеспечить необходимый прирост развития двигательных качеств в условиях учебных занятий физической культурой.

Целью нашего исследования явилось обоснование эффективности использования метода круговой тренировки у студентов СУЗа 1 курса для развития двигательных способностей

Гипотеза нашего исследования заключается в предположении, что включение в учебные занятия студентов 1 курса стандартной тренировочной нагрузки с использованием сокращенного варианта круговой тренировки будет способствовать развитию их двигательных качеств.

Для достижения поставленной цели нами были определены задачи исследования:

Изучить по данным научной и научно-методической литературы особенности скоростно-силовой подготовки студентов 1 курса.

Разработать методику развития скоростно-силовых способностей у студентов 1 курса на уроках физкультуры.

Выявить эффективность предложенной методики развития скоростно-силовых способностей у учащихся данной категории.

Педагогический эксперимент проводится с целью определения эффективности использования стандартной тренировочной программы для развития скоростно-силовых способностей у студентов 1 курса. Исследования проводились в условиях учебного процесса на базе Тульского технического колледжа им. С.И. Мосина.

Испытуемые – юноши, в количестве 28 человек, учащиеся 1 курса.

Для проведения эксперимента было сформировано 2 группы: контрольная и экспериментальная, по 14 человек в каждой. Исследование проводилось с сентября по декабрь 2018 г., занятия проводились по расписанию 2 раза в неделю. На протяжении данного периода были организованы наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности данного контингента.

В обеих группах уроки физкультуры проводились по программе, которая включала разделы: легкая атлетика, спортивные игры (баскетбол), гимнастика. В зависимости от погодных условий занятия проводились как на стадионе, так и в гимнастическом зале.

Различие в содержании занятий в контрольной и экспериментальной группах заключалось в том, что в экспериментальной группе в основной части урока в течение 10-12 минут выполнялась стандартная тренировочная программа (по типу «круговой» тренировки). В нее были включены упражнения скоростно-силовой направленности на основные группы мышц тела и двигательные способности, обеспечивающие гармоничное развитие школьников.

Было разработано три модели круговой тренировки для развития скоростно-силовых качеств на занятиях, которые проводились в период исследования: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры (баскетбол). Каждая программа состояла из четырех упражнений, направленных на комплексное развитие мышц всего тела. Каждое упражнение выполнялось на станции в течение 20 секунд.

На 1 станции выполнялись упражнения для ног (прыжки, подскоки, бег на месте и с продвижением).

На 2 станции упражнения были направлены на развитие мышц рук и пояса верхних конечностей (отжимания, броски мяча, работа с амортизатором).

На 3 станции использовали упражнения для мышц ног и брюшного пресса (упражнения со скакалкой, прыжки в шаге и др.)

На 4 станции использовались упражнения для мышц спины и брюшного пресса (поднимание прямых ног, переход в упор лежа и др.)

Упражнения выполнялись по методу круговой тренировки с интервалом отдыха между упражнениями 30 сек (время перехода с одной «станции» на другую). Всего выполнялось 3 серии с интервалом отдыха между сериями 1 мин.

Во время выполнения упражнений пульс кратковременно поднимался до 170-180 уд/мин.

На начало эксперимента контрольная и экспериментальная группы по всем исследуемым показателям статистически не отличались друг от друга.

После проведенного эксперимента изменения в перечисленных показателях физического развития произошли в обеих группах, однако выраженной динамики этих изменений не наблюдалось из-за малой продолжительности эксперимента (сентябрь – декабрь).

Произошли незначительные изменения массы тела в обеих группах: в экспериментальной она увеличилась на 0,5 кг, а в контрольной уменьшилась на 0,7 кг, что может быть расценено только за счет физиологических изменений, происходящих в организме.

Увеличение ЖЕЛ составило в среднем 0,02, однако этот прирост является статистически недостоверным (t = 1,35 при p > 0,05).

За исследуемый период не обнаружено достоверной разницы и в показателях окружности грудной клетки.

Показатель динамометрии, предназначенный для измерения статической силы, изменился в обеих группах: в контрольной группе на 2,0 кг, а в экспериментальной на 7,9 кг. Такое изменение является достоверным (t = 2,35 при p < 0,05).

Можно сделать вывод, что используемые в экспериментальной программе упражнения способствовали развитию статической силы.

С другой стороны, анализ исходного уровня физической подготовленности обучающихся данного возраста позволяет сделать вывод, что он оценивается как удовлетворительный согласно нормативных требований, предлагаемых учебной программой СУЗа.

По результатам повторного тестирования, направленного на определение эффективности влияния экспериментальной программы скоростно-силовой направленности, были выявлены существенные различия в физической подготовленности школьников.

Наиболее существенное улучшение результатов наблюдались в тестах, отражающих скоростно-силовую подготовленность.

Положительные изменения произошли в обеих группах. После математической обработки данных можно сделать выводы о достоверности этих различий.

Значительное превосходство заметно в приросте результатов экспериментальной группы по тесту «Метание гранаты весом 450 г» над приростом результатов контрольной группы. В контрольной группе результаты изменились с 23,66м в начале до 25,86 м в конце эксперимента. Прирост составил 2,4 м, что составляет 8%. В экспериментальной группе этот же показатель равен 22,42м в начале и 30,12 м в конце эксперимента, прирост составил 7,7 м. Различия в приросте результатов в группах в конце эксперимента статистически достоверны (t = 3,02 при p <0,01).

Статистически достоверно изменился результат в тесте на гибкость: В экспериментальной группе по сравнению с контрольной (t = 2,26 при p <0,05)

Объяснить этот факт можно тем, что разнообразные упражнения, включенные в тренировочную программу, выполняются в темпе и требуют хорошей подвижности в разных суставах.

Анализ результатов в тесте, определяющем общую выносливость (кросс 1000 м), показал, что улучшение этого качества наблюдается в обеих группах, однако межгрупповые различия статистически недостоверны (t = 2,04 при p<0,05). Причина видимо в том, что в эксперименте не уделялось должного внимания развитию выносливости.

Таким образом эффективность разработанной методики подтвердилась не только положительной динамикой результатов экспериментальной группы, но и превосходством результатов тестирования экспериментальной группы над показателями испытуемых контрольной группы, а развитие скоростно-силовых способностей должно оптимально сочетаться с воспитанием других двигательных качеств учащихся.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации