Урок-проект по литературе в 7–8 классе «Кто жизнь свою всецело отдаёт на борьбу за брата-человека, только тот себя переживёт. О творчестве Н.А.Некрасова»
Урок-проект
«Кто жизнь свою всецело отдаёт на борьбу за брата-
человека, только тот себя переживёт»
(О творчестве Н.А.Некрасова)
Агузарова З.Ц.
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «СОШ им. Героя Советского Союза А.М. Селютина
с. Михайловское»
Слайд. Тема : «Кто жизнь свою всецело отдаёт на борьбу за брата-
человека, только тот себя переживёт».(О творчестве Н.А.Некрасова).
Цели урока:
Ι. Образовательные: создать условия для совершенствования навыка выразительного чтения, для развития умения устно и письменно выражать свои мысли; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, делать выводы; формировать представление о лирическом герое на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.
Задачи:
обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:
регулятивных УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,
умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.
познавательных УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
обеспечить условия для формирования личностных УУД:
умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.
Методы: проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос.
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.
Слайд. Эпиграф.
Портрет Н.А.Некрасова
Ученик:
«Не принижая ни на минуту алтарей Пушкина и Лермонтова, ни
более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других писателей, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым мы с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова». ( А. В. Луначарский)
- Уважаемые наши гости! Приглашаем вас совершить с нами небольшое путешествие по Волге.
Вы спросите, почему мы выбрали Волгу?
Ответ вы узнаете в конце урока.
Слайд.
Пристань «Детство»
Со слайдом песня «Детство».
Ученик:
Да, удивительная эта пора – детство. Наверное, каждый взрослый мечтает хоть на одну минуту вернуться в то чудесное и беззаботное время. В детстве мы верим в романтическую мечту, мечтаем о приключениях, удивительных странах и материках, таинственных островах. Кто бы не хотел проплыть по великой русской реке Волге, насладиться живописной красотой русской природы.
Слайд.
Пристань с.Грешнево Ярославской губернии.
Ученик:
В с.Грешнево находится родовое имение Некрасовых. Здесь располагается дом-музей поэта, сохранились личные вещи Николая Алексеевича и его родителей.
Детство Некрасова прошло в усадьбе отца, расположенной на берегу Волги. Прогулки по волжским берегам были любимым занятием маленького Николая.
Чтец: отрывок из стих.-я «На Волге».
…О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще всё в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке...
Ученик:
Отец Некрасова был очень крутого нрава. Он не щадил ни мать, ни сына. Но больше всего доставалось крестьянам и матери поэта, которая заступалась за них. Она была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная, хорошо знала мировую поэзию и часто пересказывала сыну те отрывки из творений великих писателей, которые были доступны его пониманию. Наверное, не было другого поэта, который так часто, с такой любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери.
Слайд.
«Мать»
Чтец: стихотворение «Родина» (отрывок).
Вот темный, темный сад... Чей лик в аллее дальной
Мелькает меж ветвей, болезненно — печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил... о! знаю, знаю я!..
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде -
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы...
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И все, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..
Слайд.
Пристань «Творчество»
Иди к униженным,
Иди к обиженным.
Там нужен ты.
Ученик:
Этой своей заповеди Некрасов не нарушал никогда. Он называл свою музу «печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков».
Как сам Некрасов утверждал, именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. Читая их, мы чувствуем в них жалость к страдающим.
Чтец: Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская».
В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная -
Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!
Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!
Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда - растрепалися косыньки,-
Надо ребенка качать!
Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..
Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право, сказать мудрено.
В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они - всё равно!
Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям...
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам?..
Физкультминутка.
Слайд. Деревенские дети.
Ученик:
Поэту с ранних лет хорошо была знакома жизнь деревенских ребят. Он общался с ними как с равными. Ходил с ребятами в лес, на речку. Некрасову стала близка мила деревенская жизнь, жизнь простого человека.
Чтец: Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети».
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
Ученик:
Как мы уже сказали, детские воспоминания Некрасова были связаны с Волгой. Но на этой «благословенной реке» ему довелось испытать первое глубокое горе.
Он бродил по берегу в жаркую пору и вдруг услышал какие-то стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки. Они стонали от изнурительной, невыносимо тяжелой работы.
Потрясенный и испуганный бежал за ними. Когда они расположились на отдых, до него донеслись слова больного, замученного человека, взволновавшего до слез Некрасова.
Чтец: Отрывок из стихотворения «Бурлаки на Волге».
В каких-то розовых мечтах
Я позабылся. Сон и зной
Уже царили надо мной.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик —
И сердце дрогнуло во мне…
Слайд.
Пристань «Песенная лирика»
Ученик:
Одной из наиболее излюбленных поэтических форм была форма песни. Ею Некрасов владел в совершенстве. Недаром он называл многие свои стихотворения песнями: «Песня Еремушке», Колыбельная».
Стихотворения Некрасова становились народными песнями не только потому, что в них много фольклорных словечек, но и трагедия, ирония и отчаяние, народный здравый смысл и истинно русская мечтательность.
(Звучит народная песня на стихи Некрасова)
Слайд.
Пристань. Пейзажная лирика.
Ученик:
Нет, пожалуй, ни одного поэта, в творчестве которого отсутствует пейзажная лирика. Ведь уметь ощущать красоту природы, видеть ее неповторимую прелесть в постоянно меняющихся картинах, по-моему, является принадлежностью поэтически одаренного человека.
В лирике Некрасова есть много замечательных пейзажных зарисовок, которые говорят о глубокой и нежной любви поэта к родной земле.
Чтец: Отрывок из стихотворения «Зеленый шум».
Идет-гудет Зеленый Шум*,
Зеленый Шум, весенний шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Поднимет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух и вода!
- Что значит «Зеленый шум»?
- Так народ называл пробуждение природы весной.
Ученик:
Но природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует простому народу.
Например, стихотворение «Перед дождем».
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» — привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…
Природа чувствует приближение осени, и это состояние подобно состоянию человека, который чувствует приближение беды.
Слайд.
Пристань живописи.
Слайд.
Картина Перова «Тройка»
- С какими стихотворением перекликается эта картина?
- «Крестьянские дети».
Ученик:
Художник «как и поэт» с большой любовью относится к детям. Они такие же разные, как и ребятишки из стихотворения. Хотя на детях бедная, оборванная одежда, давно не стриженные головы, но бросаются в глаза их смышленые лица, живые, любознательные глаза. А это свидетельствует об уважении художников крестьянским детям, о том, что они видели в простом мужике человека, личность со своим миром чувств, переживаний, мыслей. В этом близость картины со стихотворением, которое проникнуто любовью к детям.
- Какие картины вам еще известны, которые перекликаются со стихотворениями Некрасова?
Слайд.
Картина «Ремонт дороги».
Ученик:
О стихотворении «Железная дорога».
Слайд.
Картина «Бурлаки на Волге».
Ученик:
О стихотворении «На Волге».
Ученик:
На этом наше путешествие подошло к концу.
Рефлексия.
- Я думаю, что надо в любом возрасте оставаться человеком, быть добрым, чутким, уважительным, много работать над собой, всегда достигать свои цели и жить по совести.
- Я думаю, что путь жизни и творчества великого русского классика Николая Алексеевича Некрасова будет иметь для каждого огромное воспитательное значение.
Домашнее задание. Сочинение – миниатюра по одной из представленных в проекте картин.