12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Агузарова Залина Цараевна44
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
0

Кто жизнь свою всецело отдаёт на борьбу за брата- человека, только тот себя переживёт.



Урок-проект



«Кто жизнь свою всецело отдаёт на борьбу за брата-

человека, только тот себя переживёт»

(О творчестве Н.А.Некрасова)





Агузарова З.Ц.

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «СОШ им. Героя Советского Союза А.М. Селютина

с. Михайловское»



Слайд. Тема : «Кто жизнь свою всецело отдаёт на борьбу за брата-

человека, только тот себя переживёт».(О творчестве Н.А.Некрасова).

Цели урока: 

Ι. Образовательные: создать условия для совершенствования навыка выразительного чтения, для развития умения устно и письменно выражать свои мысли; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать  свои мысли,   делать выводы; формировать представление о лирическом герое на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя;  развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Задачи: 

обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,

          умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУД:  формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтенияизлагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

обеспечить условия для формирования личностных УУД:

умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Методы:  проблемно-поисковыйметод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,  фронтальный опрос.

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.



Слайд. Эпиграф.

Портрет Н.А.Некрасова

Ученик:

«Не принижая ни на минуту алтарей Пушкина и Лермонтова, ни

более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других писателей, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым мы с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова». ( А. В. Луначарский)

- Уважаемые наши гости! Приглашаем вас совершить с нами небольшое путешествие по Волге.

Вы спросите, почему мы выбрали Волгу?

Ответ вы узнаете в конце урока.



Слайд.

Пристань «Детство»

Со слайдом песня «Детство».

Ученик:

Да, удивительная эта пора – детство. Наверное, каждый взрослый мечтает хоть на одну минуту вернуться в то чудесное и беззаботное время. В детстве мы верим в романтическую мечту, мечтаем о приключениях, удивительных странах и материках, таинственных островах. Кто бы не хотел проплыть по великой русской реке Волге, насладиться живописной красотой русской природы.



Слайд.

Пристань с.Грешнево Ярославской губернии.

Ученик:

В с.Грешнево находится родовое имение Некрасовых. Здесь располагается дом-музей поэта, сохранились личные вещи Николая Алексеевича и его родителей.

Детство Некрасова прошло в усадьбе отца, расположенной на берегу Волги. Прогулки по волжским берегам были любимым занятием маленького Николая.

Чтец: отрывок из стих.-я «На Волге».

О Волга!.. колыбель моя! 
Любил ли кто тебя, как я? 
Один, по утренним зарям, 
Когда еще всё в мире спит 
И алый блеск едва скользит 
По темно-голубым волнам, 
Я убегал к родной реке...

Ученик:

Отец Некрасова был очень крутого нрава. Он не щадил ни мать, ни сына. Но больше всего доставалось крестьянам и матери поэта, которая заступалась за них. Она была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная, хорошо знала мировую поэзию и часто пересказывала сыну те отрывки из творений великих писателей, которые были доступны его пониманию. Наверное, не было другого поэта, который так часто, с такой любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери.



Слайд.

«Мать»

Чтец: стихотворение «Родина» (отрывок).

Вот темный, темный сад... Чей лик в аллее дальной
Мелькает меж ветвей, болезненно — печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил... о! знаю, знаю я!..
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде -
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы...
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И все, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..



Слайд.

Пристань «Творчество»

Иди к униженным,

Иди к обиженным.

Там нужен ты.

Ученик:

Этой своей заповеди Некрасов не нарушал никогда. Он называл свою музу «печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков».

Как сам Некрасов утверждал, именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. Читая их, мы чувствуем в них жалость к страдающим.



Чтец: Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская».

В полном разгаре страда деревенская...

Доля ты!- русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.



Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!





Зной нестерпимый: равнина безлесная,

Нивы, покосы да ширь поднебесная -

Солнце нещадно палит.



Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

Жалит, щекочет, жужжит!



Приподнимая косулю тяжелую,

Баба порезала ноженьку голую -

Некогда кровь унимать!



Слышится крик у соседней полосыньки,

Баба туда - растрепалися косыньки,-

Надо ребенка качать!



Что же ты стала над ним в отупении?

Пой ему песню о вечном терпении,

Пой, терпеливая мать!..



Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,

Право, сказать мудрено.

В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,

Канут они - всё равно!



Вот она губы свои опаленные

Жадно подносит к краям...

Вкусны ли, милая, слезы соленые

С кислым кваском пополам?..



Физкультминутка.

Слайд. Деревенские дети.

Ученик:

Поэту с ранних лет хорошо была знакома жизнь деревенских ребят. Он общался с ними как с равными. Ходил с ребятами в лес, на речку. Некрасову стала близка мила деревенская жизнь, жизнь простого человека.

Чтец: Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети».

Счастливый народ! Ни науки, ни неги 
Не ведают в детстве они. 
Я делывал с ними грибные набеги: 
Раскапывал листья, обшаривал пни, 
Старался приметить грибное местечко, 
А утром не мог ни за что отыскать.

Ученик:

Как мы уже сказали, детские воспоминания Некрасова были связаны с Волгой. Но на этой «благословенной реке» ему довелось испытать первое глубокое горе.

Он бродил по берегу в жаркую пору и вдруг услышал какие-то стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки. Они стонали от изнурительной, невыносимо тяжелой работы.

Потрясенный и испуганный бежал за ними. Когда они расположились на отдых, до него донеслись слова больного, замученного человека, взволновавшего до слез Некрасова.



Чтец: Отрывок из стихотворения «Бурлаки на Волге».

В каких-то розовых мечтах 
Я позабылся. Сон и зной 
Уже царили надо мной. 
Но вдруг я стоны услыхал, 
И взор мой на берег упал. 
Почти пригнувшись головой 
К ногам, обвитым бечевой, 
Обутым в лапти, вдоль реки 
Ползли гурьбою бурлаки, 
И был невыносимо дик 
И страшно ясен в тишине 
Их мерный похоронный крик — 
И сердце дрогнуло во мне…

Слайд.

Пристань «Песенная лирика»

Ученик:

Одной из наиболее излюбленных поэтических форм была форма песни. Ею Некрасов владел в совершенстве. Недаром он называл многие свои стихотворения песнями: «Песня Еремушке», Колыбельная».

Стихотворения Некрасова становились народными песнями не только потому, что в них много фольклорных словечек, но и трагедия, ирония и отчаяние, народный здравый смысл и истинно русская мечтательность.

(Звучит народная песня на стихи Некрасова)



Слайд.

Пристань. Пейзажная лирика.

Ученик:

Нет, пожалуй, ни одного поэта, в творчестве которого отсутствует пейзажная лирика. Ведь уметь ощущать красоту природы, видеть ее неповторимую прелесть в постоянно меняющихся картинах, по-моему, является принадлежностью поэтически одаренного человека.

В лирике Некрасова есть много замечательных пейзажных зарисовок, которые говорят о глубокой и нежной любви поэта к родной земле.

Чтец: Отрывок из стихотворения «Зеленый шум».

Идет-гудет Зеленый Шум*,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Поднимет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух и вода!

- Что значит «Зеленый шум»?

- Так народ называл пробуждение природы весной.

Ученик:

Но природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует простому народу.

Например, стихотворение «Перед дождем».

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» — привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…

Природа чувствует приближение осени, и это состояние подобно состоянию человека, который чувствует приближение беды.

Слайд.

Пристань живописи.



Слайд.

Картина Перова «Тройка»

- С какими стихотворением перекликается эта картина?

- «Крестьянские дети».

Ученик:

Художник «как и поэт» с большой любовью относится к детям. Они такие же разные, как и ребятишки из стихотворения. Хотя на детях бедная, оборванная одежда, давно не стриженные головы, но бросаются в глаза их смышленые лица, живые, любознательные глаза. А это свидетельствует об уважении художников крестьянским детям, о том, что они видели в простом мужике человека, личность со своим миром чувств, переживаний, мыслей. В этом близость картины со стихотворением, которое проникнуто любовью к детям.

- Какие картины вам еще известны, которые перекликаются со стихотворениями Некрасова?

Слайд.

Картина «Ремонт дороги».

Ученик:

О стихотворении «Железная дорога».





Слайд.

Картина «Бурлаки на Волге».

Ученик:

О стихотворении «На Волге».

Ученик:

На этом наше путешествие подошло к концу.

Рефлексия.

- Я думаю, что надо в любом возрасте оставаться человеком, быть добрым, чутким, уважительным, много работать над собой, всегда достигать свои цели и жить по совести.

- Я думаю, что путь жизни и творчества великого русского классика Николая Алексеевича Некрасова будет иметь для каждого огромное воспитательное значение.

Домашнее задание. Сочинение – миниатюра по одной из представленных в проекте картин.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.