12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Репина Раиса Георгиевна58
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

Календарно-тематическое планирование

учебного курса по Географии для 5 класса



п/п

Тема урока

Количество часов

Предметные результаты изучения темы (раздела)

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле – 5 ч

1

Географические методы изучения окружающей среды

1

Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником

П.1

1-5 сентября



2

Как люди открывал Землю (1)

1

Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки.

П.2

7-12 сентября



3

Как люди открывали Землю (2)

1

Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях. Находить информацию (в Интернете, печатных СМИ, дополнительной литературе) о развитии географических знаний о Земле

П.3-4

14-19 сентября



4

Современный этап научных географических исследований

1

Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии

П.5

21-26 сентября



5

Контрольная работа по теме «Развитие географических знаний о Земле»

1

Выполнение контрольной работы по вариантам. Терминологический диктант

Без д.з.

28 сентября– 3 октября



Тема 2. Земля – планета Солнечной системы – 4 ч

6

Земля – планета Солнечной системы

1

Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы.

П.6

5-10 октября



7

Движение Земли

1

Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли

П.7

12-17 октября



8

Солнечный свет на Земле

1

Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца ("Орбитальное движение Земли") и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года

П.8

19-24 октября



9

Контрольная работа по теме «Земля – планета Солнечной системы»

1

Выполнение контрольной работы по вариантам. Терминологический диктант

Без дз.

26-31 октября



Тема 3. План и карта – 11 ч

10

Ориентирование на местности

1

Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности

П.9

9-14 ноября



11

Земная поверхность на плане и карте (1)

1

Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Измерять расстояния и определять направления на местности и плане.

П.10

16-21 ноября



12

Практическая работа

1

Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейший план местности

Чтение и решение задач с условными знаками

23-28 ноября



13

Земная поверхность на плане и карте (2)

1

Работать с терминологией и условными знаками

П.11

30 ноября -5 декабря



14

Учимся с "Полярной звездой" (1)

1

Чтение плана местности.

П.12

7-12 декабря



15

Географическая карта

1

Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления на глобусе. Выделять основные свойства карты. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию. Определять направление по компасу,  «Полярной звезде», «живым ориентирам»; Определять на плане расстояния между объектами; Ориентироваться  на местности; Использовать оборудование для глазомерной съемки; Составлять простейший план местности.


П.13

14-19 декабря



16

Градусная сетка

1

Выявить на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте

П.14

21-26 декабря



17

Географическая широта

1

Определять географические координаты объектов на карте.

Определять географическую широту и долготу. Раскрыть значение знаний о географических координатах в жизни людей.

П.15

11-16 января



18

Географическая долгота

1

П.16

18-23 января



19

Учимся с "Полярной звездой" (2)

1

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.

 Определять

расстояние  с помощью градусной сетки.

П.17

25-30 января



20

Контрольная работа по теме «План и карта»

1

Определять направления и расстояния по плану

и карте с помощью линейного, именованного

и численного масштабов. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной

поверхности по топографической и физической

карте. Составлять описание маршрута по топографической карте. Находить объект на карте

по его координатам. Выполнять проектное

задание в сотрудничестве

Без д.з.

1 - 6 февраля



Тема 4. Человек на Земле – 3 ч

21

Как люди заселяли Землю

1

Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни

Опережающее дз (сообщение)

8-13 февраля



22

Расы и народы

1

Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Определять наиболее и наименее заселённые территории суши. Выделять самые крупные по площади государства на Земле

Атлас с 10-13

(работа с картой и контурной картой)

15-20 февраля



23

Учимся с "Полярной звездой"(3)

1

Находить и показывать на карте свою страну.

Находить на политической карте страны - соседи,

наиболее крупные и известные страны мира.

Сравнивать страны по величине территории,

расположению. Систематизировать новую информацию

Атлас с 10-13

(работа с картой и контурной картой)

22-27 февраля



Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли – 11 ч.

24

Земная кора и литосфера

1

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит

П.18

1-6 марта



25

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

1

Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения

П.19

9-13 марта



26

Горные породы, минералы, полезные ископаемые

1

П.19

15-20 марта



27

Движение земной коры (1)

1

Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма

П.20

31 марта – 3 апреля



28

Движение земной коры (2)

1

П.21

5-10 апреля



29

Рельеф Земли. Равнины

1

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана – конспекта

П.22

12-17 апреля



30

Рельеф Земли. Горы

1

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности

П.23

10-15 мая



31

Учимся с "Полярной звездой" (4)

1

Находить географические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров (рек, гор и т.д.). Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на неё. Выполнять проектное задание в сотрудничестве

П.24

26 - 30 апреля



32

Человек и литосфера

1

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его деятельности

П.25

3-7 мая



33

Контрольная работа по теме "Литосфера"

1

Выполнение контрольной работы по вариантам. Терминологический диктант

Без дз

10-15 мая



34

Обобщающий урок по теме "Литосфера"

1

Объяснят понятия "Литосфера"  «Полезные ископаемые, «Вулкан». «Равнины» , «Горы»

Классифицируют горные породы и формы рельефа

Опишут по плану равнины и горы

Определят местонахождения крупных форм рельефа на географической карте

Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности

термины

17-22 мая















































Пояснительная записка

к рабочей программе по географии для учащихся 5 класса

курса «География»



Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе:

- примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 18.04.2015 № 1/15);

- основной образовательной программы основного общего образования МОУ СШ № 3;

- рабочей программой по географии предметной линии учебников "Полярная звезда" с использованием УМК по географии для 5 – 9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.

Цели курса:

- обеспечить достаточную естественнонаучную подготовку для изучения географии как самостоятельного предмета, осуществить приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.

- сформировать у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.



Задачи курса:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Общая характеристика учебного курса:

«География» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы под редакцией

В.В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной А.И. Алексеева, Москва «Просвещение»

Описание места предмета в учебном плане:

В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет «география» изучается в 5-ом классе по 1 часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа.

Предметные результаты освоения учебного курса:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.



Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли.

Содержание учебного предмета.

Курс состоит из 5-ти разделов:

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле – 5 ч

Тема 2. Земля – планета Солнечной системы – 4 ч

Тема 3. План и карта – 11 ч

Тема 4. Человек на Земле – 3 ч

Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли – 11 ч.

Формы промежуточного и итогового контроля:

Входной контроль – 1

Промежуточный контроль – 3

Практические работы – 5

УМК и материально-техническое оснащение:

Учебник: География. 5-6 классы. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. 2020. Просвещение.

Поурочные разработки: География. 5-6 классы. Николина В.В. 2020. Просвещение.

Атлас: Полярная звезда. География 5-6 классы. 2020. Просвещение.

Наглядные пособия: Настенные карты. Набор минералов.

Мультимедийные ресурсы: телевизор, презентации, диски, интернет - ресурсы.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.