Календарно-тематическое планирование учебного курса по Географии для 5 класса (УМК «Полярная звезда»)
Календарно-тематическое планирование
учебного курса по Географии для 5 класса
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Предметные результаты изучения темы (раздела) | Домашнее задание | Дата проведения | ||
план | факт | ||||||
5е | 5ж | ||||||
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле – 5 ч | |||||||
1 | Географические методы изучения окружающей среды | 1 | Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником | П.1 | 1-5 сентября | | |
2 | Как люди открывал Землю (1) | 1 | Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки. | П.2 | 7-12 сентября | | |
3 | Как люди открывали Землю (2) | 1 | Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях. Находить информацию (в Интернете, печатных СМИ, дополнительной литературе) о развитии географических знаний о Земле | П.3-4 | 14-19 сентября | | |
4 | Современный этап научных географических исследований | 1 | Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии | П.5 | 21-26 сентября | | |
5 | Контрольная работа по теме «Развитие географических знаний о Земле» | 1 | Выполнение контрольной работы по вариантам. Терминологический диктант | Без д.з. | 28 сентября– 3 октября | | |
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы – 4 ч | |||||||
6 | Земля – планета Солнечной системы | 1 | Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. | П.6 | 5-10 октября | | |
7 | Движение Земли | 1 | Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли | П.7 | 12-17 октября | | |
8 | Солнечный свет на Земле | 1 | Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца ("Орбитальное движение Земли") и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года | П.8 | 19-24 октября | | |
9 | Контрольная работа по теме «Земля – планета Солнечной системы» | 1 | Выполнение контрольной работы по вариантам. Терминологический диктант | Без дз. | 26-31 октября | | |
Тема 3. План и карта – 11 ч | |||||||
10 | Ориентирование на местности | 1 | Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности | П.9 | 9-14 ноября | | |
11 | Земная поверхность на плане и карте (1) | 1 | Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. | П.10 | 16-21 ноября | | |
12 | Практическая работа | 1 | Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейший план местности | Чтение и решение задач с условными знаками | 23-28 ноября | | |
13 | Земная поверхность на плане и карте (2) | 1 | Работать с терминологией и условными знаками | П.11 | 30 ноября -5 декабря | | |
14 | Учимся с "Полярной звездой" (1) | 1 | Чтение плана местности. | П.12 | 7-12 декабря | | |
15 | Географическая карта | 1 | Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления на глобусе. Выделять основные свойства карты. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию. Определять направление по компасу, «Полярной звезде», «живым ориентирам»; Определять на плане расстояния между объектами; Ориентироваться на местности; Использовать оборудование для глазомерной съемки; Составлять простейший план местности. | П.13 | 14-19 декабря | | |
16 | Градусная сетка | 1 | Выявить на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте | П.14 | 21-26 декабря | | |
17 | Географическая широта | 1 | Определять географические координаты объектов на карте. Определять географическую широту и долготу. Раскрыть значение знаний о географических координатах в жизни людей. | П.15 | 11-16 января | | |
18 | Географическая долгота | 1 | П.16 | 18-23 января | | | |
19 | Учимся с "Полярной звездой" (2) | 1 | Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Определять расстояние с помощью градусной сетки. | П.17 | 25-30 января | | |
20 | Контрольная работа по теме «План и карта» | 1 | Определять направления и расстояния по плану и карте с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составлять описание маршрута по топографической карте. Находить объект на карте по его координатам. Выполнять проектное задание в сотрудничестве | Без д.з. | 1 - 6 февраля | | |
Тема 4. Человек на Земле – 3 ч | |||||||
21 | Как люди заселяли Землю | 1 | Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни | Опережающее дз (сообщение) | 8-13 февраля | | |
22 | Расы и народы | 1 | Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Определять наиболее и наименее заселённые территории суши. Выделять самые крупные по площади государства на Земле | Атлас с 10-13 (работа с картой и контурной картой) | 15-20 февраля | | |
23 | Учимся с "Полярной звездой"(3) | 1 | Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте страны - соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине территории, расположению. Систематизировать новую информацию | Атлас с 10-13 (работа с картой и контурной картой) | 22-27 февраля | | |
Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли – 11 ч. | |||||||
24 | Земная кора и литосфера | 1 | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит | П.18 | 1-6 марта | | |
25 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые | 1 | Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения | П.19 | 9-13 марта | | |
26 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые | 1 | П.19 | 15-20 марта | | | |
27 | Движение земной коры (1) | 1 | Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма | П.20 | 31 марта – 3 апреля | | |
28 | Движение земной коры (2) | 1 | П.21 | 5-10 апреля | | | |
29 | Рельеф Земли. Равнины | 1 | Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана – конспекта | П.22 | 12-17 апреля | | |
30 | Рельеф Земли. Горы | 1 | Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности | П.23 | 10-15 мая | | |
31 | Учимся с "Полярной звездой" (4) | 1 | Находить географические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров (рек, гор и т.д.). Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на неё. Выполнять проектное задание в сотрудничестве | П.24 | 26 - 30 апреля | | |
32 | Человек и литосфера | 1 | Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его деятельности | П.25 | 3-7 мая | | |
33 | Контрольная работа по теме "Литосфера" | 1 | Выполнение контрольной работы по вариантам. Терминологический диктант | Без дз | 10-15 мая | | |
34 | Обобщающий урок по теме "Литосфера" | 1 | Объяснят понятия "Литосфера" «Полезные ископаемые, «Вулкан». «Равнины» , «Горы» Классифицируют горные породы и формы рельефа Опишут по плану равнины и горы Определят местонахождения крупных форм рельефа на географической карте Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности | термины | 17-22 мая | | |
Пояснительная записка
к рабочей программе по географии для учащихся 5 класса
курса «География»
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе:
- примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 18.04.2015 № 1/15);
- основной образовательной программы основного общего образования МОУ СШ № 3;
- рабочей программой по географии предметной линии учебников "Полярная звезда" с использованием УМК по географии для 5 – 9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.
Цели курса:
- обеспечить достаточную естественнонаучную подготовку для изучения географии как самостоятельного предмета, осуществить приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.
- сформировать у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Задачи курса:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Общая характеристика учебного курса:
«География» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы под редакцией
В.В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной А.И. Алексеева, Москва «Просвещение»
Описание места предмета в учебном плане:
В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет «география» изучается в 5-ом классе по 1 часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа.
Предметные результаты освоения учебного курса:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
Содержание учебного предмета.
Курс состоит из 5-ти разделов:
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле – 5 ч
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы – 4 ч
Тема 3. План и карта – 11 ч
Тема 4. Человек на Земле – 3 ч
Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли – 11 ч.
Формы промежуточного и итогового контроля:
Входной контроль – 1
Промежуточный контроль – 3
Практические работы – 5
УМК и материально-техническое оснащение:
Учебник: География. 5-6 классы. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. 2020. Просвещение.
Поурочные разработки: География. 5-6 классы. Николина В.В. 2020. Просвещение.
Атлас: Полярная звезда. География 5-6 классы. 2020. Просвещение.
Наглядные пособия: Настенные карты. Набор минералов.
Мультимедийные ресурсы: телевизор, презентации, диски, интернет - ресурсы.