КТП по чтению в 8 классе (УМК под ред. В. В. Воронковой)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ПО ПРЕДМЕТУ ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
8 класс (Базовый уровень)
Составлено на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 – 9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» и в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
| Кол-во часов | Р/Р | ВН/ЧТ | |||
план | факт | план | факт | план | факт | |
Всего | 102 | | 3 | | 7 | |
I четверть | | | | | | |
II четверть | | | | | | |
III четверть | | | | | | |
IV четверть | | | | | | |
Составитель:
Де Ольга Николаевна,
учитель русского языка
и литературы МБОУ СОШ
с.п. «Село Лончаково
2020
Дата | № | Тема урока | Содержание урока | Требования к уровню подготовки уч-ся | Тип урока |
| 1. | Устное народное творчество. Сказки. | Жанры устного народного творчества; особенности сказок; | -называть жанры устного народного творчества; называть особенности сказок. | Урок сообщения новых знаний. |
| 2. | «Волшебное кольцо» (Русская народная сказка) | Познакомить со сказкой; читать по ролям; объяснять слова и выражения. | -находить слова и выражения, характерные для сказок. | Урок сообщения новых знаний |
| 3. | «Волшебное кольцо» (Русская народная сказка) | Познакомить со сказкой; читать осознанно целыми словами; объяснять слова и выражения. | Пересказывать сказку близко к тексту | Урок сообщения новых знаний |
| 4. | «Волшебное кольцо» (Русская народная сказка) | Познакомить со сказкой; читать по ролям; объяснять слова и выражения. | -находить слова и выражения, характерные для сказок. | Урок сообщения новых знаний |
| 5. | «Волшебное кольцо» (Русская народная сказка) | Познакомить со сказкой; читать по ролям; объяснять слова и выражения. | -находить слова и выражения, характерные для сказок. | Урок сообщения новых знаний |
| 6. | «Волшебное кольцо» (Русская народная сказка) | Разделение сказки на части и пересказ по плану | Краткий пересказ прочитанного | Комбинированный урок |
| 7. | Пословицы и поговорки | Познакомить с пословицами и поговорками. Смыслом пословиц и поговорок | -объяснять значение поговорок; понимать отношение народа к трудолюбивым и к бездельникам | Урок сообщения новых знаний. |
| 8. | Баллады. | Познакомить с балладами. Выделить главную мысль баллад. | -доказывать справедливость героев. | Урок сообщения новых знаний |
| 9. | «Перчатка» (повесть). В.А.Жуковский | Познакомить с повестью В.А.Жуковского «Перчатка», с особенностями написания повести | Выразительно читать повесть. Оценивание поступка дамы и рыцаря | Урок сообщения новых знаний |
| 10. | «Нашла коса на камень» И.З.Суриков | Познакомить учащихся с языком баллады; | -выразительно читать балладу; объяснять поведение героев; читать по ролям | Урок сообщения новых знаний |
| 11. | Внеклассное чтение. Баллада В.Жуковского «Светлана» | Знакомство с балладами. | Анализировать прочитанные произведения | Урок семинар |
| 12. | Былины. | Знакомство с былинами | -отвечать на вопросы, находить ответы в тексте. | Урок сообщения новых знаний |
| 13. | «Садко» (отрывок) | Познакомиться с былиной «Садко». Ответить на вопросы. | -отвечать на вопросы по теме; высказывать свои предположения; | Урок сообщения новых знаний |
| 14. | «Садко» (отрывок) | Познакомиться с былиной «Садко». Ответить на вопросы. | -отвечать на вопросы по теме; высказывать свои предположения; | Урок обобщения |
| 15. | Произведения русских писателей XIX века. А.С.Пушкин 1799-1837 | Познакомить с русскими писателями XIX века и их произведениями. Сведения о жизни и творчестве А.С.Пушкина | -рассказывать о русских писателях XIX века и их произведениями. - знать сведения о жизни и творчестве А.С.Пушкина | Урок сообщения новых знаний. |
| 16. | М.Я.Басина. Публичное испытание. | Осознанное чтение целыми словами; отвечать на вопросы к прочитанному. | -выражать своё мнение о поступках героев; рассказывать по иллюстрации. | Урок сообщения новых знаний |
| 17. | И.И.Пущин. Записки о Пушкине. | Знакомство с произведениями о жизни А.С.Пушкина | -выражать своё мнение о поступках героев; рассказывать по иллюстрации. | Урок сообщения новых знаний |
| 18. | Памятник (отрывок). Во глубине сибирских руд… | Выразительное чтение стихотворений; отвечать на вопросы к прочитанным стихотворениям. | -выражать своё мнение о поступках героев; рассказывать по иллюстрации. | Урок изучения |
| 19. | «Зимнее утро». | Выразительное чтение стихотворения; отвечать на вопросы к стихотворению. | - передавать торжественное состояние природы, тоску и грусть поэта; выразительно читать стих. | Урок изучения |
| 20. | И.И.Пущину. «Няне». | Выразительное чтение стихотворения; отвечать на вопросы к стихотворениям. | -рассказывать о лицейском друге и няне Пушкина; выразительно читать ст-я | Урок закрепления и обобщения знаний. |
| 21. | Сожженное письмо (отрывок). «Я вас любил…» | Знакомство с любовной лирикой писателя | - выразительно читать произведения любовной лирики | Урок изучения |
| 22. | «Сказка о попе и о работнике его Балде». | Познакомить со сказкой; выразительное чтение; | -передавать торжественное состояние природы, тоску и грусть поэта; выразительно читать стих. | Урок сообщения новых знаний |
| 23. | «Сказка о попе и о его работнике Балде». | Чтение сказки; рассказать о сказочных чудесах, выразительно прочитать; | -отвечать на вопросы после чтения; краткая характеристика главных героев; читать по ролям | Комбинированный урок. |
| 24. | Михаил Юрьевич Лермонтов 1814-1841 | Познакомить с творчеством Лермонтова; тяжёлое событие в жизни поэта; сходство судеб Пушкина и Лермонтова. | -знать наиболее важные произведения Лермонтова; сравнить сведения из жизни Пушкина и Лермонтова. | Урок изучения |
| 25. | «Смерть поэта» (отрывок). | Познакомить с творчеством Лермонтова; отношение Лермонтова к смерти поэта | -делить ст-е на части; выразительно читать ст-е; отношение Лермонтова к окружению и гибели великого поэта. | Урок сообщения новых знаний |
| 26. | «Родина». «Парус». | Знакомство с ранней лирикой поэта; | -рассказывать о ранней лирике поэта; | Урок изучения |
| 27. | «Сосна» | - познакомиться со ст-ем; отвечать на вопросы после текста. Очеловечивание сосны. Научиться читать песню. | - выразительно читать ст-е; видеть два плана ст-я, мотив одиночества в переводе с Г.Гейне «Сосна». | Урок изучения |
| 28. | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывки) | - познакомиться с песней; отвечать на вопросы после текста. Научиться читать песню. | - выразительно читать песнь; описание красоты русской женщины; оценивание поступка героев | Урок изучения |
| 29. | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывки) | - познакомиться с песней; отвечать на вопросы после текста. Научиться читать песню. | - выразительно читать песнь; оценивание поступка героев | Урок изучения |
| 30. | Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (отрывки) | познакомиться с песней; отвечать на вопросы после текста. Научиться читать песню. | выразительно читать песнь; сравнения в описании утра; отношение к гибели Кирибеевича | Урок изучения |
| 31. | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывки) | - обобщить прочитанное произведение; отвечать на вопросы. Выражать свое отношение к гибели героев. | - выразительно читать песнь; выражать свое отношение к гибели героев; предположение возможного поворота событий. | Урок обобщения |
| 32. | Внеклассное чтение. Произведения о родине и любви. | Познакомиться со стихотворением; называть признаки осени; достижения поэта в ст-ии. | -выделять действующих персонажей стих-ия; читать по ролям. | Комбинированный урок |
| 33. | Иван Андреевич Крылов 1769-1844 | Детство Крылова; творчество; басни; значение слова БАСНОПИСЕЦ | -рассказывать о семье Крылова; знать, кого и за что высмеивал И.А.Крылов. | Урок сообщения новых знаний |
| 34. | «Волк на псарне» | Знакомство с басней, с событиями, которым посвящена эта басня; объяснение значений новых слов | -знать и объяснять непонятные слова и выражения; полным ответом отвечать на вопросы; действующие лица на иллюстрации | Урок закрепления и повторения |
| 35. | «Осел и Соловей» | Знакомство с басней | Объяснить значение новых слов; читать по ролям, отношение автора к героям | Урок сообщения новой темы |
| 36. | «Муха и Пчела» | Познакомиться с басней; ответить на вопросы после текста. Образы Мухи и Пчелы. | -рассказывать о событиях, кот.передал нам автор; читать по ролям, отношение автора к героям | Комбинированный урок |
| 37. | Николай Алексеевич Некрасов | Знакомство со сведениями о жизни писателя. | -знать о детстве и юношестве писателя и отражение впечатлений в творчестве | Урок сообщения новых знаний |
| 38. | «Размышления у парадного подъезда» (отрывок) | Познакомиться с отрывком из ст-я; ответить на вопросы после текста | -выразительное чтение ст-я; обращение поэта к родной земле, Волге, народу | Урок сообщения новых знаний |
| 39. | «В полном разгаре страда деревенская…» | Познакомиться со ст-ем; ответить на вопросы после текста | -находить описание тяжелой доли русской крестьянки; выразительное чтение | Урок сообщения новых знаний |
| 40. | «Мороз, Красный нос» (отрывок) | Познакомиться с отрывком ст-я; правильное, осознанное выразительное чтение. | -характеристика русской женщины, отношение к работе | Урок сообщения новых знаний |
| 41. | «Русские женщины» (отрывок) | Познакомиться со ст-ем; ответить на вопросы после текста | -рассказывать о изменении жизни пленных; находить слова в тексте, характеризующие девочку. | Урок сообщения новых знаний |
| 42. | Внеклассное чтение «Произведения о русской природе» | Выслушать статьи, подготовленные учащимися. | -прочитать, пересказать статью; сделать вывод. | Урок внеклассного чтения. |
| 43. | Иван Саввич Никитин 1824-186. «Русь» (отрывок) | Познакомить с жизнью И.С.Никитина и его произведениями. Познакомиться с отрывком из ст-я. | - знать сведения из жизни Никитина, главная тема его ст-й. - читать выразительно ст-е; прочитать о любви к родине, о защите ее от врагов. | Урок сообщения новых знаний |
| 44. | «Утро на берегу» | Познакомить со ст-ем. | -выразительно читать ст-е; разделить на части по смыслу | Урок изучения. |
| 45. | Иван Сергеевич Тургенев 1818-1883 | Знакомство со сведениями о детстве писателе, характером И.С.Тургенева | - знать о детстве; подтверждать ответы из текста | Урок сообщение новых знаний |
| 46. | «Муму» (В сокращение). Герасим. Спасение Муму | Знакомство с произведением «Муму». Прочитать и ответить на вопросы после первой и второй частей рассказа. | -находить в тексте ответы на вопросы; характер Герасима, отношения с окружающими. Находить и читать в тексте описание привязанности Герасима к Муму. | Урок изучения |
| 47. | «Муму» (В сокращении). Барыня. | Прочитать и ответить на вопросы после третьей части рассказа. | находить и читать в тексте описание отношения приживалок и слуг к барыне; чтение по ролям | Комбинированный урок |
| 48. | «Муму» (В сокращении). Исчезновение и возвращение Муму | Прочитать и ответить на вопросы после четвертой и пятой частей рассказа. | -рассказывать о поступке Степана и его характеристика; переживания Герасима. Рассказывать о поведении Герасима после исчезновения Муму и ее возвращение. | Комбинированный урок. |
| 49. | «Муму» (В сокращении) Переполох в доме | Прочитать и ответить на вопросы после шестой части рассказа. | -находить в тексте описания переживания барыни и Герасима и их сравнение. | Комбинированный урок. |
| 50. | «Муму» (В сокращении). Объяснение Гаврилы с Герасимом | Прочитать и ответить на вопросы после седьмой части рассказа. | -объяснение Гаврилы с Герасимом; пересказывать по плану. | Комбинированный урок. |
| 51. | «Муму» (В сокращении). Прощание Герасима с Муму | Прочитать и ответить на вопросы после восьмой части рассказа. | - прощание Герасима с Муму; составить хар-ку Герасима по плану. | Комбинированный урок |
| 52. | Лев Николаевич Толстой 1828-1910 | Характер Л.Н.Толстого; случай из жизни; рассказы Толстого; жизнь Л.Н.Толстого. | -перечислять рассказы Л.Н.Толстого и коротко рассказывать о них. | Урок сообщения новых знаний |
| 53. | «После бала» (В сокращении) | Познакомиться с новым рассказом Л.Н.Толстого; отвечать на вопросы после главы. | -рассказывать о месте действия рассказа; мнение о характере полковника; нахождение ответа в тексте. | Урок изучения |
| 54. | «После бала» (В сокращении) | Познакомиться с новым рассказом Л.Н.Толстого; отвечать на вопросы после главы. | -чувства рассказчика, увидевшего сцену наказания; сравнивать первую и вторую часть. | Комбинированный урок |
| 55. | Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о зиме. | Беседа по прочитанным произведениям русских писателей | -пересказывать и анализировать прочитанные произведения | Урок-семинар |
| 56. | Произведения русских писателей 1-й половины XX века. Антон Павлович Чехов 1860-1904 | Детство А.П.Чехова; родители; занятие семьи; актёрский талант будущего поэта; рассказы А.П.Чехова. | -пересказывать о жизни и творчестве поэта; перечислять рассказы, кот.читали ранее. | Урок сообщения новой темы. |
| 57. | «Лошадиная фамилия» | - познакомить учащихся с рассказом писателя, раскрыть значимость его в литературе, показать незаурядность личности Чехова – врача и писателя; | характеризовать речь героев как источник комического; углубить представления детей о категориях комического; - учить добродушно смяться над малодушием; воспитывать в детях чувство юмора. | Урок сообщения новой темы. |
| 58. | Владимир Галактионович Короленко 1853 - 1921 | Семья Владимира Галактионовича; Черты характера; главное в творчестве писателя. | -рассказывать о главном событии из жизни писателя по иллюстрации. | Урок сообщения новой темы. |
| 59. | «Слепой музыкант» (Отрывки). Петрик | Познакомиться с повестью В.Г.Короленко. Прочитать и ответить на вопросы после первой части повести. | -осознанно читать целыми словами, отвечать на вопросы по прочитанному | Комбинированный урок. |
| 60. | «Слепой музыкант» (Отрывки). Знакомство. | Прочитать и ответить на вопросы после второй части повести. | -характеристика детей; рассказ по иллюстрации о знакомстве детей. | Комбинированный урок. |
| 61. | «Слепой музыкант» (отрывки). Разговор Петрика и девочки. Знакомство с семьей Петрика | Прочитать и ответить на вопросы после третьей и четвертой частей повести. | - осознанное чтение целыми словами; чтение отрывка по ролям. Находить в тексте и читать момент знакомства девочки с семьей; отвечать на вопросы по прочитанному. | Комбинированный урок |
| 62. | «Слепой музыкант» (Отрывки). Дружба детей. | Прочитать и ответить на вопросы после пятой и шестой частей повести. | -рассказывать о дружбе детей; находить в тексте ответы на вопросы. Рассказывать о том, как протекала жизнь в усадьбе, отношение героев к тихой жизни в усадьбе | Комбинированный урок |
| 63. | «Слепой музыкант» (Отрывки). Встреча с молодежью. | Прочитать и ответить на вопросы после седьмой и восьмой частей повести. | - рассказывать об изменении Эвелины и Петра, их внешность. Рассказывать о мечтах и о том, что пугало Эвелину в ее мыслях о будущем; решение Эвелины | Комбинированный урок |
| 64. | «Слепой музыкант» (Отрывки). Разговор в аллее. | Прочитать и ответить на вопросы после девятой части повести. | -отвечать на вопросы; подтверждать ответы примерами из текста. | Комбинированный урок. |
| 65. | «Слепой музыкант» (Отрывки). Объяснение Эвелины и Петра | Прочитать и ответить на вопросы после десятой части повести. | отвечать на вопросы; подтверждать ответы примерами из текста; читать по ролям. | Комбинированный урок |
| 66. | «Слепой музыкант» (Отрывки). Игра слепого музыканта. Эпилог. | Прочитать и ответить на вопросы после одиннадцатой части повести. | - осознанно читать целыми словами; отвечать на вопросы по прочитанному. сравнивать героев в детстве и юношестве; их отношение к жизни; отвечать на вопросы по прочитанному | Комбинированный урок |
| 67. | Внеклассное чтение. Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» | Знакомство с рассказом А.П.Чехова «Толстый и тонкий». | Анализ прочитанного произведения. Раскрыть и понять то, что сатирически обличает в своем рассказе автор; показать особенности чеховского стиля. | Урок-семинар |
| 68. | Максим Горький 1868-1936. «Макар Чудра» (отрывок) | Детство А.М.Пешкова; трудовая жизнь; причина выбора псевдонима; автобиографические повести. | --пересказывать о жизни и творчестве М.Горького; перечислять рассказы, кот.читали ранее. | Урок сообщения новой темы. |
| 69. | «Макар Чудра» (отрывок) | Познакомить с новым рассказом М.Горького; ответить на вопросы. | - формировать понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»; | Комбинированный урок |
| 70. | Сергей Александрович Есенин 1895-1925. «Спит ковыль…» | Жизнь и творчество С.А.Есенина. Главные темы поэзии Есенина. Познакомиться с новым ст-ем; ответить на вопросы. | -рассказывать о жизни и творчестве поэта; составлять характеристику; выделять основные темы в творчестве. Выразительно читать ст-е; находить в тексте ответы на вопросы; чтение наизусть | Урок сообщения новой темы. |
| 71. | «Пороша» | Познакомиться с новым ст-ем; ответить на вопросы. | -выразительно читать; находить сравнения, образные слова и выражения в тексте. | Урок изучения |
| 72. | «Отговорила роща золотая…» | Познакомиться с новым ст-ем; ответить на вопросы. | -находить слова, которые передают грусть поэта; ответить с чем сравнивает поэт свои стихи; находить сравнения в тексте | Урок изучения |
| 73. | Андрей Платонович Платонов 1899-1951 | -знакомство с жизнью и творчеством писателя, основные темы произведений писателя | -знать сведения из жизни и творчества писателя | Урок сообщения новой темы. |
| 74. | А.П.Платонов. «Разноцветная бабочка» (Сказка) | Познакомиться со сказкой; ответить на вопросы. | - описывать героя рассказа; пересказывать отрывок из рассказа; характеризовать мальчика и его маму; передать кратко содержание сказки. | Комбинированный урок |
| 75. | Алексей Николаевич Толстой 1883-1945. Русский характер. Егор Дремов | Познакомиться с жизнью и творчеством писателя; ответить на вопросы. Познакомиться с рассказом; ответить на вопросы. | -знать сведения из жизни и творчества писателя; основные идеи его произведений. Находить описание внешности героя. | Урок сообщения новой темы. |
| 76. | А.Н.Толстой. «Русский характер». Отпуск в родном селе | Прочитать и ответить на вопросы после второй части рассказа. | -рассказывать о возвращении в родное село; отвечать на вопросы; краткий пересказ этой части | Комбинированный урок |
| 77. | «Русский характер». Возвращение на службу. | Продолжить знакомство с рассказом. | -отвечать на вопросы; выбирать ответы из данных, высказывать своё мнение. | Комбинированный урок |
| 78. | Николай Алексеевич Заболоцкий 1903-1958. «Некрасивая девочка» | Знакомство с очерком о жизни и творчестве Н.А.Заболоцкого; со ст-ем «Некрасивая девочка». | -рассуждать по проблемам ст-я. Рассуждать о внешней и внутренней красоте человека. Истинная красота. | Урок изучения |
| 79. | Внеклассное чтение. Б.Полевой. Главы из «Повести о настоящем человеке» | Знакомство с главным героем повести Алексеем Мересьевым и его прототипом; с теми, кто сумел повторить подвиг легендарного летчика в военное и мирное время; | совершенствовать умения анализировать поступки героев повести; воспитывать интерес к чтению, к истории России; | Урок семинар |
| 80. | Константин Георгиевич Паустовский 1892-1968 «Телеграмма» | Жизнь и творчество писателя; Познакомиться с произведением К.Г.Паустовского | -рассказывать о жизни и творчестве писателя; словесно рисовать картины; выразитель, бегло читать. | Урок сообщения новой темы |
| 81. | К.Г.Паустовский «Телеграмма» | Читать и отвечать на вопросы ко второй части рассказа. | Сравнивать отношение Насти к матери и к художнику; объяснять чувства Насти, когда она поняла, что теряет мать. | Урок изучения |
| 82. | Рувим Исаевич Фраерман (1896-1972). «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» (отрывки) | Жизнь и творчество Р.И.Фраерман; Познакомить с отрывками из книги; ответить на вопросы после первого отрывка. | -рассказывать о жизни и творчестве поэта; отвечать на вопросы. Рассказать о чувствах Тани, вызванных прочтением письма | Урок сообщения новой темы. |
| 83. | «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» (отрывки) | Читать и отвечать на вопросы ко второму отрывку; пересказывать прочитанное. | -Определять настроение Тани и с чем оно связано; отношение Фильки к Тане. | Комбинированный урок |
| 84. | «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» (отрывки) | Читать и отвечать на вопросы к третьему отрывку; пересказывать прочитанное. | Объяснять чем вызвано волнение Тани и причины поведения Фильки на уроке и в гостях у Тани | Комбинированный урок |
| 85. | «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» (отрывки) | - Читать и отвечать на вопросы ко четвертому отрывку; пересказывать прочитанное. | -объяснять поведение героев; характеризовать Таню. Уметь правильно подбирать заголовок к отрывку | Комбинированный урок |
| 86. | «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» (отрывки) | Читать и отвечать на вопросы к пятому- отрывку; пересказывать прочитанное. | - объяснить причину долгого поиска Таней Фильки; почему расставание оказалось таким тяжелым для ребят | Комбинированный урок |
| 87. | Лев Абрамович Кассиль (1905-1970). «Пекина бутсы» | Знакомство с очерком о жизни и творчество писателя; с рассказом. | -описать внешность и дать характеристику Пеке. Озаглавить первую часть рассказа | Урок сообщения новых знаний |
| 88. | «Пекины бутсы» | Читать и отвечать на вопросы после второй и третьей частей рассказа изученного за год | -чем был вызван смех команды на пароходе; характеристика Пеки по плану | Комбинированный урок |
| 89. | Александр Трифонович Твардовский (1910-1971). Василий Теркин (Отрывки из поэмы). «Гармонь» | Очерк и жизни и творчестве поэта; с отрывками из поэмы. Читать и отвечать на вопросы первого отрывка | - делить отрывок на части по плану, читать выразительно каждую часть. Читать наизусть отрывок из первой части. | Урок сообщения новых знаний |
| 90. | А.Т.Твардовский. Василий Теркин (Отрывки из поэмы). «Кто стрелял». «В наступлении». | Читать и отвечать на вопросы второго и третьего отрывков | - рассказывать о чертах характера главного героя; отношение бойцов к Василию Теркину; охарактеризовать поведение Теркина в бою | Урок изучения |
| 91. | Василий Макарович Шукшин (1929-1974). «Гринька Малюгин» (В сокращении). «Подвиг». | Знакомство с жизнью и творчеством писателя, с отрывками из рассказа. Читать и отвечать на вопросы первой части рассказа. | - рассказывать сведения о жизни героя; давать оценку поступку главного героя; сравнивать поведение людей на пожаре. | Урок сообщения новых знаний |
| 92. | В.М.Шукшин. «Гринька Малюгин» (В сокращении). «В больнице» | Читать и отвечать на вопросы второй и третьей частей рассказа. | - рассказывать о том. Как герой относился к своему подвигу и почему; в чем заключается красота человека | Урок изучения |
| 93. | Внеклассное чтение. Рассказы В.Шукшина «Сильные идут дальше», «Сны матери», «Хозяин бани и огорода» | Пересказать и проанализировать прочитанные произведения. | - обсуждать проблемы рассказов Шукшина; характеризовать героев и их поступки. | Урок внеклассного чтения |
| 94. | Виктор Петрович Астафьев | Знакомство с очерком о жизни и творчестве писателя; проблемами, поднимаемыми автором в его произведениях | - рассказывать о жизни и творчестве писателя; о героях и действиях в повести «Последний поклон» | Урок сообщения новых знаний |
| 95. | «Далекая и близкая сказка» (Глава из повести «Последний поклон») | Знакомство с главой из повести «Последний поклон». Чтение и ответы на вопросы к этой главе | - рассказывать о чувствах мальчика, которые он испытывал. Когда слушал музыку; о сходстве Васи и его жилища. | Урок изучения |
| 96. | Радий Петрович Погодин (1925-1923). | Знакомство с очерком о жизни и творчестве писателя; проблемами, поднимаемыми автором в его произведениях | - рассказывать о жизни и творчестве писателя; о проблемах его произведений | Урок сообщения новых знаний |
| 97. | Р.П.Погодин. «Алфред». «Степка и Гурька». | Читать и отвечать на вопросы к первой и второй частям рассказа | - рассказывать по каким признакам делил детей дед Улан; как назвал бы дед Улан Степку и Гурьку; характеризовать детей. | Урок изучения |
| 98. | «Алфред». Знакомство с Алфредом. Поручение колхоза | Читать и отвечать на вопросы к третьей и четвертой частям рассказа | - рассказать о том, как прошло знакомство с Алфредом; об отношении к нему ребят; о поступках Алфреда | Урок изучения |
| 99. | «Алфред». | Читать и отвечать на вопросы к пятой части рассказа | - рассказывать о событии в саду деда Улана; какие чувства вызвало оно у ребят; оценивать поведение Любы. | Комбинированный урок |
| 100. | Алексей Александрович Сурков (1899-1983). «Родина». | Очерк о жизни поэта. Знакомство со ст-ем «Родина» | - рассказывать о жизни поэта; выразительно читать ст-е; о событиях, которых говорит автор. | Урок сообщения новых знаний |
| 101. | Обобщение по теме «Произведения русских писателей 2-й половины XX века» | Обобщить знания по пройденному разделу. Сравнить прочитанные произведения | - сравнивать и оценивать поступки героев в произведениях | Урок обобщения |
| 102. | Итоговый урок | Отвечать на вопросы | | Комбинированный урок |