12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Александровна Диденко85
Россия, Московская обл., Рабочий поселок Боброво


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Бутовская СОШ №1 _________ И.М.Овчинникова

21 августа 2020 г.




Рабочая программа

по литературному чтению

(базовый уровень)

для 2 - д класса









Составитель: Диденко Татьяна Александровна,

учитель начальных классов







2020-2021 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной программы по учебным предметам в соответствии с ФГОС, авторской программы Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» 2018 г.

На изучение курса «Литературного чтения» по образовательной программе НОО и по учебному плану МБОУ Бутовская СОШ № 1 во 2 классе отводится 4 ч в неделю, в год – 136 ч.

Программа составлена для 2 класса из расчёта 4 часа в неделю, 136 часов в год (на 34 учебные недели) и обеспечена УМК «Школа России» для 2 класса Литературное чтение, Изд. Москва «Просвещение», 2019 г.

Цели предмета:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;

- развитие интереса к чтению и книге;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

- формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

-формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;

- воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи предмета:

- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитание интереса к чтению и книге;

- овладение речевой,письменной и коммуникативной культурой;

- воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;

- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, понимание духовной сущности произведений.

Место учебного курса «Литературное чтение» в учебном плане :

На изучение курса «Литературного чтения» по образовательной программе НОО и по учебному плану МБОУ Бутовская СОШ № 1 во 2 классе отводится 4 ч в неделю, в год – 136 ч.

Программа составлена для 2 класса из расчёта 4 часа в неделю, 136 часов в год (на 34 учебные недели) и обеспечена УМК «Школа России» для 2 класса Литературное чтение, Изд. Москва «Просвещение», 2019 г.

Форма реализации программы:рабочая программа может быть реализована как при очной,так и при дистанционной форме обучения.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Учащийся научится:

- осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

- испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями;

- осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов;

- проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.

- иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р, татарскую, коми, чеченскую и др.);

- проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор;

- включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.

- знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений;

- пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;

- знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения;

- понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома;

- делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности;

- замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа;

- доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания;

- использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях, УСР;

- отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений - это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие. Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм;

- строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.

- проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.

- знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.

- пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости;

- предлагать свои способы сохранения зрения и осанки;

- пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

- сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).

- коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.

- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.

- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Познавательные УУД

- пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.

- пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку).

- осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.

- осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.

- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.

- понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).

Коммуникативные УУД

- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.

- оформлять 1 -2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

- прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.

- аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).

- принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.

- вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.

- выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.

- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.


Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор - читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя

- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;

- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;

- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;

- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;

- соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

- читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;

- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;

- составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

- находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно­-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.

- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.

- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.

- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Содержание учебного предмета

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по литературному чтению и авторской программой учебного курса.

Вводный урок по курсу литературного чтения(1 ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению. Книга как особый вид искусства.

Самое великое чудо на свете (4ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Герои любимых книг. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека».

Устное народное творчество (15ч)

Устное народное творчество. Знакомство с названием раздела. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа.. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Потешки и прибаутки - малые жанры устного народного творчества. Считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества. Загадки-малые жанры устного народного творчества. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики». Творческий пересказ. «Лиса и тетерев». Рассказывание сказки по рисункам. «Лиса и журавль». Герои сказки. Проверка навыков осознанного и правильного чтения. «Каша из топора». Характеристика героев сказок. «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по плану «Гуси- лебеди».

Люблю природу русскую. Осень (8ч)

Знакомство с названием раздела. Картины осенней природы. Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной», К.Бальмонт «Поспевает брусника». А.Плещеев «Осень наступила»,

А.Фет «Ласточки пропали». Сравнение. А. Толстой «Осень». Настроение. Интонация стихотворения. С.Есенин «Закружилась листва золотая». Средства художественной выразительности. В.Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник»

Берестов «Хитрые грибы». Сравнение лирического и прозаического произведений М.Пришвин «Осеннее утро». Оценка достижений.

Русские писатели (14ч)

Знакомство с названием раздела А. С. Пушкин - великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин»: «Вот север тучи нагоняя», «Зима!». Средства художественной выразительности. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения И.А Крылов. Басня «Лебедь. Щука и Рак». Сравнение басни и сказки. Характеристика героев И.А Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей». Структура басни, модель басни. Л.Н Толстой. Басни Л. Н. Толстого. Нравственный смысл басен. Л.Н.Толстой «Филиппок». Характеристика героев произведения Л.Н.Толстой «Правда всего дороже». Подробный пересказ. Л.Н.Толстой «Котенок». Рассказы Л.Н.Толстого. Герои произведений. Внеклассное чтение. Рубрика «Советуем прочитать».

О братьях наших меньших (12 ч)

Знакомство с названием раздела. Веселые стихи о животных., И.Пивоварова «Жила-была собака» В.Берестов «Кошкин щенок». Настроение стихотворения.рифма М.Пришвин «Ребята и утята». Г ерои рассказа М.Пришвин «Ребята и утята». Нравственный смысл поступков Е.Чарушин «Страшный рассказ». Б.Житков «Храбрый утенок». Характеристика героев В.Бианки «Музыкант». Подробный пересказ В.Бианки «Сова». Подробный пересказ на основе вопросов Внеклассное чтение. Рубрика «Советуем прочитать». Обобщение и проверка знаний по разделу. Оценка достижений.

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

Знакомство с названием раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Лирические стихотворения. И Бунин «Зимним холодом пахнуло». К.Бальмонт «Снежинка». Авторское отношение к зиме Я.Аким «Утром кот принес на лапах». Ф.Тютчев «Чародейкою зимою». Слова, которые помогают представить зимние картины.

С.Есенин «Поет зима - аукает», «Береза» .А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя»»», «Зима! Крестьянин, торжествуя.. ,»,Русская народная сказка «Два Мороза». Характеристика героев. С. Михалков «Новогодняя быль», Обобщение по разделу. Оценка достижений.

Писатели детям (17 ч)

Знакомство с названием раздела. К.И Чуковский «Путаница» К.И.Чуковский «Радость». Настроение стихотворения К.И.Чуковский «Федорино горе». Авторское отношение к изображаемомуК.И.Чуковский «Федорино горе». Прием звукозаписи С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли».Эпическое стихотворение А. Л. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука». Заголовок стихотворения А.Л.Барто «Мы не заметили жука». А.Л.Барто «Вовка-добрая душа». Н.Н.Носов «Затейники». Герои юмористического рассказа Н.Н.Носов «Затейники». Подробный пересказ на основе картинного плана Н.Н.Носов«Живая шляпа». Н.Н.Носов «Живая шляпа». Составление плана текста Н.Н.Носов « На горке». Внеклассное чтение. Рубрика «Советуем прочитать». Обобщение по разделу «Писатели детям». Оценка достижений.

Я и мои друзья (10 часов)

Знакомство с названием раздела. Стихи о дружбе и друзьях В.Берестов «За игрой». Соотнесение пословиц и смысла стихотворения Э.Мошковская « Я ушел в свою обиду», В.Берестов «Гляжу с высоты на обиду», В.Лунин. Стихотворение «Я и Вовка». Ю.Ермолаев «Два пирожных» В.Осеева «Волшебное слово». Составление плана рассказа

В.Осеева «Почему?». Смысл названия рассказа. Внеклассное чтение. Рубрика «Советуем прочитать». Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Оценка достижений.

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой Ф.Тютчев «Зима недаром злится.». Настроение стихотворения Ф.Тютчев «Весенние воды». Звукозапись А.Плещеев «Весна», А.Блок «На лугу», И. Бунин «Матери» (в сокращении), А.Плещеев «В бурю» Е.Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел.» С.Васильев «Белая береза». Проект «Г азета «День Победы». Обобщение по разделу. Оценка достижений.

И в шутку и всерьез (14 ч)

Знакомство с названием раздела. Ю.Тувим «Про пана Трулялинского», А.Введенский «Учёный Петя», Д. Хармс «Вы знаете?»,Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха». Герой авторского стихотворения Э.Успенский «Чебурашка». Сравнение героев стихотворенияЭ.Успенский «Если был бы я девчонкой...». Ритм стихотворения Э.Успенский « Над нашей квартирой» Э.Успенский « Память». Авторское отношение к читателю И.Токмакова «Плим», «В чудной стране» Г. Остер «Будем знакомы». Герои юмористических рассказов В. Драгунский «Тайное становится явным». Пересказ текста на основе вопросов. Внеклассное чтение. Рубрика «Советуем прочитать». Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез».

Литература зарубежных стран (14 ч)

Знакомство с названием раздела. Выставка книг. Английская народная песенка «Котауси и мауси»,«Перчатки» Английская народная песенка «Храбрецы» (Перевод К.Чуковского, перевод С.Маршака) Французская народная песенка «Сюзон и мотылек» Немецкая народная песенка « Знают мамы, знают дети»

Ш. Перро «Кот в сапогах». Герои зарубежных сказок Ш. Перро «Кот в сапогах». Сравнение героев зарубежных и русских сказок Ш. Перро «Красная шапочка». Творческий пересказ. Г.Х.Андерсен «Огниво». Внеклассное чтение. Рубрика «Советуем прочитать». Проект «Мой любимый писатель-сказочник. Обобщение по разделу « Литература зарубежных стран». Оценка достижений.

Тематическое планирование:

Тема

Количество

часов

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

2

Самое великое чудо на свете

4

3

Устное народное творчество

15

4

Люблю природу русскую. Осень

8

5

Русские писатели

14

6

О братьях наших меньших

12

7

Из детских журналов

9

8

Люблю природу русскую. Зима

9

9

Писатели детям

17

10

Я и мои друзья

10

11

Люблю природу русскую. Весна

9

12

И в шутку и всерьез

14

13

Литература зарубежных стран

14


ИТОГО

136






























Календарно -тематическое планирование по предмету

«Литературное чтение» для 2-д класса

п/п

Наименование разделов и тем

Содержание

Количество часов

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Вводный урок по курсу литературного чтения(1 ч)

1

Вводный урок по курсу

литературного

чтения.

Введение. Знакомство с учебником литературного чтения. Система условных обозначений. Словарь.

1



Раздел «Самое великое чудо на свете» (4 ч)

2

Самое великое чудо на свете

Знакомство с названием раздела. Книги, прочитанные летом. Творчество читателя, талант писателя

1



3

Старинные и современные книги

Старинные книги Древней Руси, о чём может рассказать старинная книга

1



4

Мы идём в библиотеку.

Получат представление о библиотеке, научатся рассказывать о своей домашней библиотеке.

Научатся сравнивать книги старинные и современные.

1



5

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека?»,

Работать над проектом в группе. Развивать связную речь. Совершенствовать навыки выразительного, осознанного чтения.

1



Раздел «Устное народное творчество» (15 ч)

6

Устное народное творчество

Знакомство с названием раздела. Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы русского народа. Сочинение по пословице.

1



7

Пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки. Распределение пословиц по тематическим группам.

1



8

Русские народные песни

Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных

1






песнях. Рифма.




9

Потешки и прибаутки

Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа.

1



10

Считалки и небылицы

Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы.

1



11

Загадки

Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.

1



12

Народные сказки. Вступительная статья Ю.Коваль

находить слова, которые помогают представить героя произведений УНТ; характеризовать героев сказки; соотносить качества с героями сказок;

придумывать свои собственные сказочные сюжеты

1



13

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

Рассказывание сказки по рисункам. Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом.

1



14

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Рассказывание сказки по плану.

1



15

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Творческий пересказ от

лица тетерева

1



16

Русская народная сказка «Каша из топора».

Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера.

1



17

Русская народная сказка

«Лиса и журавль»

Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом.

1



18

Русская народная сказка «Гуси- лебеди».

Находить признаки сказки, характеризовать героя сказки, выразительно читать текст

1



19

Русская народная сказка «Гуси- лебеди».

Рассказывать сказку по плану, по иллюстрации, от лица другого героя сказки .Соотнесение смысла пословицы со сказочным

1






текстом.




20

Обобщение по разделу «Устное народное творчество».

Узнавать и различать разные фольклорные жанры.

Развивать связную речь учащихся, образное мышление.

1



Раздел «Люблю природу русскую. Осень.»

(9 ч)

21

Прогнозирование содержания раздела «Люблю природу русскую. Осень».

Знакомство с названием раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки.

1



22

Лирическое стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени

первоначальной.

»

Объяснять интересные выражения в лирическом произведении. Настроение стихотворения.

1



23

Лирические

стихотворения

К.Бальмонта

«Поспевает

брусника.»,

А.Плещеева

«Осень

наступила.».

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Интонация.

1



24

Лирическое стихотворение А.Фета «Ласточки пропали.»

Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Средства художественной выразительности. Сравнение.

1



25

«Осенние листья» -- тема для поэтов.

Различать стихотворный и прозаический текст сравнивать их. Сравнение произведений на одну тему: А.Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.» и С.Есенин «Закружилась листва золотая»

1



26

«Осенние листья» -- тема для поэтов.

Сравнение произведений на одну тему: В.Брюсов «Сухие листья.» и И. Токмакова «Опустел скворечник.»

1



27

В. Берестов. «Хитрые грибы».

Сравнение художественного и научно-познавательного текста.

1



28

Пришвин М. «Осеннее утро».

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Средства художественной выразительности.

1




29

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень».

Уметь находить ответы на вопросы по содержанию текста, подбирать антонимы, синонимы, соотносить пословицу с текстом, изображать иллюстрацию к тексту.

1



Раздел «Русские писатели» (14 ч)

30

Прогнозирование содержания раздела «Русские писатели».

Знакомство с названием раздела.

1



31

А.С.Пушкин Вступление к поэме «Руслан и Людмила».

Определять в тексте эпитеты Придумывать собственные эпитеты

Создавать тексты-описания,тексты-повествования. ». Сказочные чудеса.

1



32

А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.

Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения

1



33

А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.

Характеризовать героев сказки на основе анализа их поступков

1



34

А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.

Оценивать свой ответ Уметь работать по вопросам учебника, сравнивать авторские и народные произведения, читать вслух и про себя.

1



35

А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения

1



36

И. А. Крылов. Басня «Лебедь, Рак и Щука».

Структура басни Нравственный смысл басни. Сравнение басни и сказки.

Герои басенного текста.

1



37

И. А. Крылов. Басня «Стрекоза и муравей».

Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей

1



38

Творчество Л. Н. Толстого.

Знать структуру басни, читать по ролям, понимать нравственный смысл басни.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

1



39

Л.Н.Толстой

«Котёнок»

Характеристика героев произведения. Подробный пересказ

1




40

Л.Н.Толстой «Правда всего дороже».

Нравственный смысл произведения

1



41

Л. Н. Толстой. «Филипок».

Характеристика героев произведения. Подробный пересказ.

1



42

Л. Н. Толстой. «Филипок».

Характеристика героев произведения. Подробный пересказ.

1



43

Обобщение по разделу «Русские писатели».

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях, сравнивать произведения, читать вслух и про себя.

1



Раздел «О братьях наших меньших» (12 ч)

44

Прогнозирование содержания раздела «О братьях наших меньших».

Знакомство с названием раздела.

1



45

И. Пивоварова

«Жила-была

собака».

Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении.

1



46

В. Берестов «Кошкин щенок».

Заголовок стихотворения Характер героев стихотворения.

1



47

М. Пришвин «Ребята и утята».

Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана.

1



48

М. Пришвин. «Ребята и утята».

Пересказывать подробно по плану

произведение

Оценивать свой ответ

1



49

Е. Чарушин «Страшный рассказ».

Характеристика героев. Составление плана по опорным словам.

1



50

Е. Чарушин. «Страшный рассказ».

Пересказывать текст подробно и выборочно, характеризовать героя произведения

1



51

Б. Житков «Храбрый утёнок».

Определять героев произведения ,характеризовать их Выражать своё собственное отношение к героям ,давать нравственную оценку поступкам

1




52

Б. Житков «Храбрый утёнок».

Характеристика героев. Выборочный пересказ.

1



53

В. Бианки «Музыкант».

Прогнозирование текста. Подробный пересказ по вопросам.

1



54

В. Бианки «Сова».

Характеристика героев. Чтение диалогов по ролям. Составление рассказа на тему «Человек и природа».

1



55

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы

1



Раздел «Люблю природу русскую. Зима.» (9 ч)

56

Прогнозирование содержания раздела «Люблю природу русскую. Зима».

Знакомство с названием раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.

1



57

Лирические стихотворения И.А.Бунина «Первый снег» и К.Д.Бальмонта «Снежинка»

Настроение стихотворения. Словесное рисование

1



58

Лирические стихотворения Я.Л.Акима «Утром кот принёс на лапах...», Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою.».

Настроение. Авторское отношение к зиме наблюдать за жизнью слов в художественном тексте

Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему

1



59

Лирические

стихотворения

С.А.Есенина

«Поёт зима,

аукает.»,

«Берёза».

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему Слова, которые помогают представить зимние картины.

1



60

Лирические

стихотворения

А.С.Пушкина

«Вот север,тучи

нагоняя.»,

«Зима!

Крестьянин

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте Сравнивать произведения поэта на одну тему Слова, которые помогают представить зимние картины.

1





торжествуя.»





61

Русская народная сказка «Два мороза».

Соотнесение смысла пословицы с главной мыслью произведения. Характеристика героев

1



62

С. Михалков. «Новогодняя быль».

Понимать особенности были и сказочного текста Чувствовать ритм и мелодику стихотворения,читать стихи наизусть

1




С. Михалков. «Новогодняя быль».

Особенности данного жанра. Чтение по ролям.

1



63

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима».

Читать выразительно, передавать настроение стихотворения, рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения, определять содержание по названию.

1



Раздел «Писатели детям» (17 ч)

64

Прогнозирование

содержания

раздела

«Писатели

детям».

К. И. Чуковский.

Приём звукозаписи как средство создания образа.

1



65

К. Чуковский. «Путаница».

Настроение стихотворения. Рифма.

Характеристика героев

1



66

К.И.Чуковский

«Радость».

. Настроение стихотворения. Рифма. Читать по ролям, объяснять значение слов по словарю, определять особенности юмористического произведения.

1



67

К.И.Чуковский «Федорино горе».

Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям.

1



68

К. Чуковский «Федорино горе».

Анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках- шутках;

Определять тему и главную мысль произведения; давать характеристику героям.

1



69

С. В. Михалков «Сила воли».

Характеристика героя произведения

1



70

С. В. Михалков «Мой щенок».

Деление текста на части. Составлять план произведения Читать тексты в паре,

1



71

А.Л.Барто

«Верёвочка».

Настроение. Заголовок стихотворения

1



72

А.Л.Барто «Мы не заметили жука. »

Звукозапись как средство создания образа.

1



73

А. Л. Барто «Вовка - добрая душа».

Характеристика героя произведения с опорой на его поступки.

1



74

Н. Н. Носов «Затейники».

Герои юмористического произведения. Составление плана текста.

1



75

Н. Н. Носов «Затейники».

Герои юмористического произведения. Составление плана текста.

1



76

Н. Н. Носов

«Живая

шляпа».

Герои юмористического произведения. Авторское отношение к ним. Подробный пересказ по плану

1



77

Н. Н. Носов

«Живая

шляпа».

Подробный пересказ по плану

1



78

Н. Н. Носов «На горке».

Герои юмористического произведения.

1



79

Н. Н. Носов «На горке».

Герои юмористического произведения. Подробный пересказ на основе картинного плана.

1



80

Обобщение по теме «Писатели - детям».


1



Раздел «Я и мои друзья» (10 ч)

81

Прогнозирование содержания раздела «Я и мои друзья».

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя Увеличивать темп чтения вслух,

1







исправляя ошибки при повторном чтении текста




82

Ю.Ермолаев «Два пирожных»

Главная мысль рассказа.

1



83

В.Осеева

«Волшебное

слово»

Нравственный смысл поступков. Авторское отношение к героям и их поступкам.

1



84

В.Осеева

«Волшебное

слово»

Нравственный смысл поступков. Авторское отношение к героям и их поступкам. План рассказа. Творческий пересказ от лица героев

1



85

В.Осеева

«Хорошее»

Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Чтение по ролям

1



86

В. Лунин «Я и Вовка»

Соотнесение пословиц и смысла стихотворений Нравственно-этические представления.

1



87

Э.Мошковская «Я ушел в свою обиду.», В.Берестов «За игрой»

Нравственный смысл поступков. Авторское отношение к героям и их поступкам. Сравнение произведений.

1



88

В.Осеева

«Почему?»

Прогнозирование текста. Нравственный смысл поступков.

1



89

В.Осеева

«Почему?»

Прогнозирование текста. Нравственный смысл поступков. Устное составление рассказа на тему.

1



90

Обобщение по теме «Писатели - детям».

Читать осознанно текст художественного произведения;

1



Раздел «Люблю природу русскую. Весна» (9 ч)

91

Прогнозирование содержания раздела «Люблю природу русскую. Весна».

Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок.

1



92

Лирические стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится»,

Наблюдать за жизнью слова Представлять картины весенней природы

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте Приём

1





«Весенние воды»

контраста в создании картин зимы и весны. Звукопись.




93

Лирические стихотворения А.Н.Плещеева «Весна», С.Дрожжина «Весеннее царство» А.А.Блока «На лугу»,

Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов Настроение. Слово как средство создания весенней картины природы

1



94

Лирическое стихотворение А.Плещеева «В бурю»

Формулировка вопросов по содержанию стихотворения. Работа над выразительным чтением.

1



95

И. Бунин «Матери».

Работа над выразительным чтением

1



96

Лирические стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине», Э.Э.Мошковской «Я маму мою обидел»

Формулировка вопросов по содержанию стихотворения. Работа над выразительным чтением. Сравнение произведений на одну тему.

1



97

С. Васильев «Белая берёза»

Формулировка вопросов по содержанию стихотворения. Работа над выразительным чтением.

1



98

Проект «День Победы - 9 мая».

Работать над проектом в группе. Развивать связную речь. Совершенствовать навыки выразительного, осознанного чтения.

1



99

Обобщение по теме «Люблю природу русскую! Весна»

Читать осознанно текст художественного произведения

1



Раздел «И в шутку, и всерьёз». (14 ч)

109

Прогнозирование содержания раздела «И в шутку, и всерьёз».

Знакомство с названием раздела читать произведения вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя

Придумывать весёлый рассказ по опорным словам.

1




110

А. Введенский «Учёный Петя»

Анализировать заголовок произведения

Сравнивать героев произведения, характеризовать их ответы и поступки

1



111

Д. Хармс «Вы знаете?...»

Формулировка вопросов по содержанию стихотворения. Работа над выразительным чтением.

1



112

И. Токмакова

«Плим», «В чудной стране»

Ритм стихотворения.

1



113

Б. В.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего!».

Анализировать заголовок произведения

Сравнивать героев произведения, характеризовать их ответы и поступки

1



114

Б.В.Заходер «Песенки Винни- Пуха»

Интонация. Ритм стихотворения,

1



115

Б. Заходер «Песенки Винни- Пуха».

Отвечать на вопросы по тексту; анализировать поступки героев; выразительно читать стихотворения наизусть.

1



116

Э.Н.Успенский «Если был бы я девчонкой» «Над нашей квартирой», «Память».

Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям;

Отвечать на вопросы по тексту; Анализировать поступки героев.

1



117

Э.Н.Успенский

«Чебурашка»

Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов

1



118

Э.Н.Успенский

«Чебурашка»

Составление плана.

Пересказ текста на основе вопросов Составление сценария. Постановка спектакля.

1



119

В. Драгунский «Тайное становится явным».

Читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст.

1



120

В.Ю.Драгунский

«Тайное

становится

явным».

Прогнозирование текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов

1



121

Г.Б.Остёр «Будем знакомы»

Особое отношение к героям юмористического текста Инсценирование фрагмента сказки.

1




122

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз».

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанных произведений.

Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста.

1




Раздел «Литература зарубежных стран» (14 ч)

123

Прогнозирование

содержания

раздела

«Литература

зарубежных

стран».

Знакомство с названием раздела. Выставка книг.

Восстановление сюжета знакомых сказок по иллюстрациям.

1



124

Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песенка «Перчатки».

Формировать интерес к литературе зарубежных стран.

Развивать навыки выразительного, беглого чтения, воображение, внимание, память.

1



125

Английская народная песенка «Храбрецы».

Воспринимать на слух художественное произведение Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия

1



126

Шарль Перро «Кот в сапогах»

Сравнение героев русских и зарубежных сказок.

1



127

Шарль Перро «Кот в сапогах»

Сравнение героев русских и зарубежных сказок. Выборочный пересказ. Составление вопросов по содержанию сказки

1



128

Шарль Перро «Кот в сапогах»

Сравнение героев русских и зарубежных сказок. Выборочный пересказ. Составление вопросов по содержанию сказки

1



129

Ш. Перро «Красная Шапочка».

Определять героев сказки, давать характеристику героев произведения

1



130

Ш. Перро «Красная Шапочка».

Определять героев сказки, давать характеристику героев произведения Инсценировать сказку

1



131

Г.Х.Андерсен

«Огниво»

Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

1



132

Г.Х.Андерсен

«Огниво»

Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

1



133

Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети»

Сравнение русских и зарубежных песенок

1



134

Обобщение по

разделу

«Литература

зарубежных

стран».

Знать литературные произведения. Уметь читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения. Уметь вникать в смысл читаемых слов.

Знать героев сказок.

1



135

Проект «Мой любимый писатель- сказочник»

участвовать в проектной деятельности

-создавать свои собственные проекты;

-инсценировать литературные сказки зарубежных писателей;

1



136

Итоговая

диагностическая

работа

Знать литературные произведения. Уметь читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения. Уметь вникать в смысл читаемых слов.

Знать героев сказок.

1






«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»

Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР

Учителей начальных классов


_____________/ ____________/ _____________/ Муджикова К.А./

«20» августа 2020 г. «20» августа 2020 г.




































































Лист коррекции

п/п

Тема

Планируемое

количество

часов

Фактическое

количество

часов

Причина

отклонений
































































































































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.