12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна3017
Павлюченко Татьяна Сергеевна
Россия, Красноярский край, Канск
3

«Кубик Блума - технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста».

Презентация опыта работы на педагогическом совете «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в формировании и развитии Soft skills в дошкольном возрасте в условиях дошкольной организации»

Т.С. Павлюченко педагог-психолог

МБДОУ № 8 г. Канска



«Кубик Блума - технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста».

Цель: познакомить педагогов с приемом «Кубик Блума» - технологией развития критического мышления.

Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

Работая в инновационном режиме, я нахожусь в постоянном, активном творческом поиске, осваиваю эффективные технологии обучения, воспитания, развития творческих способностей воспитанников. Своим педагогическим опытом делюсь с педагогами дошкольного учреждения, через презентацию опыта работы на педагогических советах, семинарах-практикумах, мастер-классах и др.

«Однажды беседовали два педагога. Один из них удивился:

- Почему твои воспитанники сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?

Второй поделился секретом:

- Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».

- Коллеги, дайте понятие критическое мышление (Выслушать ответы. Подвести итог: это открытое оценочное мышление, не принимающее догм и правил, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт, это взвешенный подход к любым утверждениям.) Именно таким мышлением должен обладать современный человек.

Эта притча тесно связана с нашей темой, задача педагога заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития ребенка. На своем опыте работы убедилась, что технология «Кубик Блума» способствует активному развитию критического мышления у детей дошкольного возраста. Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя Кубик Блума, превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск.

Варианты использования «Кубика Блума» на занятиях

«Кубик Блума» универсален. Возможны два варианта:

- Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

- Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Рекомендации: Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.

t1638500738aa.jpgt1638500738ab.jpg

Правила игры с Кубиком довольно просты:

Формулируется тема ООД или любой другой совместной деятельности с детьми.

Педагог или ребенок бросает Кубик.

Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.

И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.

Например: Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по русским народным сказкам».

Назови. Назови русские народные сказки, которые ты любишь слушать и смотреть.

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

Почему. Почему надо читать сказки, чему они учат?

Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Объясни. Объясни, через какие поступки в сказках развивается честность, доброта и другие положительные и отрицательные качества.

Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Предложи. Предложи, как бы ты поступил на месте своих любимых героев? Предложи, как можно.

Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай. Придумай свою сказку. 

Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Поделись. Поделись эмоциями и впечатлениями.

Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Далее предлагаю педагогам поработать в подгруппах, определить тему ООД, выбрать образовательную область и составить перечень вопросов для граней «Кубик Блума».

4



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.