Статья «Курс "Неизвестное об известном, или Инновации и Пензенский край" как основа формирования опыта инновационной деятельностиу учащихся»
Курс «Неизвестное об известном, или Инновации и
Пензенский край» как основа
формирования опыта инновационной деятельности
у учащихся
Основная задача школы – это передача имеющихся знаний новому поколению, развитие личности ребенка, формирование мировоззрения учащихся. В то же время на современном этапе обществу необходимы люди, которые способны преобразовывать и улучшать то, что накоплено предыдущими поколениями.
Стратегическая цель государственной политики в области образования до 2020 года направлена на повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Модернизация образования предъявляет новые требования к молодым людям: обладая качественным базовым образованием, они должны владеть ключевыми компетенциями, проявлять гибкость мышления и поведения, самостоятельность, способность конкурировать, открытость к новым формам самореализации.
Согласно концепции обновлённого образования, изменился и портрет выпускника. В соответствии с Концепцией долгосрочного социального - экономического развития до 2020 года (раздел «Образования») выпускник - это «инновационный человек», не только способный в полной мере использовать достижения науки и техники, но и:
- ориентированный на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни;
- умеющий работать самостоятельно и в команде, причем в высоко конкурентной среде;
- владеющий иностранным языками, что предполагает способность к свободному общению как в быту, так и на профессиональном уровне.
Проект Стратегии инновационного развития Пензенской области добавляет к портрету выпускника следующие черты:
- осознание своих интересов и понимание сути непрерывности образования;
- знание инновационного потенциала и использование его возможностей.
Для того чтобы это происходило, нужны специальные педагогические действия как в процессе обучения, так и в процессе воспитания. Следовательно, в общей системе школьного обучения наряду с предметами, транслирующими ученику основы накопленного человечеством опыта, должны присутствовать (предметы) курсы, которые воспитывали бы у подрастающего поколения качества, необходимые для инновационной деятельности, формировали восприимчивого к изменениям, креативно мыслящего человека.
Одной из составляющих модернизации является введение предпрофильного и профильного обучения. Курсы по выбору в предпрофильной подготовке подразделяются на предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные).
Предметно-ориентированные (пробные) курсы направлены на то, чтобы дать возможность ребенку попробовать, сможет ли он осваивать знания на повышенном уровне по какому-то предмету, интересны ли ему виды деятельности, которые необходимы для обучения на этом профиле, познакомят с профессиями.
Межпредметные (ориентационные) курсы должны помогать ребенку в самоопределении, вызывать интерес к определенной области знаний. В качестве учебных материалов для межпредметных курсов для предпрофильной подготовки может использоваться научно-популярная литература, информация СМИ, Интернет и т.п.
Таким предметом является курс «Живая инновация», содержание которого посвящено особенностям формирования современного мира инновации, рассказу о том, как зависит развитие государства и общества от ускоряющегося темпа инноваций, о том, как важно для каждого человека, овладеть инновационным мышлением. Однако данный курс рассчитан на старшеклассников, а мне показалось интересным привлечь к данной работе учащихся 8 – 9 классов в рамках реализации предпрофильной подготовки. Для чего был разработан авторский курс «Неизвестное об известном, или Инновации и Пензенский край».
Данный курс нацелен на развитие информационной компетентности учащихся и рассчитан на учеников 8 -9 классов. Курс способствует социализации личности через развитие информационной культуры, формирование социального взаимодействия; способов и опыта самореализации. Основой для этого процесса является создание условий для усвоения навыков в области поиска и кодировки информации.
Цель курса. Развитие информационно-технологической компетентности учащихся.
Основные задачи курса:
- формирование умений и навыков учащихся в сборе, обработке и кодированию информации;
- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- развитие навыков самостоятельной научной работы;
- воспитание сознательного отношения к труду.
Опора на краеведческий материал способствует становлению нравственной личности ребёнка. Знание и понимание природной, социокультурной специфики своего города (села), осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, помогает каждому чувствовать себя комфортно и уверенно в этом мире.
Курс рассчитан на 17 часа (один час в неделю в первом полугодии). Возможен вариант на 34 часа; увеличение часов произойдёт за счёт включения работы с историческими документами по каждой теме.
Учебно-тематический план на 17 часов (на 34 часа)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Кол-во часов |
1 |
Введение. Теория инновационной деятельности. Инновации и Пензенский край. |
2 |
4 |
2 |
Пензенский край в истории страны. |
1 |
2 |
3 |
Самая полезная инновация – «Кувака». |
2 |
4 |
4 |
Хрустальная посуда, зеркальное стекло – инновации из Никольска. |
2 |
4 |
5 |
Игра - дело серьёзное. Абашевская игрушка. |
2 |
4 |
6 |
Концепция истории Российской О. В. Ключевского. |
3 |
5 |
7 |
Уникальный музей земли Пензенской. История музея одной картины |
2 |
4 |
8 |
Инновации дня сегодняшнего. |
2 |
5 |
9 |
Демонстрация созданных учащимися продуктов. |
1 |
2 |
Всего: |
17 |
34 |
Программа курса предполагает как теоретические, так и практические занятия. В процессе, которых организуется работа учащихся с источниками разных типов (архивные документы, статистическая информация, таблицы, данные социологического опроса, материалы СМИ, Интернет-ресурсы), поиск в них необходимой информации и ее преобразование в схему, таблицу, конспект, план, тезисы, библиографический указатель, буклет, стенд, газету и т.д.
Структура программы и организация учебного процесса построены следующим образом. Сначала происходит знакомство ученика с различными информационными источниками. Далее организуется работа по формированию навыков их анализа. Дети учатся обрабатывать информацию и кодировать её в виде плана, конспекта, тезисов, таблицы, схемы, графика, библиографического указателя, буклета, стенд, газеты и т.д.
Использование преподавателем разнообразных форм организации учебного процесса (лекция, семинар, практикум, лабораторная работа, дискуссия, ролевая игра, презентация), организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся будут способствовать формированию методологической компетентности выпускников основной школы. А овладение информационно-технологической компетентностью придаст уверенность в себе и создаст условия для быстрой адаптации в меняющихся условиях современного мира
Образовательный материал для учащихся подбирается из курса истории родного края, а также из книги Сергея Лескова «Живая инновация. Мышление ХХI века», периодической печати - газета «Земляки» и других источников информации, в соответствии со следующими принципами: образовательный материал должен быть доступен учащимся, интересен и должен обращаться к личному опыту учащихся.
Тема» «Самая полезная инновация – «Кувака» познакомит учащихся с профессиями сотрудников данного предприятия, обратив внимание на специфику подготовки необходимых специалистов.
Тема «Хрустальная посуда, зеркальное стекло – инновации из Никольска» сформирует представление о необходимых профессиях для стекольного дела. Ребята узнают о средне специальных учебных заведениях, которые «готовят» необходимых специалистов.
Тема «Игра - дело серьёзное. Абашевская игрушка» сформирует представления учащихся о промысле и необходимых специалистах.
Тема «Инновации дня сегодняшнего» расскажет о предприятии «Межимидж», изготовляющем клапаны для легочной артерии, которые располагаются в сердце. Ребята узнают, что пензенские мастера изготовили принципиально новый вид клапана — будучи механическим (т. е. не изнашивающимся в течение жизни), он в то же время убирает необходимость принимать лекарства, подражая в этом биологическому. Учащиеся узнают о профессиях, необходимых для этого производства, и учебных заведениях, которые готовят специалистов.
По содержанию образовательный материал делится на следующие группы:
- теория инновационной деятельности (учащиеся знакомятся с некоторыми основными теоретическими понятиями и положениям);
- из истории инноваций (учащиеся знакомятся с историей некоторых инноваций, родиной - которых является Пензенский край);
- формирование опыта решения проблем (учащиеся создают авторский продукт и учатся презентовать свои творческие работы).
Основой обучения на занятии являются активные методики в малых группах (обсуждение прочитанного материала или проблемы, дискуссия, мозговой штурм, технология развития критического мышления, метод проектов, кейс - технологии и другие).
Кейс-технология – это интерактивная технология обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
Необходимым элементом активных методик является принцип опоры на дидактический материал, разработанный учителем, в котором заложены алгоритмы возможных действий учащихся; это позволяет, во-первых, сэкономить время, во-вторых, активизировать самостоятельную работу учащихся и, в-третьих, дать детям опыт решения проблем. Задания после занятия, как правило, индивидуальны и носят характер практической работы, стандартной или исследовательской.
Результатами деятельности учащихся могут стать сообщения и доклады по данной на основе анализа информации из разных источников, написание эссе или исследовательской работы, создание проекта.
Формы созданных учащимися продуктов:
- презентация,
- виртуальная выставка,
- газета,
- статья,
- справочник,
- буклет и т.д.
Апробация курса проходила в 2012 – и 2013-2014 учебных года в МБОУ СОШ № 58 г. Пензы года.
Курс изучался учащимися 8 класса и вызвал интерес у детей, о чём свидетельствует стабильная посещаемость занятий, результаты анкетирования. Так из 31 учащегося, посещавшего занятия: - вызвали интерес темы занятий - у 25 человек, что составляет 78%.;
- увлекала работа по созданию презентаций, слайд - шоу- 17 человек, что составляет 53%.
Было создано 11 авторских продуктов, учащиеся принимали активное участие в конференциях и конкурсах.
Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме и проанализировав опыт коллег и собственный опыт работы, можно сделать вывод, что предпрофильные курсы является важнейшим структурным компонентом процесса обучения и воспитания. Они способствуют самоопределению учащихся, формируют у учащихся новые качества и умения. Курс «Неизвестное об известном, или Инновации и Пензенский край» позволяет учащимся обобщить изученный материал, научить практически использовать свои знания, развивает творческие способности.