Квест игра «Правда и ложь» (Понятия о добродетелях, честности и правдивости)
Конспект занятия внеурочной деятельности по социально-нравственному воспитанию для учащихся 3-4 классов.
Тема «Квест-игра «Правда и ложь»
Цель: дать понятие о добродетелях: честность и правдивость.
Задачи:
формировать у детей нравственные понятия «правда» и «ложь», познакомить с синонимами этих слов.
учить детей говорить правду,
развивать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы,
воспитывать такие нравственные качества как «честность», «правдивость».
Методы и приемы: вопросы, беседа, объяснения, словесная игра, рассказ, инсценирование, практическая деятельность, создание игровой ситуации.
Оборудование: Маршрутный лист, карточки со словами для игры «Правда и ложь», карточки со словами для составления пословиц, клей, альбомные листы, «Сердечко честности», вырезанное из картона, разделенное на клеточки по количеству детей, карточки с правилами честного поведения, буклеты.
Ход занятия:
1. Вступительная беседа:
Ведущий 1: Встали дети быстро в круг. Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
2. Сообщение темы, целей занятия:
Ведущий 2: Здравствуйте, ребята. Сегодня вы станете участниками игры-путешествия.
Ведущий 1: Название игры вы должны отгадать , составив из букв:
р а П в д а и ж ь Л о .
Ведущий 2: Мы поговорим о правде и лжи, научимся отличать одно от другого и примем решение как лучше жить с правдой в сердце или с ложью и обманом.
Ведущий 1: Команда получает маршрутный лист, на котором написаны названия станций, их всего 6.
Ведущий 2: На каждой станции вы выполняете задания и получаете конверт.
Ведущий 1: Собрав шесть конвертов, вы составите правила честного поведения, которые обязательно пригодятся в жизни.
Ведущий 2: Игра началась! Желаем вам удачи!
3. Основная часть:
Описание заданий на станциях:
1 Станция: Правда и ложь.
Действительно, сегодня мы будем говорить о правде и лжи
В самые далекие времена эти слова волновали народ, над их значениями думали великие мудрецы. Давайте и мы с вами попробуем разобраться, что же такое правда и что такое ложь?
Игра: Выбрать из списка слова, близкие по значению. Дети поочередно выходят и сортируют слова в две колонки.
Слова: ПРАВДА ЛОЖЬ ИСТИНА НЕПРАВДА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ОБМАН ОТКРОВЕННОСТЬ ВРАНЬЁ ЧЕСТНОСТЬ
Итак, давайте попробуем определить, что такое правда.
Правда – это то, что соответствует действительности, истина.
А что такое ложь?
Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.
Каждый из вас, наверное, слышал и от родителей, от учителей, что лгать плохо.
Но знаете ли вы, почему это делать нехорошо? Пытались ли вы разобраться, почему люди начинают лгать? С какой целью они это делают?
Ответы детей : из лучших намерений, чтобы не огорчить родителей;
из трусости, опасаясь последствий;
из корыстных расчетов, стремясь что-то выгадать для себя;
по легкомыслию, нечаянно, не задумываясь, для чего они это делают.
2 Станция: Пословицы и поговорки.
Работа в парах:
У вас на столах слова, клей и альбомный лист. Вам необходимо собрать из этих слов пословицу, и приклеить на альбомный лист. И объяснить её значение.
Один раз солгал, в другой раз не поверят.
Мир правдой держится.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Маленькая ложь за собою большую ведет.
Как вы понимаете значение этих выражений?
Пословицы вы заберете с собой, они пригодятся вам на следующих станциях.
3 Станция: История про мальчика и волка.
Я прочитаю вам рассказ Л. Толстого «Мальчик и волк»
Мальчик стерег овец и, будто увидев волка, стал кричать: «Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят: НЕПРАВДА! Как сделал он и два и три раза - и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «сюда, сюда скорей! Волк!» Мужики подумали, что опять обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Вопросы;
О чем этот рассказ?
Как вы думаете, зачем мальчик всех обманывал?
Почему, когда на самом деле прибежал волк, никто не пришел на помощь мальчику?
Что случилось со стадом?
Какая пословица, из списка подходит для этого рассказа? Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
4 Станция: История про девочку Машу
- Послушайте историю, которая случилась с одной девочкой (инсценировка):
Вот-те на! Разбила чашку!
На кого бы мне солгать-
На Валерку иль на Машку?
Или просто убежать?
Лгать, хитрить и запираться-
Это плохо говорят.
Нет, уж лучше мне признаться,
Пусть немного побранят.
Вопросы:
Что произошло?
Как девочка хотела поступить?
Почему девочка изменила свое решение?
Правильно ли она поступила?
Какая пословица подходит? Лучше горькая правда чем сладкая ложь.
5 Станция: История про мальчика Яшу.
- Яша поленился выучить стихотворение к празднику. Когда его попросили прочесть, то он не смог прочитать ни строчки.
Чтобы его не ругали, Яша соврал, что он потерял листочек со стихотворением на улице. Но когда дети выходили на улицу, листочек выпал из кармана курточки Яши. Его заметила девочка Валя.
-Так вот же листочек со стихом! – воскликнула она.
- Нет! Это записка бабушки, - снова соврал Яша, пряча листок в карман.
Вопросы:
Почему Яша не выучил стихотворение?
Что сказал мальчик?
Почему Яша соврал первый раз?
Что случилось потом?
Почему мальчик снова сказал не правду?
Правильно поступил Яша?
Какая пословица подходит к этой истории? Маленькая ложь за собою большую ведет.
6. Станция: Сердце честности
Посмотрите на это сердечко, Оно разделено на части. Пока оно не цветное. Получивший сердечко каждый рассказывает о своем честном поступке, а затем закрашивает одну из клеточек выбранным цветом. После этого «Сердечко» передается дальше по кругу.
Вот какое разноцветное «Сердечко честности» у вас получилось. Молодцы, ребята!
Назовите пословицу, которую вы не использовали на других станциях. Мир правдой держится. Честность и искренность помогают вам в общении и дружбе. Всегда говорите правду. Поступайте только честно. Это «Сердечко» вы заберёте с собой в класс.
7. Составление правил честного поведения.
Предлагаем вам открыть конверты и составить правила честного поведения.
1. Сказал – сделай
2. Не уверен - не обещай.
3. Ошибся – признайся.
4. Говори только то, что думаешь.
5. Не можешь сказать правду – объясни почему.
6. Поступай только честно.
4. Итог.
Ведущий 1. Наше путешествие закончилось. Каждый из вас получает в подарок буклет с правилами честного поведения. Если вы будете их соблюдать в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами.
Ведущий 2. Правда становится явной, как бы человек ни пытался ее скрыть. Только когда о ней узнают все, человеку, который солгал, становится вдвойне стыдно и неприятно. Поэтому всегда нужно говорить правду. Скрыв правду однажды, мы делаем только хуже самим себе и окружающим. Сказав же правду, мы испытываем облегчение на душе.
5. Рефлексия.
Ведущий 1. Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш разговор затронул каждого из вас, оставил свой след. Спасибо за внимание!