Статья «Квест, научная конференция – формы организации образовательного процесса, повышающие мотивацию обучающихся на уроках математики»

1
0
Материал опубликован 7 January 2023 в группе

КВЕСТ, НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ – ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОВЫШАЮЩИЕ МОТИВАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Гончаренко К.А.

учитель математики,

МБОУ «Национальная еврейская школа №99 «Ор-Менахем» города Донецка», Российская Федерация, г. Донецк.

Аннотация. Данная статья содержит практические рекомендации педагогам о проведении уроков типа квест, научная конференция, благодаря которым повышается интерес и мотивация учеников к предмету.

Ключевые слова: мотивация обучающихся, квест – игра, урок-конференция, задачи практической направленности.

Понятие «квест» в педагогической науке определяется как специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающийся осуществляет поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей или заданий [2].

Сокол И.Н. рассматривает квест как технологию, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у учащихся знаний и умений XXI века [3, с.28-32].

Использование квеста сводится к следующему:

-постановка задачи (введение) и распределение ролей;

-список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);

-порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);

-конечная цель (приз).

Квест имеет ряд преимуществ перед другими образовательными технологиями. Решая общую задачу, участники находятся в продолжительном поиске, им приходится добывать и систематизировать ту или иную информацию, что приводит к сплочению команды. Стирается граница недопонимания, возникает дружеская атмосфера, что положительно влияет на качество взаимоотношений между игроками и на качество приобретаемых знаний. Квест позволяет учащемуся быть активным участником процесса, а не пассивным слушателем на уроке, такая форма работы существенно повышает мотивацию учащихся к освоению знаний, и, вместе с тем, качество образования. Также квест позволяет проявлять личные качества, развивать собственные сильные стороны и использовать их на благо команды, формировать у учащихся способность быстро принимать решения, действовать в условиях неопределенности, развивает креативность мышления и другие компетенции [1].

Например, заключительный урок по теме «Отношения. Пропорции. Проценты» в курсе математики 6 класса.

В ходе игры его участники передвигаются по станциям: «Исследовательская», «Литературная», «Химическая», «Сказочная», «Физическая», «Авиационная», «Экономическая», «Географическая», «Аппетитная», «Перепутаница». На каждой станции ребята должны выполнить задание: решить задачи практического содержания, ответить на вопросы, дополнить фразу и получить «ключ». «Ключ»- запечатанный конверт со знаменательными датами. Получив все ключи, учащиеся рассказывают о знаменательных событиях своей страны, произошедших в эти дни.

Для того, чтобы дети легко вступили в игру, придуман сюжет, составлен маршрутный лист, с помощью которого учащиеся передвигаются по станциям. На станции «Историческая» используется исторический материал о «золотом сечении». Перед учащимися ставится проблема: найти, чему равно отношение, названное «золотым сечением». Для этого предлагается практическая работа на станции «Исследовательская». Затем проводится содержательная линия - «пропорция и окружающий нас мир»- на станциях «Литературная», «Химическая», «Сказочная», «Физическая», «Авиационная», «Экономическая», «Географическая», «Аппетитная», «Перепутаница». Детям предлагаются задачи практического характера, решив которые, учащиеся приобретают жизненный опыт, знания, которые можно использовать в повседневной жизни. Например, задача для станции «Химическая»: В магазине часто продается 80% уксусная эссенция, а в рецептах заготовки продуктов используется столовый 9% столовый уксус. Как решить эту проблему, если имеется 90г 80% уксусной эссенции? Задача для станции «Аппетитная»: Для приготовления пончиков из творожного теста на 250г творога необходимо взять 3 яйца, 1 ст. л. сахара, 1,5 стакана муки, 0,5 ч. л. соды. Сколько различных составляющих теста необходимо взять для 300 г творога? Задача для станции «Географическая»: Река Кальмиус берет начало в южной части города Ясиноватая и впадает в Азовское море. Длина составляет 209 км, а длина на карте 21см. Найдите масштаб данной карты. В игровой форме дети запоминают знаменательные даты и события. На станции «Итоговая» учитель проводит рефлексию и выставляет оценки.

Реализация такой инновационной формы проведения урока, как научная конференция, способствует не только формированию навыков научной деятельности у участников конференции, но и формированию познавательного интереса обучающихся к предмету.

Подготовку конференции начинают с проведения организационного собрания ее участников, на которой утверждается тема конференции и происходит распределение обязанностей. Учитель подбирает необходимые материалы – те, которые он порекомендует ученикам, затем консультирует «участников конференции».

Работа над докладами может быть организованна различными способами, но наиболее целесообразно разбить обучающихся конференции на группы по 3 человека: один готовит текст доклада; второй готовит мультимедийную презентацию; третий выступает перед аудиторией [4]. Выступления докладчиков должны быть регламентированы, не должны содержать сухие факты, должны быть интересны слушателям - «коллегам». В конце каждого урока - «научного заседания» учитель подводит итог. «Научная конференция» проходит в течение нескольких уроков, в конце ученики - «члены научной конференции» пишут контрольную работу-«научные тезисы».

Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, сети INTERNET, вырабатывая по ним собственную точку зрения.

Например, урок по теме «Свойства арифметического квадратного корня» в курсе алгебры 8 класса. Учитель разбивает данную тему на подтемы: «Квадратный корень из произведения и дроби», «Квадратный корень из степени», «Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня», «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни». На каждый урок - «научное заседание» обучающиеся -«члены научной конференции» готовят сообщение - «научный доклад», включающий в себя решение задач по теме - «научной проблемы». Выступление может быть таким: «Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Ксения, я приехала из Москвы. Я хочу рассказать вам о музее занимательных наук «Экспериментаниум». Он находится на Ленинградском проспекте в Москве. Недавно там стартовал новый тематический сезон, посвященный признанной царице наук, МАТЕМАТИКЕ! В экспозицию музея входят: механизм сейфового замка, гигантские счеты, мега-гиперболоид, коническое сечение и многие другие удивительные экспонаты, наглядно демонстрирующие фантастический мир математики. В новом тематическом сезоне в музее «Экспериментаниум» вас ждут: научно -популярные лекции, кружок занимательной математики «Математические тропинки», а для тех, кто любит повеселиться, раз в месяц проходят настоящие математические вечеринки «Матемники». Посетитель сможет пройти квест по новым математическим экспонатам и решить пример – самых сообразительных ждут призы! Но я немного увлеклась! Предлагаю вам решение задач по теме «Квадратный корень из степени» с комментариями». Выступление сопровождается фотографиями, презентацией. В конце урока - «научного заседания» следует провести обсуждение решений среди «коллег» для ликвидации пробелов в знаниях, возможно написание самостоятельной работы.

Трудности при использовании данных типов уроков возникают при поиске и подборе заданий практической или прикладной направленности, при решении которых следует использовать личный опыт учащегося. Для этого условие задания надо адаптировать к среде, в которой существует обучающийся. В этом случае проблема (задача) теряет абстрактность, становится реалистичной и влечет реальные вычисления, что повышает мотивацию обучающихся.

Важно при этом дать возможность ребенку рассуждать и размышлять, высказывать свое мнение, пусть даже ошибочное. Исследовать условие задачи, использовать информацию, интерпретировать полученные результаты, проверять, делать прикидку и оценку результатов на правдоподобие. Можно предложить детям вспомнить похожую ситуацию из своей жизни и записать ее в виде своей задачи, самим дополнить ситуацию данными.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что такие типы уроков, как квест, научная конференция способствуют формированию учебной мотивации у школьников, активизируют познавательную деятельность учащихся, позволяют им приобретать умения самостоятельно добывать научные знания, развивать свою речь и мышление.


Список литературы


Левицкая А.Ф., Федоров А.В. Роль и значение веб-квестов в современном

образовании // Школьные технологии 2010, No4. с.73.

Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология// Современные проблемы науки и образования.2015 №1.

Сокол И.Н. Квест: метод или технология? // Компьютер в школе и в семье. –2014. –No 2(114).

https://multiurok.ru/index.php/files/urok-konferentsiia-2.html


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации