Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «В поисках потерянных шахмат»
Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста
«В поисках потерянных шахмат»
Цель: создать условия для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
закрепить начальные знания о шахматных фигурах и шахматной доске;
активизировать мыслительную деятельность, тренировать память, внимание, находчивость, смекалку;
развивать логическое мышление, чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации;
воспитывать интерес к шахматам, внимание, уверенность в своих силах, стойкий характер.
Оборудование: шахматы, плакат с изображением шахматной доски (с недостающими фигурами), картинки к играм «Собери шахматы», бланки с изображением фигур-половинок, карандаши, мешочек для шахматных фигур.
Ход занятия
№ | Этап | Содержание этапа |
1 | Организационный момент | Педагог и дети приветствуют друг друга. Отгадайте загадку: Есть такое поле в клетках, Здесь сражаются нередко, Нет мечей, щитов, снарядов, Падать тоже здесь не надо, Побеждают только мысли, А не пушек точный выстрел! (Шахматы) Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в шахматное королевство и узнаем о них много интересного. |
2 | Объявление темы занятия | Вводная беседа Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки-квадратики. Это ПОЛЯ. Их всего – 64. Светлые квадратики – БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные квадратики – ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ. Вот и все шахматное королевство. Маленькое шахматное королевство стоит незыблемо уже полторы тысячи лет, и конца ему не видно. А появилось оно впервые в Индии. Его жители подчиняются строгим законам и древним обычаям. Стать великим полководцем сможет лишь тот, кто хорошо их изучил, уважает и соблюдает. По всем шестидесяти четырем квадратам шахматной доски движутся фигуры – храбрые воины шахматного королевства. Впереди армии, в первой шеренге от края до края доски расположены пешки. Они прикрывают собой фигуры. По углам стоят ладьи. Именно это наименование носят фигуры, похожие на башенки. Коней узнать легко. Рядом с конями стоят слоны. В середине две самые важные фигуры – король и ферзь. Объявление темы занятия. П: «Посмотрите на шахматное поле. Что на нем не хватает? (фигур) Что случилось?» В этот момент появляется черно-белая шахматная фигура. Она объявляет воспитателю и детям, что украла недостающие фигуры, потому что ни одно из шахматных королевств (ни черное, ни белое) не принимало ее в игру. Педагог убеждает гостью о необходимости вернуть детям украденные фигуры. Черно-белая фигура соглашается, но при условии, что ребята выполнят ее задания. |
3 | Станция «Отгадай – ка» | Игра «Шахматные загадки»: *** Не живет в зверинце, Не берет гостинцы, Хоботом не водит, По косой он ходит. (Слон) *** Только прямо хожу, Как зовусь – не скажу. И на самом краю Я надежная стою. (Ладья) *** Кто не любит прыг да скок? *** Он на одной стоит ноге, А ходит только буквой «Г». (Конь) *** В начале партии нельзя Спешить вводить в игру... (Ферзя) *** Играет непростую роль Его Величество ... (Король) Ш.Ф.: «Молодцы, ребята! За это я возвращаю вам первую фигуру». После каждого выполненного задания гостья возвращает детям по одной недостающей шахматной фигуре. |
4 | Станция «Дорисуй фигуру» | Игра «Дорисуй фигуру» Дети подходят к столу, где лежат карточки с изображением половинок шахматных фигур. Каждый ребенок дорисовывает вторую половину фигуры и называет ее, уточняет, как "ходит" эта фигура. |
5 | Станция «Спортивная» | Физкультминутка. Ш.ф.: «Что бы было веселей, в пешки превратись скорей». Ну-ка, пешки, поиграем Вправо-влево, а потом (наклоны головы) Наши ножки разомнём (приседают) 1,2,3 – на месте шаг Встали пешки дружно в ряд (повтор. 2-3 раза) Мы размялись от души, И вперёд скорей спеши. |
6 | Станция «Шахматная доска» | Игра «Собери шахматы» Дети переходят к другой точке, где на столе лежат разрезанные на части шахматные доски. Дети делятся на 4 команды и собирают шахматные доски из разрезанных частей. |
7 | Станция «Расставь фигуры» | Игра «Расставь фигуры». Дети делятся на две команды. На стол перед ними ставится пустая шахматная доска. Рядом с каждой командой – шахматные фигуры (у одной команды черные, у другой белые). По сигналу дети по очереди берут по одной фигуре, добегают до стола и правильно расставляют их на доске. |
8 | Игра «Угадай фигуру» | Игра «Угадай фигуру». Каждый ребенок по очереди опускает руку в мешочек, берет одну фигуру и на ощупь определяет и называет ее. Усложнение задания: дети достают из мешочка заданную педагогом фигуру. |
9 | Итог занятия | П: «Вот вы и выполнили все задания и собрали недостающие шахматные фигуры. Дайте их правильно расставим на доске». Дети расставляют недостающие фигуры на доске. Черно-белая фигура хвалит детей. Но тут же снова огорчается, ведь ей опять не нашлось места на шахматной доске. Дети предлагают свои варианты того, кем она может быть. После чего прощаются с фигурой и возвращаются в детский сад. Педагог подводит итог занятия. |
2
Фролова Елена Николаевна