Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «В поисках потерянных шахмат»

3
1
Материал опубликован 21 December 2021

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста

«В поисках потерянных шахмат»


Цель: создать условия для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

закрепить начальные знания о шахматных фигурах и шахматной доске;

активизировать мыслительную деятельность, тренировать память, внимание, находчивость, смекалку;

развивать логическое мышление, чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации;

воспитывать интерес к шахматам, внимание, уверенность в своих силах, стойкий характер.

Оборудование: шахматы, плакат с изображением шахматной доски (с недостающими фигурами), картинки к играм «Собери шахматы», бланки с изображением фигур-половинок, карандаши, мешочек для шахматных фигур.


Ход занятия

Этап

Содержание этапа

1

Организационный момент

Педагог и дети приветствуют друг друга.

Отгадайте загадку:

Есть такое поле в клетках,

Здесь сражаются нередко,

Нет мечей, щитов, снарядов,

Падать тоже здесь не надо,

Побеждают только мысли,

А не пушек точный выстрел! (Шахматы)

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в шахматное королевство и узнаем о них много интересного.

2

Объявление темы занятия

Вводная беседа

Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки-квадратики. Это ПОЛЯ. Их всего – 64. Светлые квадратики – БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные квадратики – ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.

Вот и все шахматное королевство. Маленькое шахматное королевство стоит незыблемо уже полторы тысячи лет, и конца ему не видно. А появилось оно впервые в Индии.

Его жители подчиняются строгим законам и древним обычаям. Стать великим полководцем сможет лишь тот, кто хорошо их изучил, уважает и соблюдает.

По всем шестидесяти четырем квадратам шахматной доски движутся фигуры – храбрые воины шахматного королевства.

Впереди армии, в первой шеренге от края до края доски расположены пешки. Они прикрывают собой фигуры.

По углам стоят ладьи. Именно это наименование носят фигуры, похожие на башенки.

Коней узнать легко.

Рядом с конями стоят слоны.

В середине две самые важные фигуры – король и ферзь.

Объявление темы занятия.

П: «Посмотрите на шахматное поле. Что на нем не хватает? (фигур) Что случилось?»

В этот момент появляется черно-белая шахматная фигура. Она объявляет воспитателю и детям, что украла недостающие фигуры, потому что ни одно из шахматных королевств (ни черное, ни белое) не принимало ее в игру. Педагог убеждает гостью о необходимости вернуть детям украденные фигуры.

Черно-белая фигура соглашается, но при условии, что ребята выполнят ее задания.

3

Станция «Отгадай – ка»


Игра «Шахматные загадки»:

 ***

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы,

Хоботом не водит,

По косой он ходит. (Слон)

***

Только прямо хожу,

Как зовусь – не скажу.

И на самом краю

Я надежная стою. (Ладья)

***

Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык без спешки
И берёт наискосок?
Ну конечно, это -…(Пешки)

***

Он на одной стоит ноге,

А ходит только буквой «Г». (Конь)

***

В начале партии нельзя

Спешить вводить в игру... (Ферзя)

***

Играет непростую роль

Его Величество ...

(Король)


Ш.Ф.: «Молодцы, ребята! За это я возвращаю вам первую фигуру».

После каждого выполненного задания гостья возвращает детям по одной недостающей шахматной фигуре.

4

Станция «Дорисуй фигуру»


Игра «Дорисуй фигуру»

Дети подходят к столу, где лежат карточки с изображением половинок шахматных фигур.

Каждый ребенок дорисовывает вторую половину фигуры и называет ее, уточняет, как "ходит" эта фигура.

5

Станция «Спортивная»


Физкультминутка.

Ш.ф.: «Что бы было веселей, в пешки превратись скорей».

Ну-ка, пешки, поиграем

Вправо-влево, а потом (наклоны головы)

Наши ножки разомнём (приседают)

1,2,3 – на месте шаг

Встали пешки дружно в ряд

(повтор. 2-3 раза)

Мы размялись от души,

И вперёд скорей спеши.

6

Станция «Шахматная доска»

Игра «Собери шахматы»

Дети переходят к другой точке, где на столе лежат разрезанные на части шахматные доски.

Дети делятся на 4 команды и собирают шахматные доски из разрезанных частей.

7

Станция «Расставь фигуры»

Игра «Расставь фигуры».

Дети делятся на две команды. На стол перед ними ставится пустая шахматная доска. Рядом с каждой командой – шахматные фигуры (у одной команды черные, у другой белые). По сигналу дети по очереди берут по одной фигуре, добегают до стола и правильно расставляют их на доске.

8

Игра «Угадай фигуру»


Игра «Угадай фигуру».

Каждый ребенок по очереди опускает руку в мешочек, берет одну фигуру и на ощупь определяет и называет ее.

Усложнение задания: дети достают из мешочка заданную педагогом фигуру.

9

Итог занятия

П: «Вот вы и выполнили все задания и собрали недостающие шахматные фигуры. Дайте их правильно расставим на доске».

Дети расставляют недостающие фигуры на доске. Черно-белая фигура хвалит детей. Но тут же снова огорчается, ведь ей опять не нашлось места на шахматной доске. Дети предлагают свои варианты того, кем она может быть. После чего прощаются с фигурой и возвращаются в детский сад.

Педагог подводит итог занятия.


2


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересное мероприятие!!!

21 December 2021

Похожие публикации