Методическая разработка «Организация литературных квестов на уроке и во внеурочной деятельности в 5 классе»

3
0
Материал опубликован 6 October 2021 в группе

Педагогические технологии: личный опыт, проблемы и перспективы

Организация литературных квестов

на уроке и во внеурочной деятельности в 5 классе


С.В.Катаева

МБОУ МПЛ, г.Димитровград Ульяновской области


Одной из основных проблем обучения русскому языку и литературе является отсутствие у учащихся учебной мотивации и, как следствие, наблюдается невысокий уровень познавательной активности на уроках и во внеучебной деятельности. В последние десятилетия появляется много новых и перспективных информационных технологий обучения, с помощью которых педагог получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний. Такие технологии позволяют сделать учебный процесс интересным для учащихся, вооружают субъект деятельности знаниями, обеспечивающими возможность успешной самореализации в различных сферах деятельности.

Одна из них – технология «квестов». «Квест» в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, связанное с поиском мест, объектов, людей, информации. Для выполнения квеста используются ресурсы какой-либо территории, в границах которой происходят перемещения или иные действия участников, информационные или иные ресурсы.

Цели:

Образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме.

Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.

Воспитательная — воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, краеведению.

Использование нетрадиционных методов и приемов обучения дают положительный результат. Их использование способствует повышению мотивации к изучению предмета, развивает наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки обучающихся, формирует навыки работы с информацией, способствует формированию акмеологической личности. Предмет акмеологии — творческий потенциал человека, закономерности и условия достижения субъектом деятельности различных уровней раскрытия творческого потенциала, вершин самореализации. Задача акмеологии — вооружение субъекта деятельности знаниями и технологиями, обеспечивающими возможность успешной самореализации в различных сферах деятельности. Акмеологический подход способствует развитию логического, образного, ассоциативного мышления, воображения; проявлению креативности; развитию коммуникативных и регулятивных умений; формированию навыков работы с информацией.

На наш взгляд, интересен тот квест, который придуман самими же ребятами. Так был подготовлен и проведен литературный квест учениками 8А класса.

«Здравствуйте, меня зовут Фалкина Валерия. И сегодня я хочу представить вам мою работу. Дети часто воспринимают образовательный материал «в штыки», чтобы их заинтересовать, можно использовать игру. Цель моей работы: повысить интерес учащихся к литературе, к чтению книг в целом с помощью проведения квеста. Чтение книг – это обязательный пункт для участников литературного квеста.

Недавно пятые классы изучали творчество Пушкина. И вместо теста для закрепления пройденного материала был разработан и проведен квест. Вот как он проходил: из параллели пятых классов было выбрано два 5 класса. В школе заранее выбирались пункты, куда по маршрутному листу будут приходить команды. Здесь учащихся ожидали мои одноклассники с заданием, здесь же выставлялись баллы, и команда направлялась дальше, до следующего пункта назначения. Каждую команду сопровождал куратор. На квест было отведено 40

минут. Маршрутные листы составлялись так, чтобы учащиеся могли вспомнить сюжеты художественных произведений, их события и героев. В конце игры объявлялась команда-победитель. На слайде вы можете увидеть, как лидеры команд, собрав вокруг себя всех участников, пытаются найти верный ответ. В квесте были представлены не самые легкие вопросы, у участников не получалось ответить на них без заминок. На фотографиях вы видите наших помощников. Они незаметно направляли учащихся на верный путь, но не раскрывали верных ответов.

Сt1633522867aa.png ейчас вы видите листы с заданиями. Красочные картинки, сопровождающие каждое задание, подогревали интерес участников.


t1633522867ab.pngt1633522867ac.png



На маршрутных листах располагались координаты каждого из спрятанных нами заданий. По отзывам пятиклассников, я сделала вывод, что детям больше понравилось закреплять пройденный материал в виде игры. Квест позволил нам не только узнать, насколько хорошо дети понимают и усваивают предложенный им материал, но также как умеют работать в команде и нести ответственность за выполнение действий. Я и мои одноклассники – организаторы игры - еще раз перечитали уже известные произведения, работали в команде. Практическим выходом стала стенгазета, на которой можно увидеть некоторые из предложенных заданий и фотографии пятых классов во время прохождения квеста.

И вот как прокомментировали действия команд и квест в целом их кураторы:

- Квест получился очень увлекательным. Дети получили массу положительных эмоций, потому что они закрепляли материал не на обычном уроке, а в виде игры. Моя команда была очень активной. И не было тех, кто никак не был задействован в игре. На все вопросы ответили без проблем,- сказала куратор команды 5 «А» класса Гайнуллина Алина.

- Моя команда прошла квест не так легко. Некоторые вопросы заставили их задуматься, и они попались в одну из ловушек, устроенных создателями, что, конечно же, затратило некоторое время. Но в целом детям понравилось, и мне самой было очень интересно, - так прокомментировала итоги квеста куратор второй команды Петренко Катя.

Сами же дети были рады не только сладким призам, но и тому, что узнали, в какой интересной форме можно не только изучать, но и закреплять пройденный материал».


Дt1633522867ad.png анное мероприятие – не единственное в серии квестов в 5-х классах. Использование квест-технологий в образовательном процессе является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся, повышения учебной мотивации, способствует формированию акмеологической личности. С точки зрения проектной деятельности при работе над квестом участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения передавать, сравнивать и синтезировать новую информацию. Он учится критически мыслить, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Он сам анализирует каждый шаг своего учения, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной и более результативной. Подробнее познакомиться с инновационным продуктом можно на указанном сайте.


Заключение

Использование различных технологий в образовательном и самообразовательном процессе является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся, повышения учебной мотивации. Учащийся в процессе работы над квестом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений. С точки зрения проектной деятельности при работе над квестом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию. Учащийся учится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию, часто оказывается в ситуации выбора. Он сам анализирует каждый шаг своего учения, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предложений, гипотез. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, сознательной, продуктивной и более результативной.

Список использованных источников

1. Бадмацыренова В.В. «Web-квест как инновационная форма организации проектной деятельности на уроках литературы». Методическая разработка. г. Улан-Удэ, 2015

2. Казановская, О.А. Использование технологии Web-квестов на уроках литературы.//Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции «ИНФО-СТРАТЕГИЯ 2012».

3. Нечитайлова, Е. В. Веб-квесты как методика обучения на основе Интернет – ресурсов. /Нечитайлова, Е. В. // Проблемы современного образования.- 2012. - №2. – С.147-155.

4. Санжадаева, Г. С. В творческой мастерской учителя – словесника. Современный урок: проблемы, поиски, размышления: учебно-методическое пособие. – Улан-Удэ: Изд - во ФГОУ ВПО БГСХА, 2009 – 77 с.

5. Хуторской, А.В. Интернет для ученика: дистанционные образовательные проекты / Хуторской, А. В. // Химия. Методика преподавания в школе. – 2001. - №4. – С. 40-45.

7. Сайты Интернет:

https://questplanet.ru/articles/istoriya-kvestov-ot-a-do-ya

https://livequests.ru/istorija-kvestov


Варианты заданий квестов


1. Узнай произведение и его автора по началу: (Н.С.Лесков «Левша»)

«Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, — и чем-нибудь отведет»


2.Назови произведение и автора по фразе из текста:

«Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во всё горло. Ей так же горласто откликались подруги. Васютка не любил этих нахальных птиц. Он снял с плеча ружье, прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Стрелять он не стал. Ему ужо не paз драли уши за попусту сожженные патроны. Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду»

(В.П.Астафьев «Васюткино озеро)


3. Какие три известных произведения русской литературы озаглавлены кличками собак? Назовите авторов этих произведений.

(«Муму» И.С. Тургенев, «Каштанка» А.П. Чехов, «Белый Бим, Черное Ухо» Г. Троепольский, «Кусака» Л. Андреев)


4.Угадай произведение по фразе из текста:

«Лонгрен поехал в город, взял расчет, простился с товарищами и стал растить маленькую Ассоль. Пока девочка не научилась твердо ходить, вдова жила у матроса, заменяя сиротке мать, но лишь только Ассоль перестала падать, занося ножку через порог, Лонгрен решительно объявил, что теперь он будет сам все делать для девочки, и, поблагодарив вдову за деятельное сочувствие, зажил одинокой жизнью вдовца, сосредоточив все помыслы, надежды, любовь и воспоминания на маленьком существе»

(А.Грин « Алые паруса»)


5.Совмести картинки ,угадай произведение и автора

t1633522867ae.pngt1633522867af.jpg

(М.М.Пришвин « Кладовая солнца»)


6. Разгадай ребус. Назови автора и произведение.


t1633522867ag.pngt1633522867ah.png

(Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)


7.Назови произведение и автора по фразе из текста:

«Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник — совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса — потерял, — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться — тут он, тут конь-огонь!»

(В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»)


8. Какому русскому писателю, принадлежит эта фраза: ««В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»?

(Антон Павлович Чехов)





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации