Урок по теме «Ледники» (География, 6 класс)
Урок по теме «Ледники».
6 класс
Цели: Сформировать представление о ледниках и многолетней мерзлоте.
Узнать условиях образования и движения ледников , роли в природе Земли.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование умения, что необходимо сделать на каждом этапе урока, формирование устойчивой мотивации к обучению.
Метапредметные:
Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать данные, устанавливать причинно- следственные связи, контролировать результаты во время выполнения работы.
Регулятивные: уметь организовывать собственную деятельность, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие с учителем, в паре с учащимся, уметь выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения.
Предметные: выделять признаки понятий, определять по карте географическое положение объектов, определять влияние частей гидросферы (ледники) на жизнь человека, составлять план изучения объекта.
Методы:
Наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, рефлексивный.
Оборудование:
Настенная физическая карта полушарий, атласы, учебник, презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие, Отмечаю отсутствующих.
Изучение нового материала.
(слайд 1)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня Мы с вами продолжаем изучать географическую оболочку Земли «Гидросферу». А что такое гидросфера? (водная оболочка Земли - ответы детей
– Вспомните, пожалуйста, какие вам известны состояния воды в природе? (ответы детей жидкое, газообразное, твердое)
- Мы много узнали о воде в газообразном и жидком состоянии, о каком состоянии воды, мы не говорили? Твердое состояние – ответы детей.
- Где на Земле вода содержится в твердом состоянии? В ледниках ответы детей
Слайд
Учитель: Тема нашего урока «Ледники. Многолетняя мерзлота». Открываем тетрадки и записываем тему.
(слайд 2)
- Сегодня мы с вами будем гляциологами, то есть учеными, которые изучают ледники и отправимся в путешествие к ледникам. У нас будет 3 группы ученых (раздаю таблички на 3 ряда)
-Каждая группа по ходу путешествия, отвечаю на вопросы, будет получать жетоны. Чья группа наберет большее количество жетонов, получит оценки в конце урока.
Постановка целей
Учитель: Итак, раз вы ученые, Что вам нужно узнать о ледниках? (Определение целей урока).
Ученики: Что такое ледники? Где они образуются и как? Какие ледники бывают? Значение их в природе?
Формулируем цель урока
(слайд 3)
(слайд 4)
Учитель: С ледниками вы пока в своей жизни не встречались (или встречались лишь в кино), но все хорошо представляете лед: держали его в руках, ходили по нему ногами. Вот он у меня в стакане. Как и из чего образуется лед?
Ученики: Лед образуется из воды при температуре 0° и ниже. Вода жидкая становится твердой.
Учитель: Представьте себе реку зимой: сверху лед, а под ним – вода. Весной река вскроется, и льдины поплывут по воде. Это ледник или нет? (Нет.) А теперь еще раз представьте ледник, который когда-то покрывал нашу территорию и попробуйте сами ответить на вопрос “Что такое ледник?”
Дети дают определение ледника.
(слайд 5)
-Записываем определение в тетрадь. Ледник – это многолетнее скопление льда на суше. (запись в тетради)
Условия образования ледников.
Беседа с учащимися.
Учитель: - Какие условия необходимы для образования ледника?
Учащиеся высказывают предположения.
Учитель обобщает ответы:
Учитель: Ледники образуются из снега.
П роисходит это в тех местах, где снега выпадает больше, чем успевает растаять, он накапливается, становится зернистым, превращается в фирн – плотный зернистый, многолетний снег.(учащиеся записывают этот термин в тетрадь), который под воздействием собственной силы тяжести превращается в лед. Это легко представить в виде схемы: снег фирн лед. ( Работа по схеме).
Лед в ледниках особенный. Поэтому он имеет даже собственное название – глетчерный (от немецкого слова «ледник»).
Учитель: На большей части территории нашей страны снега выпадает очень много. За зиму могут образоваться большие сугробы. Почему не образуются ледники?
Учитель: - Какие условия необходимы для образования ледника?
Подумайте и предложите свою версию ответа.
(слайд 6)
Ученики:
Температура воздуха должна быть ниже 0º С в течение года.
Снега должно выпадать больше, чем может растаять.
(Слайд 7)
Учитель: Места на Земле, где всегда холодно - это полярные области и вершины некоторых гор. ( давайте найдем на карте эти районы) (показываем на карте)
(слайд 7)
(слайд 8)
В связи с этим, выделяют 2 типа ледников: покровные и горные.
(Записываем схему в тетрадь)
Про горные ледники
(слайд 9)
-Горы могут находиться и в жарких странах, где круглый год лето, но если они высокие, то на их вершинах холодно, и образуются ледники.
(слайд 9)
(слайд 10)
Учитель: Как вы, думаете, может ли на вершине вулкана Килиманджаро находится ледник, если у подножья горы температура +25С? (ответы детей)
-Для того, чтобы узнать это, нам необходимо вспомнить, что происходит с температурой воздуха при поднятии вверх? (ответы детей)
находим на карте гору Килиманджаро и определяем его абсолютную высоту.
Абсолютная высота горы – 5895 метров.
Температура воздуха понижается на 6º С каждые 1000 метров.
Сколько раз происходит понижение температуры воздуха? 5895 : 1000 = 5,9 раз.
На сколько градусов понизится температура воздуха с высотой? 6º С х 5,9 = 35,4 º С.
Какой будет температура воздуха на вершине? t = (+25º С) – 35,4 = -10,4º С.
Учитель: В этом примере, на какой высоте снег не будет таять?
Ученики: 4000 метров.
Учитель: Ниже этой отметки температура воздуха положительная, поэтому выпавший снег тает и ледник не образуется.
(слайд 11)
Эта граница называется Снеговая линия.
Снеговая линия – это уровень (граница), выше которого снег не тает, а накапливается, образуя ледник.(запись в тетрадь)
Учитель: Как вы думаете, снеговая линия везде одинаковая? На какой высоте находится снеговая граница в горах, на какой в Антарктиде, на острове Гренландия.
(Учащиеся говорят, что чем ближе к экватору, тем выше снеговая граница, чем ближе к полюсам, тем ниже, в полярных областях на уровне океана).
Учитель: Горные ледники очень разнообразны по размерам и форме: одни из них как шапки покрывают горные вершины, другие образовались на склонах в углублениях, третьи разместились в долинах между хребтами.
(слайд 12)
Про покровные ледники
Учитель: Горные ледники занимают лишь 1,5% ледниковой территории мира, а 98,5% приходится на покровные ледники. Они покрывают в виде щита или купола почти весь материк Антарктиду, остров Гренландию и другие северные острова. То есть они образуются в полярных областях, где снеговая граница находится очень низко
Лед накапливается в средней части ледника (области питания), и ледник под действием своей массы тоже движется (только очень медленно), растекается в стороны
-А дальше, на краю ледника, может вот что произойти (догадайтесь, о чем идет речь):
Обломились горы льда с материка,
Понесла их океанская река,
Изо льда плывет высотный белый дом,
Над водою только крыша и балкон.
На десятки километров он в длину,
Может судно оказаться, как в плену.
Ни пройти, ни обогнуть: в нем нет “ворот”,
И умеет кувыркаться этот лед.
Дом тот тает в теплых водах,
Капитаны избегают тех широт.
-Как вы думаете о чем идет речь? (ответы детей)
( слайд 13)
-Непрерывное движение льда приводит к образованию айсбергов-плавающие ледяные горы. (запишем определение в тетрадь)
Учитель:– А каково значение айсбергов? (учащиеся говорят про крушение кораблей, в том числе про «Титаник».)
Про значение ледников
(слайд 14)
Учитель: Как вы считаете, какое значение имеют ледники?
(Дети высказывают предположения.)
Учитель обобщает ответы:
ледники хранят в себе огромные запасы пресной воды; эти гигантские холодильники на севере и юге Земли оказывают огромное влияние на климат всего земного шара.
- А как вы думаете что такое многолетняя мерзлота? (ответы детей)
(Слайд 15)
Многолетняя мерзлота - это подземное оледенение, верхний слой земной коры, имеющий круглый год отрицательные температуры и на сотни и тысячи лет, сохраняющий в грунтах льды. Многолетняя мерзлота занимает около половины территории России. ( Обратимся к учебнику на стр. 217 рис. 174)
- На каких территориях распространена многолетняя мерзлота? (ответы детей)
Закрепление изученного материала
(слайд 16)
-Наши исследования подходят к концу, кто считает, что материал усвоил, стал чуть-чуть гляциологом? (ответы детей)
-что мы сегодня узнали о ледниках? (ответы учащихся).
- Ребята, с какими новыми понятиями мы познакомились? (ледник, фирн, айсберг)
-Давайте попробуем ответить на вопрос – какое значение имеют ледники для природы и человека
(для природы – хранилище излишней воды, накопление льда в большом количестве, меняет облик горных вершин; для человека – источник пресной питьевой воды, айсберги угрожают судоходству).
Теперь посчитаем наши жетоны, и определим лучших гляциологов.
( слайд 17)
Домашнее задание параграф 51, раб. тетрадь стр. 50-51 № 56-62
Спасибо, за внимание! Урок закончен.
5
Потамошнева Наталья Алексеевна