Конспект урока русского языка в 5 классе «Лексическое значение глагола»
Конспект урока
Тема: Лексическое значение глагола
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: Открытия нового знания
Цели урока: формирование у учащихся знаний о лексическом значении глагола. Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме; работать в парах; сравнивать, анализировать, воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые результаты:
предметные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, различать глаголы среди других частей речи.
метапредметные – понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, делать выводы на основе наблюдения и сравнения, вносить коррективы или дополнения в сделанный вывод, учитывать разные мнения в совместной деятельности, адекватно оценивать результаты своей работы.
личностные – проявлять интерес к изучаемому предмету, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, уметь проводить самооценку.
Ресурсы урока: учебник, компьютер, доска, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал (схемы, таблицы, иллюстрации, текст).
1. Мотивация учебной деятельности (3 мин.)
-Здравствуйте, садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, Ксения Владимировна!
-Ребята, посмотрите внимательно на слайд.
-Скажите, сколько лиц вы видите на слайде? (4) Покажите их.
-Обратите внимание, что на дереве распустились цветы.
- В какое время года обычно это происходит? (весной)
- Что происходит весной в природе? (Весной тает снег, прилетают птицы, вьют гнёзда, наполняют лес живыми звуками, бегут ручьи, появляются цветы, трава, распускаются листья на деревьях)
- Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие.
-А какая часть речи передаёт действие? (глагол)
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (5 мин)
- На слайде написаны слова в два столбика.
Прочитайте их.
Какая это часть речи? На какой вопрос отвечают эти слова? (это глаголы, отвечают на вопрос что делает)
Сидит Просыпается
Играет Любит
Летают Мечтает
Цветёт Грустит
- Что обозначают глаголы в 1-м столбике? (конкретные действия)
-Что обозначают глаголы во 2-м столбике? (состояние человека или окружающей среды)
- Какие значения имеет глагол? (глагол обозначает действие или состояние)
- Как вы думаете, какова тема урока?
(Слова со значением «действие или состояние предмета». Лексическое значение глагола)
-Запишите тему урока. (тема заранее записана на доске, учитель открывает ).
- Какова цель нашего урока? (т.е. что мы должны будем знать и уметь к концу урока?) (знать и уметь различать глаголы с разным лексическим значением, правильно употреблять в речи).
3. Изучение нового материала.
- Откройте учебник на странице 119. Прочитайте правило и заполните схему.
(схема лежит у каждого ребенка на столе) - индивидуальная работа.
ЗНАЧЕНИЯ ГЛАГОЛА
ДВИЖЕНИЯ
ЗВУЧАНИЯ
СОСТОЯНИЯ
ПРОЦЕССА
СУЩЕСТВОВАНИЯ
РЕЧИ
МЫСЛИ
- Какие еще лексические значения глагола вы узнали? (есть глаголы движения, звучания, состояния, процесса, существования, речи, мысли)
5. Работа по теме урока.
- Посмотрите, на доске изображено дерево, но наше дерево не цветет.
На уроке мы будем выполнять задания. За правильно выполненное задание получите вот такой листочек (показываю). В конце урока наше дерево должно зацвести.
(5 мин)- Поможем дереву? (да)
Игра «Заставьте предметы действовать!» (8-10 листиков)
- Я называю существительное, а вы к нему подбираете и записываете несколько подходящих по смыслу глаголов движения.
Лягушка – прыгает
Воробей – летит, прыгает
Рыба – плывет
Ручей – бегут, текут
Черепаха – ползет, передвигается
Мяч – кидать, забросить
Дождь – идет
Собака – бежит, сидит
- Молодцы, ребята!
(3 мин)- Для того чтобы образней передать движения человека, их сравнивают с движениями животных, птиц, насекомых и даже растений.
Предлагаю дополнить такие сравнения глаголами движения.
(на доске написано) (6 листиков)
Учащиеся по одному выходят к доске и записывают пропущенный глагол.
Они топают, как слоны, идущие на водопой.
Они ………….., как дельфины в море. (плавают)
Она …………..., как деревце на ветру. (гнется)
Он ……………., как кузнечик в траве. (сидит)
Она ……………,как цапля на болоте. (ходит)
Она ……………,как черепаха по песку. (тащится)
Он ……………..,как орёл над добычей. (кружит)
(2 мин)Динамическая пауза.
Предлагаю сыграть в игру «Выполни движение». Я читаю строки, вы выполняете движения:
Из-за парты я встаю,
Головою поверчу,
Ногами потопаю,
Руками похлопаю,
До облака дотянусь
И на место опущусь.
- Назовите глаголы движения в этом стихотворении. (Кто ответит, тот получит листочек)
Вывод.
Ребята, о чем нам рассказывают глаголы движения? (о движении предмета или живого существа)
-Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями.
(7 мин)- Предлагаю поиграть в лото. Работать будем в парах.
- Передайте таблицы по одной на парту.
(учитель дает таблицы по рядам, дети раздают по 1 таблице на парту)
Задание: определить по картинке глагол звучания и найти его в таблице.
Один называет глагол, другой озвучивает. Какая пара больше соберет картинок – занимает 1 место, 2 место, 3 место.
(28 человек – 1 таблиц)
(тем, кто занял 1,2,3 места выдаю 6 листиков).
хрюкать | чирикать | мычать | Тикать |
кукарекать | ржать | куковать | Мяукать |
каркать | скрипеть | квакать | Чихать |
жужжать | пищать | крякать | шипеть |
скрипеть – дверь муха - жужжать
ворона – каркать мышь - пищать
кукушка – куковать утки - крякать
Лошадь – ржать змея - шипеть
лягушка - квакать человек – чихать
Часы – тикать
Свинья – хрюкать
воробей – чирикать
Петух – кукарекать
Котенок – мяукать
Корова – мычать
- Молодцы, ребята! О чем нам рассказывают глаголы звучания? (рассказывают о звуках, которые издает предмет, человек или животное)
(2 мин)-Ребята, на слайде написаны слова.
- Найдите «третье лишнее», объясните почему.
Мычать
Говорить
Квакать
(«третье лишнее – слово «говорить», так как слово обозначает звук человека, остальные звуки животных).
- Молодец! (ученик получает листик)
- Глагол «говорить» - обозначает процесс речи человека.
(3 мин)Проведем игру «Аукцион»!
Предлагаю за определённое время записать как можно больше глаголов речи и мысли. (Говорить, рассказывать, произносить, ответить, думать, размышлять, сказать, молвить, спрашивать)
-Определим 1,2,3 места. Кто записал 5 глаголов? (у кого больше – тот и зачитывает глаголы, получает листочек - 1,2,3 места.) – 3 листика
-О чем нам расскажут глаголы речи и мысли? (о процессе речи и мысли)
(3 мин)- Задание следующее. На слайде имена существительных. Образуйте от них однокоренные глаголы и запишите их.
Радость - радоваться
Смех - смеяться
Любовь - любить
Улыбка – улыбаться
(4 учащиеся называют однокоренные глаголы) 4 листика
- О чем нам рассказали эти глаголы? (рассказали о состоянии человека или предмета)
- К какой группе они относятся? (глаголы состояния)
Молодцы, ребята.
6. (6 мин)Самостоятельная работа. Включить соловья (приглушить звук)
(Учитель раздал каждому карточку)
-Ребята, найдите на столах карточку с заданием: вставить в текст подходящие по смыслу глаголы, используя слова для справок.
Приступайте к заданию.
Весна голосов.... Громко …………….. на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной……………..жаворонок. В светлых березняках ………………..синица.
Под снегом в лощине ……………………….,………………….вода. Сорока ……………...над лесом и ……………….в клюве тяжелый прутик. Я ………….на пенек, ……………….звуки весны и …………….ее приходу.
Слова для справок: кричит, течет, булькает, летит, присел, заливается, тенькает, слушаю, держит, радуюсь.
Учащийся зачитывает получившийся текст.
(Включаю текст на слайде, сверяют по эталону)
-Поднимите руки, у кого получился такой текст.
(У кого без ошибок составлен текст даю по 1 листику). 28 листиков
Весна голосов.... Громко кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной
проталиной заливается жаворонок. В светлых березняках тенькает синица.
Под снегом в лощине течет, булькает вода. Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжелый прутик. Я присел на пенек, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу.
Рефлексия. (5 мин)
- Ребята, давайте приклеим наши листики на дерево.
-С первого ряда по одному выходите, называя, сколько у вас листиков.
-Молодцы ребята!
Если у вас 15-20 листиков – оценка «5»
11-15 листиков – оценка «4»
7-10 листиков – оценка «3»
(пока выходят, я отслежу самый высокий балл)
Объяснение Д/з (1 мин)
Упр. 531 (Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпиши глаголы движения, подбери к ним однокоренные глаголы).