12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мирсанова Ксения Владимировна82
учитель
Россия, Иркутская обл., Иркутск

Конспект урока

Тема: Лексическое значение глагола

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: Открытия нового знания

Цели урока: формирование у учащихся знаний о лексическом значении глагола. Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме; работать в парах; сравнивать, анализировать, воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты:

предметные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, различать глаголы среди других частей речи.

метапредметные – понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, делать выводы на основе наблюдения и сравнения, вносить коррективы или дополнения в сделанный вывод, учитывать разные мнения в совместной деятельности, адекватно оценивать результаты своей работы.

личностные – проявлять интерес к изучаемому предмету, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, уметь проводить самооценку.

Ресурсы урока: учебник, компьютер, доска, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал (схемы, таблицы, иллюстрации, текст).

1. Мотивация учебной деятельности (3 мин.)

-Здравствуйте, садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, Ксения Владимировна!

-Ребята, посмотрите внимательно на слайд.

t1667575759aa.jpg

-Скажите, сколько лиц вы видите на слайде? (4) Покажите их.

-Обратите внимание, что на дереве распустились цветы.

- В какое время года обычно это происходит? (весной)

- Что происходит весной в природе? (Весной тает снег, прилетают птицы, вьют гнёзда, наполняют лес живыми звуками, бегут ручьи, появляются цветы, трава, распускаются листья на деревьях)

- Природа просыпается, оживает, ведь весна – это жизнь, движение, действие.

-А какая часть речи передаёт действие? (глагол)

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (5 мин)

- На слайде написаны слова в два столбика.

Прочитайте их.

Какая это часть речи? На какой вопрос отвечают эти слова? (это глаголы, отвечают на вопрос что делает)

Сидит Просыпается

Играет Любит

Летают Мечтает

Цветёт Грустит

- Что обозначают глаголы в 1-м столбике? (конкретные действия)

-Что обозначают глаголы во 2-м столбике? (состояние человека или окружающей среды)

- Какие значения имеет глагол? (глагол обозначает действие или состояние)

- Как вы думаете, какова тема урока?

(Слова со значением «действие или состояние предмета». Лексическое значение глагола)

-Запишите тему урока. (тема заранее записана на доске, учитель открывает ).

- Какова цель нашего урока? (т.е. что мы должны будем знать и уметь к концу урока?) (знать и уметь различать глаголы с разным лексическим значением, правильно употреблять в речи).

3. Изучение нового материала.

- Откройте учебник на странице 119. Прочитайте правило и заполните схему.

(схема лежит у каждого ребенка на столе) - индивидуальная работа.

ЗНАЧЕНИЯ ГЛАГОЛА

ДВИЖЕНИЯ

ЗВУЧАНИЯ

СОСТОЯНИЯ

ПРОЦЕССА

СУЩЕСТВОВАНИЯ

РЕЧИ

МЫСЛИ

- Какие еще лексические значения глагола вы узнали? (есть глаголы движения, звучания, состояния, процесса, существования, речи, мысли)

5. Работа по теме урока.

- Посмотрите, на доске изображено дерево, но наше дерево не цветет.

На уроке мы будем выполнять задания. За правильно выполненное задание получите вот такой листочек (показываю). В конце урока наше дерево должно зацвести.

(5 мин)- Поможем дереву? (да)

Игра «Заставьте предметы действовать!» (8-10 листиков)

- Я называю существительное, а вы к нему подбираете и записываете несколько подходящих по смыслу глаголов движения.

Лягушка – прыгает

Воробей – летит, прыгает

Рыба – плывет

Ручей – бегут, текут

Черепаха – ползет, передвигается

Мяч – кидать, забросить

Дождь – идет

Собака – бежит, сидит

- Молодцы, ребята!

(3 мин)- Для того чтобы образней передать движения человека, их сравнивают с движениями животных, птиц, насекомых и даже растений.

Предлагаю дополнить такие сравнения глаголами движения.

(на доске написано) (6 листиков)

Учащиеся по одному выходят к доске и записывают пропущенный глагол.

Они топают, как слоны, идущие на водопой.

Они ………….., как дельфины в море. (плавают)

Она …………..., как деревце на ветру. (гнется)

Он ……………., как кузнечик в траве. (сидит)

Она ……………,как цапля на болоте. (ходит)

Она ……………,как черепаха по песку. (тащится)

Он ……………..,как орёл над добычей. (кружит)

(2 мин)Динамическая пауза.

Предлагаю сыграть в игру «Выполни движение». Я читаю строки, вы выполняете движения:

Из-за парты я встаю,
Головою
поверчу,
Ногами
потопаю,
Руками
похлопаю
До облака
дотянусь
И на место
опущусь.

- Назовите глаголы движения в этом стихотворении. (Кто ответит, тот получит листочек)

Вывод.

Ребята, о чем нам рассказывают глаголы движения? (о движении предмета или живого существа)

-Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями.


(7 мин)- Предлагаю поиграть в лото. Работать будем в парах.

- Передайте таблицы по одной на парту.

(учитель дает таблицы по рядам, дети раздают по 1 таблице на парту)

Задание: определить по картинке глагол звучания и найти его в таблице.

Один называет глагол, другой озвучивает. Какая пара больше соберет картинок – занимает 1 место, 2 место, 3 место.

(28 человек – 1 таблиц)

(тем, кто занял 1,2,3 места выдаю 6 листиков).


хрюкать

чирикать

мычать

Тикать

кукарекать

ржать

куковать

Мяукать

каркать

скрипеть

квакать

Чихать

жужжать

пищать

крякать

шипеть


скрипеть – дверь муха - жужжать

ворона – каркать мышь - пищать

кукушка – куковать утки - крякать

Лошадь – ржать змея - шипеть

лягушка - квакать человек – чихать

Часы – тикать

Свинья – хрюкать

воробей – чирикать

Петух – кукарекать

Котенок – мяукать

Корова – мычать

- Молодцы, ребята! О чем нам рассказывают глаголы звучания? (рассказывают о звуках, которые издает предмет, человек или животное)

(2 мин)-Ребята, на слайде написаны слова.

- Найдите «третье лишнее», объясните почему.

Мычать

Говорить

Квакать

(«третье лишнее – слово «говорить», так как слово обозначает звук человека, остальные звуки животных).

- Молодец! (ученик получает листик)

- Глагол «говорить» - обозначает процесс речи человека.

(3 мин)Проведем игру «Аукцион»!

Предлагаю за определённое время записать как можно больше глаголов речи и мысли. (Говорить, рассказывать, произносить, ответить, думать, размышлять, сказать, молвить, спрашивать)

-Определим 1,2,3 места. Кто записал 5 глаголов? (у кого больше – тот и зачитывает глаголы, получает листочек - 1,2,3 места.) – 3 листика

-О чем нам расскажут глаголы речи и мысли? (о процессе речи и мысли)

(3 мин)- Задание следующее. На слайде имена существительных. Образуйте от них однокоренные глаголы и запишите их.

Радость - радоваться

Смех - смеяться

Любовь - любить

Улыбка – улыбаться

(4 учащиеся называют однокоренные глаголы) 4 листика

- О чем нам рассказали эти глаголы? (рассказали о состоянии человека или предмета)

- К какой группе они относятся? (глаголы состояния)

Молодцы, ребята.

6. (6 мин)Самостоятельная работа. Включить соловья (приглушить звук)

(Учитель раздал каждому карточку)

-Ребята, найдите на столах карточку с заданием: вставить в текст подходящие по смыслу глаголы, используя слова для справок.

Приступайте к заданию.

Весна голосов.... Громко …………….. на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной……………..жаворонок. В светлых березняках ………………..синица.

Под снегом в лощине ……………………….,………………….вода. Сорока ……………...над лесом и ……………….в клюве тяжелый прутик. Я ………….на пенек, ……………….звуки весны и …………….ее приходу.

Слова для справок: кричит, течет, булькает, летит, присел, заливается, тенькает, слушаю, держит, радуюсь.

Учащийся зачитывает получившийся текст.

(Включаю текст на слайде, сверяют по эталону)

-Поднимите руки, у кого получился такой текст.

(У кого без ошибок составлен текст даю по 1 листику). 28 листиков

Весна голосов.... Громко кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной

проталиной заливается жаворонок. В светлых березняках тенькает синица.

Под снегом в лощине течет, булькает вода. Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжелый прутик. Я присел на пенек, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу.

Рефлексия. (5 мин)

- Ребята, давайте приклеим наши листики на дерево.

-С первого ряда по одному выходите, называя, сколько у вас листиков.

-Молодцы ребята!

Если у вас 15-20 листиков – оценка «5»

11-15 листиков – оценка «4»

7-10 листиков – оценка «3»

(пока выходят, я отслежу самый высокий балл)

Объяснение Д/з (1 мин)

Упр. 531 (Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпиши глаголы движения, подбери к ним однокоренные глаголы).


​​​​​​​

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.