12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нина Александровна3789
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Экономическое образование»

Чем государство богатеет...

(ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ)

"...И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет, 
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет."
( А.С. Пушкин "Евгений Онегин").

 Основным вопросом для экономистов всегда был вопрос об источниках богатства и способах обогащения. В разные исторические периоды были свои представления об источнике богатства, и в соответствии с этим менялся предмет изучения экономической науки:

 

Основа высокого уровня экономического развития Древнего Египта – это четкая государственная система, развитое рабство, жреческое влияние. В письменных источниках находят свое определение понятия частной и государственной собственности, а также механизмы ее защиты. Активно развивались торговля, денежное обращение, кредит.

В Древней Индии иметь богатство дозволялось только представителям высших каст. Большое внимание уделялось роли и месту государства в экономической системе. Предпринимаются попытки систематизации государственной политики.

В Древнем Китае наиболее объективный экономический анализ проводился Конфуцием (VI век до н.э.), создавшем собственную школу – конфуцианство. Он допускал создание и приумножение богатства, но только с учетом общих интересов. Главной задачей государства Конфуций считал создание условий процветания и нормальной жизни для каждого человека. В IVIII в.в. до н.э. сформировалось научное течение, исходящие из необходимости полного государственного контроля над экономикой.

Основных представителей экономической мысли Древней Греции нельзя назвать экономистами в чистом виде. Их полем деятельности была философия, экономика же интересовала их только как одно из ее направлений. Однако именно мыслителями Древней Греции впервые был поставлен вопрос об обособлении экономики в самостоятельную сферу общественной жизни.

Аристотель под экономикой понимает науку о правильном ведении хозяйства. Оптимальной формой ведения хозяйства считалось натуральное, замкнутое хозяйство. Основа такого хозяйства – труд рабов. Рабы – это главный источник богатства и благополучия господина. Аристотель рекомендовал для достижения большего богатства всячески экономить на содержании рабов. В первую очередь экономика разрабатывалась Аристотелем для того, что бы создать свод правил по правильной организации труда рабов. Аристотель внес большой вклад в развитие экономики: впервые поставил проблемы процента, торговли, накопления и создания богатств. Торговля допустима и необходима, но лишь для приобретения нужных для своего дома вещей, только в этом случае приемлемо и необходимо существование денег. Когда же торговля используется для обогащения, она вредна и ведет к разрушению государства. Накопление денег Аристотель также рассматривал как нечто противоестественное, ненужное и вредное. Процент в его понимании – это самое противоестественная форма дохода, это способ создания собственного богатства за счет должника. Процент и этика, по замыслу Аристотеля, несовместимы.

Ксенофонт вторит Аристотелю, отдавая предпочтение натуральному хозяйству. В качестве ресурсов для него используются ум хозяина, рабы, земля и богатство. Труд – это основа хозяйства. Но здесь Ксенофонт уточняет, что трудом должен заниматься только раб, это не дело господина. Он считал, что физический труд вредит умственной деятельности, лишает разум способности к мышлению, поэтому физической работой не должен заниматься господин. Задача господина – направлять, организовывать труд раба. Раб не может самостоятельно работать, для этого у его не достаточно интеллекта. С этого Ксенофонт начинает развивать идею о разделении труда на физический и умственный. Называя имуществом вещи полезные человеку, Ксенофонт считал вещи вредные для человека «скорее убытком, чем ценностями». Он утверждал, что земля и деньги не являются благом для тех, кто не умеет ими пользоваться. Ксенофонт считал ценностью и друзей, если представляется возможность получить от них пользу. Ксенофонт крайне негативно относился к деньгам. О накоплении богатства Ксенофонт писал: «денег никто не имеет столько, что бы не желать иметь их еще больше. А если у кого-нибудь они оказались в избытке, то он закапывая излишек, получает не меньшее удовольствие, чем если бы он им пользовался».

Платон впервые ставит вопрос о необходимости разделения труда и обосновывает это, дает определение специализации труда, особенности развития различных видов деятельности. Им определен круг основных профессий. Торговля, деньги, рабство – это основы функционирования государства, хотя первые два компонента должны быть ограничены. Для всех них характерна двоякая сущность – они могут приносить как вред, так и пользу государству и человеку. Главное заключается в том, чтобы найти равновесие. Торговля для Платона – явление, оцениваемое двояко: торговля внутри государства – это вредное явление; при этом необходимо, что бы развивалась внешняя торговля, только она приносит благо государству. Деньги должны быть устранены из классов философов и военных. Только для класса землевладельцев и ремесленников они необходимы, так как для них они являются стимулом.

В Средневековый период христианство стало в Европе доминирующей религией, а его канонам были подчинены общественная жизнь и экономика. Авторами, рассматривавшими экономические вопросы, были монахи. Только они имели право предавать гласности свои труды. Поэтому в экономической науке сложилась христианская парадигма осмысления экономических процессов. Труд, в экономической системе средневековья, играл незначительную роль. Понимание богатства претерпело изменение, в отличие от раннехристианского учения, где четко говорилось о том, что каждому следует иметь только необходимое. Теперь богатство – это закономерная форма оплаты за труды. Этим подводилась идеологическая база под существующее в экономике имущественное неравенство. Отношение к торговле также меняется: она начинает восприниматься как полезное явление. Производство – главная сфера экономики для средневековья. Ростовщичество отвергается как противоестественное.

Большое влияние на развитие Европы оказал меркантилизм. Ранний меркантилизм существовал как экономическая теория на основе идеологии денежного баланса. Основной задачей считалось накопление денег, причем только в форме драгоценных металлов. Но на практике произошло обесценивание денег, по причине большой денежной массы, что и привело к краху теории раннего меркантилизма. Поздний меркантилизм основан на теории торгового баланса – разницы стоимости ввозимых и вывозимых товаров, увеличении импортных пошлин и развитие внешней торговли. Только торговля между различными государствами, по мнению меркантилистов, могла принести настоящий доход. Государства продавали то, что у них имелось в излишке, а покупали то, чего им недоставало. Соответственно хорошей считалось ситуация, в которой государство продавало больше, чем покупало.

Адам Смит. В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» подверг изучению методы увеличения богатства, исследовал его сущность. Богатством нации, по А.Смиту, является количество потребляемой продукции. Если нация потребляет много продукции – она богата, если мало – бедна. Рост богатства нации зависит от того, на что тратится капитал. А.Смит был сторонником саморегулирования экономической системы. Государственное же регулирование всегда приносит вред.

Уильям Петти предпринял попытку отказаться от меркантилизма и перейти к новому пониманию экономики – к классической политической экономии. Однако некоторые его теории опирались на меркантилизм. Так, торговля представляется им как лучшая сфера экономики, так как только в ней возможно наиболее быстрое увеличение богатства. После нее, по убывающей, идут производство и сельское хозяйство. Богатство для него представлено, прежде всего, драгоценными металлами. У.Петти исходил из того, что от них, как от меры определения ценности вещей, невозможно будет отказаться никогда. У.Петти заложил основы трудовой теории стоимости, определяя, что мерой стоимости всех вещей является труд, потраченный на их производство.

«Физиократизм» в дословном переводе означает власть природы и исходит из божественного и естественного происхождения и функционирования экономики. Производство и торговля считались противоестественными сферами экономики. Единственно правильной сферой они полагали сельское хозяйство. Только здесь, по их мнению, возможно создание «настоящего» богатства нации и человека. Сельское хозяйство создает продукт, а производство только модифицирует его. Поэтому, главной задачей физиократы считали увеличение разницы между объемами производимой продукции в сферах производства и сельского хозяйства. Эта разница показывает объем национального богатства.

Франсуа Кенэ был главным теоретиком физиократизма. В работе «экономическая таблица» он искусственно разделил общество на классы:

·         Производители с/х продукции;

·         Бесполезные люди, деятельность которых не связана с с/х;

·         Люди, в собственности которых находится земля.

Жан-Батист Сэй в работе «Трактат политической экономии, или Простое изложение способов, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» он обобщил, систематизировал экономику как науку. Им разработана теория экономического цикла, которая заключается в следующей цепочке: производство – распределение – потребление. Из нее он вывел на первый план этап производства, говоря о том, что производственный потенциал – главный показатель и способ развития национальной экономики. Основой учения Сэя явилась теория трех факторов производства, к которым относятся земля, капитал и труд. По мнению Сэя, нормальное и естественное функционирование экономики построено на том, что предложение – производство приводит к возникновению соответствующего спроса. В свою очередь производство позволяет получить доходы, необходимые, чтобы реализовать потребности населения.

Активное развитие экономики многих стран в конце XIX - начале XX  веков обострило ряд проблем, к которым относятся: социальное неравенство, бедность, голод и т.д. Теоретики марксизма, рассматривая капиталистическое общество, считали его наихудшим вариантом развития человеческого общества. Они разработали модель идеального общества, основанного на идеях социального равенства, свободы и демократии; выступали за бесклассовое общество.

Своеобразие экономического развития Германии привело к образованию такого направления экономической науки, как немецкая историческая школа. Ее родоначальником был Ф.Лист. Он разработал специфическую теорию производительных сил, из которой следует, что главное богатство нации заключается в поступательном развитии и усложнении производства, увеличении его объемов. При этом должны быть сохранены и приумножены достижения предшествующих поколений. Результат развития виделся им в достижении такого состояния, когда все сферы экономики находятся в равновесии между собой. Экономика, прежде всего, используется как наука разумного государственного управления. Суть экономической политики государства сводится к созданию таких условий, в которых будет активно развиваться только национальная экономика.

Макс Вебер внес большой вклад в развитие и формирование современной экономической теории, сформулировав реальные механизмы государственного регулирования экономики, провел систематизацию развития экономической науки от древнейших времен до современности. Он сформулировал идеальную модель хозяйства. Вебер исходил из того, что производство должно иметь рациональную организацию, обеспечивающую превышение доходов над расходами. Этого можно добиться с использованием достижений научно - технического прогресса, а также организацией управления им. Одновременно он ставил проблемы последствий научно - технического прогресса: ограниченности ресурсов и ухудшение экологической ситуации.

Карл Менгер – один из представителей австрийской школы, стремящийся противопоставить марксизму систему буржуазной теоретической политической экономии. Главное для него – потребность индивидуума, а не группы. Менгер считал первичной сферу обращения, а не производства. Базовую основу определения ценности товара он отводил человеческим потребностям, которые безграничны, а возможности для их удовлетворения - ограничены. Главной целью индивидуума является удовлетворение максимального количества потребностей. Менгер вывел два вида ценностей: субъективная ценность на единицу товара определяется потребителем исходя из его личных психологических особенностей; объективная ценность формируется в результате конкуренции, количества товаров на рынке и т.д. Реальная цена товара определяется как среднее между той ценой, за которую готов предложить его продавец, и ценой, за которую его готов купить потребитель.

А.Маршалл

Движущий фактор экономического развития, по мнению У.Митчелла, - психология поведения людей. Предметом его изучения являются не определенный человек, а группа, или общественная психология. В результате многофакторного анализа функционирования экономики Митчелл пришел к выводу о наличии в ней определенных циклов, являющихся следствием влияния рыночной конъюнктуры. Для анализа и прогнозирования рыночной конъюнктуры он привлекал математический инструментарий. Экономический кризис – это следствие циклического снижения деловой активности. Циклическое развитие экономики – не случайность, а закономерность, но при воздействии на определенные факторы, оказывающие на него влияние, можно управлять им.

Кризисные явления в экономике начала 1930-х гг. привели к закономерной необходимости выработки нового инструментария для анализа и управления экономикой, что вполне успешно осуществило кейнсианство. Кейнсианство как школа основывалось на необходимости государственного регулирования экономики с помощью денежно-кредитной, фискальной политики и т.д., осуществляемой государством. Государство является главным регулирующим началом. Дж.М.Кейнс выделил два уровня экономики: микроэкономику и макроэкономику. Он доказал, что они не могут быть приравнены друг к другу, так как обладают специфическими чертами. Усилия кейнсианской школы также были направлены на исследование экономического роста. Главной задачей они считали разработку такого инструментария, который позволит осуществить постоянный экономический рост. Основным способом достижения экономического роста считалось увеличение инвестиций, которые неизбежно приводят к увеличению расходов на потребление и снижению уровня безработицы.

П.А.Сэмюэльсон за особый вклад в развитие экономической мысли отмечен Нобелевской премией. Его вклад в экономическую науку заключается прежде всего в систематизации и обобщении разработок его предшественников. Этим он подвел четкую теоретическую базу под экономику как науку. В отличие от других авторов, он признает логическую обусловленность существующих экономических теорий. П.А.Сэмюэльсон не считает правильным отдавать предпочтение какой-либо одной, а предлагает соединить их для решения практических задач. Им сводятся в единое целое микро- и макроэкономики как два уровня экономической системы. Только при их взаимосвязанном анализе можно понять суть протекающих экономических процессов.

Теория рациональных ожиданий

Вторая половина XX века ознаменована чередой экономических кризисов. В результате широкого применения кейнсианской теории управления экономикой наблюдались увеличение объемов внешнего долга, быстрые темпы развития инфляции и безработицы. Монетаризм сводит происходящие процессы в экономике к деньгам. Он исходит из признания необходимости свободных ценообразования и конкуренции, которые не должны быть подвергнуты регулированию. Государственное воздействие должно быть оказано не на весь рынок, а только на финансовую составляющую. Это позволяет воздействовать на все протекающие в экономике процессы. 

Подведем итоги:

 

  • Аристотель разграничивал два вида богатства: товары и деньги. Преумножение первых – правильно и полезно, а вторых – безнравственно и вредно для экономики.
  • 15-17 вв.: Богатство накапливается в результате внешней торговли. Предмет исследования экономистов – сфера обращения.
  • 18 в.: Богатство накапливается в результате производства продуктов потребления. Источник богатства – сельское хозяйство.
  • 2-я  пол. 18 в.: Богатство – это доход (процент, прибыль, рента). Источник богатства – любое производство, труд человека.
  • 2-я пол. 19 в.: Марксизм. Главный источник богатства капиталиста – эксплуатация труда рабочих. Предмет исследования – производственные отношения (капиталистический способ производства).
  • 70-е гг. 19 в.: Маржинализм. Задача экономики – в поиске наиболее эффективных способов распределения ресурсов и рационального ведения хозяйства.
  • 30-е гг. 20 в.: Предмет исследования экономики – национальное хозяйство в целом.

 

Приложение 1

Основные этапы развития экономической теории

Теоретическая школа

Представители

Основные положения

Меркантилизм

(от ит. «мерканте» - торговец),

XVI - XVII века

Ж.-Б.Кольбер,

Т.Ман,

А.Монкретьен («Трактат политической экономии», 1615 г.)

Богатство нации – золото; его источником служит внешняя торговля.

Практические рекомендации:  ввозить в страну как можно меньше товаров, а вывозить как можно больше, тогда в страну будет поступать золото. Государство должно поощрять развитие производства и внешней торговли.

Физиократы

(от греч. «физис» - природа и «кратос» - власть.),

XVIII век.

Ф.Кенэ

(«Экономические таблицы», 1758 г.)

А. Тюрго

Источник богатства нации – сельское хозяйство. В нем создается тот дополнительный продукт (превышение произведенного продукта над потреблением), за счет которого и образуется богатство нации. Промышленность – «бесплодная сфера», т.к. она только перерабатывает продукт земледелия.

Классическая политэкономия, XVIIXVIII века.

У.Петти

(«Трактат о налогах и сборах»,  1662 г.)

А.Смит

(«Исследование о причинах и природе богатства народов», 1776 г.)

Д.Риккардо

(«Начала политической экономии», 1817 г.)

Источник богатства общества – труд в сфере материального производства, результаты которого (произведенные товары) и составляют богатство нации. Рынок и конкуренция без вмешательства государства создают наиболее благоприятные условия для развития производства. В условиях рынка люди руководствуются собственными интересами («экономический человек»), преследуют свои личные цели, но, направляемые «невидимой рукой», содействуют реализации интересов других людей и общества в целом. Под «невидимой рукой» А.Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов.

Марксистская политэкономия, сер. XIX века

К.Маркс

(«Капитал»,1867 г.)

Ф.Энгельс

Продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции, ликвидации частной собственности и замены ее общественной. Рынок следует заменить планом; всей экономической жизнью общества должно руководить государство.

Маржинализм

(от лат. «марго» - край, предел), XIX век

У.Джевонс

К.Менгер

Л.Вальрас

Е.Бем-Баверк

Предмет изучения экономики – поведение отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. Последние руководствуются в своей деятельности собственными, субъективными оценками выгод и затрат, возникающих в процессе экономической деятельности. Маржиналисты ввели в практику экономического анализа концепцию предельных величин, широко используемую в современных экономических теориях.

Неоклассическое направление,

конец XIX века

А.Маршалл («Принципы экономической науки», 1890 г.)

А.Маршалл разработал современную теорию рынка. Он проанализировал механизм рыночного ценообразования, взаимодействие спроса и предложения, влияние различных факторов на спрос и предложение.

Институциона-лизм,

нач. XX века

Т.Веблен

(«Теория праздного класса», 1899 г.)

Дж.Коммонс

У.Митчелл

Д.Гэлбрейт

(«Новое индустриальное общество», 1961 г.)

Рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами определяются не только экономическими, но и внеэкономическими факторами. Понятие «институт» трактуется очень широко: и как государство, корпорация и профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и как юридические нормы.

Кейнсианство,

XX век

Дж.М.Кейнс

(«Общая теория занятости, процента и денег», 1936 г.)

Такие негативные экономические явления как кризисы, инфляции, безработица, монополизация внутренне присуще рынку, и хотя рыночный механизм может самостоятельно справится с этими явлениями, потери общества при этом могут быть очень велики. Для их минимизации необходимо государственное вмешательство. Дж.М.Кейнс обосновал необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав теорию смешанной экономики.

Монетаризм,

XX век

М.Фридмен

(«Количественная теория денег», 1956 г.)

Между темпами развития экономики и динамикой количества денег в обращении существует определенная связь. Государство, обладающее прерогативой выпуска денег в обращение, может влиять на темпы экономического развития, безработицу, уровень цен, регулируя количество денег в обращении.

Неоклассический синтез,

XX век

П.Саммуэльсон («Экономикс», 1948 г.)

Существующая рыночная самонастройка должна дополняться осторожным государственным регулированием. В реальной экономике важно добиваться оптимального соотношения стихийных сил рынка и сознательного регулирования, не допуская чрезмерности последнего и подрыва рыночных стимулов.

Опубликовано в группе «Экономическое образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.