Рабочая программа «Лесная сказка» (Дополнительное образование для 7-8 лет)

3
0
Материал опубликован 7 July 2017

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Лесная сказка»

Возраст детей: 7-8 лет

Автор-составитель программы:

педагог дополнительного образования Никитина Кристина Олеговна

Академия ВЭГУ институт дополнительного образования

ЦТР «Город мастеров»

2017 год


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Актуальность программы. В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Данная программа предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Корнепластика – это скульптура, созданная фантазией природы, выраженная в переплетении корней, сучьев, веток. По всем признакам ее можно причислить к пространственным видам искусства. Специфика ее в том, что материал сам подсказывает будущий образ, а значит каждая скульптура, каждая композиция – уникальна – повторить ее нельзя. И в силу своей доступности и сравнительной легкости обработки материала является незаменимой при формировании художественного объемно-пространственного мышления.

Новизна. Программа конструирования из природных материалов вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке - зверька или птичку, хочет перенести в свою повседневную жизнь, городскую квартиру кусочек живой природы - удивительную корягу, полевые цветы, морские камешки. Природа - замечательная мастерская. В руках умельца с душой художника все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Поделки из природных материалов - это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства.
Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или рыбьей чешуи - не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

Цель программы: формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства, через создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы:

Обучающие:

закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами; обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов; обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала; развитие образного мышления и воображения; создание условий к саморазвитию учащихся; развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира. развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

Воспитывающие:

воспитание уважения к труду и людям труда; формирование чувства коллективизма; воспитание аккуратности; экологическое воспитание обучающихся; развитие любви к природе.

добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Контингент обучаемых.

Программа работы творческого объединения рассчитана на одногодичное обучение. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.
Объединение комплектуется из детей старших групп детских садов (дети 5-7 лет)
. Количество детей в группе для освоения программы – 12 человек.

Срок реализации программы: 2 год.

Количество часов в неделю: 4

Количество часов по плану: 152

Формы проведения занятий: лекции, дискуссии, практические работы, защита творческих проектов.

Ожидаемые результаты.

По окончанию обучения воспитанники знают:

различным приемам работы с природным материалом, пластиковыми бутылками, и другими материалами, использующимися в процессе работы;

будут создавать композиции с изделиями;

разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

о видах декоративно- прикладного искусства (лепка, роспись, резьба и.т.п.);

в области композиции

о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись;

об особенностях лепных игрушек;

о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома)

о проектной деятельности.

По окончанию обучения воспитанники умеют:

следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

работать нужными инструментами и приспособлениями;

последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала)

лепить на основе традиционных приемов, применять разные формы лепки.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема №1 (2 ч)

Вводное занятие

1.Основные вопросы: Знакомство с планом работы, целями и задачами занятий. Подготовка помещения к работе кружка. Оборудование рабочего места обучающегося. Материалы, инструменты. Вводный инструктаж. Экскурсия по кружку.

2. Требования к знаниям и умениям:

Знать: расписание работы кружка, техника безопасности и охрана труда в кабинете

Уметь: организовывать уборку кружка, распределение дежурства

3.Тематика практических работ: Оригами

Тема №2 (14 ч)

Тестопластика (соленое тесто)

1.Основные вопросы: Беседа. Знакомство. Тестопластика (соленое тесто), история возникновения. Правила безопасности. Повторение работы с соленым тестом как с основным материалом для лепки. Виды и назначение соленого теста. Способы лепки и использование дополнительных приспособлений. Замес теста. Создание эскиза. Работа с тестом. Технология сушки и обжига изделий из соленого теста в домашних условиях. Технология раскраски изделий из соленого теста.

2. Требования к знаниям и умениям:

Знать: техгология изготовления теста , название цветов красок

Уметь: уметь работать в коллективе

3. Самостоятельная работа: Технология сочетания изделий из соленого теста с природными материалами (сова, черепаха)

4. Тематика практических работ: «Черепашки», «кот», панно., объемная «Лягушка»

Тема №3 (10 ч)

Барельеф (пластилин)

1.Основные вопросы: Работа с пластилином. Способы работы с пластилином.

Лепку листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и представлению; лепку простейших тематических композиций. Создание эскиза. Изготовление работы пластилином.

Покрытие работы водоэмульсионной краской, просушка. Художественное оформление. Рисование пластилином.

2. Требования к знаниям и умениям:

Знать: свойства пластилина,

Уметь: фантазировать, работать с природным материалом, водоэмульсионной краской

3. Самостоятельная работа: Творческо-поисковая работа

4.Тематика практических работ: Панно-барельеф «Зоопарк», «Ромашки в вазе»

Тема №4 (64 ч)

Декоративно-прикладное творчество с не художественными материалами.

1.Основные вопросы: Кофе, фасоль, крупа, макароны, корнепластика

2. Требования к знаниям и умениям:

Знать: названия различных круп, свойства клеев

Уметь: Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке; освоение новых приемов (скатывание, надавливание, размазывание) и создание с их помощью сюжетных картин; развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера

3. Самостоятельная работа: Сувенирные работы «Бабочка» из кофе, «Чашка кофе»

4. Тематика практических работ: Изготовление мобилей, работа с дисками, с джинсовой тканью и яичными ячейками

Тема №5 (14 ч)

Декоративное рисование (солью, молоком, кофе).

1.Основные вопросы: Применение различных нехудожественных материалов в изобразительном искусстве. Художественное оформление своих работ. Техника безопасности работы с клеем.

2. Требования к знаниям и умениям:

Знать: Напомнить детям о свойствах молока, соли, кофе.

Уметь: работать самостоятельно, аккуратно работать с клеем

3. Тематика практических работ: Художественное оформление своих работ

Тема №6 (42ч)

Цветная бумага. Картон.

1.Основные вопросы: Вводное занятие. Демонстрация готовых изделий.

Знакомство с материалом, с особенностями картона.

Освоение техники предварительной обработки. Техника безопасности работы с инструментами.

2. Требования к знаниям и умениям:

Знать: технику безопасности работы с канцелярскими инструментами

Уметь: работать канцелярскими инструментами

3. Самостоятельная работа: Изготовление кошек, пингвинов, лебедей.

4. Тематика практических работ: различные аппликации, как плоские ,так и объемные

Тема №7 (2ч)

Итоговое занятие. Оформительская деятельность.

1.Основные вопросы: Оформление работ. Выставка

2. Требования к знаниям и умениям:

Знать: компьютерные программы по оформлению стендов

Уметь: Развивать практические умения детей при создании заданного образа посредством интернет ресурсов. Учить дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

3. Самостоятельная работа: поиск в интернете картинок

4. Тематика практических работ: Творческая работа по замыслу.

III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Формы проведения занятий: лекции, дискуссии, практические работы, защита творческих проектов.

Формы и  методы занятий:

Приоритет отдается активным формам преподавания:

- Практическим: упражнения, практические работы,

- Наглядным: использование эскизов, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

- Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация,

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Дидактический материал:  журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Составление альбома лучших работ.

Использование работ учащихся для декоративного оформления пришкольного участка.

Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки.

Учебно-методическое обеспечение.

1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.

2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.

3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по

охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.

5. Материалы и инструменты.

6. Компьютер для показа презентаций.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

Исторический аспект

Связь с современностью

Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

эскиз

воплощение в материале

выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации