12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анна39


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

р.п. БАШМАКОВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ



Методические рекомендации по внедрению современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей.




Тема: «Личностно - ориентированный подход

в обучении плаванию»




Выполнила: инструктор –методист по плаванию

Подобреева Анна Анатольевна










р.п. Башмаково

2021 год



Плавание является важнейшей составляющей физической подготовки учащихся. Занятия плаванием развивают мышечную систему организма ребёнка, способствуют формированию правильной осанки, предупреждают развитие плоскостопия. Систематические занятия плаванием улучшают работу органов кровообращения и дыхания.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма и способствуют развитию положительных черт личности ребёнка. Обучение детей плаванию по-прежнему остаётся важнейшей задачей. Особую актуальность навыки плавания приобретают в летнее время. Активный отдых на воде, морском или речном побережье, чрезвычайно полезен для здоровья человека. В то же время водоёмы являются местом повышенной опасности, особенно в летнее время. Ежегодно статистика пополняется печальными фактами гибели людей во время отдыха у водоёмов. Поэтому умение плавать и правильно вести себя на воде является жизненно важными навыком для каждого человека

В Пензенской области реализуется региональный проект «Учусь плавать», инициированный в 2015 году губернатором Иваном Белозерцевым. Еще тогда глава региона обратил внимание на значительное количество трагических случаев на воде. Многих из них можно было бы избежать, если бы человек умел плавать. В Пензенской области построено огромное количество ФОКов и бассейнов, однако, в то время зачастую они пустовали, а летом и вовсе закрывались на профилактику. Сейчас обучение школьников плаванию поставлено на высокий уровень, бассейны не пустуют, и это приносит свои плоды. Нашу практику уже взяли на вооружение и в соседних регионах, в том числе в Республике Татарстан. В каждом районе для школьников разработаны специальные программы со сдачей итоговых испытаний и с последующим вручением дипломов. Актуальность обучения плаванию очевидна, ведь плавание - жизненно необходимый навык и возможность научиться плавать должна быть у каждого.

Успех в обучении плаванию может быть достигнут лишь в том случае, если будут учтены особенности развития детей того или иного возраста, а также реальные силы и возможности каждого ребёнка.

Перед каждым педагогом возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Например, как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося, как сохранить и укрепить здоровье ребенка.

В ходе реализации проекта я столкнулась с таким вопросом: «Как работать на занятии со всей группой и одновременно с каждым в отдельности?»

Чтобы получить ответ на данный вопрос, я начала работать над своей методической темой «Личностно-ориентированный подход в обучении плаванию». Мною было:

Изучена литература по данной теме.

Разработаны методические рекомендации для учащихся.

Запланировано изучение данной тематики в дальнейшем.

Изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу, что методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учётом индивидуального подхода к ребёнку: сознательности и активности, систематичности, наглядности и доступности, а также принципа коллективности.

Принцип коллективности некоторое время был одним из ведущих принципов в педагогике, в настоящее время преобладает принцип индивидуального подхода. Однако оба они находятся во взаимосвязи и дополняют друг друга.

Принцип коллективности подразумевает насыщение тренером атмосферы межличностных отношений в группе общностью цели и поставленных задач. При реализации данного принципа тренер организует здоровую конкуренцию в противовес зависти, сплоченность и взаимовыручку. Все это имеет положительные моменты для обучения.

Ответом может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном уровне. Такая трактовка дифференцированного подхода на индивидуальном уровне вызвана следующими соображениями.

Во-первых, нет ни одного ребенка, похожего на другого. У каждого свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции.

Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности.

Поэтому, говоря о развитии ребенка, мы, прежде всего, должны иметь в виду его саморазвитие. Следовательно, дифференцированный подход в обучении детей плаванию должен осуществляться на индивидуальном уровне, когда сам ребёнок, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей, определяет личную траекторию своего развития. Задачей педагога на занятии по плаванию становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность воспитанников на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Разрешить поставленную задачу можно, только проектируя такую технологию обучения, которая предусматривала бы дифференцированный подход на индивидуальном уровне. Задания направлены на развитие у детей самостоятельности и критичности мышления к изучению учебного материала.

Грамотная организация урока по плаванию очень важна, так как занятия проходят в усложненных условиях. Как правило, в бассейне бывает  слишком шумно, кроме того, занятия должны быть максимально безопасны для учащихся. Во время занятий  в бассейне используются различные  методы организации обучаемых.

 Поточный метод. Учащиеся один за другим выполняют одно или несколько упражнений, одинаковых для всей группы. Преимущество этого метода – возможность добиться высокой плотности урока. Моторную плотность урока можно увеличить, организуя не один, а  несколько потоков (по числу имеющихся дорожек в бассейне и умение держаться на воде).

Метод групповых занятий. Учащиеся выполняют упражнения в подгруппах, каждая подгруппа получает своё задание. Этот метод позволяет точнее дифференцировать нагрузку в процессе урока.

Метод индивидуальных заданий. Каждому ученику даётся собственное  задание, в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями.

Эффективность проведения занятий в группе определяется следующими критериями:

1) точностью поставленных задач на уроке. Задачи должны быть поставлены ясно и конкретно, в соответствии с программой и успеваемостью группы, и должны быть скорректированы с содержанием предшествующих уроков;

2) полноценностью содержания урока. Исходя их возрастных возможностей учащихся, необходимо подбирать наиболее эффективные упражнения для обучения способам плавания, развития двигательных качеств.

При объяснении заданий необходимо пользоваться различными методами. Дети среднего школьного возраста и подростки способны анализировать, рассуждать, дополнять предлагаемые задания. Для младших учеников характерно зрительное восприятие, подражание, поэтому необходимо, чтобы объяснение  было образным и доходчивым, а показ задания более опытным пловцом.

Занятие плаванием проводиться в строгом соответствии с дидактическими принципами, а именно:

- последовательности, т.е. за счет освоения и выполнения простых плавательных движений осваиваются более сложные упражнения на воде (от простого к сложному);

- постепенности, характеризующимся постепенным увеличением нагрузки и обоснованным дозированием плавательных упражнений, выполняемых в основном с использованием повторного, интервального, равномерно-дистанционного методов;

- систематичности, обуславливающим систематический характер занятий, для формирования двигательного навыка, укрепления мышечного корсета, развития основных физических качеств, совершенствования плавательной подготовленности занимающихся;

- доступности, указывающим на то, что упражнения должны быть легковыполнимыми и не сложно-координированными, задачи, поставленные на занятии должны быть полностью реализованы, доступными данному контингенту занимающихся, каждый должен получить удовлетворение от достигнутого на занятии плаванием;

- наглядности, демонстрирующим правильность выполнения техники изучаемых упражнений педагогом, а также грамотное использование метода рассказа и показа на занятиях;

- индивидуализации, выдвигающим требования учета индивидуальных особенностей, физического состояния, а также плавательной подготовленности занимающихся;

- всесторонности, направленном на комплексное воздействие плавания, на все мышечные группы и функциональные системы организма детей.

Вывод: какая бы однородная по составу группа ни формировалась (по половому, возрастному признаку, специальной и общей подготовке в той или иной области), все равно различия будут очевидны (все дети разные, по способности, темпераменту, характеру, воли, мотивации, опыту и т.д.) и помимо обще групповых заданий требуется индивидуальный подход к каждому, а именно: корректировка того же задания, необходимый совет и т. д. Технология индивидуального обучения применяется на каждом занятии по плаванию. Каждому ребёнку на занятии уделяется внимание, даются рекомендации и устраняются ошибки.




6


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.