Статья «Личностное развитие младшего школьника при взаимодействии семьи и школы»

1
0
Материал опубликован 30 July 2022 в группе


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17 р.п.Юрты










«Личностное развитие младшего школьника

при взаимодействии семьи и школы».

















Подготовил:

учитель начальных классов

МКОУ СОШ №17 р.п.Юрты

Кобзова Галина Леонидовна







2022 г.




Сообщение «Личностное развитие младшего школьника

при взаимодействии семьи и школы».


Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и школы в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Для начальной школы проблема воспитания актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, их родителями, пришедшими из разных микросоциумов, младшие школьники с несформированной коммуникативной деятельностью, а в классном коллективе взаимодействуют родители с разным жизненным опытом. Поэтому так важно свести эти противоречия в процессе взаимодействия к единой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация контактов в классе и семье, воспитание толерантности - именно это способствует развитию сотрудничества не только между детьми, но и родителями. Воспитание и развитие личности младшего школьника должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям.

В течение всей своей практической деятельности я пытаюсь сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического процесса, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если родители педагогу доверяют, значит, и дети школе доверяют тоже. А это очень хороший фундамент для общего успеха. Взаимодействие школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся, родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Семья – это институт, где формируются основные нравственные качества ребёнка. Общество меняется, меняются взгляды семьи на жизнь, ведущие ценности. В последние годы вся педагогическая общественность особенно остро осознала простую истину: воспитание ребёнка без укрепления связи с семьёй невозможно. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя.
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Ответом на эти вопросы служит- педагогическое взаимодействия семьи и школы. В первую очередь это- создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности. Особенностью моей работы является возможность построения взаимодействия с семьей на качественно новой основе; предполагается не просто совместное участие в воспитании ребенка, а создание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию, к созданию единого пространства развития ребенка. При этом нужны новые, активные и конкретные формы работы с семьей.

В своей работе я использую следующие направления взаимодействия семьи и школы:
1.Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
2.Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3.Психолого- педагогическое просвещение родителей.
4.Взаимодействие с родительским комитетом.
5.Совместная деятельность родителей и учащихся.
6.Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
7.
Выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей.

8. Участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей.
9.Проведение совместных праздников с участием родителей, создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми.

Важным аспектом считаю, найти контакт с каждой семьей обучающегося, помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы. Ведь положительный результат зависит от взаимоотношений с семьёй. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются.

Существует множество традиционных форм работы с семьей (индивидуальных, групповых, коллективных): анкетирование, родительские собрания, создание родительского комитета, индивидуальные беседы и консультации, лектории, совместные игры с детьми. Проработав в сфере образования 17 лет, наблюдая за детьми и родителями, я пришла к выводу, что родителям наиболее интересны нетрадиционные формы работы, поэтому я стараюсь вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс с помощью необычных форм деятельности.

Неоценимое значение в развитии отношений с семьёй имеет переписка. 

Это может быть благодарность за помощь в организации мероприятий, сбор вопросов, предложений, советов от родителей, открытки, записки и т.д.
Беседа. Индивидуальное общение учителя с каждым из родителей дает возможность сообщить о достижениях ребёнка, а также почувствовать, что волнует и интересует родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними. Консультация, может быть по вопросам учебной деятельности, по воспитанию, консультация со специалистами – социальным педагогом и др.
Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
- особенности здоровья ребенка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивация учения;
- моральные ценности семьи.
Классное родительское собрание остается основной формой работы с коллективом родителей и включает в себя несколько обязательных компонентов:
• Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания я знакомлю родителей с результатами учебной деятельности класса.
• Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
• Психолого- педагогическое просвещение.
• Обсуждение организационных вопросов (проведение экскурсий, праздников и пр.).
• Рефлексия. В конце родительского собрания подводится итог всему сказанному.
• Личные беседы с родителями.
Открытые уроки – помогают родителям прочувствовать атмосферу в классном коллективе. День открытых дверей - радость от совместного сотрудничества, более близкого знакомства родителей, детей и учителей и несомненная польза для всех.
Внеклассные мероприятия – совместные праздники с родителями, экскурсии, поездки походы, которые сближают родителей и педагогов, в непосредственной обстановке мы лучше узнаем друг друга, появляются взаимные симпатии и доверие – это возможность увидеть своих детей со стороны.

Оформление выставок детских работ (рисунки, аппликации, поделки), которые позволяют учителю и одноклассникам сказать несколько добрых слов о работе ребенка: как он старался, что преодолел, чему научился. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Успех в воспитании ребенка зависит от того, как тесно сотрудничают школа и семья. Большую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. От их работы зависит многое. При этом семья должна рассматриваться как союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление деятельности учителя.
Успех сотрудничества семьи и учителя обеспечивается благодаря:
- педагогическому такту и этике взаимоотношений;
- педагогической подготовленности родителей, уровню их культуры;
- педагогическому просвещению родителей;
- умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
- единству требований школы и семьи.

Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
Школа и семья – самые тесные союзники в общем деле – в воспитании подрастающего поколения. Поэтому в отношениях существуют доверительность, взаимное поддержание авторитета, выработка наиболее благоприятных для обеих сторон норм общения.
Только хорошо продуманная совместная работа с семьёй школы обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для решения этой задачи.
Согласованность в деятельности всех воспитательных инстанций во многом определяет результаты воспитания нашего будущего поколения.
Эти формы работы сближают детей и родителей, а классный коллектив становится единым целым, большой семьёй, которая сплачивается и интересно живёт. В работе с родителями важно не предъявлять претензий, проявлять такт в разговоре.
Таким образом,наша школа с помощью партнерства «Семья и школа» решает очень важную задачу: воспитывает не просто образованных, но еще и нравственных, активных, мобильных, предприимчивых людей, которые способны договариваться о сотрудничестве, отвечать за себя и свой коллектив. Каждый учащийся может получить за время обучения в школе определенный социальный опыт, примерить на себя социальные роли, чтобы чувствовать себя в дальнейшей жизни комфортно и уверенно.
Я считаю, что воспитателям, учителям, классным руководителям, родителям следует помнить о том, что дети — свидетели, они учатся жить у жизни.
Закончить своё выступление мне хотелось бы словами В.А.Сухомлинского
«Какими бы прекрасными не были наши школьные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются отец и мать. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении».












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.