12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Геннадьевна Кудрина25
Россия, Иркутская обл., Иркутск
0

Личностно-ориентированный подход как один из методов индивидуализации и дифференциации при обучении иностранному языку


Кудрина Е.Г. учитель английского языка

МБОУ г. ИРКУТСКА СОШ с УИОП №14

Личностно-ориентированный подход как один из методов индивидуализации и дифференциации при обучении иностранному языку

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество деятельности и ее результат зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей. «Мотивация является, поэтому запускным механизмом» (И. А. Зимняя) Понятие «индивид» впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. Термин «индивидуальность» дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. В психологии под индивидуальностью понимают целостную характеристику определенного человека, через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности (Л.И. Боголюбов). Рассмотрим личностно - ориентированный подход как один из методов индивидуализации и дифференциации при обучении иностранному языку, который воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и цели при обучении И.Я., содержание обучения, методы и приемы обучения) и на весь учебно-воспитательный процесс в целом (взаимодействие преподавателя и обучаемого и средств обучения и т.д, способствуя созданию обучающей и воспитывающей среды. Личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию - это когда учитываются потребности, возможности и склонности обучаемого, и он сам выступает наряду с преподавателем в качестве активного субъекта деятельности преподавателя. Применительно к содержанию личностно - ориентированный подход проявляется в отборе материала, что предполагает некоторую избыточность и выделение двух уровней: предъявления и уровня спроса, который несколько ниже уровня предъявления, так как учитываются возможности и потребности обучающихся. Это позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход обучающихся, ставит их в ситуацию выбора, побуждает к большей самостоятельности и активности. Последнее достигается и благодаря проблемной подаче материала, в побуждении обучающихся к размышлению, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и обобщениям. Следовательно, для того, чтобы добиться эффективности действий при обучении тому или иному аспекту языка, необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся, то есть индивидную индивидуализацию, основывающуюся на дифференцированном подборе задания, личностную индивидуализацию, в основе которой лежат личностные свойства обучающихся, и субъективную индивидуализацию, т.е. свойства человека как субъекта деятельности.. Дифференцированный подход в дидактике связан с учетом разных уровней подготовки обучающихся и применением к ним различных обучающих воздействий. Применение дифференцированного подхода при обучении И.Я. существенно необходимо.Учитывая различия в языковой подготовке учащихся, психологических особенностях и интересах внутри каждой группы, для поддержания внутренней мотивации на уроке приобретает индивидуализация заданий. Задания могут предполагать разную степень самостоятельности в языковом оформлении высказываний при наличии проблемы в каждом варианте задания. Для реализации принципа индивидуализации и дифференциации при обучении И.Я. используется групповая работа над текстом, которая позволяет с одной стороны, каждому обучающемуся группы выполнять посильные функции, например при изучающем чтении (чтение с полным пониманием): одному вполголоса читать текст, другому выделять незнакомые слова; третьему - искать их значение в словаре, четвертому - перевести предложение, вызывающее трудности для понимания, и т.д.

Подводя итог вышесказанному хотелось бы акцентировать внимание на то, что применение упражнений содержащих дифференцированный подход к обучающимся, позволяет учитывать и корректировать индивидуальные особенности обучающихся.

Учет дифференцированного подхода к обучающимся способствует положительной учебной мотивации, ускоряет и интенсифицирует дальнейшее развитие иноязычных способностей, т.е. усиливает мотивацию.

По-разному можно подходить к обучению И.Я. Но, главное, чтобы ученик мог достичь двух самых важных целей: - овладеть И.Я. в той степени, в какой ему необходимо; «научится учиться», чтобы в дальнейшем не потерять приобретенных навыков и умений и постоянно их совершенствовать. Практическое овладение И.Я. - не только самоцель, но и путь развития речемыслительных способностей учащихся переносимых на изучение других учебных предметов.


Литература:

Бим И.Л. «Личностно - ориентированный подход - основная стратегия
обновления школы» ИЯШ № 2 2002 г.

Колкер Я.Н., Устинова Е.С., Еналиева Т.Н. «Практическая методика
обучению ин. яз.» Москва Аcadema 2001г.

Куприянова Г.В. «Групповая и самостоятельная работа учащихся при
освоении грамматики» ИЯШ №6 2001 г.

Ибряева Г.П. «Повышение эффективности обучения иностранного языка
на занятиях индивидуального выбора ИЯШ №6 2001 г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.