Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Лингвистический калейдоскоп» (5–6 класс)

2
0
Материал опубликован 10 August 2020 в группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности (кружка) «Лингвистический калейдоскоп» для 5-6 классов составлена с учётом Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте, на основе рабочей программы к предметной линии учебников для 5-9 классов образовательной школы («Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.- М.: Просвещение, 2016»). Направление внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное.

Цель программы - расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

Образовательные:

развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;

совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.

Развивающие:

развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи;

развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;

овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность;

формировать социально активную, конкурентоспособную личность.

Программа соответствует ФГОС и способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Программа позволяет сформировать познавательный интерес к миру слов и к удивительным «кладовым» слова, которыми являются словари. Занятия покажут, как сложен и увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов.

В процессе работы учащиеся откроют для себя «волшебные свойства» знакомых слов, многообразие значений, красоту звучания русской речи, что закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.

Знания, приобретённые в творческом поиске, в интересной работе, создают успех не только в изучении языка, но и успешном усвоении всех предметов, развивают сообразительность, смекалку, умение самостоятельно работать.

Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением новых элементов, материалов повышенной трудности и творческого уровня. Данная программа позволит учащимся расширить знания по русскому языку, познакомиться с миром словарей, со спецификой их строения, с особенностью построения словарных статей.

Не менее важным фактором реализации программы «Лингвистический калейдоскоп» является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать умение аргументировать собственную позицию по определённым вопросам.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучаемых и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Актуальность программы

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений, реализации их интеллектуальных и творческих способностей создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

Выбор данной программы обусловлен тем, что программа внеурочной деятельности «Лингвистический калейдоскоп» предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Место курса в учебном плане.

В целях повышения грамотности и культуры речи учащихся 5 - 6 классов реализуется курс внеурочной деятельности «Лингвистический калейдоскоп». Курс рассчитан на 68 часов (2 ч. в неделю).

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- групповые;

- индивидуальные;

- парные

Методы работы:

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

наглядные методы: Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.

Курс завершается аукционом знаний и защитой проекта (возможно, работа в парах).


Планируемый уровень подготовки выпускников.

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


Организационное занятие. Дорога к письменности.

Знакомство обучающихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты. Лекция «Дорога к письменности».

Раздел 1

Тайны русского слова (Лексика. Фразеология)

Язык – вековой труд поколений

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. Мини-сборник пословиц «О семье», «О Родине».

Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово.

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Творческая работа-исследование «Об одном только слове».

Не все годится, что говорится.

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто больше?»

«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».

«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».

Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Фразеологизмы в художественных произведениях. Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы?»

Проект «Перлы, самородки и самоцветы родного языка».

Раздел 2

Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия)

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Для чего используют звуковые повторы в речи. Конкурс скороговорок.

Каков человек, такова его и речь.

Орфоэпические нормы русского языка. Произношение некоторых групп согласных в русском литературном языке. Орфоэпическая эстафета.

Фонетический КВН.

Раздел 3

Загадки русского словообразования

(Морфемика. Словообразование. Этимология)

«С русским языком можно творить чудеса!»

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Сказочные превращения. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

Различай и отличай. Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?

Командиры в корнях слов. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Орфографическое лото.

Проект «Кто командует корнями?» (Альбом правил русского языка)

Что в имени тебе моем? Устный журнал «История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке». Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала.

Защита проекта «Имена и фамилия моей семьи».

Раздел 4

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис)

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир «Узнай меня!».

Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Проект «Ребусы – «гимнастика ума».

Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

Лингвистическая игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.

Нет той тайны, чтобы не была явна.

Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.

Раздел 5

Речевой этикет.

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность.

Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

В многословии не без пустословия.

Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. Проект «Типы речевых ошибок школьников».

По речи узнают человека.

Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.

Формулы речевого этикета. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Проект «Этикетные слова моей семьи».

Лингвистический бой «Знатоки речи».

Раздел 6

Итоговое занятие.

Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!»


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема раздела

Кол-во часов

1

Дорога к письменности

1

2

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)

17

2

Секреты устной речи.

6

3

Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология.)

15

4

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)

15

5

Речевой этикет.

13

6

Итоговое занятие.

1


Итого:

68


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

урока

Тема занятий

Дата проведения

в году

в теме

по плану

по факту

Дорога к письменности (1ч.)

1

1

Организационное занятие. Лекция «Дорога к письменности».

02.09


Раздел 1. Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) - 17 часов.

2

1

Язык – вековой труд поколений. Высказывания великих людей о русском языке.

04.09


3

2

Язык – вековой труд поколений. Пословицы и поговорки о родном языке.

09.09


4

3

Работа с различными толковыми словарями.

11.09


5

4

История появления новых слов в русском языке.

16.09


6

5

Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. Мини-сборник пословиц «О семье», «О Родине».

18.09


7

6

Лексикография – наука о составлении словарей.

23.09


8

7

Как найти слово в словаре? Творческая работа-исследование «Об одном только слове».

25.09


9

8

Жаргоны, диалектизмы.

30.09


10

9

Использование историзмов и лексических неологизмов.

02.10


11

10

Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто больше?»

07.10


12

11

«Крылатые выражения» и «афоризмы».

09.10


13

12

Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».

14.10


14

13

Работа с фразеологическим словарём.

16.10


15

14

Фразеологизмы – синонимы и антонимы.

21.10


16

15

Фразеологизмы с именем собственным.

23.10


17

16

Фразеологизмы со значением цвета.

06.11


18

17

Фразеологизмы в художественных произведениях. Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы?»

11.11


Раздел 2. Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия.) - 6 часов



19

1

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

13.11


20

2

Для чего используют звуковые повторы в речи. Конкурс скороговорок.

18.11


21

3

Каков человек, такова его и речь.

20.11


22

4

Орфоэпические нормы русского языка.

25.11


23

5

Произношение некоторых групп согласных в русском литературном языке. Орфоэпическая эстафета.

27.11


24

6

Фонетический КВН.

02.12


Раздел 3. Загадки русского словообразования.

(Морфемика. Словообразование. Этимология) - 15 часов.

25

1

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке.

04.12


26

2

Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.

09.12


27

3

Сказочные превращения. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

11.12


28

4

Различай и отличай. Приставки-труженицы

16.12


29

5

Опасные согласные в приставках.

18.12


30

6

Коварная приставка С-.

23.12


31

7

Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

25.12


32

8

Командиры в корнях слов.

13.01


33

9

Командуют гласные, командуют и согласные.

15.01


34

10

Командует ударение, командует значение слова. Орфографическое лото.

20.01


35

11

Что в имени тебе моем? Устный журнал «История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке».

22.01


36

12

Знакомство с наукой антропонимикой

27.01


37

13

Проект о происхождении имен.

29.01


38

14

Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала.

03.02


39

15

Защита проекта «Имена и фамилия моей семьи».

05.02


Раздел 4. Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) - 15 часов.

40

1

Самостоятельные и служебные части речи. Практикум

10.02


41

2

Употребление в речи существительных. Грамматический турнир «Узнай меня!».

12.02


42

3

Употребление в речи прилагательных. Грамматический турнир «Узнай меня!».

17.02


43

4

Употребление в речи местоимений. Грамматический турнир «Узнай меня!».

19.02


44

5

Употребление в речи числительных. Грамматический турнир «Узнай меня!».

26.02


45

6

Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Проект «Ребусы – «гимнастика ума».

02.03


46

7

Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Лингвистическая игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.

04.03


47

8

Решение филологических задач.

11.03


48

9

Логогрифы. Шарады.

16.03


49

10

Метаграммы. Анаграммы.

18.03


50

11

Лингвистические загадки.

30.03


51

12

Лингвистические кроссворды.

01.04


52

13

Лимерики. Игры с рифмой.

06.04


53

14

Знакомство с жанром лимерика.

08.04


54

15

Создание лимериков по школьной тематике.

13.04


Раздел 5. Речевой этикет – 13 часов.



55

1

Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

15.04


56

2

Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

17.04


57

3

Плеоназм. Что это?

20.04


58

4

Скрытая тавтология.

22.04


59

5

Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм.

27.04


60

6

Подготовка монолога.

29.04


61

7

Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. Проект «Типы речевых ошибок школьников».

06.05


62

8

Как поддержать разговор. Сценарий диалога.

13.05


63

9

Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником.

15.05


64

10

Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике.

18.05


65

11

Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.

20.05


66

12

Формулы речевого этикета. Тематика разговора.

22.05


67

13

О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Проект «Этикетные слова моей семьи».

25.05


Раздел 6. Итоговое занятие - 1час

68

1

Итоговое занятие. Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!»

27.05


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

УУД

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Личностные УУД

Выбирать способы и формы самовыражения и самореализации.

Вести диалог.

Проявлять устойчивый познавательный интерес.

Осознавать роль самообразования и самовоспитания.

Осознавать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.

Самооценке и Я-концепции.

Решать моральные дилеммы.

Регулятивные УУД

Целеполаганию.

Анализировать условия достижения цели.

Планировать пути достижения цели.

Управлять своим временем.

Принимать решения в проблемной ситуации.

Контролировать результаты и способы действия.

Самостоятельно оценивать и корректировать выполнение действия.

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Учитывать условия и средства достижения целей при их планировании.

Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели

Управлять своим поведением и деятельностью.

Осуществлять познавательную рефлексию.

Адекватно оценивать объективную трудность и свои возможности.

Преодолевать трудности.

Коммуникативные УУД

Формулировать собственное мнение и позицию.

Учитывать разные мнения.

Аргументировать свою точку зрения.

Задавать вопросы

Сотрудничать, осуществляя планирование, взаимный контроль и оказывая взаимопомощь.

Адекватно использовать языковые и речевые средства.

Работать в группе.

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Обосновывать свою позицию с учетом разных мнений.

Брать на себя инициативу.

Осуществлять коммуникативную рефлексию.

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Познавательные УУД

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Основы реализации проектно-исследовательской деятельности.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Осуществлять сравнение, классификацию.

Строить логическое рассуждение.

Объяснять явления, процессы.

Умение выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий.

Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента.

Ставить проблему, аргументировать ее актуальность.

Выдвигать и проверять гипотезы.

Делать умозаключения и выводы.

ИКТ-компетентность

Искать и хранить информацию.

Пользоваться устройствами ИКТ.

Создавать графические объекты с использованием компьютерных инструментов.

Осуществлять коммуникации.

Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности.

Взаимодействовать в социальных сетях, форумах.




п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Кол-во

Библиотечный фонд

1

Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.

1

2

Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.

1

2.Печатные пособия

1

Бетенькова Н.М. «Конкурс грамотеев», Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся. Москва, «Просвещение». АО «Учебная литература», 2009г.

1

2

Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.


3

Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку//Москва Айрис-пресс, 2008г.

1

4

Полякова А.В. «Превращения слов», Русский язык в кроссвордах и головоломках, Издательство «Учебная литература», 2008 г.

1

5

Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2012.

1

6

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2000.

1

7

Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.: Русский язык,1997.

1

8

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1986.

1

9

Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.

1

10

Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007

1

11

Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007

1

3. Технические средства обучения

1

Компьютер

1

2

Интерактивная доска

1

4.Экранно-звуковые пособия

1

Презентации к занятиям

26

2

DVD фильмы

3

3

Аудиозаписи

7

5.Образовательные ресурсы

1

http://www.uroki.net


2

http://www.zavuch.info


3

http://www.interqu.ru


4

http://www.meqaslov.ru






14


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации