Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Лингвистический калейдоскоп» (5–6 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности (кружка) «Лингвистический калейдоскоп» для 5-6 классов составлена с учётом Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте, на основе рабочей программы к предметной линии учебников для 5-9 классов образовательной школы («Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.- М.: Просвещение, 2016»). Направление внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное.
Цель программы - расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
Образовательные:
развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.
Развивающие:
развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи;
развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность;
формировать социально активную, конкурентоспособную личность.
Программа соответствует ФГОС и способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Программа позволяет сформировать познавательный интерес к миру слов и к удивительным «кладовым» слова, которыми являются словари. Занятия покажут, как сложен и увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов.
В процессе работы учащиеся откроют для себя «волшебные свойства» знакомых слов, многообразие значений, красоту звучания русской речи, что закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.
Знания, приобретённые в творческом поиске, в интересной работе, создают успех не только в изучении языка, но и успешном усвоении всех предметов, развивают сообразительность, смекалку, умение самостоятельно работать.
Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением новых элементов, материалов повышенной трудности и творческого уровня. Данная программа позволит учащимся расширить знания по русскому языку, познакомиться с миром словарей, со спецификой их строения, с особенностью построения словарных статей.
Не менее важным фактором реализации программы «Лингвистический калейдоскоп» является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать умение аргументировать собственную позицию по определённым вопросам.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучаемых и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Актуальность программы
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений, реализации их интеллектуальных и творческих способностей создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
Выбор данной программы обусловлен тем, что программа внеурочной деятельности «Лингвистический калейдоскоп» предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Место курса в учебном плане.
В целях повышения грамотности и культуры речи учащихся 5 - 6 классов реализуется курс внеурочной деятельности «Лингвистический калейдоскоп». Курс рассчитан на 68 часов (2 ч. в неделю).
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- групповые;
- индивидуальные;
- парные
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.
Курс завершается аукционом знаний и защитой проекта (возможно, работа в парах).
Планируемый уровень подготовки выпускников.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Организационное занятие. Дорога к письменности.
Знакомство обучающихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты. Лекция «Дорога к письменности».
Раздел 1
Тайны русского слова (Лексика. Фразеология)
Язык – вековой труд поколений
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. Мини-сборник пословиц «О семье», «О Родине».
Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово.
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Творческая работа-исследование «Об одном только слове».
Не все годится, что говорится.
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто больше?»
«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».
«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Фразеологизмы в художественных произведениях. Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы?»
Проект «Перлы, самородки и самоцветы родного языка».
Раздел 2
Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия)
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Для чего используют звуковые повторы в речи. Конкурс скороговорок.
Каков человек, такова его и речь.
Орфоэпические нормы русского языка. Произношение некоторых групп согласных в русском литературном языке. Орфоэпическая эстафета.
Фонетический КВН.
Раздел 3
Загадки русского словообразования
(Морфемика. Словообразование. Этимология)
«С русским языком можно творить чудеса!»
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Сказочные превращения. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».
Различай и отличай. Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.
Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?
Командиры в корнях слов. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Орфографическое лото.
Проект «Кто командует корнями?» (Альбом правил русского языка)
Что в имени тебе моем? Устный журнал «История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке». Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала.
Защита проекта «Имена и фамилия моей семьи».
Раздел 4
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис)
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир «Узнай меня!».
Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Проект «Ребусы – «гимнастика ума».
Звукоподражательные слова, их роль и употребление.
Лингвистическая игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.
Нет той тайны, чтобы не была явна.
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.
Раздел 5
Речевой этикет.
Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность.
Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».
В многословии не без пустословия.
Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. Проект «Типы речевых ошибок школьников».
По речи узнают человека.
Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.
Формулы речевого этикета. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Проект «Этикетные слова моей семьи».
Лингвистический бой «Знатоки речи».
Раздел 6
Итоговое занятие.
Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Дорога к письменности | 1 |
2 | Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) | 17 |
2 | Секреты устной речи. | 6 |
3 | Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология.) | 15 |
4 | Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) | 15 |
5 | Речевой этикет. | 13 |
6 | Итоговое занятие. | 1 |
| Итого: | 68 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Тема занятий | Дата проведения | ||||
в году | в теме | по плану | по факту | |||
Дорога к письменности (1ч.) | ||||||
1 | 1 | Организационное занятие. Лекция «Дорога к письменности». | 02.09 | | ||
Раздел 1. Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) - 17 часов. | ||||||
2 | 1 | Язык – вековой труд поколений. Высказывания великих людей о русском языке. | 04.09 | | ||
3 | 2 | Язык – вековой труд поколений. Пословицы и поговорки о родном языке. | 09.09 | | ||
4 | 3 | Работа с различными толковыми словарями. | 11.09 | | ||
5 | 4 | История появления новых слов в русском языке. | 16.09 | | ||
6 | 5 | Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. Мини-сборник пословиц «О семье», «О Родине». | 18.09 | | ||
7 | 6 | Лексикография – наука о составлении словарей. | 23.09 | | ||
8 | 7 | Как найти слово в словаре? Творческая работа-исследование «Об одном только слове». | 25.09 | | ||
9 | 8 | Жаргоны, диалектизмы. | 30.09 | | ||
10 | 9 | Использование историзмов и лексических неологизмов. | 02.10 | | ||
11 | 10 | Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто больше?» | 07.10 | | ||
12 | 11 | «Крылатые выражения» и «афоризмы». | 09.10 | | ||
13 | 12 | Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка». | 14.10 | | ||
14 | 13 | Работа с фразеологическим словарём. | 16.10 | | ||
15 | 14 | Фразеологизмы – синонимы и антонимы. | 21.10 | | ||
16 | 15 | Фразеологизмы с именем собственным. | 23.10 | | ||
17 | 16 | Фразеологизмы со значением цвета. | 06.11 | | ||
18 | 17 | Фразеологизмы в художественных произведениях. Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы?» | 11.11 | | ||
Раздел 2. Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия.) - 6 часов | | | ||||
19 | 1 | Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. | 13.11 | | ||
20 | 2 | Для чего используют звуковые повторы в речи. Конкурс скороговорок. | 18.11 | | ||
21 | 3 | Каков человек, такова его и речь. | 20.11 | | ||
22 | 4 | Орфоэпические нормы русского языка. | 25.11 | | ||
23 | 5 | Произношение некоторых групп согласных в русском литературном языке. Орфоэпическая эстафета. | 27.11 | | ||
24 | 6 | Фонетический КВН. | 02.12 | | ||
Раздел 3. Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) - 15 часов. | ||||||
25 | 1 | Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. | 04.12 | | ||
26 | 2 | Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. | 09.12 | | ||
27 | 3 | Сказочные превращения. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». | 11.12 | | ||
28 | 4 | Различай и отличай. Приставки-труженицы | 16.12 | | ||
29 | 5 | Опасные согласные в приставках. | 18.12 | | ||
30 | 6 | Коварная приставка С-. | 23.12 | | ||
31 | 7 | Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов. | 25.12 | | ||
32 | 8 | Командиры в корнях слов. | 13.01 | | ||
33 | 9 | Командуют гласные, командуют и согласные. | 15.01 | | ||
34 | 10 | Командует ударение, командует значение слова. Орфографическое лото. | 20.01 | | ||
35 | 11 | Что в имени тебе моем? Устный журнал «История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке». | 22.01 | | ||
36 | 12 | Знакомство с наукой антропонимикой | 27.01 | | ||
37 | 13 | Проект о происхождении имен. | 29.01 | | ||
38 | 14 | Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. | 03.02 | | ||
39 | 15 | Защита проекта «Имена и фамилия моей семьи». | 05.02 | | ||
Раздел 4. Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) - 15 часов. | ||||||
40 | 1 | Самостоятельные и служебные части речи. Практикум | 10.02 | | ||
41 | 2 | Употребление в речи существительных. Грамматический турнир «Узнай меня!». | 12.02 | | ||
42 | 3 | Употребление в речи прилагательных. Грамматический турнир «Узнай меня!». | 17.02 | | ||
43 | 4 | Употребление в речи местоимений. Грамматический турнир «Узнай меня!». | 19.02 | | ||
44 | 5 | Употребление в речи числительных. Грамматический турнир «Узнай меня!». | 26.02 | | ||
45 | 6 | Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Проект «Ребусы – «гимнастика ума». | 02.03 | | ||
46 | 7 | Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Лингвистическая игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи. | 04.03 | | ||
47 | 8 | Решение филологических задач. | 11.03 | | ||
48 | 9 | Логогрифы. Шарады. | 16.03 | | ||
49 | 10 | Метаграммы. Анаграммы. | 18.03 | | ||
50 | 11 | Лингвистические загадки. | 30.03 | | ||
51 | 12 | Лингвистические кроссворды. | 01.04 | | ||
52 | 13 | Лимерики. Игры с рифмой. | 06.04 | | ||
53 | 14 | Знакомство с жанром лимерика. | 08.04 | | ||
54 | 15 | Создание лимериков по школьной тематике. | 13.04 | | ||
Раздел 5. Речевой этикет – 13 часов. | | | ||||
55 | 1 | Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте». | 15.04 | | ||
56 | 2 | Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. | 17.04 | | ||
57 | 3 | Плеоназм. Что это? | 20.04 | | ||
58 | 4 | Скрытая тавтология. | 22.04 | | ||
59 | 5 | Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. | 27.04 | | ||
60 | 6 | Подготовка монолога. | 29.04 | | ||
61 | 7 | Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. Проект «Типы речевых ошибок школьников». | 06.05 | | ||
62 | 8 | Как поддержать разговор. Сценарий диалога. | 13.05 | | ||
63 | 9 | Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. | 15.05 | | ||
64 | 10 | Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. | 18.05 | | ||
65 | 11 | Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова. | 20.05 | | ||
66 | 12 | Формулы речевого этикета. Тематика разговора. | 22.05 | | ||
67 | 13 | О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Проект «Этикетные слова моей семьи». | 25.05 | | ||
Раздел 6. Итоговое занятие - 1час | ||||||
68 | 1 | Итоговое занятие. Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!» | 27.05 | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
УУД | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Личностные УУД | Выбирать способы и формы самовыражения и самореализации. Вести диалог. Проявлять устойчивый познавательный интерес. | Осознавать роль самообразования и самовоспитания. Осознавать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению. Самооценке и Я-концепции. Решать моральные дилеммы. |
Регулятивные УУД | Целеполаганию. Анализировать условия достижения цели. Планировать пути достижения цели. Управлять своим временем. Принимать решения в проблемной ситуации. Контролировать результаты и способы действия. Самостоятельно оценивать и корректировать выполнение действия. | Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. Учитывать условия и средства достижения целей при их планировании. Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели Управлять своим поведением и деятельностью. Осуществлять познавательную рефлексию. Адекватно оценивать объективную трудность и свои возможности. Преодолевать трудности. |
Коммуникативные УУД | Формулировать собственное мнение и позицию. Учитывать разные мнения. Аргументировать свою точку зрения. Задавать вопросы Сотрудничать, осуществляя планирование, взаимный контроль и оказывая взаимопомощь. Адекватно использовать языковые и речевые средства. Работать в группе. | Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Обосновывать свою позицию с учетом разных мнений. Брать на себя инициативу. Осуществлять коммуникативную рефлексию. Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. |
Познавательные УУД | Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Основы реализации проектно-исследовательской деятельности. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Осуществлять сравнение, классификацию. Строить логическое рассуждение. Объяснять явления, процессы. Умение выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий. | Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента. Ставить проблему, аргументировать ее актуальность. Выдвигать и проверять гипотезы. Делать умозаключения и выводы. |
ИКТ-компетентность | Искать и хранить информацию. Пользоваться устройствами ИКТ. Создавать графические объекты с использованием компьютерных инструментов. Осуществлять коммуникации. | Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности. Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности. Взаимодействовать в социальных сетях, форумах. |
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Кол-во |
Библиотечный фонд | ||
1 | Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011. | 1 |
2 | Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012. | 1 |
2.Печатные пособия | ||
1 | Бетенькова Н.М. «Конкурс грамотеев», Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся. Москва, «Просвещение». АО «Учебная литература», 2009г. | 1 |
2 | Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000. | |
3 | Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку//Москва Айрис-пресс, 2008г. | 1 |
4 | Полякова А.В. «Превращения слов», Русский язык в кроссвордах и головоломках, Издательство «Учебная литература», 2008 г. | 1 |
5 | Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2012. | 1 |
6 | Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2000. | 1 |
7 | Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.: Русский язык,1997. | 1 |
8 | Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1986. | 1 |
9 | Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990. | 1 |
10 | Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007 | 1 |
11 | Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007 | 1 |
3. Технические средства обучения | ||
1 | Компьютер | 1 |
2 | Интерактивная доска | 1 |
4.Экранно-звуковые пособия | ||
1 | Презентации к занятиям | 26 |
2 | DVD фильмы | 3 |
3 | Аудиозаписи | 7 |
5.Образовательные ресурсы | ||
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | http://www.meqaslov.ru | |
14