Конспект урока-эссе из цикла «Литература через призму нравственности» на тему "Так жить холодно…"»
Умерова Альме Шабановна,
старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин
Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП»
г. Симферополь, Россия,
Литература через призму нравственности
Урок- эссе «Так жить холодно…»
Какой должен быть современный урок? Преподаватель ответит:
«Если работа сопровождается ярким эмоционально - насыщенным учебным материалом, то она повышает познавательную мотивацию, что способствует прочному усвоению материала». Современные требования к уроку требуют использование креативных технологий. На уроке использую ИКТ: показ презентаций, создание проектов, просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных композиций, использование ресурсов Интернет.
Педагогика словесника -это педагогика экспрессии: «слово+чувство»- отсюда рождается многогранный интересный урок. Каждый урок должен быть творческим, духовным. Преподаватель-режиссер, а урок-маленький спектакль. Главное для словесника- Слово, но оно будет значимым и иметь воспитательное значение только тогда, если рождает чувство. «Метод эмоциональной драматургии» Е.Н.Ильина, метод «художественно-педагогической драматургии» Л.М Предтеченской, метод проблемного обучения-методы, помогающие в воспитании нравственности, в привитии моральных качеств личности. Урок будет результативным, то есть целеполагающим если гармонично сочетать традиционные и инновационные методы проведения урока. Предлагаемый урок построен с использованием традиционных и инновационных технологий.
Урок- эссе «Так жить холодно…»
Тема: «А.Н.Островский. Тема «горячего сердца». (Образ Ларисы Огудаловой) Трагический финал драмы «Бесприданница»
Первый этап (экспозиция).
Тема: А.Н. Островский. Тема «горячего сердца». (Образ Ларисы Огудаловой). Трагический финал драмы «Бесприданница».
Цель урока:
1) Обучающая:
- помочь в раскрытии духовной трагедии Ларисы Огудаловой;
- подвести к осмыслению неординарности, глубины внутреннего мира героини;
- углубить понятие «психологическая драма».
2) Развивающая:
- пробудить у обучающиеся желание выработать собственное мнение об образе Л. Огудаловой;
- привитие творческих способностей через инсценирование и театрализацию;
- привитие навыков исследовательской работы.
3) Воспитательная:
- привитие эстетического вкуса;
-формирование нравственных ценностей (любовь, добро, справедливость, свобода, дружба, милосердие);
- воспитание нравственной личности.
Урок-эссе
Оформление:
На доске запись Проблематика урока: «Так жить холодно»
- Кто же она, Лариса Огудалова?
- Что для неё главнее: приданое, деньги?
- А может быть, что-то ещё?
- В чём трагедия героини?
- Чем она отличается от других?
Эпиграф Сознание спасительной силы христианской любви звучит в прощальных словах Ларисы
Ю.В. Лебедев
Любовь долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всему надеется, всё переносит…
(по Библии)
Оборудование:
Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница»
Фрагмент фильма «Жестокий романс» Э. Рязанова
Выставка иллюстраций
Фонограмма с романсами: на стихи Е.А.Баратынского «Не искушай меня без нужды», романс «А напоследок я скажу».
Второй этап (завязка)
Ход урока.
I. Вступительное слово преподавателя.
Прочитана ещё одна пьеса А.Н. Островского «Бесприданница». В этой пьесе особенно чувствуется тревога драматурга за человека, за его судьбу. Известный литературовед В.Я. Лакшин писал, что у Островского были пьесы-искания, пьесы с внутренней неразрешённой проблемой. Не пьесы ответы, а пьесы вопросы: художник и для себя хочет разрешить вставшую перед ним загадку характера, положения или судьбы. И мы с вами, сегодня, на уроке-эссе (уроке-размышлении) будем решать эту загадку судьбы Л.Огудаловой.
Преподаватель обращает внимание на запись на доске (проблематика урока), зачитывает:
- Кто же она Лариса Огудалова?
- Что же главное для неё: приданое, деньги?
- А может быть что-то ещё?
- Чем она отличается от других героев пьесы?
- В чём трагедия героини?
Вы готовили домашнее задание - проекты:
«Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница» на сценах театров»
«Пьеса А.Н. островского «Бесприданница» в кино»
«Инсценирование отрывков из пьесы»
«Портреты героев пьесы на рисунках»
Всё это, я думаю, может помочь в решении проблем урока.
II. Обсуждение темы.
Аналитическая беседа.
Итак, лейтмотив нашего урока: «так жить холодно». Давайте разрешим: почему?
Первое знакомство с героиней очень неожиданное, а какие были её первые слова? Когда человек приходит, логично сказать «здравствуйте», первые слова в пьесе Л. Огудаловой: «До свиданья, Вася!» (отвечают обучающиеся). Почему, как вы думаете?
Ответы обучающихся.
Преподаватель обобщает:
«Да! Приём подтекста, то, что надо понимать более глубокий, иной смысл. Действие проходит без неё, и она не нужна. Уже прощание. Она не вписывается в их среду. В третьем явлении I действия Л. Огудалова сидит и смотрит в бинокль за Волгу. Почему в бинокль?»
Ответы обучающихся.
Обобщение преподавателя:
«Там за Волгой, по мнению Ларисы, другая жизнь, свободная: простор Волги, её ширь; стремление улететь – желание Ларисы уйти от этой жизни. «Меня так и манит за Волгу в лес,» - говорит она Карандышеву.»
Вернёмся к I действию явлению 4.
- Какие же это пути у Ларисы? Почему звучит фраза «Стою на распутье»?
Ответы обучающихся.
Обобщение преподавателя:
Либо продолжать жизнь так, как мама – Харита Игнатьевна: принять мир «цыганского табора», либо «скромная семейная жизнь любимой».
- О чём же она мечтает? О счастье?
Лишь о душевном покое. Счастье кажется ей недоступным. В сердце героини живёт любовь. Любовь для неё всё. В Библии сказано: «Любовь долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всему надеется, всё переносит…»
Лариса способна любить любого безоглядно. Но любовь эта не нужна никому. Понимает ли это Лариса?
Обучающиеся рассуждают.
Вывод преподавателя:
Полюбив Паратова, который вскоре уехал, она бросилась догонять его. В мире рассудочных, расчётливых, предприимчивых дельцов порывистость, размах и даже безрассудство Паратова воспринимает как любовь. Разлюбить его невозможно, ну а если появится Паратов? - «разумеется, если б явился С.С. и был свободен, так довольно одного его взгляда…» - мотив тревоги ощущаем вместе с героиней (вспомним пушечный выстрел). Поэтому ей необыкновенно тяжело, беспокойно.
- Почему Лариса поёт во время разговора? Какой романс? (Звучит романс «Не искушай меня без нужды» слова Е.А. Баратынского)
Чувства её выражены в романсах, которые она поёт. Лариса просит пожалеть её, не искушать и в 2-х строфах выражается отчаяние, она чувствует и поступает иначе, она всё ещё верит в любовь, пытается найти счастье, ещё раз поверить в сновиденье, но снова оказывается обманутой.
- Что главное для неё?
Любовь. Открытость в выражении чувств – это и есть мир Ларисы.
Жизнь воспринимается ею сквозь призму «романсовых» представлений, идеалов. Однако красивые иллюзии существовать долго не могут. Её возвышенные представления о любви, об «идеале мужчины», о дружбе, вообще о жизни терпят крах.
Преподаватель: В русской литературе любовь всегда была серьёзным испытанием для действующих лиц, испытанием на человечность, на душевную стойкость и благородство.
- Кто в «Бесприданнице» выдерживает это испытание?
Здесь вам поможет домашнее задание, подготовленные вам цитаты о Паратове, его жизненных ценностях, способность на глубокое чувство.
Обучающиеся зачитывают цитаты о любви, о взглядах на жизнь Паратова.
Преподаватель делает вывод: Любовь для Паратова – утешение его гордости, игра, не более того. Но, тем не менее, Лариса решается ехать с ним кататься по Волге.
Анализ явления 12, 3 действия. Читаем по ролям. Анализируем.
- Что заставляет Ларису выбирать этот путь? Каков финал пути к Паратову?
Инсценирование явления 7 действия 4 (Паратов - Лариса).
Актёры выражают своё отношение к героям пьесы.
Вывод преподавателя:
Маска сброшена. Лариса увидела Паратова в истинном свете, поняла, что все красивые слова, которые он говорил – пустые фразы. Она близка к истерике. И всё же у неё хватает силы воли, чтобы с достоинством ответить Паратову: «Подите от меня! Довольно! Я уже сама о себе подумаю.» Итак, Паратов, поиграв в любовь, бросил Ларису на произвол судьбы. Рвётся связь с жизнью, с окружающими людьми.
Звучит монолог Ларисы (действие 4 явление 9)
- В чём причина гибели Ларисы?
- Какой вывод можно сделать?
Вывод преподавателя:
Зрит мысль о самоубийстве, пытается убедить себя в том, что «жить нельзя и ненужно», но сила жизни сильнее этого холодного голоса рассудка.
А как же другие, близкие люди – Харита Игнатьевна, мать Ларисы.
Обучающиеся приводят примеры – цитаты из текста, характеризующие Хариту Игнатьевну.
Вывод преподавателя: Жизненная позиция Огудаловой Х.И. унижаться и подличать. Всё продаст. Хладнокровно толкает Ларису к жизни на содержание Кнурова.
- Кнуров, какую роль он сыграл в судьбе Ларисы?
Обучающиеся цитируют жизненную позицию Кнурова.
Вывод преподавателя: Мы были свидетелями того, как планомерно готовил Кнуров почву для своей победы, как хитро и тонко плёл свою паутину. Разочарования, которые пережила Лариса, должны были сломить её гордость, поставить в безвыходное положение. Но нужно разделаться с соперником. Раньше, в средние века, ради дамы сердца рыцари сражались на турнирах, теперь человеческие отношения упростились – Ларису разыгрывают в орлянку.
- А дружба? Сочувствие? Сопереживание?
- Почему друг детства, Вожеватов, у которого она просит просто сочувствия, продаёт её?
Обучающиеся приводят примеры жизненных взглядов Вожеватова.
Вывод преподавателя: Вожеватов, как и Кнуров, расчётливый эгоист. О судьбе он рассказывает со смехом. Даже в разговоре о самых интимных человеческих отношениях Вожеватов пользуется лексикой дельца, коммерсанта. Свои чувства подчиняет трезвому расчёту: «в себе этого совсем не замечаю… что любовью - то называется». Коммерция – содержание жизни.
Преподаватель: Отвернулась мать, любимый человек, друг. А Карандышев, может, он её любит?
Обучающиеся доказывают холопскую, чиновничью натуру, стремление «повеличаться».
Третий этап (кульминация урока).
Вывод преподавателя: Любовь? Нет! Средство самоутверждения, поднять свой
престиж в глазах окружающих. Что же делать? «Драма начинается», - говорит Кнуров.
Инсценирование явления 11 действия 4.
Включается запись – фонограмма “А напоследок я скажу”
Вывод преподавателя: Смерть оказывается единственным и самым желанным выходом: «Это я сама… Никто не виноват, никто… Это я сама…» Выстрел Карандышева для неё – единственный выход, избавление от мучительной казни сознания. Ведь не суда людей, а суда собственной совести боится Лариса. Наши рассуждения подвели нас к такой схеме.
В Центре золотое кольцо с бриллиантами, а внутри кольца ключевое слово
«Я вещь!». Эта схема показывает одиночество Ларисы Огудаловой.
Четвёртый этап (развязка).
Одиночество. И, конечно, ни один из героев не прошёл испытания любовью. Осталась одна в замкнутом кольце золотом с бриллиантами. «Я искала любви и не нашла… её нет на свете, нечего и искать!» Пустота, разочарование. Её представление о любви, об «идеале мужчины», о дружбе терпят крах.
Живёт она в холодном, жестоком, безжалостном мире, в котором нет милосердия.
Обратимся к эпиграфу:
«Сознание спасительной силы христианской любви звучит в прощальных словах Ларисы…»
- Как вы относитесь к этим словам Ю.В. Лебедева?
Ответы обучающихся.
Финал.
Вывод преподавателя: Это действительно так. Христианский обычай – прощать своих врагов перед смертью. Смерть и очищение. Принять смерть как благодеяние, Лариса возвышается нравственно над миром «паратовых» и «кнуровых», и навсегда отделяет себя от этого мира.
Включается финал фильма «Жестокий романс» Э. Рязанова.
Крик чаек, звучит музыка Грига.
Вывод преподавателя: Не случайно имя Лариса означает чайка, парит над миром, словно птица с подбитым крылом, металась она по этой жизни, полной жестокости. Трагедия одинокой души. Финал: летит, летит ввысь, отдаляясь от этого мира, туда, где простор! [2]
«Бесприданница» - одна из лучших пьес «позднего Островского». Прошло более 130 лет, но пьеса живёт. Мы в наше время пытаемся обрести веру и это обретение тем сложнее, чем больше безнравственности вокруг нас. В этом смысле драма современна и актуальна. Живёт пьеса на сценах театров, кино.
I проект «Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница» на сценах театров».
II проект «Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница» в кино».
III проект «Портреты героев пьесы на рисунках».
Защита проектов.
Вывод преподавателя: Наше видение образов, видение режиссёра театра, видение режиссеров кино различны, но несомненно одно – осуждение безнравственности, унижение человеческого достоинства и горячее сочувствие обиженному, гимн любови, милосердию и добру – вечным ценностям! Цель каждой драмы, по Аристотелю, есть катарсис, душевное очищение через сопереживание. Этим и дорога нам пьеса «Бесприданница».
«Последействие»
Домашнее задание: Продолжением нашего размышления над трагичностью образа Л. Огудаловой является написание эссе «Решаема ли в принципе проблема несоответствия мечты и действительности?».
III. Заключение.
Современное общество становится всё более требовательным к человеку, отсюда цель литературного образования – формировать навык самостоятельного обучения, умение практически применять знания.
Главная цель преподавания литературы: формирование представлений о базовых человеческих ценностях и жизненных приоритетах, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование метапредметных умений, социальных компетенций обучающихся.
Максим Горький называл литературу «человековедением». И это так: учить человечности – через призму уроков литературы. И каждый современный урок (лекция, семинар, практикум) должны быть нравственными и творческими.
IV. Использованная литература:
М.В. Теплинский «Пьесы жизни», Киев, 1991 г. https://docplayer.ru/28977511-Pesy-zhizni-m-v-tepl-inskiy-izuchenie-tvorchestva-a-n-ostrovskogo-v-shkole.html
И.Ревякин «Драматургия А.Н. Островского», Москва, 1973 г Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры. Пособие для преподавателя. // под ред. Л.М. Предтеченской // М.: ООО «Фирма МХК», 2000. – С. 112.
Резанова Ю. А. Использование принципов художественно-педагогического общения на уроках МХК // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1158-1160
Г. К. Селевко. Современные образовательные технологии, Москва: «Народное образование», 1998. https://dusshh.yam.sportsng.ru/media/2018/06/26/1240840460/Selevko-Ped._teKhnologii.pdf
Е. Н. Ильин. «Путь к ученику», Москва, 1988.
https://vas-s-al.livejournal.com/771278.html
Е. Н. Ильин «Герой нашего урока», Москва, 1991.
В.П. Медведев «Пьесы А.Н. Островского в школьном изучении», издательство «Просвещение», 1971 г. https://rusneb.ru/catalog/010003_000061_bf325958026d1220024349dbc192e86b/
В.В. Основин «Русская драматургия второй половины 19 века», Москва, «Просвещение», 1980 г.
Б. Костелянец «Бесприданница А.Н. Островского», 1982 г. https://rusneb.ru/catalog/010003_000061_bf325958026d1220024349dbc192e86b/
А.И. Журавлёва, В.Н. Некрасов «Театр А.Н. Островского», «Просвещение», 1986 г.
Уроки Е.Н. Ильина» Педагогические технологии»
https://studref.com/665085/pedagogika/uroki_ilin