Конспект урока-эссе из цикла «Литература через призму нравственности» на тему "Так жить холодно…"»

6
0
Материал опубликован 10 May 2021

Умерова Альме Шабановна,

старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин

Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП»

г. Симферополь, Россия,

alya_umerova@mail.ru

 

Литература через призму нравственности

Урок- эссе «Так жить холодно…»

Какой должен быть современный урок? Преподаватель ответит:

«Если работа сопровождается ярким эмоционально - насыщенным учебным материалом, то она повышает познавательную мотивацию, что способствует прочному усвоению материала». Современные требования к уроку требуют использование креативных технологий. На уроке использую ИКТ: показ презентаций, создание проектов, просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных композиций, использование ресурсов Интернет.

Педагогика словесника -это педагогика экспрессии: «слово+чувство»- отсюда рождается многогранный интересный урок. Каждый урок должен быть творческим, духовным. Преподаватель-режиссер, а урок-маленький спектакль. Главное для словесника- Слово, но оно будет значимым и иметь воспитательное значение только тогда, если рождает чувство. «Метод эмоциональной драматургии» Е.Н.Ильина, метод «художественно-педагогической драматургии» Л.М Предтеченской, метод проблемного обучения-методы, помогающие в воспитании нравственности, в привитии моральных качеств личности. Урок будет результативным, то есть целеполагающим если гармонично сочетать традиционные и инновационные методы проведения урока. Предлагаемый урок построен с использованием традиционных и инновационных технологий.

Урок- эссе «Так жить холодно…»

Тема: «А.Н.Островский. Тема «горячего сердца». (Образ Ларисы Огудаловой) Трагический финал драмы «Бесприданница»

Первый этап (экспозиция).

Тема: А.Н. Островский. Тема «горячего сердца». (Образ Ларисы Огудаловой). Трагический финал драмы «Бесприданница».

Цель урока:

1) Обучающая:

- помочь в раскрытии духовной трагедии Ларисы Огудаловой;

- подвести к осмыслению неординарности, глубины внутреннего мира героини;

- углубить понятие «психологическая драма».

2) Развивающая:

- пробудить у обучающиеся желание выработать собственное мнение об образе Л. Огудаловой;

- привитие творческих способностей через инсценирование и театрализацию;

- привитие навыков исследовательской работы.

3) Воспитательная:

- привитие эстетического вкуса;

-формирование нравственных ценностей (любовь, добро, справедливость, свобода, дружба, милосердие);

- воспитание нравственной личности.

Урок-эссе

Оформление:

На доске запись Проблематика урока: «Так жить холодно»

- Кто же она, Лариса Огудалова?

- Что для неё главнее: приданое, деньги?

- А может быть, что-то ещё?

- В чём трагедия героини?

- Чем она отличается от других?

 

Эпиграф Сознание спасительной силы христианской любви звучит в прощальных словах Ларисы

Ю.В. Лебедев

 

Любовь долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится,

не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всему надеется, всё переносит…

(по Библии)

Оборудование:

Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница»

Фрагмент фильма «Жестокий романс» Э. Рязанова

Выставка иллюстраций

Фонограмма с романсами: на стихи Е.А.Баратынского «Не искушай меня без нужды», романс «А напоследок я скажу».

Второй этап (завязка)

Ход урока.

I. Вступительное слово преподавателя.

Прочитана ещё одна пьеса А.Н. Островского «Бесприданница». В этой пьесе особенно чувствуется тревога драматурга за человека, за его судьбу. Известный литературовед В.Я. Лакшин писал, что у Островского были пьесы-искания, пьесы с внутренней неразрешённой проблемой. Не пьесы ответы, а пьесы вопросы: художник и для себя хочет разрешить вставшую перед ним загадку характера, положения или судьбы. И мы с вами, сегодня, на уроке-эссе (уроке-размышлении) будем решать эту загадку судьбы Л.Огудаловой.

Преподаватель обращает внимание на запись на доске (проблематика урока), зачитывает:

- Кто же она Лариса Огудалова?

- Что же главное для неё: приданое, деньги?

- А может быть что-то ещё?

- Чем она отличается от других героев пьесы?

- В чём трагедия героини?

Вы готовили домашнее задание - проекты:

«Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница» на сценах театров»

«Пьеса А.Н. островского «Бесприданница» в кино»

«Инсценирование отрывков из пьесы»

«Портреты героев пьесы на рисунках»

Всё это, я думаю, может помочь в решении проблем урока.

II. Обсуждение темы.

Аналитическая беседа.

Итак, лейтмотив нашего урока: «так жить холодно». Давайте разрешим: почему?

Первое знакомство с героиней очень неожиданное, а какие были её первые слова? Когда человек приходит, логично сказать «здравствуйте», первые слова в пьесе Л. Огудаловой: «До свиданья, Вася!» (отвечают обучающиеся). Почему, как вы думаете?

Ответы обучающихся.

Преподаватель обобщает:

«Да! Приём подтекста, то, что надо понимать более глубокий, иной смысл. Действие проходит без неё, и она не нужна. Уже прощание. Она не вписывается в их среду. В третьем явлении I действия Л. Огудалова сидит и смотрит в бинокль за Волгу. Почему в бинокль?»

Ответы обучающихся.

Обобщение преподавателя:

«Там за Волгой, по мнению Ларисы, другая жизнь, свободная: простор Волги, её ширь; стремление улететь – желание Ларисы уйти от этой жизни. «Меня так и манит за Волгу в лес,» - говорит она Карандышеву.»

Вернёмся к I действию явлению 4.

- Какие же это пути у Ларисы? Почему звучит фраза «Стою на распутье»?

Ответы обучающихся.

Обобщение преподавателя:

Либо продолжать жизнь так, как мама – Харита Игнатьевна: принять мир «цыганского табора», либо «скромная семейная жизнь любимой».

- О чём же она мечтает? О счастье?

Лишь о душевном покое. Счастье кажется ей недоступным. В сердце героини живёт любовь. Любовь для неё всё. В Библии сказано: «Любовь долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всему надеется, всё переносит…»

Лариса способна любить любого безоглядно. Но любовь эта не нужна никому. Понимает ли это Лариса?

Обучающиеся рассуждают.

Вывод преподавателя:

Полюбив Паратова, который вскоре уехал, она бросилась догонять его. В мире рассудочных, расчётливых, предприимчивых дельцов порывистость, размах и даже безрассудство Паратова воспринимает как любовь. Разлюбить его невозможно, ну а если появится Паратов? - «разумеется, если б явился С.С. и был свободен, так довольно одного его взгляда…» - мотив тревоги ощущаем вместе с героиней (вспомним пушечный выстрел). Поэтому ей необыкновенно тяжело, беспокойно.

- Почему Лариса поёт во время разговора? Какой романс? (Звучит романс «Не искушай меня без нужды» слова Е.А. Баратынского)

Чувства её выражены в романсах, которые она поёт. Лариса просит пожалеть её, не искушать и в 2-х строфах выражается отчаяние, она чувствует и поступает иначе, она всё ещё верит в любовь, пытается найти счастье, ещё раз поверить в сновиденье, но снова оказывается обманутой.

- Что главное для неё?

Любовь. Открытость в выражении чувств – это и есть мир Ларисы.

Жизнь воспринимается ею сквозь призму «романсовых» представлений, идеалов. Однако красивые иллюзии существовать долго не могут. Её возвышенные представления о любви, об «идеале мужчины», о дружбе, вообще о жизни терпят крах.

Преподаватель: В русской литературе любовь всегда была серьёзным испытанием для действующих лиц, испытанием на человечность, на душевную стойкость и благородство.

- Кто в «Бесприданнице» выдерживает это испытание?

Здесь вам поможет домашнее задание, подготовленные вам цитаты о Паратове, его жизненных ценностях, способность на глубокое чувство.

Обучающиеся зачитывают цитаты о любви, о взглядах на жизнь Паратова.

Преподаватель делает вывод: Любовь для Паратова – утешение его гордости, игра, не более того. Но, тем не менее, Лариса решается ехать с ним кататься по Волге.

Анализ явления 12, 3 действия. Читаем по ролям. Анализируем.

- Что заставляет Ларису выбирать этот путь? Каков финал пути к Паратову?

Инсценирование явления 7 действия 4 (Паратов - Лариса).

Актёры выражают своё отношение к героям пьесы.

Вывод преподавателя:

Маска сброшена. Лариса увидела Паратова в истинном свете, поняла, что все красивые слова, которые он говорил – пустые фразы. Она близка к истерике. И всё же у неё хватает силы воли, чтобы с достоинством ответить Паратову: «Подите от меня! Довольно! Я уже сама о себе подумаю.» Итак, Паратов, поиграв в любовь, бросил Ларису на произвол судьбы. Рвётся связь с жизнью, с окружающими людьми.

Звучит монолог Ларисы (действие 4 явление 9)

- В чём причина гибели Ларисы?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод преподавателя:

Зрит мысль о самоубийстве, пытается убедить себя в том, что «жить нельзя и ненужно», но сила жизни сильнее этого холодного голоса рассудка.

А как же другие, близкие люди – Харита Игнатьевна, мать Ларисы.

Обучающиеся приводят примеры – цитаты из текста, характеризующие Хариту Игнатьевну.

Вывод преподавателя: Жизненная позиция Огудаловой Х.И. унижаться и подличать. Всё продаст. Хладнокровно толкает Ларису к жизни на содержание Кнурова.

- Кнуров, какую роль он сыграл в судьбе Ларисы?

Обучающиеся цитируют жизненную позицию Кнурова.

Вывод преподавателя: Мы были свидетелями того, как планомерно готовил Кнуров почву для своей победы, как хитро и тонко плёл свою паутину. Разочарования, которые пережила Лариса, должны были сломить её гордость, поставить в безвыходное положение. Но нужно разделаться с соперником. Раньше, в средние века, ради дамы сердца рыцари сражались на турнирах, теперь человеческие отношения упростились – Ларису разыгрывают в орлянку.

- А дружба? Сочувствие? Сопереживание?

- Почему друг детства, Вожеватов, у которого она просит просто сочувствия, продаёт её?

Обучающиеся приводят примеры жизненных взглядов Вожеватова.

Вывод преподавателя: Вожеватов, как и Кнуров, расчётливый эгоист. О судьбе он рассказывает со смехом. Даже в разговоре о самых интимных человеческих отношениях Вожеватов пользуется лексикой дельца, коммерсанта. Свои чувства подчиняет трезвому расчёту: «в себе этого совсем не замечаю… что любовью - то называется». Коммерция – содержание жизни.

Преподаватель: Отвернулась мать, любимый человек, друг. А Карандышев, может, он её любит?

Обучающиеся доказывают холопскую, чиновничью натуру, стремление «повеличаться».

Третий этап (кульминация урока).

Вывод преподавателя: Любовь? Нет! Средство самоутверждения, поднять свой

престиж в глазах окружающих. Что же делать? «Драма начинается», - говорит Кнуров.

Инсценирование явления 11 действия 4.

Включается запись – фонограмма “А напоследок я скажу”

Вывод преподавателя: Смерть оказывается единственным и самым желанным выходом: «Это я сама… Никто не виноват, никто… Это я сама…» Выстрел Карандышева для неё – единственный выход, избавление от мучительной казни сознания. Ведь не суда людей, а суда собственной совести боится Лариса. Наши рассуждения подвели нас к такой схеме.

В Центре золотое кольцо с бриллиантами, а внутри кольца ключевое слово

«Я вещь!». Эта схема показывает одиночество Ларисы Огудаловой.

t1620671665aa.jpg

Четвёртый этап (развязка).

Одиночество. И, конечно, ни один из героев не прошёл испытания любовью. Осталась одна в замкнутом кольце золотом с бриллиантами. «Я искала любви и не нашла… её нет на свете, нечего и искать!» Пустота, разочарование. Её представление о любви, об «идеале мужчины», о дружбе терпят крах.

Живёт она в холодном, жестоком, безжалостном мире, в котором нет милосердия.

Обратимся к эпиграфу:

«Сознание спасительной силы христианской любви звучит в прощальных словах Ларисы…»

- Как вы относитесь к этим словам Ю.В. Лебедева?

Ответы обучающихся.

Финал.

Вывод преподавателя: Это действительно так. Христианский обычай – прощать своих врагов перед смертью. Смерть и очищение. Принять смерть как благодеяние, Лариса возвышается нравственно над миром «паратовых» и «кнуровых», и навсегда отделяет себя от этого мира.

Включается финал фильма «Жестокий романс» Э. Рязанова.

Крик чаек, звучит музыка Грига.

Вывод преподавателя: Не случайно имя Лариса означает чайка, парит над миром, словно птица с подбитым крылом, металась она по этой жизни, полной жестокости. Трагедия одинокой души. Финал: летит, летит ввысь, отдаляясь от этого мира, туда, где простор! [2]

«Бесприданница» - одна из лучших пьес «позднего Островского». Прошло более 130 лет, но пьеса живёт. Мы в наше время пытаемся обрести веру и это обретение тем сложнее, чем больше безнравственности вокруг нас. В этом смысле драма современна и актуальна. Живёт пьеса на сценах театров, кино.

I проект «Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница» на сценах театров».

II проект «Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница» в кино».

III проект «Портреты героев пьесы на рисунках».

Защита проектов.

Вывод преподавателя: Наше видение образов, видение режиссёра театра, видение режиссеров кино различны, но несомненно одно – осуждение безнравственности, унижение человеческого достоинства и горячее сочувствие обиженному, гимн любови, милосердию и добру – вечным ценностям! Цель каждой драмы, по Аристотелю, есть катарсис, душевное очищение через сопереживание. Этим и дорога нам пьеса «Бесприданница».

«Последействие»

Домашнее задание: Продолжением нашего размышления над трагичностью образа Л. Огудаловой является написание эссе «Решаема ли в принципе проблема несоответствия мечты и действительности?».

III. Заключение.

Современное общество становится всё более требовательным к человеку, отсюда цель литературного образования – формировать навык самостоятельного обучения, умение практически применять знания.

Главная цель преподавания литературы: формирование представлений о базовых человеческих ценностях и жизненных приоритетах, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование метапредметных умений, социальных компетенций обучающихся.

Максим Горький называл литературу «человековедением». И это так: учить человечности – через призму уроков литературы. И каждый современный урок (лекция, семинар, практикум) должны быть нравственными и творческими.

 

IV. Использованная литература:

М.В. Теплинский «Пьесы жизни», Киев, 1991 г. https://docplayer.ru/28977511-Pesy-zhizni-m-v-tepl-inskiy-izuchenie-tvorchestva-a-n-ostrovskogo-v-shkole.html

И.Ревякин «Драматургия А.Н. Островского», Москва, 1973 г Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры. Пособие для преподавателя. // под ред. Л.М. Предтеченской // М.: ООО «Фирма МХК», 2000. – С. 112.

Резанова Ю. А. Использование принципов художественно-педагогического общения на уроках МХК // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1158-1160

Г. К. Селевко. Современные образовательные технологии, Москва: «Народное образование», 1998. https://dusshh.yam.sportsng.ru/media/2018/06/26/1240840460/Selevko-Ped._teKhnologii.pdf

Е. Н. Ильин. «Путь к ученику», Москва, 1988.

https://vas-s-al.livejournal.com/771278.html

Е. Н. Ильин «Герой нашего урока», Москва, 1991.

В.П. Медведев «Пьесы А.Н. Островского в школьном изучении», издательство «Просвещение», 1971 г. https://rusneb.ru/catalog/010003_000061_bf325958026d1220024349dbc192e86b/

В.В. Основин «Русская драматургия второй половины 19 века», Москва, «Просвещение», 1980 г.

Б. Костелянец «Бесприданница А.Н. Островского», 1982 г. https://rusneb.ru/catalog/010003_000061_bf325958026d1220024349dbc192e86b/

А.И. Журавлёва, В.Н. Некрасов «Театр А.Н. Островского», «Просвещение», 1986 г.

Уроки Е.Н. Ильина» Педагогические технологии»

https://studref.com/665085/pedagogika/uroki_ilin

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.