12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бондарь Ирина Александровна37
Россия, Саратовская обл., Саратов
1

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППОВАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Речь – это глубоко социальное явление, которое служит инструментом общения людей друг с другом. Отсюда исходи, что необходимым условием формирования личности ребёнка выступает своевременное и правильное речевое развитие.

Посредством речи ребёнок может познавать окружающий мир, накапливать знания, расширять круг представлений о предметах и явлениях, овладевать нормами общественного поведения. Речь позволяет детям чётко и понятно выражать собственные потребности, высказывать чувства и переживания, делиться впечатлениями о предметах и явлениях, встречающихся на пути его взросления. Развитие речи позволяет ребёнку овладеть родным, а затем и дополнительными языками. Итак, актуальность заявленной темы объясняется тем, что усвоение речи в дошкольном возрасте – это фундаментальное условие овладения грамотой, что позволит ребёнку в дальнейшем продолжить обучение в школе. 

Далеко не у всех детей развитие речи происходит равномерно и одинаково. Так, часто детей может рано начать хорошо говорить и правильно произносить все звуки уже к возрасту 3-4-х лет. Другие дети начинают говорить чётко и понятно для всех окружающих только к старшему дошкольному возрасту – 6-7-ми годам [1]. И в начальной школе встречаются дети, неправильно произносящие отдельные звуки, говорящие слишком быстро, «скомкано», пропускающие звуки, «проглатывающие» согласные или окончания слов [5]. Как правило, такие речевые дефекты сказываются не только на учебном процессе, но и на взаимоотношениях ребёнка с окружающими – сверстниками и учителями. Всё это ещё раз подтверждает мысль о необходимости особого внимания к речевому развитию ребёнка в дошкольный период.

Д.Б. Эльконин считает, что усвоение звуковой стороны языка начинается с того момента, когда язык начинает служить в качестве средства общения [6].  Очевидно, этот момент наступает ещё в раннем детстве – как только ребёнок начинает произносить свои первые слова. Развитие звуковой стороны речи ребёнка осуществляется как в семье, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения. 

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду логопед решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, чёткого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата (умения регулировать громкость и силу произнесения фраз и слов), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого применения интонационных средств выразительности и их изменение в соответствии с содержанием высказывания и т. д.

Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание логопедической работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения [4]. При этом важно, чтобы в ходе логопедической работы были учтены также и возрастные особенности детей-дошкольников.

В том случае, если логопедическая работа проводится с детьми с нормальным развитием (предполагается отсутствие ОНР, ЗПР, определённых форм ОВЗ и т. д.), решение большинства задач развития звуковой культуры речи в условиях детского сада осуществляется посредством фронтальных, коллективных форм работы. В такую работу включается еженедельная работа на речевых занятиях со специалистом-логопедом, которая занимает от 2 до 10 минут. Один-два раза в месяц могут проводиться комплексные занятия, целиком посвящённые звуковой культуре речи, более объёмные по длительности – от 15 до 30 минут [3].

Проведение фронтальных логопедических занятий имеет особую значимость для младших групп, где объём работы по звукопроизношению особенно широк. В старших и подготовительных группах работа со звуками осуществляется во время занятий по подготовке к обучению грамоте. Важно, чтобы на длительных занятиях с детьми осуществлялась работа над произношением одного звука (для младших и средних групп). В старших группах необходимо работать над дифференциацией звуков, наиболее часто подвергающихся смешению в детской речи: шипящих и свистящих, звонких и глухих, твёрдых и мягких. 

Осуществлять фронтальную работу с детьми младшего и среднего дошкольного возраста удобно при помощи рабочих тетрадей. Популярной и эффективной для работы является тетрадь Е.В. Колесниковой «Раз – словечко, два – словечко...». Рабочие тетради являются частью авторской программы «От звука к букве», направленной на подготовку детей в возрасте от 3 до 7 лет к обучению грамоте [2]. 

Данные рабочие тетради позволяют в доступной для ребёнка наглядной, игровой форме развивать звуковую сторону его речи. Наличие своей рабочей тетради у каждого малыша позволяет им лучше понимать суть задания благодаря ярким, красочным, тематическим иллюстрациям. 

Задания в рабочей тетради достаточно просты, при этом они подразумевают игровую форму работу, элементы театрализации. Несомненно, такое построение рабочего материала важно, так как важно помнить и принимать во внимание то, что основной деятельностью ребёнка на протяжении всего дошкольного возраста является игровая деятельность. 

Помимо вышесказанного важно отметить, что продуктивность работы логопеда определяется во многом дальнейшим участием воспитателя и семьи ребёнка в формировании звуковой культуры его речи. Необходимо обозначать важность данного процесса для дальнейшего обучения и социализации малыша остальным значимым взрослым в его жизни – только при соблюдении этого условия работа логопеда может быть продуктивной и иметь наибольший позитивный результат. 


Список использованных источников


1. Глинка, Г. A. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 1998. – 221 с.

2. Колесникова, Е.В. Раз – словечко, два словечко: комплект рабочих тетрадей для детей от 3 до 7 лет. – Изд. 2-е, перераб. – Издательство «Ювента», 2006. – 64 с. 

3. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 225 с.

4. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо- Пресс, 2017. – 96 с.

5. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Издательство института психотерапии, 2013. – 240с.

6. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 2015. – 360с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.