Логопедическая настольно-печатная игра для автоматизации звука Л в словах, словосочетаниях и предложениях - лото «Половинки»

7
0
Материал опубликован 9 April 2020

​​​​​​​o1586443188.png

Пояснительная записка

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игры, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка.

В настоящее время процесс автоматизации звуков в большинстве случаев затягивается по времени, поэтому учитель-логопед должен иметь в своем арсенале внушительное количество игр и пособий для поддержания интереса ребенка к занятиям. Кроме того, для успешной автоматизации звуков речевой материал необходимо предлагать в определенной последовательности – изолированный звук, слоги, слова, предложения и т.д.. При этом оптимально, чтобы конкретный звук находился в одной позиции (на примере звука «Р»: прямые слоги: ра-ра-ра, ры-ры-ры и т.д.; далее слова со звуком «Р» в начале: рама, радуга, рыба...; предложения со звуком «Р» в начале слов: Рая рада розе. Рома рад роботу). Однако, несмотря на огромное количество логопедических игр, предлагаемых в магазинах и сайтах в сети Интернет, сложно найти такие, которые соответствовали бы этому правилу. Различные пазлы, лото, игры-ходилки рассчитаны на детей, которые свободно произносят конкретный звук в различных позициях (начало, середина, конец, стечение согласных).

Исходя из этого, у специалистов возникает необходимость разработки авторских игр, которые позволят поэтапно вводить поставленный звук в речь ребенка. Примером такой игры является лото «Половинки», с помощью которого можно автоматизировать звук в словах, словосочетаниях и предложениях в зависимости от речевых возможностей конкретного ребенка.

Цель игры:  автоматизация правильного произношения звука «Л» в словах, словосочетаниях, предложениях (без стечения согласных).

Задачи:

- автоматизировать поставленный звук в словах, словосочетаниях, предложениях;

- закреплять навыки согласования существительных в роде при составлении словосочетания «существительное + существительное»;

- развивать зрительное восприятие и внимание.

Оборудование:  6 игровых листов с изображением половинок предметов (по 8 штук на каждом), 48 карточек с изображением вторых половинок предметов, представленных на игровых листах, 48 карточек с изображением первых половинок предметов (как на игровых листах) - для мини-игр «Половинки» и «Мемори», мешочек.

Лист 1.  Ластик, лопата, ладья, лазанья, лавка, лак, лампочка, лоток.

p1586498712.jpg

Лист 2. Лодка, лукошко, луч, лук, лупа, лыжи, луна, лужа.

i1586498738.jpg

Лист 3. Мыло, пиала, юла, одеяло, пила, шоколадка, калач, халат.

q1586498759.jpg

Лист 4. Молоток, колокольчик, палатка, мышеловка, баллон, колодец, солонка, галоши.

s1586498780.jpg

Лист 5. Колокольчик (цветок), палантин, кулон, пилотка, желудь, болото, колонка, колос.

r1586498807.jpg

Лист 6. Бокал, пенал, овал, стул, факел, мел, стол, кинжал.

y1586498830.jpg

Игра была создана в программе Microsoft Office Word в формате таблицы, распечатана и заламинирована.

Слова для игры подобраны таким образом, чтобы в предложении не было стечений согласных с автоматизируемым звуком. Изображения живых существ в игре не используются.

При подготовке игры распечатывались обе половинки каждого изображения. Таким образом, в результате получилась еще одна мини-игра «Половинки», которую можно использовать индивидуально или с подгруппой детей.

x1586499055.jpg

Количество игроков:  от 2 до 6.

Возраст игроков: от 5 лет.

Правила игры «Лото»:

Автоматизация звука «Л» в словах:  играющие по очереди достают из мешочка карточку и задают вопрос: У кого лампочка? (мыло, бокал и т.д.). Ребенок, который находит у себя нужную половинку, отвечает: У меня лампочка (мыло, бокал и т.д.) и кладет карточку на свой игровой лист при условии правильного произнесения звука.

Автоматизация звука «Л» в словосочетаниях:  играющие по очереди достают из мешочка карточку и задают вопрос: У кого половинка лампочки? (мыла, бокала и т.д.). Ребенок, который находит у себя нужную половинку, отвечает: У меня половинка лампочка (мыла, бокала и т.д.) и кладет карточку на свой игровой лист при условии правильного произнесения звука.

Автоматизация звука «Л» в предложениях:  играющие по очереди достают из мешочка карточку и задают вопрос: У кого половинка лампочки? (мыла, бокала и т.д.). Ребенок, который находит у себя нужную половинку, отвечает: У меня половинка лампочка (мыла, бокала и т.д.) и кладет карточку на свой игровой лист при условии правильного произнесения звука и добавляет: У меня была половинка лампочки, стала целая лампочка.

Побеждает тот, кто быстрее всех закроет свои игровые листы.

t1586435418aa.jpg

t1586435418ab.jpg

Варианты мини-игры:

«Половинки». Ребенок (или дети по очереди) складывает разрезные картинки и называет получившийся предмет, правильно произнося звук «Л» в слове. Картинки можно перемешать и перевернуть лицевой стороной вниз. Ребенок открывает картинки в произвольном порядке: половинка халата, половинка стола и т.д.. Собрав все картинки, можно снова закрепить произношение (целый халат, целый стул), таким образом автоматизируя звук в словосочетаниях.


t1586435418ac.jpg

«Мемори». Определенное количество парных половинок выкладываются лицевой стороной вниз. Дети в порядке очереди, определенной в начале игры, открывают по 2 картинки, называя их (половинка пенала, половинка желудя и т.д.). Если картинки совпали, игрок называет получившуюся картинку (целый пенал, целый желудь), забирает их себе и делает еще один ход. Если игрок не угадал, он кладет карточки на место лицевой стороной вниз. Побеждает тот, кто соберет большее количество целых картинок.

t1586435418ad.jpg


Список использованных источников

1. PNG картинки с прозрачным фоном. - Режим доступа: https://imgpng.ru/

2. Скачать бесплатно PNG. - Режим доступа: https://www.freepng.ru/

3. Яндекс.Картинки: поиск изображений в интернете, поиск по картинке. - Режим доступа: https://yandex.ru/images/



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации