Логопедическое пособие-ширма «Речевичок для почемучек»
Ноздрачева Е. Н., учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 26»
Логопедическое пособие –ширма «Речевичок для почемучек»
Вот ширма! Смотрите. В нее загляните! Секрет там увидите, если хотите. В конвертах картинок спрятано много, а с нами сыграют и куклы немного.
Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда – это перспективное направление коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Какие бы средства логопедом ни подбирались, они должны насыщаться положительными эмоциями, предусматривать самостоятельное использование игровой методики и форм интерактивного взаимодействия. Интересно делиться опытом применения логопедических игр- «придумок», где решаются сразу несколько задач. Сначала на логопедическом пункте появилось многофункциональное пособие «Логопедические придумки на салфетке» - игровая карта с заданиями, картинками, «подсказками» на палочках, позволяющая проводить работу по закреплению звуков, лексики и грамматики, воображения и памяти. Затем идея получила свое продолжение в следующем авторском пособии, где основной задачей стало создание полноценной, динамичной, вариативной, пополняемой, компактной подборки развивающих игр с привнесением логопедических кукол. За основу взят отдельный модуль – передвижная ширма с кармашками, и её «комплектующие» - речевой материал, размещаемый в цветных конвертах, с ориентацией на развитие зрительного гнозиса, пространственных представлений, памяти, внимания, мыслительных операций; коррекцию звукопроизношения. Куклы на палочках, прикрепленные к ширме - это своего рода «замаскированная помощь» в общении и средство для развития речевой сноровки. В руках у логопеда кукла - значит, можно развивать речь эффективно! А функции куклотерапии многогранны: коммуникативная -установление эмоционального контакта; релаксационная - снятие эмоционального напряжения; воспитательная - психокоррекция в проигрывании различных ситуаций; развивающая - психические процессы, моторику; обучающая - обогащение информацией об окружающем.
Паспорт на авторское пособие |
|
Наименование педагогической идеи |
Многофункциональное игровое логопедическое пособие «Речевичок для почемучек» |
Предмет |
Образовательная деятельность, осуществляемая в коррекционной работе учителя-логопеда |
Цель разработки |
Автоматизация звуков в речи через театрализацию логопедического процесса |
Задачи |
- Активизация познавательных процессов, навыков владения выразительными средствами речи, словарем, лексико-грамматическими категориями; - Развитие конструктивного общения, коммуникабельности ребенка, уверенности в себе, умения вступать в диалог; - Развитие координации движений, фонематических процессов, первоначальных навыков чтения. |
Содержательная форма педагогической идеи |
Пособие изготовлено на основе ширмы формата А3 (на трех разворотах расположено 12 цветных конвертов). Пособие является моделью для воплощения различных логопедических придумок и позволяет проводить работу по развитию речи в совместной деятельности со взрослым, а также в самостоятельной деятельности каждого ребенка – закрепляются артикуляционные и моторные навыки, активизируется словарь и грамматика. Дидактический материал сборный – развивающие задания, картинки на автоматизированные звуки, куклы Петрушки - забавные игрушки, вносящие элемент сказки, сюрприза, соревнования. |
Варианты использования пособия |
Меняющиеся логопедические куклы, картинки в конвертах, и различные игровые задания к ним. Дополняют работу наборы пальчикового театра. |
Речевичок - для почемучек, тут много интересных штучек. Пчелка, лисичка, заяц, лягушка играют с детьми и умеют их слушать! Звуки помогут в игре закрепить, стоит картинки в конвертах открыть. |
Варианты игр в конвертах на логопедической ширме
«Сочинялки» - конверт «Расскажи» - составляем различные сказки с детьми, в том числе, артикуляционные.
"Запоминалки" на карточках – конверт «Игры со звуками». Вспомним, какое задание делали, четко назовем картинки.
"Бродилки" по словесному саду - конверт «Разные слова». Кто первый заберётся и спустится с высокой горы? Кто придумает похожие, странные, общие и разные слова? проговариваем четко слова и следим за звуками.
«Смешилки» - конверт «Смешарики» - сделаем смешную артикуляционную зарядку. Упражнения называем правильно, четко.
"Догонялки" - конверт «Умные игры». В гости отправимся? «Ты задания решай – по картинкам прошагай». Сколько точек выпадает на кубике - столько шагов делаем вперёд. Кто первый доберётся - тот и победитель. Называем картинки правильно.
"Собиралки" - конверт «Скажи наоборот». Назовём все картинки правильно, запомним.
"Рисовалки", «Жадинки», "Угощалки" - конверт «Звук вокруг». Называем картинки и «понарошку» их красим. Все предметы станут Салатовыми (гоЛубыми или Розовыми). Назовём, что получилось. (Салатовый салют, гоЛубые облака, Розовые карандаши...) Прибавляем «мой-моя моё». Подарим куклам подарки, четко называя, кому что дарим. (Зайцу зонт, пчелке – чайник...)
"Расселялки" - конверт «Сложи звуки» - составляем слова из 1-х звуков картинок.
"Считалки" - конверт «Найди всех». Называем поочередно картинки из определенных обобщающих групп - игра на автоматизацию и дифференциацию звуков. Затем превращаем один предмет в несколько - понарошку "размножаем" (1 рыбка, 2 ...)
«Угадалки» - конверт «Что лишнее» - четко называем лишнюю картинку и существенный признак, по которому выбирали.
Игровая форма, диалоги, сюрпризы, сюжет весёлой артикуляции, исправление звуковых и грамматических ошибок куклами, их словесное поощрение («Ты замечательно работал!») - позволяют поддерживать речевую активность детей. Для ребёнка кукла заменяет друга, который все понимает, с которым можно поговорить и задать вопросы. Заяц Задира приходит с загадками, картинками, сюрпризами, а когда произносит звуки в словах неверно, делая намеренные ошибки, умная Пчелка и дети исправляют его. У Лягушки-хохотушки и у Лисицы-мастерицы - свои игры и «секретные разговоры». Можно много времени потратить на объяснение любого процесса, задания, а можно просто разыграть кукольную сценку- разговор со сказочным персонажем и поразмышлять о ситуации. В итоге - результат эффективнее, а сам процесс работы с куклами наталкивает на новые замыслы. Если отрабатываем скороговорку, стихотворение или диалог, то обязательно привлекаем «помощников, которые учат правильно говорить».
Вот несколько стихотворных приемов логопедической работы с использованием кукол. «1-2 повернись, в стране кукол очутись!»; «Интересное задание - от Пчелки на внимание!»; «Ты с Лягушкой для порядка делай язычком зарядку!»; «Куклу выдвигай, слово вспоминай!» (играем в слова - предметы, слова-действия, слова-ассоциации, слова - «наоборот», цветные слова, весёлые слова); «Первый звук в словах найди, и Лисичке подскажи». Хорошо усвоенный в игре звук ребенок легко будет автоматизировать в словах, фразах. Кукла спрашивает, что нарисовано, что означает слово. Вместе с куклами мы дружно играем: «Подарки Зайцу и Лисичке», «Слоговой баскетбол с Лягушкой», «Интервью с Пчелкой»: «Хорошо - плохо», «Доскажи словечко», «Я знаю 5…», «Найди ошибку в предложении», «Если бы, да кабы….». В игровой форме сложные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием – их применение повышает осознанность воспринимаемого материала, снижает утомляемость.
Корректируем работу мы с ребенком каждым. Звуки, слоги, и слова - это очень важно!
Любой логопед-практик может формировать свою систему лексико-грамматических упражнений, важных в определенный период коррекционной работы и вариантов будет множество. Совместная деятельность помогает объединить детей и взрослых, делая их носителями общего «секрета» - игры, в которую могут играть только они.
Играем с детьми с удовольствием!