Логопедическое пособие-ширма «Речевичок для почемучек»

5
0
Материал опубликован 13 October 2018 в группе

Ноздрачева Е. Н., учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 26»

Логопедическое пособие –ширма «Речевичок для почемучек» 

              Вот ширма! Смотрите. В нее загляните! Секрет там увидите, если хотите.                  В конвертах картинок спрятано много, а с нами сыграют и куклы немного.

Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда – это перспективное направление коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Какие бы средства логопедом ни подбирались, они должны насыщаться положительными эмоциями, предусматривать самостоятельное использование игровой методики и форм интерактивного взаимодействия. Интересно делиться опытом применения логопедических игр- «придумок», где решаются сразу несколько задач. Сначала на логопедическом пункте появилось многофункциональное пособие «Логопедические придумки на салфетке» - игровая карта с заданиями, картинками, «подсказками» на палочках, позволяющая проводить работу по закреплению звуков, лексики и грамматики, воображения и памяти. Затем идея получила свое продолжение в следующем авторском пособии, где основной задачей стало создание полноценной, динамичной, вариативной, пополняемой, компактной подборки развивающих игр с привнесением логопедических кукол. За основу взят отдельный модуль – передвижная ширма с кармашками, и её «комплектующие» - речевой материал, размещаемый в цветных конвертах, с ориентацией на развитие зрительного гнозиса, пространственных представлений, памяти, внимания, мыслительных операций; коррекцию звукопроизношения. Куклы на палочках, прикрепленные к ширме - это своего рода «замаскированная помощь» в общении и средство для развития речевой сноровки. В руках у логопеда кукла - значит, можно развивать речь эффективно! А функции куклотерапии многогранны: коммуникативная -установление эмоционального контакта; релаксационная - снятие эмоционального напряжения; воспитательная - психокоррекция в проигрывании различных ситуаций; развивающая - психические процессы, моторику; обучающая - обогащение информацией об окружающем.

Паспорт на авторское пособие

Наименование педагогической идеи

Многофункциональное игровое логопедическое пособие «Речевичок для почемучек»

Предмет

Образовательная деятельность, осуществляемая в коррекционной работе учителя-логопеда

Цель разработки

Автоматизация звуков в речи через театрализацию логопедического процесса

Задачи

- Активизация познавательных процессов, навыков владения выразительными средствами речи, словарем, лексико-грамматическими категориями; - Развитие конструктивного общения, коммуникабельности ребенка, уверенности в себе, умения вступать в диалог;
- Коррекция звукопроизносительных недостатков речи;

- Развитие координации движений, фонематических процессов, первоначальных навыков чтения.

Содержательная форма педагогической идеи

Пособие изготовлено на основе ширмы формата А3 (на трех разворотах расположено 12 цветных конвертов). Пособие является моделью для воплощения различных логопедических придумок и позволяет проводить работу по развитию речи в совместной деятельности со взрослым, а также в самостоятельной деятельности каждого ребенка – закрепляются артикуляционные и моторные навыки, активизируется словарь и грамматика. Дидактический материал сборный – развивающие задания, картинки на автоматизированные звуки, куклы Петрушки - забавные игрушки, вносящие элемент сказки, сюрприза, соревнования.

Варианты использования пособия

Меняющиеся логопедические куклы, картинки в конвертах, и различные игровые задания к ним. Дополняют работу наборы пальчикового театра.

Речевичок - для почемучек, тут много интересных штучек.

Пчелка, лисичка, заяц, лягушка играют с детьми и умеют их слушать!

Звуки помогут в игре закрепить, стоит картинки в конвертах открыть.

 

 

                     Варианты игр в конвертах на логопедической ширме

 

«Сочинялки» - конверт «Расскажи» - составляем различные сказки с детьми, в том числе, артикуляционные.

"Запоминалки" на карточкахконверт «Игры со звуками». Вспомним, какое задание делали, четко назовем картинки.

"Бродилки" по словесному саду - конверт «Разные слова». Кто первый заберётся и спустится с высокой горы? Кто придумает похожие, странные, общие и разные слова? проговариваем четко слова и следим за звуками.

«Смешилки» - конверт «Смешарики» - сделаем смешную артикуляционную зарядку. Упражнения называем правильно, четко.

"Догонялки" - конверт «Умные игры». В гости отправимся? «Ты задания решай – по картинкам прошагай». Сколько точек выпадает на кубике - столько шагов делаем вперёд. Кто первый доберётся - тот и победитель. Называем картинки правильно.

"Собиралки" - конверт «Скажи наоборот». Назовём все картинки правильно, запомним.

"Рисовалки", «Жадинки», "Угощалки" - конверт «Звук вокруг». Называем картинки и «понарошку» их красим. Все предметы станут Салатовыми (гоЛубыми или Розовыми). Назовём, что получилось. (Салатовый салют, гоЛубые облака, Розовые карандаши...)  Прибавляем «мой-моя моё». Подарим куклам подарки, четко называя, кому что дарим. (Зайцу зонт, пчелке – чайник...)

"Расселялки" - конверт «Сложи звуки» - составляем слова из 1-х звуков картинок.

"Считалки" - конверт «Найди всех». Называем поочередно картинки из определенных обобщающих групп - игра на автоматизацию и дифференциацию звуков. Затем превращаем один предмет в несколько - понарошку "размножаем" (1 рыбка, 2 ...) 

  «Угадалки» - конверт «Что лишнее» - четко называем лишнюю картинку и существенный признак, по которому выбирали.

 

Игровая форма, диалоги, сюрпризы, сюжет весёлой артикуляции, исправление звуковых и грамматических ошибок куклами, их словесное поощрение («Ты замечательно работал!») - позволяют поддерживать речевую активность детей. Для ребёнка кукла заменяет друга, который все понимает, с которым можно поговорить и задать вопросы. Заяц Задира приходит с загадками, картинками, сюрпризами, а когда произносит звуки в словах неверно, делая намеренные ошибки, умная Пчелка и дети исправляют его. У Лягушки-хохотушки и у Лисицы-мастерицы - свои игры и «секретные разговоры». Можно много времени потратить на объяснение любого процесса, задания, а можно просто разыграть кукольную сценку- разговор со сказочным персонажем и поразмышлять о ситуации. В итоге - результат эффективнее, а сам процесс работы с куклами наталкивает на новые замыслы. Если отрабатываем скороговорку, стихотворение или диалог, то обязательно привлекаем «помощников, которые учат правильно говорить».

Вот несколько стихотворных приемов логопедической работы с использованием кукол. «1-2 повернись, в стране кукол очутись!»; «Интересное задание - от Пчелки на внимание!»; «Ты с Лягушкой для порядка делай язычком зарядку!»; «Куклу выдвигай, слово вспоминай!» (играем в слова - предметы, слова-действия, слова-ассоциации, слова - «наоборот», цветные слова, весёлые слова); «Первый звук в словах найди, и Лисичке подскажи». Хорошо усвоенный в игре звук ребенок легко будет автоматизировать в словах, фразах. Кукла спрашивает, что нарисовано, что означает слово. Вместе с  куклами мы дружно играем: «Подарки Зайцу и Лисичке», «Слоговой баскетбол с Лягушкой», «Интервью с Пчелкой»: «Хорошо - плохо», «Доскажи словечко», «Я знаю 5…», «Найди ошибку в предложении», «Если бы, да кабы….». В игровой форме сложные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием – их применение повышает осознанность воспринимаемого материала, снижает утомляемость.

Корректируем работу мы с ребенком каждым. Звуки, слоги, и слова - это очень важно!

Любой логопед-практик может формировать свою систему лексико-грамматических упражнений, важных в определенный период коррекционной работы и вариантов будет множество. Совместная деятельность помогает объединить детей и взрослых, делая их носителями общего «секрета» - игры, в которую могут играть только они.

Играем с детьми с удовольствием!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.