12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рыбченко Надежда Сергеевна43
Россия

Комплексное сопровождение и поддержка детей с ОВЗ и инвалидностью.

Comprehensive support and support for children with disabilities.


В статье анализируются условия предоставления доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации.

The article analyzes the conditions for providing affordable education for children with special educational needs in the Russian Federation.


Комплексное сопровождение, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, модель временного частичного погружения, специалисты службы сопровождения.

Сomprehensive support, children with disabilities, children with disabilities, model of temporary partial immersion, support service specialists.


Н.С.Колегова

г. Хабаровск

МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 184".

N. S. Kolegova

Khabarovsk

MADOU "Kindergarten of combined type No. 184".


Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, двигаться вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременно указывать возможные пути оптимального развития, при необходимости оказывать помощь и поддержку.

В РФ "Закон об образовании" предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями — дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются. Оба термина упоминаются в текстах законов, но статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица. Законы учитывают разницу между понятиями «ОВЗ» и «инвалид».

Понятие «инвалид» — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона 181).

Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Понятие «ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Ребёнок с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).

Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).

В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.

В последние годы количество таких детей увеличилось. Дети с ОВЗ и инвалидностью есть, почти, в каждом ДОУ, в каждой школе. Соответственно, при обучении и воспитании такого ребенка возникает ряд проблем. Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком и многое другое. Со стороны родителей самого ребенка: как ребенок должен посещать ДОУ, как решать проблемы взаимодействия с детьми в группе (классе), чему должны его там учить, и др. Со стороны родителей других детей: получат ли обычные дети необходимые знания и т.п. Со стороны ребенка с ОВЗ: найдет ли он друзей, не будут ли обижать, сможет ли хорошо учиться и т.д.

Чтобы попытаться решить хотя бы часть этих проблем, необходимо организовать систематическое, непрерывное, комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью.

Цель сопровождения – комплексность поддержки и помощи со сторон специалистов различного профиля ребенку-инвалиду, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, а также родителям и педагогическим работникам для решения задач развития, обучения, воспитания, социализации такого ребёнка.

Задачи комплексного психолого-педагогического сопровождения:

1)выявить личностные особенности детей с ОВЗ и инвалидностью (социально-эмоциональное развитие, межличностные отношения, нарушения нравственного развития и др.);

2)изучить теоретические и технологические основы процесса педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью;

3)совершенствовать коммуникативные формы поведения и навыки адекватного общения учащихся;

4)развивать у родителей навыки самоанализа, преодоления психологических барьеров, формирования позитивной самооценки;

5)обучать родителей социально-психолого-педагогическим основам развития и воспитания ребенка с ОВЗ.

Ребёнку, его родителям (законным представителям) в каждом отдельном случае оказывается индивидуальная помощь.

Деятельность по оказанию комплексного сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью и их родителей регламентируется федеральными и региональными нормативными правовыми актами, в которых закреплены особенности предоставления услуг психолого-педагогического сопровождения, порядок предоставления услуг психолого-педагогического сопровождения в процессе получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью, трудовые функции специалистов сопровождения.

Дети с ОВЗ, в том числе инвалиды, из-за состояния здоровья не могут осваивать общеобразовательную программу без специальных условий. Чаще всего для получения образования и обучения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ нужно вспомогательное оборудование и специальные программы.

Основными принципами сопровождения ребенка являются:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с трудностями в обучении, обусловленными нарушениями в речевом развитии, недостаточно сформированными познавательными процессами, слабой сформированностью эмоционально-регуляторной сферы и (или) трудностями в поведении, в том числе с ОВЗ.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) выбирать формы получения детьми образования, образовательные организации, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы). Обязательные условия для их обучения: работа с детьми с ОВЗ и инвалидами начинается сразу же, как был поставлен диагноз; программа выстраивается с учетом патологии и основного заболевания; разрабатываются индивидуальные программы для ребенка-инвалида с ОВЗ; среда должна быть максимально адаптированной под его потребности и возможности. В образовательных организациях должна быть создана универсальная безбарьерная среда и обеспечена архитектурная доступность для реализации инклюзивного образования детей-инвалидов. Создавая условия, повышается уровень комплексного психолого-педагогического сопровождения, полноценного социального вхождения в общество ребенка-инвалида.

В учреждениях для детей с ОВЗ и детей-инвалидов реализуется модель временного частичного погружения (при согласии родителей). Каждый ребенок-инвалид и ребёнок с ОВЗ, при посещении детского сада, имеет возможность полноценно общаться со здоровыми сверстниками, находящимися с ним в группе (общеразвивающей, комбинированной или компенсирующей направленности). Воспитанники из общеразвивающих групп в процессе общения с детьми с ОВЗ и инвалидностью получают способность чувствовать трудности другого, учатся деликатности, терпимости. Они приобретают такие качества, как сострадание и человеколюбие. Эти навыки пригодятся детям во взрослой семейной жизни. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. С целью социальной адаптации таких детей в ДОУ осуществляется активное привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в учреждении, районе, направленным на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями: беседы, консультации, стендовая информация, конкурсы рисунков, участие в фестивалях, спортивных мероприятиях и др.

Как показала практика, обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания ребенка в ДОУ и способствует развитию его индивидуальных способностей и социальной адаптации в коллективе.

Комплексное сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью осуществляют специалисты службы сопровождения (педагог-дефектолог, учитель-логопед, психолог, социальный педагог, мед. работник). В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Сопровождение не противоречит процессу воспитания и понимается как оказание дополнительной помощи в развитии ребенка с ОВЗ. Специалисты помогают родителям детей с ОВЗ и инвалидностью понять и правильно оценить состояние ребенка и их собственные ресурсы, саму ситуацию и найти пути ее преодоления. Они формируют единое профессиональное сообщество, основной целью которого является вовлечение ребенка с ОВЗ в общественные отношения и его развитие – его социализация, интеграция в общество. Реализовать поставленные задачи возможно лишь при участии команды специалистов, обеспечивающих поэтапное и комплексное проведение реабилитационных мероприятий, включающих в себя: медицинскую помощь, помощь психолога, социального педагога, логопеда, дефектолога, сурдолога и др. Решение комплекса проблем, связанных с образованием, социализацией и адаптацией детей с ОВЗ и инвалидностью, во многом зависит от объединения усилий и компетентности всех заинтересованных сторон. Ключевым условием реализации эффективного комплексного сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью является объединение специалистов различного профиля.

Реализация системы комплексного сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ и инвалидностью предусматривает создание специальных условий: организационных, кадровых, психолого-педагогических, программно-методических, материально-технических, информационных (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

Взаимодействие включает в себя следующее:

1)комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;

2)многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;

3)составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.

Помощь детям с ОВЗ и инвалидностью требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие такого ребенка в значительной степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ (инвалидностью), переживает стресс, который может приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается на внутрисемейных отношениях. Частые конфликты, враждебно-равнодушная атмосфера, складывающаяся дома, - все это отрицательно сказывается на развитии ребенка. Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.

Предоставление услуг, способствующих получению качественного образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, организуется посредством психолого-педагогического сопровождения обучающихся педагогами-психологами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами в образовательных организациях общего и профессионального образования, а также в центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью предполагает создание системы комплексной помощи в освоении адаптированных основных образовательных программ и обеспечивает коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Это достигается путем определения специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, использования специальных учебных и дидактических пособий, соблюдения допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, предоставления услуг тьютора, предоставления ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

Реализация специальных условий получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями на основании заключения ПМПК, рекомендации которого конкретизируются, дополняются рекомендациями Консилиума образовательной организации.

Таким образом, посредством поэтапной реализации механизмов многоуровневой структуры междисциплинарного взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения, обучающимся с ОВЗ и инвалидностью различных нозологий, имеющим различные особенности психофизического развития и особые образовательные потребности, обеспечиваются равные возможности для получения качественного образования наравне с другими обучающимися.



Список литературы

1. Гончарова, В. Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования: монография / В. Г. Гончарова, В. Г. Подопригора, С. И. Гончарова. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. – 248 с.

2. Иванов, А. В. Технологии психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ : учеб. пособ. – М. : Перо, 2019. – 111 с.

3. Левченко, И. Ю. Инклюзивное образование: специальные условия включения обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство. Учебное пособие / Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А., Мануйлова В.В. – М. : Национальный книжный центр, 2018. – 112 с.

4. Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55).

5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.03.2014 г. № 06-281 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 26.12.2013 № 06-2412вн).

6. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);

7. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);

8. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.