12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алексашева И.В.
Аккаунт удалён
Украина, ДНР, Донецкая область, г. Макеевка

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

с группой учащихся 1-го класса, имеющих фонетико-фонематические

нарушения речи.

Провела: учитель –логопед Алексашева И.В.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «С-Ш»

В СЛОГАХ И СЛОВАХ.

Лексическая тема : « Домашние животные»

ЦЕЛЬ:

уточнять и сравнивать артикуляцию и звучание звуков С-Ш, соотносить их с буквами;

закреплять правильное произношение звуков С-Ш в слогах и словах;

определять место звуков С-Ш в словах;

развивать навыки звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза слов со звуками С-Ш;

уточнять и расширять словарный запас;

развивать фонематическое восприятие, артикуляционную и мелкую моторику;

развивать логическое мышление, память, внимание, положительные эмоции.

Оборудование: предметные картинки домашних животных, профили артикуляции звуков С-Ш, слоговые ряды, дидактический материал, карточки для звуко-буквенного анализа.


ХОД ЗАНЯТИЯ.

I.Организационный момент.

- Ребята, сегодня на занятие к нам приехали гости. Давайте поприветствуем гостей и сядем на свои места.

Психогимнастика.

t1655819291aa.jpg

- Назовите настроения на картинке, изобразите данные настроения.

- Какое настроение у вас сегодня? ( радостное).

- Запомните слова: « Тому в жизни все удается, кто улыбается и смеется».

- Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.

II.Основная часть.

Ребята! К нам в гости приехали герои из вашего любимого мультфильма Смешарики Нюша и Лосяш. Нюша путает звуки С и Ш и умный Лосяш привез ее к нам на занятие, что бы вместе мы научились их различать.t1655819291ab.jpg

1.Характеристика звуков С-Ш.

-Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о звуках С и Ш.

t1655819291ac.jpgt1655819291ad.jpg

(Звук С- согласный, парный, свистящий, глухой, бывает твердым и мягким.)

(Звук Ш-согласный, парный, шипящий, глухой, твердый.)

-Чем похожи эти звуки? (Оба согласные, парные и глухие).

-Чем они отличаются? ( C-свистящий, бывает твердым и мягким, Ш-шипящий, может быть только твердым).

-Расскажите, как правильно произносить звуки С и Ш.

( С- губы улыбаются, зубки сближены, язык упирается в нижние зубки)

( Ш-губы округлены, зубы сближены, язык широкий, в форме «чашки» поднят вверх, за верхние зубки)

-Давайте правильно произнесем звуки С-Ш (использование инд.зеркал)

2. Развитие фонематического восприятия.

-На что похожи звуки С и Ш по звучанию? ( С-на насос, Ш-на змею).

- Сейчас мы поиграем в игру « Насос-Змея» t1655819291ae.jpg

-Когда в слове вы услышите звук С, поднимайте карточку с изображением насоса и буквой С, а если в слове слышите звук Ш-тогда карточку с изображением змеи и буквой Ш.



3.Артикуляционная гимнастика.

-Ребята, давайте выполним упражнения для губ и языка.

Выполнение упражнений «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка», «Чашка», «Качели», « Маляр», «Горка».

t1655819291af.jpg

Дыхательная гимнастика.

Упражнение « Насос» (вдох-выдох со звуком С)

Упражнение « Шар лопнул» ( вдох- выдох со звуком Ш)

4. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.

- Ребята, отгадайте загадки:

« Что за зверь со мной играет, не мычит, не ржет, не лает,

Нападает на клубки, прячет в лапках коготки» ( кошка).

« Заворчал живой замок, лег у двери поперек,

Две медали на груди, лучше в дом не заходи» ( собака). t1655819291ag.jpg t1655819291ah.jpg

- Как назвать одним словом? (Домашние животные, питомцы)

-Каких еще домашних животных вы знаете? ( Корова, коза, свинья, овца)

- Расскажите о пользе, которую приносят людям домашние животные.

- Разберем слово «собака», используя наборы карточек для звуко-буквенного анализа. Сколько звуков в этом слове?(6). Сколько гласных звуков?(3), назовите их (о, а, а). Сколько согласных звуков?(3), назовите их (с,б,к).

-Разделим слово «собака» на слоги со-ба-ка (3 слога).

-Где стоит звук «С» в слове «собака», в начале, середине или в конце слова? ( В начале слова)

-Где стоит звук «Ш» в слове «кошка»? ( В середине слова)

5. Пальчиковая гимнастика « 1,2,3,4,5 Мы пошли во двор гулять,

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили.

А потом с горы катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Суп поели, спать легли».

6. Соотнесение звука и буквы.

-Какой буквой обозначается на письме звук С? (Буквой С). Показ буквы.

- Какой буквой обозначается на письме звук Ш? (Буквой Ш). Показ буквы.

-На что похожа буква С? (На бублик, на О)

- На что похожа буква Ш? ( На забор, стол, на букву Е) t1655819291ai.jpg t1655819291aj.jpg

- Ребята, найдите буквы С и Ш на карточках среди других предметов и обведите их, букву С-синим карандашом, Ш- зеленым карандашом.

t1655819291ak.pngt1655819291al.jpg

7. Чтение и произношение слоговых рядов и чистоговорок.

-Ребята , сейчас мы будем читать слоги вместе со Смешариками.

t1655819291am.pngt1655819291an.jpg

Чтение слоговых рядов цепочкой.

Произношение чистоговорок.

« Са-са-са в лесу бегает лиса.» «Ша-ша-ша наша Маша хороша.»

« Сы-сы-сы у кота усы.» « Ши-ши-ши Миша с Машей малыши»

- А теперь поиграем в игру « Слог-слово». Прочитайте слог и найдите слово,которое начинается на этот слог.

t1655819291ao.jpg

8. Физминутка.

« Зарядка с Крошем»

9. Дифференциация звуков С-Ш в словах.

Игра «Вверху- внизу»

- Ребята, давайте еще поиграем с Нюшей и научим ее различать звуки С и Ш.

Хорошо запомните, когда произносите звук С- язык внизу, когда Ш- язык вверху ( показ направления стрелкой и рукой)

-А теперь поможем Нюше расшифровать схему из стрелок « Радуга»

(ш ш с ш ш ссс ш сс ш )

t1655819291ap.jpgt1655819291aq.jpg

Игра «Пары слов»

-Ребята, посмотрите на пары картинок, назовите слова и определите в каких словах звук С, в каких Ш.

t1655819291ar.jpgt1655819291as.jpgt1655819291at.jpg

-Вставьте нужную букву и прочитайте пары слов.

МИШКА-МИСКА КРЫСА-КРЫША

КАША-КАССА УСЫ – УШИ

10. Чтение и проговаривание слов со звуками Си Ш.

- Ребята, есть такие слова в которых встречаются звуки и С и Ш. Давайте попробуем их прочитать и правильно произнести.

СОЛНЫШКО, ПАСТУШОК, СМЕШАРИКИ, САША, СУШКА, ШОССЕ.t1655819291au.jpg

III. Итог занятия.

- Ребята, какие вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Вы очень хорошо научились различать и правильно произносить звуки С и Ш. Надеюсь, что Нюша тоже не будет теперь путать эти звуки. Спасибо, что помогли ей друзья.

- Что вам понравилось на занятии?

- Чему вы научились ?

- Какое у вас настроение? (Радостное и веселое)

-Давайте повторим и запомним слова: «Тому в жизни все удается, кто улыбается и смеется».

За хорошую работу на занятии дети получают подарки от Смешариков - улыбающиеся солнышки.

IV. Домашнее задание.

Повторить слова со звуками С и Ш (Саша, солнышко, шоссе, сушка).

Выучить скороговорку «Саша сушит сушки»






Опубликовано


Комментарии (1)

Савран Яна Михайловна, 23.06.22 в 20:00 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную и очень полезную публикацию!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.