Индивидуальное логопедическое занятие на тему: Автоматизация звука [щ] в слогах и словах
Индивидуального логопедического занятия
Тема: Автоматизация звука [щ] в слогах и словах.
Цель: закреплять правильное произношение звука [щ] в слогах, словах.
Задачи:
1. Автоматизировать навыки произношения звука [щ] в слогах, словах;
2. Развивать фонематический слух, силу голоса, дыхания, мелкую и артикуляционную моторику;
3. Активизировать словарь существительных со звуком [щ];
4. Воспитывать желания правильно и красиво говорить.
Оборудование для учителя: картинки (щука, щётка, щегол, овощи, плащ, ящик), профиль звука [щ], рефлексия снежинки
Оборудование для учащихся: зеркала, пособия для мимических упражнений, дыхания, силы голоса, мелкой моторики.
Форма организации: индивидуальное подгрупповое занятие
Ход занятия:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы и приемы | ||||||
1.Организационный момент | Приветствие обучающих -Здравствуйте ребята, меня зовут Анжелика Михайловна, и сегодня занятие у вас проведу я. - Какое у нас занятие с вами? - А чему мы будем учиться на занятии? - Что помогает нам правильно говорить? Но прежде чем мы начнем занятие, я хочу проверить какие вы внимательные. | Приветствует учителя Индивидуальное подгрупповое Правильно и красиво говорить Губы, зубы, язык Находят лишнею картинку кошка, а все остальные картинки зимы. | Метод стимулирования и мотивации | ||||||
2.Подготовительный этап 2.1.Мимические упражнения | Предлагает обратить внимание на кубик. -Выполним мимические упражнения. -Посмотрите, какой кубик. Я буду его подбрасывать, а вы покажите эмоцию, которая вам выпала. -Какие упражнения выполняли? -Молодцы, вы справились с заданиями. | Выполняет мимические упражнения. Учились выражать разные эмоции с помощью мимики лица. Выполняли мимические упражнения. | Словесный, Беседа Практический контроль Педагогическая оценка | ||||||
2.2.Упражнения на развитие дыхания | -Будем учиться правильно, дышать. -Какое правило будем соблюдать? Дышим правильно: щёки не надуваем, плечи не поднимаем, вдох делаем через нос, выдох через нос. -Какое у нас сейчас время года? -Посмотри перед тобой «Настольный футбол». Возьмите трубочки и подуйте, так чтобы мяч оказался в воротах. -Чему учились, выполняя упражнение? -У всех получилось забить гол в ворота. Молодцы. | Выполняет упражнение для развития дыхания зима дуют в трубочку на ватку, чтоб забить гол в ворота Учились правильно дышать | Наглядный, Пояснение, Практический Контроль Педагогическая оценка | ||||||
2.3.Упражнения для силы голоса | -Будем учиться говорить громко-тихо -Когда я буду поднимать вверх указку, вам нужно громко произносить звук [а], а когда я буду опускать, то нужно произнести звук [у] тихо. -Чему учились, выполняя упражнения? | Рассматривает макет щуки Слушает учителя. Выполняет упражнение для развития силы голоса Учились говорить громко и тихо | Наглядный, контроль | ||||||
2.4.Упражнения для мелкой моторики рук | -Выполнять гимнастику для пальцев -Посмотрите, какие красивые кроссовки я вам подготовила. -Для чего выполняли это упражнение? -Молодцы, у вас быстро получилось зашнуровать. | Выполняет пальчиковую гимнастику Упражнение для пальчиков. | Использование игрового приема; Практический Контроль Педагогическая оценка | ||||||
2.5.Артикуляционная гимнастика | Выполним артикуляционную гимнастику. -Возьмите зеркала: 1.Улыбка-трубочка; 2.Блинчик 3.Качели 4.Маляр 5.Чашечка -Какие упражнения выполняли? Ребята, вы большие молодцы | Выполняет артикуляционные упражнения Берут зеркало 1.Улыбка-трубочка; 2.Блинчик 3.Качели 4.Маляр 5.Чашечка Выполнял артикуляционную гимнастику | Практический Указание Контроль Педагогическая оценка | ||||||
3.Основная часть 3.1. Сообщение темы. | -Сегодня на занятии мы будем работать над звуком, каким вы узнаете, прослушав стихотворение: Этой щёткой чищу зубы, этой щёткой — башмаки, этой щёткой чищу брюки. Все три щётки мне нужны. -Какой звук я выделила голосом? -Сегодня на занятии дежурным звуком будет звук [щ] | Слушает учителя. Звук [щ] Сегодня будем работать со звуком [щ]. | Словесный метод Художественное слово вопрос | ||||||
3.2. Работа с профилем. | -Посмотрите на профиль звука [щ]. -Как располагаются органы артикуляции? -Возьмите зеркало, и произнеси звук [щ] -Посмотри, как располагаются органы речи при произнесении звука [щ], посмотри профиль звука, который висит на доске. -Как располагаются губы при произнесении? -Как располагаются зубы? -Произнесите еще раз звук [щ] Дайте характеристику звуку. Это какой звук согласный или гласный? Он твердый или мягкий? Какой он звонкий или глухой? -Каким сигналом обозначим? -Какой буквой обозначается при письме? -Какому звуку давали характеристику? - Чему учились, выполняя это упражнение? | Слушает установку учителя. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. Звук [Щ] — согласный, глухой, всегда мягкий. Повторяет характеристику зелёным Буквой щ Звуку [щ] Давать характеристику звукам [щ], а так же вспоминали артикуляционный уклад дежурного звука. | Демонстрация Практический Контроль | ||||||
3.3.Развитие фонематического слуха | - Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть ряд звуков, а вы, услышав дежурный звук [щ] поднимите, карточку с буквой щ. ( щ, ж, щ, п., з, щ, б) -Среди чего различали звуки? -Теперь я буду называть ряд слогов, если услышав дежурный звук, то подними карточку с буквой щ: ще, ма, ща, са, щу, щи -Среди чего различали звуки? -Молодцы, вы все правились с правилами игры. | Ищет дежурные звуки в ряду звуков, слогов, слов. Среди других звуков Искали дежурный звук среди слогов | Пояснение Практический Контроль Педагогическая оценка | ||||||
3.4.Физкультминутка | Предлагаю вам отдохнуть. Я буду, проговаривать слова и показывать движение, а вам нужно повторять. Мы погреемся немножко, (Натираем плечи) (Хлопаем в ладоши) (Топаем на месте) (Хлопаем по коленям) | Выполняют движения и проговаривают слова | Здоровья сберегающие Художественное слово | ||||||
3.5. Чтение слогов с дежурным звуком | -Будем читать слоги со звуком [щ] прямые и обратные ЩА; ЩО; ЩУ; ЩИ; ЩЕ. АЩ; ОЩ; УЩ; ИЩ; ЕЩ. -При произнесении выделяем звук [Щ], произносим его более длительно. Ща-ща-ща; Що-що-що; Щу-щу-щу; Щи-щи-щи; Ще-ще-ще. Ща-що-щу; Щи-ще-ща; Що-ще-щи; Щу-що-ще; Ще-ща-що -Какое упражнение выполняли? -Чему учились, выполняя это упражнение? | Читает слоги прямые и обратные Читали слоги Чтению слогов со звуком [щ] | Пояснение Практический Контроль | ||||||
3.6.Работа с картинками | -Посмотри на картинки и назови их: - Предлагает распределить слова по домикам: в первый домик слова, где звук [щ] в начале; во 2-ой домик слова, где звук в середине; в 3-ий домик слова в конце слова.. -Какая картинка лишняя? Почему?
-Назовите картинки из 1-го домика, из 2-го домика, из 3-го домика. | Слушает установку учителя. Называет картинки Называет, где находятся звук и распределяют по положкам. Овощи-это множественное число, а остальные картинки единственное число называет картинки по домикам | Словесный Практический контроль | ||||||
3.7. Звуковой анализ слова. | -Выполните звуковой анализ слова: [о] [в] [о] [щ] [и] -Сколько слогов в слове? -На какой слог падает ударение? -Какой первый звук? Какой он? -Какой второй звук? Какой он? -Какой третий звук? Какой он? -Какой четвертый? Какой он? -Какой пятый? Какой он? -Сколько всего букв и звуков в слове - Возьмите сигналы и обозначьте слово овощи сигналами. - Чему учились, выполняя это задание? | Дает определение как понимают слово 3 слога На слог о о — [о] — гласный, ударный В слове 5 букв и 5 звуков. овощи Выполнять звуковой анализ слова с помощью звуковых сигналов. | Словесный Практический контроль | ||||||
4.Рефлексия | -Чему мы с вами учились на занятии? -Какой был дежурный звук сегодня на занятии? -Какие упражнения мы выполняли? -У вас на столах лежат снежинки, если у вас всё получилось, и не было затруднений, то выберите синюю снежинку, а если у вас возникли затруднения, то белую. -Вы хорошо отвечали, играли. -А наше занятие подошло к концу, до свидания. | -Учились красиво и правильно говорить. -Звук [щ] Дети оценивают свою работу на уроке -До свидания. | Словесный метод, рефлексия настроения и эмоционального состояния. |
Приложение 1
Слоги для чтения
Ща-ща-ща
Що-що-що
Щу-щу-щу
Щи-щи-щи
Ще-ще-ще
Ща-що-щу
Щи-ще-ща
Що-ще-щи
Щу-що-ще
Ще-ща-що
Приложение 2
Картинки по лексической теме
Приложение 3
Картинки на заданную букву
Самоанализ индивидуального логопедического занятия
по теме: «Автоматизация звука [щ] в слогах, словах.
Данное занятие посвящено автоматизации звука [щ] в слогах, словах Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них и является подготовительным к следующей теме.
Разрабатывая технологическую карту занятия, были учтены возрастные особенности обучающихся, особенности психического развития детей младшего школьного возраста, индивидуальные возможности каждого ребёнка.
Цель: закреплять правильное произношение звука [щ] в слогах, словах.
Задачи:
1. Автоматизировать навыки произношения звука [щ] в слогах, словах;
2. Развивать фонематический слух, силу голоса, дыхания, мелкую и артикуляционную моторику;
3. Активизировать словарь существительных со звуком [щ ];
4. Воспитывать желания правильно и красиво говорить.
При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).
В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности. На логопедическом занятии строила как увлекательную проблемно- игровую деятельность, во время которой дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
В ходе занятия использовала наглядные, словесные, игровые и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.
Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались с одного вида деятельности на другой. В занятие была также включена физкультминутка, которая отражала время года.
Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. На всех этапах активизировалась речевая деятельность детей. Детям предлагались упражнения на подготовительном этапе: «Кубик эмоций», «Настольный футбол», «Гора, говори громко-тихо», «Зашнуруй кроссовок», на основном этапе работы были следующие упражнения: «Послушай стихотворение», «Работа с профилем», «Поймай звук», «Чтение слогов», «Звуковой анализ слова», побуждающие их использовать в собственной речи изучаемые звуки. Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и психического развития. Я старалась создавать ситуацию успеха каждому ребёнку и всей группе в целом.
В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений «Настольный футбол», «Чтение слогов», «Звуковой анализ слова» в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованны.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены и цель достигнута.