12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трусова Анжелика Михайловна25
Россия, Ростовская обл., Сальск

Индивидуального логопедического занятия

Тема: Автоматизация звука [щ] в слогах и словах.

Цель: закреплять правильное произношение звука [щ] в слогах, словах.

Задачи:

1. Автоматизировать навыки произношения звука [щ] в слогах, словах;

2. Развивать фонематический слух, силу голоса, дыхания, мелкую и артикуляционную моторику;

3. Активизировать словарь существительных со звуком [щ];

4. Воспитывать желания правильно и красиво говорить.

Оборудование для учителя: картинки (щука, щётка, щегол, овощи, плащ, ящик), профиль звука [щ], рефлексия снежинки

Оборудование для учащихся: зеркала, пособия для мимических упражнений, дыхания, силы голоса, мелкой моторики.

Форма организации: индивидуальное подгрупповое занятие


Ход занятия:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

1.Организационный момент

Приветствие обучающих

-Здравствуйте ребята, меня зовут Анжелика Михайловна, и сегодня занятие у вас проведу я.

- Какое у нас занятие с вами?

- А чему мы будем учиться на занятии?

- Что помогает нам правильно говорить?

Но прежде чем мы начнем занятие, я хочу проверить какие вы внимательные.

Приветствует учителя




Индивидуальное подгрупповое

Правильно и красиво говорить

Губы, зубы, язык

Находят лишнею картинку кошка, а все остальные картинки зимы.

Метод стимулирования и мотивации





2.Подготовительный этап

2.1.Мимические упражнения



Предлагает обратить внимание на кубик.

-Выполним мимические упражнения.

t1644071937aa.gif




-Посмотрите, какой кубик. Я буду его подбрасывать, а вы покажите эмоцию, которая вам выпала.

-Какие упражнения выполняли?

-Молодцы, вы справились с заданиями.


Выполняет мимические упражнения.






Учились выражать разные эмоции с помощью мимики лица.

Выполняли мимические упражнения.

Словесный,



Беседа



Практический

контроль


Педагогическая оценка

2.2.Упражнения на развитие дыхания


-Будем учиться правильно, дышать.

-Какое правило будем соблюдать?

Дышим правильно: щёки не надуваем, плечи не поднимаем, вдох делаем через нос, выдох через нос.

t1644071937ab.jpg

-Какое у нас сейчас время года?

-Посмотри перед тобой «Настольный футбол». Возьмите трубочки и подуйте, так чтобы мяч оказался в воротах.

-Чему учились, выполняя упражнение?

-У всех получилось забить гол в ворота. Молодцы.

Выполняет упражнение для развития дыхания







зима


дуют в трубочку на ватку, чтоб забить гол в ворота

Учились правильно дышать


Наглядный,



Пояснение,



Практический




Контроль


Педагогическая оценка


2.3.Упражнения для силы голоса



t1644071937ac.gif-Будем учиться говорить громко-тихо



-Когда я буду поднимать вверх указку, вам нужно громко произносить звук [а], а когда я буду опускать, то нужно произнести звук [у] тихо.

-Чему учились, выполняя упражнения?

Рассматривает макет щуки



Слушает учителя.



Выполняет упражнение для развития силы голоса


Учились говорить громко и тихо




Наглядный,


контроль


2.4.Упражнения для мелкой моторики рук



-Выполнять гимнастику для пальцев

-Посмотрите, какие красивые кроссовки я вам подготовила.

t1644071937ad.jpg

-Для чего выполняли это упражнение?

-Молодцы, у вас быстро получилось зашнуровать.

Выполняет пальчиковую гимнастику





Упражнение для пальчиков.

Использование игрового приема;


Практический


Контроль

Педагогическая оценка

2.5.Артикуляционная гимнастика

Выполним артикуляционную гимнастику.

-Возьмите зеркала:

1.Улыбка-трубочка;

2.Блинчик

3.Качели

4.Маляр

5.Чашечка

-Какие упражнения выполняли?

Ребята, вы большие молодцы

Выполняет артикуляционные упражнения

Берут зеркало

1.Улыбка-трубочка;

2.Блинчик

3.Качели

4.Маляр

5.Чашечка

Выполнял артикуляционную гимнастику

Практический



Указание



Контроль

Педагогическая оценка

3.Основная часть

3.1. Сообщение темы.


-Сегодня на занятии мы будем работать над звуком, каким вы узнаете, прослушав стихотворение:

Этой щёткой чищу зубы,

этой щёткой — башмаки,

этой щёткой чищу брюки.

Все три щётки мне нужны.

-Какой звук я выделила голосом?

-Сегодня на занятии дежурным звуком будет звук [щ]

Слушает учителя.







Звук [щ]

Сегодня будем работать со звуком [щ].

Словесный метод



Художественное слово




вопрос


3.2. Работа с профилем.









-Посмотрите на профиль звука [щ].

-Как располагаются органы артикуляции?

-Возьмите зеркало, и произнеси звук [щ]

-Посмотри, как располагаются органы речи при произнесении звука [щ], посмотри профиль звука, который висит на доске.

-Как располагаются губы при произнесении?

-Как располагаются зубы?

-Произнесите еще раз звук [щ]

Дайте характеристику звуку.

Это какой звук согласный или гласный?

Он твердый или мягкий?

Какой он звонкий или глухой?

-Каким сигналом обозначим?

-Какой буквой обозначается при письме?

-Какому звуку давали характеристику?

- Чему учились, выполняя это упражнение?

Слушает установку учителя.

Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.



Звук [Щ] — согласный, глухой, всегда мягкий.



Повторяет характеристику

зелёным

Буквой щ


Звуку [щ]

Давать характеристику звукам [щ], а так же вспоминали артикуляционный уклад дежурного звука.

Демонстрация





Практический









Контроль


3.3.Развитие фонематического слуха






- Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть ряд звуков, а вы, услышав дежурный звук [щ] поднимите, карточку с буквой щ.

( щ, ж, щ, п., з, щ, б)

-Среди чего различали звуки?

-Теперь я буду называть ряд слогов, если услышав дежурный звук, то подними карточку с буквой щ: ще, ма, ща, са, щу, щи

-Среди чего различали звуки?

-Молодцы, вы все правились с правилами игры.

Ищет дежурные звуки в ряду звуков, слогов, слов.





Среди других звуков




Искали дежурный звук среди слогов

Пояснение


Практический




Контроль




Педагогическая оценка

3.4.Физкультминутка

Предлагаю вам отдохнуть.

Я буду, проговаривать слова и показывать движение, а вам нужно повторять.

Мы погреемся немножко, 

(Натираем плечи)
Мы похлопаем в ладошки, 

(Хлопаем в ладоши)
Ножками потопаем 

(Топаем на месте)
И себя похлопаем.

(Хлопаем по коленям)

Выполняют движения и проговаривают слова

Здоровья сберегающие



Художественное слово

3.5. Чтение слогов с дежурным звуком

-Будем читать слоги со звуком [щ] прямые и обратные

ЩА; ЩО; ЩУ; ЩИ; ЩЕ.

АЩ; ОЩ; УЩ; ИЩ; ЕЩ.

-При произнесении выделяем звук [Щ], произносим его более длительно.

Ща-ща-ща; Що-що-що; Щу-щу-щу; Щи-щи-щи; Ще-ще-ще.

Ща-що-щу; Щи-ще-ща; Що-ще-щи; Щу-що-ще; Ще-ща-що

-Какое упражнение выполняли?

-Чему учились, выполняя это упражнение?

Читает слоги прямые и обратные










Читали слоги

Чтению слогов со звуком [щ]

Пояснение




Практический



Контроль

3.6.Работа с картинками






-Посмотри на картинки и назови их:

- Предлагает распределить слова по домикам: в первый домик слова, где звук [щ] в начале; во 2-ой домик слова, где звук в середине; в 3-ий домик слова в конце слова..

-Какая картинка лишняя? Почему?

t1644071937ae.gift1644071937af.gif

t1644071937ae.gift1644071937ae.gift1644071937af.gif

t1644071937ae.gift1644071937af.gif

Щука, щётка, щегол

ящик

Плащ

-Назовите картинки из 1-го домика, из 2-го домика, из 3-го домика.

Слушает установку учителя.

Называет картинки


Называет, где находятся звук и распределяют по положкам.


Овощи-это множественное число, а остальные картинки единственное число


называет картинки по домикам


Словесный


Практический






контроль


3.7. Звуковой анализ слова.







-Выполните звуковой анализ слова: [о] [в] [о] [щ] [и]

-Сколько слогов в слове?

-На какой слог падает ударение?

-Какой первый звук? Какой он?

-Какой второй звук? Какой он?

-Какой третий звук? Какой он?

-Какой четвертый? Какой он?

-Какой пятый? Какой он?

-Сколько всего букв и звуков в слове

- Возьмите сигналы и обозначьте слово овощи сигналами.

- Чему учились, выполняя это задание?

Дает определение как понимают слово


3 слога

На слог о

о — [о] — гласный, ударный
в — [в] — согласный, звонкий, твёрдый 
о — [а] — гласный, безударный
щ — [щ’] — согласный, глухой, мягкий 
и — [и] — гласный, безударный

В слове 5 букв и 5 звуков.

 овощи

Выполнять звуковой анализ слова с помощью звуковых сигналов.

Словесный






Практический






контроль

4.Рефлексия

-Чему мы с вами учились на занятии?

-Какой был дежурный звук сегодня на занятии?

-Какие упражнения мы выполняли?

-У вас на столах лежат снежинки, если у вас всё получилось, и не было затруднений, то выберите синюю снежинку, а если у вас возникли затруднения, то белую.

-Вы хорошо отвечали, играли.

-А наше занятие подошло к концу, до свидания.

-Учились красиво и правильно говорить.

-Звук [щ]


Дети оценивают свою работу на уроке







-До свидания.

Словесный метод, рефлексия настроения и эмоционального состояния.


















Приложение 1

Слоги для чтения


Ща-ща-ща

Що-що-що

Щу-щу-щу

Щи-щи-щи

Ще-ще-ще

Ща-що-щу

Щи-ще-ща

Що-ще-щи

Щу-що-ще

Ще-ща-що

Приложение 2

Картинки по лексической теме

t1644071937ag.jpg

t1644071937ah.jpg

t1644071937ai.jpg

Приложение 3

Картинки на заданную букву

t1644071937aj.gif



t1644071937ak.gif



t1644071937al.gif

t1644071937am.jpg

t1644071937an.jpg

t1644071937ao.jpg

Самоанализ индивидуального логопедического занятия

по теме: «Автоматизация звука [щ] в слогах, словах.


Данное занятие посвящено автоматизации звука [щ] в слогах, словах Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них и является подготовительным к следующей теме.

Разрабатывая технологическую карту занятия, были учтены возрастные особенности обучающихся, особенности психического развития детей младшего школьного возраста, индивидуальные возможности каждого ребёнка.

Цель: закреплять правильное произношение звука [щ] в слогах, словах.

Задачи:

1. Автоматизировать навыки произношения звука [щ] в слогах, словах;

2. Развивать фонематический слух, силу голоса, дыхания, мелкую и артикуляционную моторику;

3. Активизировать словарь существительных со звуком [щ ];

4. Воспитывать желания правильно и красиво говорить.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности. На логопедическом занятии строила как увлекательную проблемно- игровую деятельность, во время которой дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия использовала наглядные, словесные, игровые и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались с одного вида деятельности на другой. В занятие была также включена физкультминутка, которая отражала время года.

Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. На всех этапах активизировалась речевая деятельность детей. Детям предлагались упражнения на подготовительном этапе: «Кубик эмоций», «Настольный футбол», «Гора, говори громко-тихо», «Зашнуруй кроссовок», на основном этапе работы были следующие упражнения: «Послушай стихотворение», «Работа с профилем», «Поймай звук», «Чтение слогов», «Звуковой анализ слова», побуждающие их использовать в собственной речи изучаемые звуки. Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и психического развития. Я старалась создавать ситуацию успеха каждому ребёнку и всей группе в целом.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений «Настольный футбол», «Чтение слогов», «Звуковой анализ слова» в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованны.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены и цель достигнута.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.