12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгения Виролайнен32
Россия, Карелия респ., Олонец

Дифференциация звуков [с-з ]

Цель: формирование у учащихся навыка дифференцировать звуки [с-з].

Лексическая тема: цветы.

Грамматическая тема: оформление имен собственных на письме.

Задачи:1. учить детей различать звуки [с-з] по звонкости и глухости;

закрепить умение давать характеристику звуку; закрепить умение

умение устанавливать взаимосвязи между звуками (фонемами)

слова и его семантическим значением.

2. развивать речевую активность; продолжить формировать

фонематический слух и восприятие; развивать общую и

артикуляционную моторику; формировать темп и ритм речи.

3. воспитывать речевую активность; воспитывать самостоятельность;

воспитывать умение слушать и слышать товарищей и педагога;

воспитывать умение взаимопомощи.

Оборудование: цветные квадраты, картинки с изображением цветов, подходящим к цветным квадратам, зеркала, карточки с «потерявшимися» словами, белая и черная пуговицы, артикуляционные символы, звуковые символы, проволока, картинки астры, разы, ириса, подсолнуха, карточки с напечатанными названиями цветов, карточки с рядом букв, карточки с пропущенными буквами, компьютер, тетради, фломастеры.

УУД.

Личностные: проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности; формировать положительное отношение к процессу познания;

Регулятивные: определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно; корректировать свою деятельность в процессе обучения; оценивать и корректировать деятельность.

Коммуникативные: развивать речевую активности; участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; осуществлять совместную деятельность(сотрудничать с  логопедом и одноклассниками)

Познавательные: воспроизводить по памяти полученную ранее информа- цию; уметь выделять существенную информацию.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Сегодня мы с вами проведем свое занятие в школе шифровальщиков. Чтобы начать наше занятие вы по одному подойдете к моему столу и возьмете карточку. (цветные квадраты)

- А теперь вы должны найти код своей парты и места, за которые сядете. (на партах картинки с изображением цветов).

2. Рефлексия.

- На ваших партах лежат две пуговицы. Подумайте, какое у вас сейчас настроение и поднимите одну пуговицу.

- Объясните свой выбор. (Выслушиваю ответы всех детей)

3. Основная часть.

3.1. Тема занятия.

- У вас на столах карточки с «потерявшимися» словами. Посмотрите на первую строчку. Найдите слово среди букв. (учащиеся называют слово)

- Посмотрите на вторую строчку. Найдите слово. (учащиеся называют слово)

- Какой первый звук в слове «слон»?

- Какой первый звук в слове «зонт»?

- Какие звуки у нас будут сегодня дежурными?

- Назовите тему занятия.

- Как вы думаете, какие задания мы сегодня будем с вами выполнять на занятии?

3.2. Артикуляционная гимнастика.

- Возьмите в руки зеркала. Сейчас мы выполним гимнастику для губ и язычка.

Упражнения: «Заборчик», «Лопатка», «Горка», дыхательное упражнение.

- Молодцы!

3.3. Сравнение звуков по артикуляции.

- А сейчас зеркала и ваши ротики помогут нам зашифровать произношение наших дежурных звуков.

- Произнесите звук [с]. Как ведут себя губы при произнесении этого звука?

( на доску прикрепляется значок – символ)

- Произнесите звук [з]. Как теперь ведут себя губы?

( на доску прикрепляется значок – символ)

- Что делают зубы при произнесении звука [с]? (на доску прикрепляется значок – символ)

- А при произнесении звука [з]?

( на доску прикрепляется значок – символ)

- Что делает язычок, когда произносим звук [с]? (на доску прикрепляется значок – символ)

- А при произнесении звука [з]?

( на доску прикрепляется значок – символ)

- Кто сможет прочитать нашу шифровку?

3.4. Сравнение по звучанию.

- Кто догадается, какой звук спрятался за этим значком?( [с])

- Как вы узнали?(дети дают характеристику звуку)

Аналогичная работа со звуком [з].

- Чем похожи звуки [с-з]?

- Чем отличаются звуки [с-з]?

Выслушиваются ответы детей.

3.5. Собери букву.

-Возьмите в руки проволоку. Сделайте из нее буквы наших дежурных звуков.

-Какие буквы вы сделали? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

- На занятии букву С будем обводить синим цветом, а букву З – желтым.

3.6. Работа в тетрадях

- Откройте тетради, запишите число и месяц.

- Сейчас вы будете зашифровывать слова. Я произнесу слово, а вы запишите букву С или З, звук которой услышите в слове и рядом запишите цифру – место звука в слове. (Один ученик повторяет задание)

- Первое слово – астра. Запишите букву, цифру – место звука в слове, поставьте запятую. (Проверка)

- Второе слово – роза . (Проверка)

- Третье- ирис. (Проверка)

- Четвертое – подсолнух. (Проверка)

- Проверим еще раз, что вы записали.

- А теперь поменяйтесь тетрадями. Расшифруем ваши записи: вспомним, какие слова спрятались за шифровками. Кто назовет первое слово?

-Запишите слово «астра» в тетрадь. ( На доску вывешивается картинка с изображением цветка)

- Проверьте, правильно ли вы записали слово.( На доску вывешивается карточка с напечатанным словом)

- Обведите букву С синим цветом.

Аналогичная работа с другими шифровками.

- Прочитайте еще раз слова, которые вы сейчас написали.

- Как можно назвать их одним словом?(Цветы)

- Какой цветок лишний? Почему? ( Роза – в этом слове звук [з], а в остальных – [с]).

- Чем отличаются звуки [с-з]?

- Поменяйтесь тетрадями.

3.7. Физминутка.

- Я буду называть слова, если услышите звук [с] - руки в стороны, если звук[з] - руки вниз, нет в слове дежурных звуков - присели – встали.

Слова: каска, забор, дождь, сумка, рука, узор, парта, кусок, звук, нога.

- Молодцы. А сейчас сядет за парту тот, кто правильно повторит за мной слоговой ряд.

За-за- са-са            зу-су-зу-су

Зо-со-со-зо            сы-зы-зы-сы

3.8. Работа в тетради.

- Сядьте парами.

- Разделите ваш лист в тетради на 2 колонки. (примерно на 6 строк). В первой колонке запишите букву С, во второй – букву З.

- На ваших партах вы видите карточки со словами, из которых выпали буквы. И парусные лодки, на которых записаны дежурные буквы. Лодки могут подходить только к своим словам. (аналогичные карточки на доске)

- Как узнать к какому слову должна подойти лодка? (Подставить букву)

- Расшифруйте слова и запишите их в соответствующие колонки.

-…., пройди к доске. Восстанови первое слово.(роза)

- Что означает слово роза? (цветок, имя девочки)

- Название цветка мы уже с вами сегодня писали, запишем имя девочки - Роза. Как пишутся имена собственные?

- Обведите дежурную букву нужным цветом.

- Какое слово еще может быть спрятано в этой карточке? ( роса)

- Запишите слово, обведите дежурную букву.

Аналогичная работа с другими карточками ( ли ___ а, ___ ахар,  __ оя)

( разбор значения слов)

- Прочитайте слова парами.

- Чем отличаются слова в парах?

- Если мы запишем неправильно букву в слове, что с ним произойдет?( изменится значение слова)

- Правильно. Какой вывод мы можем сделать?

- Сядьте на свои места.

3.9. Гимнастика для глаз.

3.10. Работа с предложением.

-Сядьте за компьютеры.

- Что вы видите на мониторе? (цветы со словами, в которых пропущены буквы)

-Кто догадался, какое задание сейчас будем выполнять?( печатать буквы)

- Найдите самый маленький цветок. Восстановите слово.

- Какое слово у вас получилось?

Аналогичная работа с другими словами.

- Прочитайте слова, которые у вас получились.

- Что можно составить из слов?

- Составьте из этих слов предложение. Первое слово должно быть самым коротким.

- Прочитайте предложение. У всех так получилось?

-Запомните предложение.(чтение, а затем повторение предложения орфографически)

- Сядьте на свои места. Запишите предложение в тетрадь по памяти. Не забывайте правила написания предложения (повторяем правила написания предложения)

- Сядьте за компьютер. Проверьте, правильно ли вы написали предложение.

- Обведите дежурные буквы нужным цветом.

- Сколько раз буква С встретилась в предложении? Буквы З?

- Кто написал предложение без ошибок?

- Кто допустил одну ошибку?

- Кто допустил больше одной ошибки? Будем тренироваться писать без ошибок.

4. Итог занятия. Промежуточная рефлексия.

- Наведите порядок на парте.

- Чем сегодня занимались на занятии?

- Чем похожи звуки [с-з]?

- Чем отличаются звуки [с-з]?

- Какое задание вам было трудно выполнять? Какое задание больше всего вам понравилось?

5. Рефлексия.

- Подумайте, какое у вас сейчас настроение и поднимите соответствующую пуговицу.

- Вспомните, какое настроение у вас было в начале занятия. У кого настроение изменилось?

- Объясните, почему оно изменилось. (Выслушиваю ответы всех детей)

- Спасибо за работу. Занятие закончено.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.