Логопедическое занятие во 2 классе «Дифференциация звуков [с-з]»
Дифференциация звуков [с-з ]
Цель: формирование у учащихся навыка дифференцировать звуки [с-з].
Лексическая тема: цветы.
Грамматическая тема: оформление имен собственных на письме.
Задачи:1. учить детей различать звуки [с-з] по звонкости и глухости;
закрепить умение давать характеристику звуку; закрепить умение
умение устанавливать взаимосвязи между звуками (фонемами)
слова и его семантическим значением.
2. развивать речевую активность; продолжить формировать
фонематический слух и восприятие; развивать общую и
артикуляционную моторику; формировать темп и ритм речи.
3. воспитывать речевую активность; воспитывать самостоятельность;
воспитывать умение слушать и слышать товарищей и педагога;
воспитывать умение взаимопомощи.
Оборудование: цветные квадраты, картинки с изображением цветов, подходящим к цветным квадратам, зеркала, карточки с «потерявшимися» словами, белая и черная пуговицы, артикуляционные символы, звуковые символы, проволока, картинки астры, разы, ириса, подсолнуха, карточки с напечатанными названиями цветов, карточки с рядом букв, карточки с пропущенными буквами, компьютер, тетради, фломастеры.
УУД.
Личностные: проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности; формировать положительное отношение к процессу познания;
Регулятивные: определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно; корректировать свою деятельность в процессе обучения; оценивать и корректировать деятельность.
Коммуникативные: развивать речевую активности; участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; осуществлять совместную деятельность(сотрудничать с логопедом и одноклассниками)
Познавательные: воспроизводить по памяти полученную ранее информа- цию; уметь выделять существенную информацию.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Сегодня мы с вами проведем свое занятие в школе шифровальщиков. Чтобы начать наше занятие вы по одному подойдете к моему столу и возьмете карточку. (цветные квадраты)
- А теперь вы должны найти код своей парты и места, за которые сядете. (на партах картинки с изображением цветов).
2. Рефлексия.
- На ваших партах лежат две пуговицы. Подумайте, какое у вас сейчас настроение и поднимите одну пуговицу.
- Объясните свой выбор. (Выслушиваю ответы всех детей)
3. Основная часть.
3.1. Тема занятия.
- У вас на столах карточки с «потерявшимися» словами. Посмотрите на первую строчку. Найдите слово среди букв. (учащиеся называют слово)
- Посмотрите на вторую строчку. Найдите слово. (учащиеся называют слово)
- Какой первый звук в слове «слон»?
- Какой первый звук в слове «зонт»?
- Какие звуки у нас будут сегодня дежурными?
- Назовите тему занятия.
- Как вы думаете, какие задания мы сегодня будем с вами выполнять на занятии?
3.2. Артикуляционная гимнастика.
- Возьмите в руки зеркала. Сейчас мы выполним гимнастику для губ и язычка.
Упражнения: «Заборчик», «Лопатка», «Горка», дыхательное упражнение.
- Молодцы!
3.3. Сравнение звуков по артикуляции.
- А сейчас зеркала и ваши ротики помогут нам зашифровать произношение наших дежурных звуков.
- Произнесите звук [с]. Как ведут себя губы при произнесении этого звука?
( на доску прикрепляется значок – символ)
- Произнесите звук [з]. Как теперь ведут себя губы?
( на доску прикрепляется значок – символ)
- Что делают зубы при произнесении звука [с]? (на доску прикрепляется значок – символ)
- А при произнесении звука [з]?
( на доску прикрепляется значок – символ)
- Что делает язычок, когда произносим звук [с]? (на доску прикрепляется значок – символ)
- А при произнесении звука [з]?
( на доску прикрепляется значок – символ)
- Кто сможет прочитать нашу шифровку?
3.4. Сравнение по звучанию.
- Кто догадается, какой звук спрятался за этим значком?( [с])
- Как вы узнали?(дети дают характеристику звуку)
Аналогичная работа со звуком [з].
- Чем похожи звуки [с-з]?
- Чем отличаются звуки [с-з]?
Выслушиваются ответы детей.
3.5. Собери букву.
-Возьмите в руки проволоку. Сделайте из нее буквы наших дежурных звуков.
-Какие буквы вы сделали? Почему?
Выслушиваются ответы детей.
- На занятии букву С будем обводить синим цветом, а букву З – желтым.
3.6. Работа в тетрадях
- Откройте тетради, запишите число и месяц.
- Сейчас вы будете зашифровывать слова. Я произнесу слово, а вы запишите букву С или З, звук которой услышите в слове и рядом запишите цифру – место звука в слове. (Один ученик повторяет задание)
- Первое слово – астра. Запишите букву, цифру – место звука в слове, поставьте запятую. (Проверка)
- Второе слово – роза . (Проверка)
- Третье- ирис. (Проверка)
- Четвертое – подсолнух. (Проверка)
- Проверим еще раз, что вы записали.
- А теперь поменяйтесь тетрадями. Расшифруем ваши записи: вспомним, какие слова спрятались за шифровками. Кто назовет первое слово?
-Запишите слово «астра» в тетрадь. ( На доску вывешивается картинка с изображением цветка)
- Проверьте, правильно ли вы записали слово.( На доску вывешивается карточка с напечатанным словом)
- Обведите букву С синим цветом.
Аналогичная работа с другими шифровками.
- Прочитайте еще раз слова, которые вы сейчас написали.
- Как можно назвать их одним словом?(Цветы)
- Какой цветок лишний? Почему? ( Роза – в этом слове звук [з], а в остальных – [с]).
- Чем отличаются звуки [с-з]?
- Поменяйтесь тетрадями.
3.7. Физминутка.
- Я буду называть слова, если услышите звук [с] - руки в стороны, если звук[з] - руки вниз, нет в слове дежурных звуков - присели – встали.
Слова: каска, забор, дождь, сумка, рука, узор, парта, кусок, звук, нога.
- Молодцы. А сейчас сядет за парту тот, кто правильно повторит за мной слоговой ряд.
За-за- са-са зу-су-зу-су
Зо-со-со-зо сы-зы-зы-сы
3.8. Работа в тетради.
- Сядьте парами.
- Разделите ваш лист в тетради на 2 колонки. (примерно на 6 строк). В первой колонке запишите букву С, во второй – букву З.
- На ваших партах вы видите карточки со словами, из которых выпали буквы. И парусные лодки, на которых записаны дежурные буквы. Лодки могут подходить только к своим словам. (аналогичные карточки на доске)
- Как узнать к какому слову должна подойти лодка? (Подставить букву)
- Расшифруйте слова и запишите их в соответствующие колонки.
-…., пройди к доске. Восстанови первое слово.(роза)
- Что означает слово роза? (цветок, имя девочки)
- Название цветка мы уже с вами сегодня писали, запишем имя девочки - Роза. Как пишутся имена собственные?
- Обведите дежурную букву нужным цветом.
- Какое слово еще может быть спрятано в этой карточке? ( роса)
- Запишите слово, обведите дежурную букву.
Аналогичная работа с другими карточками ( ли ___ а, ___ ахар, __ оя)
( разбор значения слов)
- Прочитайте слова парами.
- Чем отличаются слова в парах?
- Если мы запишем неправильно букву в слове, что с ним произойдет?( изменится значение слова)
- Правильно. Какой вывод мы можем сделать?
- Сядьте на свои места.
3.9. Гимнастика для глаз.
3.10. Работа с предложением.
-Сядьте за компьютеры.
- Что вы видите на мониторе? (цветы со словами, в которых пропущены буквы)
-Кто догадался, какое задание сейчас будем выполнять?( печатать буквы)
- Найдите самый маленький цветок. Восстановите слово.
- Какое слово у вас получилось?
Аналогичная работа с другими словами.
- Прочитайте слова, которые у вас получились.
- Что можно составить из слов?
- Составьте из этих слов предложение. Первое слово должно быть самым коротким.
- Прочитайте предложение. У всех так получилось?
-Запомните предложение.(чтение, а затем повторение предложения орфографически)
- Сядьте на свои места. Запишите предложение в тетрадь по памяти. Не забывайте правила написания предложения (повторяем правила написания предложения)
- Сядьте за компьютер. Проверьте, правильно ли вы написали предложение.
- Обведите дежурные буквы нужным цветом.
- Сколько раз буква С встретилась в предложении? Буквы З?
- Кто написал предложение без ошибок?
- Кто допустил одну ошибку?
- Кто допустил больше одной ошибки? Будем тренироваться писать без ошибок.
4. Итог занятия. Промежуточная рефлексия.
- Наведите порядок на парте.
- Чем сегодня занимались на занятии?
- Чем похожи звуки [с-з]?
- Чем отличаются звуки [с-з]?
- Какое задание вам было трудно выполнять? Какое задание больше всего вам понравилось?
5. Рефлексия.
- Подумайте, какое у вас сейчас настроение и поднимите соответствующую пуговицу.
- Вспомните, какое настроение у вас было в начале занятия. У кого настроение изменилось?
- Объясните, почему оно изменилось. (Выслушиваю ответы всех детей)
- Спасибо за работу. Занятие закончено.