Логопедическое занятие для обучающихся 7 класса с ОВЗ на тему: "Образование сложных слов."
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Класс: 7, групповое занятие.
Учитель – логопед: Надеева Екатерина Владимировна
Тема занятия: «Образование сложных слов».
Тип занятия: закрепление знаний.
Общедидактическая цель: вторичное осмысление известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для формирования навыка образования сложных слов путём сложения корней двух слов, с помощью соединительных гласных о или е в устной речи и на письме.
Коррекционно-развивающие.
Создать условия для:
- развития слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения по средствам подбора специальных упражнений;
- для развития лексико-грамматической и смысловой стороны речи путём полных ответов и адекватного употребления сложных слов в устной речи и на письме;
- формирования коммуникативных навыков обучающихся через использование различных форм организации учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать умение у обучающихся внимательно слушать логопеда и друг друга;
- воспитывать навык самоконтроля за устной и письменной речью.
Ожидаемый результат: предполагается, что в конце занятия, обучающиеся смогут самостоятельно образовать сложные слова путём сложения корней двух слов, с помощью соединительных гласных о или е в устной речи и на письме.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая.
Оборудование: презентация, рабочие тетради, карандаши: простой и красный; смайлики весёлый и грустный.
Структура занятия.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Целеполагание.
- Основной этап.
- Рефлексия.
Ход занятия 1.Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! - Сядет тот, кто назовёт: - Какое сегодня число и месяц? - Какой сегодня день недели? - Какое сегодня число, месяц и день недели? - Никита, прочитай сегодняшнее число, месяц и день недели, выделяя голосом подчёркнутые буквы. - Откройте тетради, отступите 2 строчки от предыдущего занятия и запишите число, месяц и день недели. (ответы детей, дети садятся) - Пишем красиво и аккуратно. (в тетрадях пишут дату и день недели) 2.Актуализация знаний. - Ребята, вы умеете разбирать слова по составу и знаете, что все слова обязательно имеют главную часть, в которой заключено значение слова. - Что это такое? - Это корень. - Вы уже знаете, что некоторые слова могут иметь сразу два корня. – Прочитайте историю о Зайчонке и попробуйте в тексте найти слово с двумя корнями. - Наступила зима. Маленький Зайчонок сидел под дубом и любовался природой. Белой скатертью покрылась земля. Высокие выросли сугробы. Пушистыми белыми шапками накрылся и притих лес. Это снегопад украсил всё вокруг. - Снегопад, - проговорил Зайчонок. - Какое интересное слово! - Какое слово с двумя корнями вы нашли в рассказе? - Снегопад. - Назовите корни слова снегопад. -Снег, пад. - Правильно! - Как называются слова с двумя корнями? - Слова с двумя корнями называются сложными. - Итак, тема нашего занятия «Образование сложных слов». 3. Целеполагание. - На занятии мы будем работать по плану и ответим на следующие вопросы: 1. Как образуются сложные слова? 2.Чем соединены корни сложных слов? 3. Какую роль играют сложные слова в речи? - Какую цель поставим перед собой на занятии? - Научиться образовывать сложные слова и правильно их записывать. - А ещё мы будем обогащать свой словарный запас и учиться самостоятельно мыслить. 4.Основной этап. - Аня, какой первый пункт нашего плана? - Как образуются сложные слова? - Вспомните какое слово так заинтересовало Зайчонка? - Снегопад. – Правильно! - А какое это слово? - Слово снегопад сложное. - Давайте разберёмся как образовалось сложное слово СНЕГОПАД? - А из каких слов состоит слово СНЕГОПАД? - Слово снегопад состоит их двух слов снег и падает. - Назовите корни этих слов? - Корни снег и пад. - Что дальше сделаем с корнями СНЕГ и ПАД, чтобы получить сложное слово СНЕГОПАД? - Сложим два корня: снег и пад. - Какое слово получится? - Снегпад. - Существует слово снегпад? - Нет. - Что нужно добавить, между двумя корнями СНЕГ, ПАД? - Между двумя корнями СНЕГ, ПАД нужно добавить букву О. - И тогда образуется сложное слово СНЕГОПАД. - Объясните это природное явление? - Снегопад – это когда с неба падает большое количество снега. - Запишите слово СНЕГОПАД в тетради, выделите в нём корни. - Катя, назови корни в слове СНЕГОПАД? - В слове снегопад корни снег и пад. - Аня, что соединяет корни СНЕГ, ПАД? - Корни снег и пад соединяет гласная О. - Подчеркните гласную О красным карандашом. - Сделайте вывод о том, как образуются сложные слова? - Сложные слова образуются сложением двух корней. - Совершенно, верно. - Перейдём к рассмотрению второго пункта в плане: «Чем соединены корни сложных слов?» - Внимание на экран. - Прочитайте слово. - Лесоруб. - Какое это слово? - Это сложное слово. - Докажите. - Из каких слов состоит слово ЛЕСОРУБ? - Слово ЛЕСОРУБ состоит из двух слов. - Каких? - Лес и рубит - Назовите корни в этих словах. - Корни лес, руб. - Назовите корни в слове ЛЕСОРУБ. - Корни лес, руб. - Скажите, что соединяет корни лес и руб? - Корни лес и руб соединяет гласная О. - Из каких слов состоит сложное слово КАШЕВАР? - Слово КАШЕВАР состоит из двух слов кашу и варит. - Назовите корни в слове КАШЕВАР. - Корни каш, вар. - Скажите, что соединяет корни каш и вар? - Корни каш и вар соединяет гласная Е. - Всё верно. - Образуйте и запишите сложные слова (в строчку) в тетрадь. (записывают слова: лес рубит - лесоруб, кашу варит - кашевар, сам варит - самовар, птиц ловит - птицелов, вода падает - водопад, землю копает - землекоп). - Прочитайте, какие вы образовали сложные слова. - Лесоруб, кашевар, самовар, птицелов, водопад, землекоп. - Выделите корни в сложных словах (простым карандашом). - Итак, чем же соединены корни во всех сложных словах? - Корни в сложных словах соединены гласными О или Е. - Раз гласные О или Е соединяют, то, как их можно назвать? - Гласные О или Е можно назвать соединительными гласными. - Возьмите красный карандаш. - Подчеркните в сложных словах соединительные гласные О или Е одной чертой. - Итак, ответьте на вопрос: «Чем соединены корни сложных слов?» - Корни сложных слов соединены гласными О или Е. - Отлично! Динамическая пауза. - А сейчас немного отдохнём. - Встаньте рядом со своей партой. Я буду называть слова. Если вы услышите сложное слово – хлопните в ладоши два раза. (слова: мореход, снегирь, цветовод, пылинка, носорог, утконос, человек, мухомор, животное, листопад). - Сели тихо. - Перейдём к отгадыванию загадок по нашей теме занятия. - Грохот слышится в горах, И дорога вся в камнях. - Камнепад. - Не птица, а летает. Не жук, а жужжит. - Самолёт. - Пыль увижу – заворчу, Заворчу и проглочу. - Пылесос. - Я по городу иду, Я в беду не попаду. Потому что твёрдо знаю – Правила я выполняю. - Пешеход. - Прочитайте отгаданные слова хором. - КАМНЕПАД, САМОЛЕТ, ПЫЛЕСОС, ПЕШЕХОД. - Какие это слова? - Это сложные слова. - Запишите эти слова в тетрадь в столбик. - Какие вы отгадали и записали слова? - Мы отгадали и записали сложные слова. - Почему? - Каждое слово имеет два корня. Корни слов соединены гласными О или Е. - В каждом сложном слове (простым карандашом) выделите корни слов и (красным карандашом) подчеркните соединительные гласные О или Е. - Молодцы. - Ксюша, прочти следующий пункт нашего плана. - Какую роль играют сложные слова в нашей речи? - Глядя на картинку и описание к ней, образуйте сложное слово. - Человек, который любит читать книги – это… - Это книголюб. - Ребята, скажите, пожалуйста, что означает слово КНИГОЛЮБ? - КНИГОЛЮБ – человек, который любит читать книги. - Что удобнее использовать в нашей речи: слово КНИГОЛЮБ или предложение: «Человек, который любит читать книги»? - Слово КНИГОЛЮБ удобнее использовать в речи. - Почему? - Так короче, удобнее, быстрее. - Итак, сделайте вывод, какую роль играют сложные слова в нашей речи? - Сложные слова нужны для краткости речи. - Всё правильно! - Ребята, давайте вспомним тему нашего занятия. - Тема нашего занятия: «Образование сложных слов». - Катя, что такое сложные слова? - Сложные слова – это слова с двумя корнями. - Как образуются сложные слова? - Сложные слова образуются сложением двух корней. - Чем соединены корни сложных слов? - Корни сложных слов соединены гласными О или Е. - Какую цель мы ставили перед собой в начале занятия? - Научиться образовывать сложные слова и правильно их записывать. 5. Рефлексия. - Если вы считаете, что достигли поставленной цели на занятии, то - поднимите весёлый смайлик, если нет, то грустный. - И в конце занятия, дополните словами любое выбранное вами высказывание. Продолжите предложение: Занятие привлекло меня тем, … На занятии я научился (лась)… Я считаю, что работал (ла)… - Вы молодцы! Спасибо вам за работу на занятии. /data/files/e1718027839.pptx (Презентация "Образование сложных слов.") |