Логопедическое занятие для обучающихся 7 класса с ОВЗ на тему: "Образование сложных слов."

2
0
Материал опубликован 10 June

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ


Класс: 7, групповое занятие.

Учитель – логопед: Надеева Екатерина Владимировна

Тема занятия: «Образование сложных слов».

Тип занятия: закрепление знаний.

Общедидактическая цель: вторичное осмысление известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Задачи:

Образовательные:

- создать условия для формирования навыка образования сложных слов путём сложения корней двух слов, с помощью соединительных гласных о или е в устной речи и на письме.

Коррекционно-развивающие.

Создать условия для:

- развития слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения по средствам подбора специальных упражнений;

-  для развития лексико-грамматической и смысловой стороны речи путём полных ответов и адекватного употребления сложных слов в устной речи и на письме;

- формирования коммуникативных навыков обучающихся через использование различных форм организации учебной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать умение у обучающихся внимательно слушать логопеда и друг друга;

- воспитывать навык самоконтроля за устной и письменной речью.

Ожидаемый результат: предполагается, что в конце занятия, обучающиеся смогут самостоятельно образовать сложные слова путём сложения корней двух слов, с помощью соединительных гласных о или е в устной речи и на письме.

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая.

Оборудование: презентация, рабочие тетради, карандаши: простой и красный; смайлики весёлый и грустный.

Структура занятия.

  •  Организационный момент.
  •  Актуализация знаний.
  •  Целеполагание.
  •  Основной этап.
  •  Рефлексия.



Ход занятия


1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Сядет тот, кто назовёт:

- Какое сегодня число

и месяц?

- Какой сегодня день недели?

- Какое сегодня число, месяц и день недели?

- Никита, прочитай сегодняшнее число, месяц и день недели, выделяя голосом подчёркнутые буквы.

- Откройте тетради, отступите 2 строчки от предыдущего занятия и запишите число, месяц и день недели.

(ответы детей, дети садятся)

- Пишем красиво и аккуратно.

(в тетрадях пишут дату и день недели)

2.Актуализация знаний.

- Ребята, вы умеете разбирать слова по составу и знаете, что все слова обязательно имеют главную часть, в которой заключено значение слова.

- Что это такое?

- Это корень.

- Вы уже знаете, что некоторые слова могут иметь сразу два корня.

– Прочитайте историю о Зайчонке и попробуйте в тексте найти слово с двумя корнями.


- Наступила зима. Маленький Зайчонок сидел под дубом и любовался природой. Белой скатертью покрылась земля. Высокие выросли сугробы. Пушистыми белыми шапками накрылся и притих лес. Это снегопад украсил всё вокруг.

- Снегопад, - проговорил Зайчонок. - Какое интересное слово!

- Какое слово с двумя корнями вы нашли в рассказе?

- Снегопад.

- Назовите корни слова снегопад.

-Снег, пад.

- Правильно!

- Как называются слова с двумя корнями?

- Слова с двумя корнями называются сложными.

- Итак, тема нашего занятия «Образование сложных слов».

3. Целеполагание.

- На занятии мы будем работать по плану и ответим на следующие вопросы:

1. Как образуются сложные слова?

2.Чем соединены корни сложных слов?

3. Какую роль играют сложные слова в речи?

- Какую цель поставим перед собой на занятии?

- Научиться образовывать сложные слова и правильно их записывать.

- А ещё мы будем обогащать свой словарный запас и учиться самостоятельно мыслить.

4.Основной этап.

- Аня, какой первый пункт нашего плана?

- Как образуются сложные слова?

- Вспомните какое слово так заинтересовало Зайчонка?

- Снегопад.

– Правильно!

- А какое это слово?

- Слово снегопад сложное.

- Давайте разберёмся как образовалось сложное слово СНЕГОПАД?

- А из каких слов состоит слово СНЕГОПАД?

- Слово снегопад состоит их двух слов снег и падает.

- Назовите корни этих слов?

- Корни снег и пад.

- Что дальше сделаем с корнями СНЕГ и ПАД, чтобы получить сложное слово СНЕГОПАД?

- Сложим два корня: снег и пад.

- Какое слово получится?

- Снегпад.

- Существует слово снегпад?

- Нет.

- Что нужно добавить, между двумя корнями СНЕГ, ПАД?

- Между двумя корнями СНЕГ, ПАД нужно добавить букву О.

- И тогда образуется сложное слово СНЕГОПАД.

- Объясните это природное явление?

- Снегопад – это когда с неба падает большое количество снега.

- Запишите слово СНЕГОПАД в тетради, выделите в нём корни.

-  Катя, назови корни в слове СНЕГОПАД?

- В слове снегопад корни снег и пад.

- Аня, что соединяет корни СНЕГ, ПАД?

- Корни снег и пад соединяет гласная О.

- Подчеркните гласную О красным карандашом.

- Сделайте вывод о том, как образуются сложные слова?

- Сложные слова образуются сложением двух корней.

- Совершенно, верно.

- Перейдём к рассмотрению второго пункта в плане: «Чем соединены корни сложных слов?»

- Внимание на экран.

- Прочитайте слово.

- Лесоруб.

- Какое это слово?

- Это сложное слово.

- Докажите.

- Из каких слов состоит слово ЛЕСОРУБ?

- Слово ЛЕСОРУБ состоит из двух слов.

- Каких?

- Лес и рубит

- Назовите корни в этих словах.

- Корни лес, руб.

- Назовите корни в слове ЛЕСОРУБ.

- Корни лес, руб.

- Скажите, что соединяет корни лес и руб?

- Корни лес и руб соединяет гласная О.

- Из каких слов состоит сложное слово КАШЕВАР?

- Слово КАШЕВАР состоит из двух слов кашу и варит.

- Назовите корни в слове КАШЕВАР.

- Корни каш, вар.

- Скажите, что соединяет корни каш и вар?

- Корни каш и вар соединяет гласная Е.

- Всё верно.

- Образуйте и запишите сложные слова (в строчку) в тетрадь.

(записывают слова: лес рубит - лесоруб, кашу варит - кашевар, сам варит - самовар, птиц ловит - птицелов, вода падает - водопад, землю копает - землекоп).

- Прочитайте, какие вы образовали сложные слова.

- Лесоруб, кашевар, самовар, птицелов, водопад, землекоп.

- Выделите корни в сложных словах (простым карандашом).

- Итак, чем же соединены корни во всех сложных словах?

- Корни в сложных словах соединены гласными О или Е.

- Раз гласные О или Е соединяют, то, как их можно назвать?

- Гласные О или Е можно назвать соединительными гласными.

- Возьмите красный карандаш.

- Подчеркните в сложных словах соединительные гласные О или Е одной чертой.

- Итак, ответьте на вопрос: «Чем соединены корни сложных слов?»

- Корни сложных слов соединены гласными О или Е.

- Отлично!

Динамическая пауза.

- А сейчас немного отдохнём.

- Встаньте рядом со своей партой. Я буду называть слова. Если вы услышите сложное слово – хлопните в ладоши два раза.

(слова: мореход, снегирь, цветовод, пылинка, носорог, утконос, человек, мухомор, животное, листопад).

- Сели тихо.

- Перейдём к отгадыванию загадок по нашей теме занятия.

- Грохот слышится в горах,

И дорога вся в камнях.

- Камнепад.

- Не птица, а летает.

Не жук, а жужжит.

- Самолёт.

- Пыль увижу – заворчу,

Заворчу и проглочу.

- Пылесос.

- Я по городу иду,

Я в беду не попаду.

Потому что твёрдо знаю –

Правила я выполняю.

- Пешеход.

- Прочитайте отгаданные слова хором.

- КАМНЕПАД, САМОЛЕТ, ПЫЛЕСОС, ПЕШЕХОД.

- Какие это слова?

- Это сложные слова.

- Запишите эти слова в тетрадь в столбик.

- Какие вы отгадали и записали слова?

- Мы отгадали и записали сложные слова.

- Почему?

- Каждое слово имеет два корня. Корни слов соединены гласными О или Е.

- В каждом сложном слове (простым карандашом) выделите корни слов и (красным карандашом) подчеркните соединительные гласные О или Е.

- Молодцы.

- Ксюша, прочти следующий пункт нашего плана.

- Какую роль играют сложные слова в нашей речи?

- Глядя на картинку и описание к ней, образуйте сложное слово.

- Человек, который любит читать книги – это…

- Это книголюб.

- Ребята, скажите, пожалуйста, что означает слово КНИГОЛЮБ?

- КНИГОЛЮБ – человек, который любит читать книги.

- Что удобнее использовать в нашей речи: слово КНИГОЛЮБ или предложение: «Человек, который любит читать книги»?

- Слово КНИГОЛЮБ удобнее использовать в речи.

- Почему?

- Так короче, удобнее, быстрее.

- Итак, сделайте вывод, какую роль играют сложные слова в нашей речи?

- Сложные слова нужны для краткости речи.

- Всё правильно!

- Ребята, давайте вспомним тему нашего занятия.

- Тема нашего занятия: «Образование сложных слов».

- Катя, что такое сложные слова?

- Сложные слова – это слова с двумя корнями.

- Как образуются сложные слова?

- Сложные слова образуются сложением двух корней.

- Чем соединены корни сложных слов?

- Корни сложных слов соединены гласными О или Е.

- Какую цель мы ставили перед собой в начале занятия?

- Научиться образовывать сложные слова и правильно их записывать.

5. Рефлексия.

- Если вы считаете, что достигли поставленной цели на занятии, то - поднимите весёлый смайлик, если нет, то грустный.

- И в конце занятия, дополните словами любое выбранное вами высказывание.

Продолжите предложение:

Занятие привлекло меня тем, …

На занятии я научился (лась)…

Я считаю, что работал (ла)…

- Вы молодцы! Спасибо вам за работу на занятии.


/data/files/e1718027839.pptx (Презентация "Образование сложных слов.")


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей