Логопедическое занятие для учащихся 3–4 классов на тему «Дифференциация согласных звуков [С’] и [Щ]»
Пояснительная записка к презентации
Логопедическое занятие на тему "Дифференциация С' – Щ»
Цели:
учить дифференцировать согласные звуки [С’] и [Щ] с опорой на артикуляционный уклад; учить не смешивать в устной речи звуки и на письме буквы;
совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;
упражнять в словообразовании;
активизировать словарный запас;
развивать фонематический слух, память, внимание.
Оборудование:
памятка-алгоритм для описания артикуляции каждого из изучаемых звуков,
карточки со словами (буквы С, Щ пропущены),
цветные карандаши,
индивидуальное зеркало.
План:
1. Организационный момент. Выделение звуков [С’], [Щ] из слов сели, щели.
- Какими звуками отличаются эти слова?
Сообщение темы занятия.
2. Описание артикуляции звуков [С’], [Щ].
Данные звуки произносим с опорой на индивидуальное зеркало, с артикуляцией утрированной, используя памятку-алгоритм (ребёнок описывает положение губ, зубов и языка).
[С’] – губы в улыбке, зубы видны и сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка находится за нижними резцами; средняя часть спинки становится более выгнутой, чем при произнесении звука твёрдого С.
[Щ] – губы выдвинуты вперёд и слегка округлены, зубы видны и сближены, широкий кончик языка приподнят к верхним зубам.
3. Характеристика звуков [С’], [Щ].
Установление сходства и различия в характеристике звуков.
Сходство:
Звуки [С’], [Щ] – согласные, т. к. при произнесении звуков встречается преграда для выхода воздушной струи; оба звука глухие, т. к. голосовые связки разомкнуты и голос не звучит; оба звука мягкие.
Важно: звук [Щ] мягкий всегда.
Различия:
Звук [С’] – свистящий;
Звук [Щ] – шипящий.
4 Дифференциация в слогах. Диктант серии слогов.
ся-ща сящ щась
сё-що сещ щось
сю-щу сющ щусь
си-щи сёщ щесь
се-ще щись
5. Дифференциация звуков с — щ в словах. (Поднять соответствующие буквы.)
Посёлок, щавель, пищит, сито, щётка, сельди, щёголь, присели, щёки, прощение, осенний, щегол, синий, веселье, весенний, вещи, пища, письма, пещера, тесьма, щука, ясень, ящик, щиплет, сиплый, щуплый.
3,1,3,1,1,1,1,4,1,4,2,1,1,3,3,3,3,3,3,3,1,2,2,1,1,1.
6. Повторить скороговорку.
Плавниками трепеща,
И зубаста, и тоща,
Пищи всё себе ища,
Ходит щука вкруг леща. М. Горький.
7. Вставить пропущенные буквы с или щ: а) устно, поднимая буквы; б) письменно, подчеркивая их цветными карандашами:
по-екотал -яду тре-ит тря-ина -теколь-ик
-та-ить -ётка по-е-ал по-еял чи-тиль-ик
мор-ины -урил-я -екотал бле-тя-ий товари-и
сви-тя-ий но-иль-ик на-тоя-ий
8. Дифференциация звуков [C’], [Щ] в предложении.
Графический диктант предложений. Работа в тетради.
В этом задании слова не пишем, каждое слово как – бы зашифровываем буквенными обозначениями С или Щ. Если в слове не встречаются Сь, Щ, то ставим прочерк, а предлоги зашифровываем значком V.
У Сени ящик. В тетради будет следующая запись: V C щ.
В сетях лещи. Сима варит щи. У Васи клещи. Возле посёлка роща. В роще осины. На осинах щеглы.
9. Диктант.
Щука хотела поймать леща. Она стала мутить воду. А тут рыбак закинул сеть. Щука не видела её в мутной воде. Она попала в сеть.
10. Итог занятия.
- Чему учились на занятии?
- Над какими звуками работали?