12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лымарь Елена Геннадьевна47
1

Логопедическое занятие на тему "Дифференциация С' – Щ" (презентация)



Логопедическое занятие на тему "Дифференциация С' – Щ»


Цели:

учить дифференцировать согласные звуки [С’] и [Щ] с опорой на артикуляционный уклад; учить не смешивать в устной речи звуки и на письме буквы;

совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;

упражнять в словообразовании;

активизировать словарный запас;

развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование:

памятка-алгоритм для описания артикуляции каждого из изучаемых звуков,

карточки со словами (буквы С, Щ пропущены),

цветные карандаши,

индивидуальное зеркало.

План:

1. Организационный момент. Выделение звуков [С’], [Щ] из слов сели, щели.

- Какими звуками отличаются эти слова?

Сообщение темы занятия.

2. Описание артикуляции звуков [С’], [Щ].

Данные звуки произносим с опорой на индивидуальное зеркало, с артикуляцией утрированной, используя памятку-алгоритм (ребёнок описывает положение губ, зубов и языка).

[С’] – губы в улыбке, зубы видны и сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка находится за нижними резцами; средняя часть спинки становится более выгнутой, чем при произнесении звука твёрдого С.

[Щ] – губы выдвинуты вперёд и слегка округлены, зубы видны и сближены, широкий кончик языка приподнят к верхним зубам.

3. Характеристика звуков [С’], [Щ].

Установление сходства и различия в характеристике звуков.

Сходство:

Звуки [С’], [Щ] – согласные, т. к. при произнесении звуков встречается преграда для выхода воздушной струи; оба звука глухие, т. к. голосовые связки разомкнуты и голос не звучит; оба звука мягкие.

Важно: звук [Щ] мягкий всегда.

Различия:

Звук [С’] – свистящий;

Звук [Щ] – шипящий.

4 Дифференциация в слогах.  Диктант серии слогов. 

 ся-ща          сящ          щась

    сё-що          сещ          щось

     сю-щу         сющ         щусь

     си-щи          сёщ          щесь

     се-ще                            щись


5. Дифференциация звуков с — щ в словах. (Поднять соот­ветствующие буквы.)

    Посёлок, щавель, пищит, сито, щётка, сельди, щёголь, присели, щёки, прощение, осенний, щегол, синий, веселье, весенний, вещи, пища, письма, пещера, тесьма, щука, ясень, ящик, щиплет, сиплый, щуплый.

3,1,3,1,1,1,1,4,1,4,2,1,1,3,3,3,3,3,3,3,1,2,2,1,1,1.


6. Повторить скороговорку.

              Плавниками трепеща,

              И зубаста, и тоща,

              Пищи всё себе ища,

              Ходит щука вкруг леща.     М. Горький.


7. Вставить пропущенные буквы с или щ: а) устно, поднимая буквы; б) письменно, подчеркивая их цветными карандашами:

               по-екотал         -яду              тре-ит           тря-ина            -теколь-ик

               -та-ить              -ётка            по-е-ал          по-еял              чи-тиль-ик       

               мор-ины           -урил-я        -екотал          бле-тя-ий        товари-и

               сви-тя-ий         но-иль-ик                           на-тоя-ий



8. Дифференциация звуков [C’], [Щ] в предложении.

Графический диктант предложений. Работа в тетради.

В этом задании слова не пишем, каждое слово как – бы зашифровываем буквенными обозначениями С или Щ. Если в слове не встречаются Сь, Щ, то ставим прочерк, а предлоги зашифровываем значком V.

У Сени ящик. В тетради будет следующая запись: V C щ.

В сетях лещи. Сима варит щи. У Васи клещи. Возле посёлка роща. В роще осины. На осинах щеглы.


9. Диктант.

      Щука хотела поймать леща. Она стала мутить воду. А тут рыбак закинул сеть. Щука не видела её в мутной воде. Она попала в сеть.


10. Итог занятия.

- Чему учились на занятии?

- Над какими звуками работали?


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.