Логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся с ОНР «Дифференциация твёрдых и мягких согласных у учащихся 1 классов на примере согласных звуков [М] - [Мь]»
Логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся с ОНР.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных у учащихся 1 классов на примере согласных звуков [М] - [Мь]
Цель.
1. Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [М] и [Мь].
2. Обобщить и систематизировать словарный запас по теме «Цветы»
3. Совершенствовать навыки грамматически правильного согласования имён прилагательных с именами существительными.
4. Использовать тактильные ощущения для формирования понятия твёрдый-мягкий.
5. Формировать навыки звуко-буквенного анализа.
6. Развивать мелкую моторику.
Задачи.
1. Развитие коммуникативных свойств речи.
2. Развитие функций слухового и зрительного анализаторов.
3. Развитие произвольного внимания.
Оборудование: картинный материал, раздаточный материал, мягкие мешочки из флиса, мелкие камешки, пластиковые коробочки, небольшие жетоны из мягкого вспененного полиэтилена, мяч, жетоны и медальки для поощрения активности учащихся.
Перечень картинок с изображением цветов и цветущих кустарников: ромашка, маргаритка, камелия, медуница, примула, жасмин, мак, хризантема, мимоза.
Орг. момент.
- Первым сегодня жетон получит тот ученик, который назовёт больше всех предметов, которые бывают мягкими или твёрдыми.
Дети перечисляют разные предметы, например, подушка мягкая, кирпич твёрдый и т.д .
За правильные ответы во время занятия дети получают наградные жетончики.
Повторение пройденного материала.
- На какие 2 группы делятся все звуки?
- Гласные и согласные.
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Гласные можно петь, кричать. При их образовании работает только голос. А согласные петь нельзя. При образовании согласных работают губы, зубы, язык. Они создают во рту преграду для воздуха.
Молодцы! Перед вами на столах лежат карточки-головоломки. Если вы на них найдёте и соедините только те буквы, которые обозначают гласные звуки, то узнаете, что спрятано на рисунке. (Приложение)
- Правильно, но вы уже знаете, что и согласные звуки тоже можно разделить на группы. Какие это могут быть группы?
- - Звонкие и глухие.
- - Твёрдые и мягкие.
Объяснение нового материала.
- Ребята, вы уже знаете, что все согласные звуки делятся на группы.
- Звонкие и глухие. Твёрдые и мягкие.
- Вспомните вопрос, который я задала сегодня первым и попробуйте угадать, про какую группу согласных мы сегодня будем говорить?
- Про твёрдые и мягкие согласные.
- Правильно, но прежде я хочу убедиться, что вы умеете различать звучание твёрдых и мягких согласных, поэтому мы с вами немножко поиграем.
Игра в мяч. Логопед называет звук и одновременно бросает мяч одному из детей, ребёнок определяет твёрдый или мягкий звук он услышал и называет его на пару по твёрдости-мягкости. После этого бросает мяч обратно.
Твёрдый-мягкий. Каждый ребёнок получает мягкий мешочек, коробочку, камешки и мягкие жетоны.
Возьмите в руки камешек, какой он на ощупь?
- Твёрдый, холодный.
- А какой на ощупь жетончик?
- Мягкий, тёплый.
Аналогично дети определяют на ощупь что твёрже коробочка или мешочек.
- Я сейчас буду произносить слоги. Если в нём вы услышите звук твёрдый, то вы положите твёрдый камешек в твёрдую коробочку, если звук мягкий, то мягкий жетон в мягкий мешочек.
- Послушайте сказку и помогите её героям.
Сказка про двух гномов
Жили-были на свете по соседству друг от друга гномы. (На доске выставляются картинки с изображением гномов). Один из них был взрослый гном с бородой и фонариком. А второй был ещё маленький гномик, борода у него ещё не выросла и собственного фонарика ещё не было.
При выполнении этого задания, логопед требует от детей отвечать на вопросы полным предложением.
- Какой звук мы с вами слышим в слове Гном [М] или [Мь] ?
- В слове Гном мы слышим твёрдый звук [М].
- Верно. Характер у Гнома тоже был сильный, твёрдый и имя тоже.
- Придумайте имя для Гнома с твёрдым звуком [М]
- Например, Максим.
- А какой из этих звуков мы слышим в слове Гномик?
- Мягкий звук [Мь].
-Правильно, поэтому и характер у него был мягкий, добрый и имя тоже.
- Придумайте имя для Гномика с мягким звуком [Мь].
- Например, Миша.
- Определите место звука [М] или [Мь] в именах гномов
- Молодцы! Как Вы думаете, у кого из них был дом из твёрдого камня, а у кого домик мягкой древесины? Объясните.
На доску выставляются изображения домов.
- у кого из них был дом, а у кого домик? (Дети располагают изображения Гнома и Гномика возле домов).
- Они были добрые соседи и во всё помогали друг другу. Потому что один из них был мудрый. Как вы думаете, кто?
- Гном Максим
- А второй ловкий и умелый. Кто?
- Гномик Миша.
- Помогите гномам разобрать и посадить цветы на клумбе.
Выставляются на доску изображения клумб возле домов.
- У кого будут расти цветы со звуком [М]? А у кого со звуком [Мь]?
Дети помогают посадить цветы Гному и Гномику. По очереди выходят к доске и располагают изображения цветов возле соответствующей клумбы.
Обратить внимание детей на то, что мимоза и жасмин - это не цветы, а кустарники. Мимозу дети могут расположить между домиками, т.к. там есть и звук [М] и звук [Мь].
- А какой буквой мы обозначим звуки [М] и [Мь]? Напишите эту букву пальчиком на столе?
Дети выкладывают букву М из ниток.
Выполнить звуко-буквенный анализ слова мимоза. Один ребёнок выкладывает схему слова на доске, остальные работают на местах.
Вопросы по составу слова:
- Глядя на схему, определите, сколько всего звуков в слове мимоза?
- Сколько среди них гласных?
- Назовите гласные звуки из этого слова.
- Если 3 гласных звука, сколько в слове слогов?
- Произнесите слово, разделяя его на слоги.
Один ребёнок выполняет задание, отхлопывая в ладоши ритм, остальные дети выполняют вместе с ним.
- Сколько в этом слове твёрдых согласных звуков?
- Сколько мягких согласных?
- В какой части слова стоит твёрдый звук [М] (начало, середина, конец)?
- В какой части слова находится мягкий звук [Мь] (начало, середина, конец)7
- При произнесении слова какой из звуков мы произнесем раньше?
- Назовите звук, который стоит после мягкого согласного.
- Назовите звук, который стоит между твёрдыми согласными.
- Назовите звук, который стоит перед звуком [М], но после звука [Мь].
- Назовите звук, который стоит после звука [О], но перед звуком [А].
- Про какие звуки мы с вами сегодня говорили на занятии?
- Назовите, как звучит мягкий звук?
- Назовите, как звучит твёрдый звук?
- Наше занятие подходит к концу. Но прежде чем вы пойдёте отдыхать, подумайте, у кого из Вас в именах близких или друзей есть звуки [М] или [Мь]. Определите, какой это звук, твёрдый или мягкий?
- Молодцы! Подведение итогов, подсчет набранных жетонов, вручение медалек.
Литература.
1. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников: Кн. для учителя.- М.: Владос, 1997.-256 с.
2. Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика : Как эффективно подготовить ребенка к шк. : Обучение чтению, предупреждающее появление дисграф. ошибок / Н. Алтухова 123,[2] с. ил. 20 см СПб.
3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 1991. — 239 с
4. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.— 224
5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр.. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
6. Калиниченко С. А., Гудкова М.С., Лиханова И.П. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР. Лексико-грамматические занятия. - Владос, 2015 г.
7. Козырева О.А., Борисова Н.Б. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Библиотека логопеда. – М.: Владос, 2016 г. – 119 с.
8. Козырева Л.М. Программно-методический материал для занятий с младшими школьниками. - Ярославль: Академия развития, 2006 г. - 128 стр.
9. http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=6
10. http://storycubes.ru/Storytelling_list1.jpg
11. http://printgames.ru/raspechatat-kubiki-istoriy-rory-s-story-cubes/
12. http://www.beardgames.ru/rorys-story-cubes.html
13. http://www.openclass.ru/node/214032
14. http://bir-school9.ru/wp-content/uploads/2015/09/Развитие-связной-речи-младших-школьников-с-РПР-на-логопедических-занятиях.pdf
15. http://geely-ex8.ru/griby-raskraska-belyy.html
16. Маргаритка: http://www.playcast.ru/uploads/2016/02/28/17549124.png
17. Ромашка:http://boombob.ru/img/picture/Oct/12/7c618f0482bc200516c05674297221f2/11.jpg
18. Мимоза:http://i2.biser.info/files/images/biser.info_39527_mimoza_1330816637.jpg
19. Медуница http://cp12.nevsepic.com.ua/8-5/1355081498-0882558-www.nevsepic.com.ua.jpg
20. Камелия:http://demiart.ru/forum/index.php?act=module&module=gallery&cmd=viewimage&img=36532
21. Жасмин:http://dreempics.com/img/picture/Mar/24/176520c790ff718e3c046dba66eac58e/8.jpg
22.Клумба: http://photos.gograph.com/thumbs/CSP/CSP334/k3346152.jpg
http://www.landkam.ru/z%20ild.html
23. Домик: http://freemarket.ua/images_message/361/255378/731423/995501.jpg
24. Дом: http://www.project-home.ru/info/userfiles/news/316_kirpichnyy_kottedzh_preimuschestva.jpg
25. Гном: http://dnz7.esy.es/wp-content/uploads/2016/03/7A967FDF.jpeg
26. Гномик: http://pictureloop.ru/images/965181_lico-gnomika.jpg