12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Раиса Николаевна427
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск
3

Логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся с ОНР «Дифференциация твёрдых и мягких согласных у учащихся 1 классов на примере согласных звуков [М] - [Мь]»

Логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся с ОНР.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных у учащихся 1 классов на примере согласных звуков [М] - [Мь]

Цель.

1.  Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных  [М] и [Мь].

2.  Обобщить и систематизировать  словарный запас  по теме «Цветы»

3.  Совершенствовать  навыки  грамматически правильного согласования имён прилагательных с именами существительными.

4.  Использовать тактильные ощущения для формирования понятия твёрдый-мягкий.

5.  Формировать навыки звуко-буквенного анализа.

6.  Развивать мелкую моторику.

Задачи.

1.     Развитие коммуникативных свойств речи.

2.     Развитие функций слухового и зрительного анализаторов.

3.     Развитие произвольного внимания.

Оборудование:  картинный материал, раздаточный материал, мягкие мешочки из флиса, мелкие камешки, пластиковые коробочки, небольшие жетоны из мягкого вспененного полиэтилена, мяч, жетоны и медальки для поощрения активности учащихся.

Перечень картинок с изображением цветов и цветущих кустарников: ромашка, маргаритка, камелия, медуница, примула, жасмин, мак, хризантема, мимоза.

Орг. момент.

- Первым сегодня жетон получит тот ученик, который назовёт больше всех предметов, которые бывают мягкими или твёрдыми.

Дети перечисляют разные предметы, например, подушка мягкая, кирпич твёрдый и т.д .

За правильные ответы во время занятия дети получают наградные жетончики.

Повторение пройденного материала.

-         На какие 2 группы делятся все звуки?

-         Гласные и согласные.

-         Чем отличаются гласные звуки от согласных?

-         Гласные можно петь, кричать. При их образовании работает только голос. А согласные петь нельзя. При образовании согласных работают губы, зубы, язык. Они создают во рту преграду для воздуха.

Молодцы! Перед вами на столах лежат карточки-головоломки. Если вы на них найдёте и соедините только те буквы, которые обозначают гласные звуки, то узнаете, что спрятано на рисунке. (Приложение)

-         Правильно, но вы уже знаете, что и согласные звуки тоже можно разделить на группы. Какие это могут быть группы?

-         - Звонкие и глухие.

-         - Твёрдые и мягкие.

Объяснение нового материала.

- Ребята, вы уже знаете, что все согласные звуки делятся на группы.

- Звонкие и глухие. Твёрдые и мягкие.

- Вспомните вопрос, который я задала сегодня первым и попробуйте угадать,  про какую группу согласных мы сегодня будем говорить?

- Про твёрдые и мягкие согласные.

 - Правильно, но прежде я хочу убедиться, что вы умеете различать звучание твёрдых и мягких согласных, поэтому мы с вами немножко поиграем.

Игра в мяч. Логопед называет звук и одновременно бросает мяч одному из детей, ребёнок определяет твёрдый или мягкий звук он услышал  и называет его на пару по твёрдости-мягкости. После этого бросает мяч обратно.

Твёрдый-мягкий. Каждый ребёнок получает мягкий мешочек, коробочку, камешки и мягкие  жетоны.

Возьмите  в руки камешек, какой он на ощупь?

- Твёрдый, холодный.

- А какой на ощупь жетончик?

- Мягкий, тёплый.

Аналогично дети определяют на ощупь что твёрже коробочка или мешочек.

- Я сейчас буду произносить слоги. Если в нём вы услышите звук твёрдый, то вы положите твёрдый камешек в твёрдую коробочку, если звук мягкий, то мягкий жетон в мягкий мешочек.

- Послушайте сказку и помогите её героям.

Сказка про двух гномов

Жили-были на свете по соседству друг от друга гномы. (На доске выставляются картинки с изображением гномов). Один из них был взрослый гном с бородой и фонариком. А второй был ещё маленький гномик, борода у него ещё не выросла и собственного фонарика ещё не было.

При выполнении этого задания, логопед  требует от детей отвечать на вопросы  полным предложением.

- Какой звук мы с вами слышим в слове Гном [М] или [Мь] ?

 - В слове Гном мы слышим твёрдый звук [М].

- Верно. Характер у Гнома тоже был сильный, твёрдый  и имя тоже.

- Придумайте имя для Гнома с твёрдым звуком [М]

 - Например, Максим.

- А какой из этих звуков мы слышим в слове Гномик?

- Мягкий звук [Мь].

 -Правильно, поэтому и характер у него был мягкий, добрый и имя тоже.

- Придумайте имя для Гномика с мягким звуком [Мь].

 - Например, Миша.

- Определите  место звука [М] или [Мь] в именах гномов

- Молодцы! Как Вы думаете, у кого из них был дом из твёрдого камня, а у кого домик мягкой древесины? Объясните.

На доску выставляются изображения домов.

- у кого из них был дом, а у кого домик? (Дети располагают изображения Гнома и Гномика возле домов).

- Они были добрые соседи и во всё помогали друг другу. Потому что один из них был мудрый. Как вы думаете, кто?

- Гном Максим

- А  второй ловкий и умелый. Кто?

- Гномик Миша.

- Помогите гномам разобрать и посадить цветы на клумбе.

 Выставляются на доску изображения клумб возле домов.

- У кого будут расти цветы со звуком [М]? А у кого со звуком [Мь]?

Дети помогают посадить цветы Гному и Гномику.  По очереди выходят к доске и располагают изображения цветов возле соответствующей клумбы.

Обратить внимание детей на то, что мимоза и жасмин - это не цветы, а кустарники. Мимозу дети могут расположить между домиками, т.к. там есть и звук [М] и звук [Мь].

- А какой буквой мы обозначим звуки [М] и [Мь]? Напишите эту букву пальчиком на столе?

Дети выкладывают букву М из ниток.

Выполнить звуко-буквенный анализ слова  мимоза. Один ребёнок выкладывает  схему слова на доске, остальные работают на местах.

Вопросы по составу слова:

- Глядя на схему, определите, сколько всего звуков в слове мимоза?

- Сколько среди них гласных?

- Назовите гласные звуки из этого слова.

- Если 3 гласных звука, сколько в слове слогов?

- Произнесите слово, разделяя его на слоги.

Один ребёнок выполняет задание, отхлопывая  в ладоши ритм, остальные дети выполняют вместе с ним.

- Сколько в этом слове твёрдых согласных звуков?

- Сколько мягких согласных?

- В какой части слова стоит твёрдый звук [М] (начало, середина, конец)?

- В какой части слова находится мягкий звук [Мь] (начало, середина, конец)7

- При произнесении слова какой из звуков мы произнесем раньше?

- Назовите звук, который стоит после мягкого согласного.

- Назовите звук, который стоит между твёрдыми согласными.

- Назовите звук, который стоит перед звуком [М], но после звука [Мь].

- Назовите звук, который стоит после звука [О], но перед звуком [А].

- Про какие звуки мы с вами сегодня говорили на занятии?

- Назовите, как звучит  мягкий звук?

- Назовите, как звучит твёрдый звук?

- Наше занятие подходит к концу. Но прежде чем вы пойдёте отдыхать, подумайте, у кого из Вас в именах близких или друзей есть звуки [М] или [Мь]. Определите, какой это звук, твёрдый или мягкий?

- Молодцы! Подведение итогов, подсчет набранных жетонов, вручение медалек.

Литература.

1.  Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников: Кн. для учителя.- М.: Владос, 1997.-256 с.

2.  Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика : Как эффективно подготовить ребенка к шк. : Обучение чтению, предупреждающее появление дисграф. ошибок / Н. Алтухова 123,[2] с. ил. 20 см СПб.

3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 1991. — 239 с

4. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.— 224

5.  Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр.. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.

6. Калиниченко С. А., Гудкова М.С., Лиханова И.П. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР. Лексико-грамматические занятия. - Владос, 2015 г.

7. Козырева О.А., Борисова Н.Б.  Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Библиотека логопеда. – М.: Владос, 2016 г. – 119 с.

8. Козырева Л.М. Программно-методический материал для занятий с младшими школьниками.  - Ярославль: Академия развития,  2006 г. - 128 стр.

9.   http://superinf.ru/view_helpstud.php ?id=6

10.  http://storycubes.ru/Storytelling_list1.jpg

11.  http://printgames.ru/raspechatat-kubiki-istoriy-rory-s-story-cubes /

12.  http://www.beardgames.ru/rorys-story-cubes.html

13.  http://www.openclass.ru/node/214032

14. http://bir- school9.ru/wp-content/uploads/2015/09 /Развитие-связной-речи-младших-школьников-с-РПР-на-логопедических-занятиях.pdf

15. http://geely- ex8.ru/griby-raskraska-belyy.html

16. Маргаритка: http://www.playcast.ru/uploads/2016/02/28/17549124.png  

17. Ромашка: http://boombob.ru/img/picture/Oct/12/7c618f0482bc200516c05674297221f2/11.jpg

18. Мимоза:http://i2.biser.info/files/images/biser.info_39527_mimoza_1330816637.jpg

19. Медуница  http://cp12.nevsepic.com.ua/8-5/1355081498-0882558-www.nevsepic.com.ua.jpg

20. Камелия: http://demiart.ru/forum/index.php ?act=module&module=gallery&cmd=viewimage&img=36532  

21. Жасмин: http://dreempics.com/img/picture/Mar/24/176520c790ff718e3c046dba66eac58e/8.jpg

22.Клумба: http://photos.gograph.com/thumbs/CSP/CSP334/k3346152.jpg

http://www.landkam.ru/z%20ild.html

23. Домик: http://freemarket.ua/images_message/361/255378/731423/995501.jpg

24. Дом: http://www.project-home.ru/info/userfiles/news/316_kirpichnyy_kottedzh_preimuschestva.jpg

25. Гном: http://dnz7.esy.es/wp-content/uploads/2016/03/7A967FDF.jpeg

 

26. Гномик: http://pictureloop.ru/images/965181_lico-gnomika.jpg

Дата проведения: с 23 января по 27 марта
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.