Конспект занятия по логопедии в 4 классе «Дифференциация звуков и букв Гг-Кк»
Конспект занятия
по логопедии
в 4 классе.
Тема: «Дифференциация звуков и букв Г-К».
Тема: Дифференциация звуков и букв Г-К.
Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Г-К.
Задачи:
Образовательные – различение звуков Г-К на слух, в произношении и на письме в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях,
Коррекционно-развивающие – развитие фонематического слуха;
развитие познавательных психических процессов;
развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные – создание ситуации успеха,
- стимулирование речевой активности,
Оборудование: разрезные картинки, картинка гнома, зеркала, картинки домашних птиц, профили артикуляции звуков Г-К, картинки звуков Г-К, картинки букв Гг, Кк, рабочие тетради, карточки с заданиями, компьютер, презентация «Небо», карточки с наложенными изображениями, письмо Звуковичка, жетоны для оценки.
Ход занятия:
Организационный момент – психогимнастика.
Здравствуйте, ребята и гости! Настал новый день и вы пришли на логопедическое занятие. Сейчас я улыбнусь Вам, а Вы улыбнетесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что сегодня здесь с нами гости. Они пришли посмотреть, как Вы умеете работать. Они приветливы и добры, а мы спокойны и сосредоточены. Мы все здоровы!
Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что Вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. И еще раз – вдох и выдох. Молодцы.
Давайте начнем наше занятие.
Основная часть.
Посмотрите на парту. У каждого из Вас на парте лежит конверт. В нем находится разрезная картинка, которую Вам необходимо собрать.
Уч-ся собирают разрезную картинку – индивидуально для каждого.
Скажите ребята, кого вы видите на картинке. (Педагог вывешивает картинку с изображением гнома.) Верно. Это гном, но не простой гном, а Гном Звуковичок, который живет в стране звуков и букв. Он сегодня пришел к нам на занятие и принес много интересных заданий.
Артикуляционная гимнастика (с зеркалами).
Звуковичок просит Вас сделать артикуляционную гимнастику, чтобы правильно произносить все звуки. Возьмите зеркала, давайте выполним гимнастику для языка.
Язычок знаком вам, дети. Мы его улыбкой встретим. |
Широко улыбаться, растягивая губы. |
Это Язычок пришел. Вправо он сейчас пошел. |
Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком к правому уху. |
Все, что нужно, увидал И налево зашагал. |
Тянуться языком к левому уху. |
Погулял совсем немножко, Широко открыл окошко. |
Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек. |
Он окно не закрывает, Кверху кончик поднимает. |
Держать рот широко открытым. Тянуться языком к носу. |
Он окно не закрывает, Книзу кончик опускает. |
Держать рот открытым. Тянуться языком к подбородку |
Язычок не устает: Тянется теперь вперед. |
Открыть рот. Максимально высовывать язык изо рта и вытягивать его вперед. |
В прятки поиграть он рад: Отступает шаг назад. |
Приоткрыть рот. Оттягивать язык вглубь рта. |
Поиграл с тобою в прятки И помчался на лошадке. |
Щелкать языком. Рот держать широко открытым, губы растянуть в улыбке. |
Говорит он: «До свиданья!» Тебе машет на прощанье. |
Рот открыть, улыбнуться. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губку и опускать на нижнюю. |
Молодцы, ребята. Мы подготовили язычок к работе на занятии.
Введение в тему.
Ребята, однажды Звуковичок попал на птичий двор. Вот, что там он увидел. Ранним утром стадо гусей, направлялось к воде важно крича: «Га-га-га».
А куры тем временем носились по двору, собирая жучков и червячков. И поднимали такой крик, находя добычу, что все в округе слышали их кудахтанье : «Ко-ко-ко».(Педагог вывешивает картинки с изображением гусей и кур).
Ребята, скажите: 1) Кто жил на птичьем дворе? (Куры, гуси) 2) Как их можно назвать одним словом? (Домашние птицы) 3) Почему мы называем их домашними? (Они живут во дворе, у людей, и люди о них заботятся). 4) Вспомните, как кричали гуси (ГА-ГА-ГА). 5) С какого звука начинается крик гусей (со звука Г). 6) Как кричали куры (КО-КО-КО). 7) С какого звука начинается крик кур (со звука К).
Молодцы, ребята, мы с вами вспомнили домашних птиц, вспомнили почему они являются домашними, вспомнили как кричат гуси и куры.
Сегодня на уроке мы будем различать звуки и буквы Г-К.
Сравнительная характеристика звуков Г-К.
Ребята, давайте сравним звуки Г –К и скажем, чем они похожи и чем отличаются. Возьмите зеркала и положите руку на горлышко.
-Произнесите звук Г.
- Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос звучит.
Звук Г – согласный, твердый, звонкий. Вывешивается картинка-символ звука
- Произнесите звук К.
- Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос не звучит.
Звук К – согласный, твердый, глухой. Вышивается картинка-символ звука.
Хорошо, ребята, мы с вами сравнили звуки Г-К и сказали, чем они похожи и чем отличаются.
«Песенки»
А теперь слушайте песенки Звуковичка и повторяйте их. Работаем по цепочке.
ГА-ГА-КА
ГЫ-ГЫ-КЫ
КО-ГО-ГО
КУ-ГУ-КУ
КА-ГА-КА-ГА
ГО-КО-КО-ГО
ГУ-ГУ-КУ-КУ
Ребята, я надеюсь что наша песенка понравиться Звуковичку.
« Отгадай загадки».
А еще Звуковичок принес нам картинки с предметами, а так же загадки про эти предметы. Отгадайте загадки, назовите слово-отгадку и определите на какой звук оно начинается. (Педагог показывает картинки после отгадывания загадок.)
Черный, проворный,
Кричит «крак» -
Червякам враг (Грач)
Кто сидит на ёлке, на суку,
Счет ведет: «Ку-ку-ку-ку» (Кукушка)
Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет.
Я иду, не боюсь.
Кто же это? Это… (Гусь)
Клохчет, клохчет,
Детей созовет,
Всех под крылья соберет. (Курица)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
Посмотрите на картинки-отгадки и скажите, какая из них лишняя и почему? (кошка. Все птицы , а она животное).
Физминутка.
А теперь наш приятель Звуковичок очутился в лесу. И предлагает нам изобразить зайчиков. Встаньте, пожалуйста, повторяйте за мной слова и движения.
Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)
На лесной опушке. (разводить руками перед собой, описывая окружность)
Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)
В серенькой избушке. (сложить руки над головой в форме домика)
Мыли свои ушки, (проводить руками по воображаемым ушкам)
Мыли свои лапочки. (имитировать мытье рук)
Наряжались зайчики, (руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны)
Одевали тапочки. (руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги.)
Я считаю, что наши зайчики обязательно понравились Звуковичку.
Обозначение звуков Г-К буквами на письме и при чтении.
Ребята, а как на письме мы обозначаем звук Г? (буквой Гг)
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г.
Пропишем букву Г в воздухе пальцем:
- прописную
- строчную
А как на письме мы обозначаем звук К? (буквой Кк)
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит
Буквой К на нас глядит.
Пропишем букву К в воздухе пальцем:
- прописную
- строчную
Ребята, мы вспомнили с вами буквы которые обозначают звуки Г-К.
Пальчиковая гимнастика.
А Звуковичок увидел, что Ваши ручки хорошо умеют рисовать, и он просит помочь ему рассказать стихи руками.
На горе мы видим дом. Кистями рук сложить «домик»
Много зелени кругом. Волнообразные движения рук
Вот деревья, вот кусты Изобразить руками деревья, кусты
Вот душистые цветы. Пальцами показать бутон, который
Распускается
Окружает все забор Изобразить пальцами забор
За забором – птичий двор. Погладить ладонями стол
Мы ворота открываем Кистями рук показать ворота
К дому быстро подбегаем Пальцами пробежать по столу
В дверь стучимся: «тук-тук-тук» Постучать кулаком по столу
Кто-то к нам идет на стук Ладонь к уху –прислушаться.
Молодцы, ребята, помогли Звуковичку рассказать стихи руками.
Работа в тетрадях.
А теперь Звуковичок предлагает открыть тетради и поработать в них.
- запишите число,
- тему урока.
«Слоговая мозаика»
Ребята, Звуковичок по дороге к нам на занятие нашел загадочные слова. Он попытался прочесть их, но ему это не удалось. Помогите ему вставить в слова слоги ГА или КА.
Каждому ученику дается карточка с заданием. После того как дети вставят слоги в слова, педагог предлагает детям озвучить все слова, а потом со слогами ГА, КА в начале, середине, конце слова.
Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием Звуковичка.
Упражнения для глаз.
Ребята, наш гость Звуковичок присел отдохнуть и взглянул на небо, а что он там увидел как вы думаете? (солнце и облака) давайте теперь понаблюдаем за солнышком и тучками. (Проследите глазами за движущимися предметами.)
«Наложенные изображения»
Пока мы с Вами наблюдали за движущимися облаками , Звуковичок получил странные рисунки. Внимательно посмотрите на них, скажите что Вы видите. (домашних и диких животных). Назовите животных, которые изображены. Назовите животных в названиях, которых есть звук Г, звук К. Определите место звуков Г-К.
Запишите слова в тетрадь Коля и Таня – домашних животных (корова, коза, гусь, курица), а Дима и Андрей – диких животных ( бегемот, фламинго, носорог).
Ребята, давайте с вами проверим, что у вас получилось.
Молодцы ребята, вы догадались кто изображен на картинках и справились с заданием.
«Составь словосочетания».
А в это время Звуковичок заметил , что на дорожке рассыпались слова. Ребята, помогите Звуковичку: составьте словосочетания из слов правого и левого столбиков.
Грустный кот
Красивая картина
Гордый гусь
Новогодняя елка
Глубокий сугроб
Хорошо, ребята, мы составили с вами словосочетания.
« Вставь букву Г-К в письмо и прочитай его».
Но пока мы это делали , Звуковичку пришла пора возвращаться домой. И он не успел с вами попрощаться, а потому оставил вам письмо, но так торопился написать его, что пропустил буквы Г-К. Ребята, вставьте в слова буквы, прочитайте письмо.
«Доро..ие друзья, я очень рад, что позна..омился с вами. Но мне уже пора возвращаться в свой с..азочный, за..адочный лес … моим братьям ..номи..ам. Я надеюсь, что мы с вами еще встретимся.
До скорых встреч. Зво..овичо…»
Ребята у вас все замечательно получилось, вы помогли Звуковичку справиться со всеми заданиями
Итог занятия. Рефлексия.
- оценивание работы учащихся на уроке
- вывод (что делали, какие звуки различали)
-оценивание учащимися своего настроения с помощью жетонов.
Спасибо всем!