Логопедическое занятие по теме "Звуковой анализ слов. Транспорт"
Предмет | Логопедическое занятие (групповое) |
Класс | 3 |
Тема урока | Звуковой анализ слов. Транспорт |
Цель
Задачи | Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Расширение словаря по теме «Транспорт» Образовательные: -совершенствовать умения определять место букв, звуков в слогах и словах; -развивать умения работать с деформированными словами. Коррекционно-развивающие: -формировать познавательный интерес к родному языку через использование занимательных заданий, создание ситуации успеха; -формировать умственные учебные действия через анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры, развитие фонематического восприятия; -развивать умения сравнивать и обобщать через операции сравнения слов; нахождения обобщающих понятий; -развивать речь, обогащать словарный запас. Воспитательные: -воспитывать дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность, уверенность в себе; - воспитывать вежливое отношения к товарищам. |
Планируемые результаты | Предметные: совершенствование умения определять место букв, звуков в слогах и словах, использование приобретённых знания при выполнении учебного задания; умение строить осознанно и произвольно речевое высказывание в устной форме. Метапредметные: принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; оценивание совместно с учителем, учащимися результатов своих действий; умение исправлять ошибки в устной и письменной речи. Личностные: проявление интереса к изучению темы, формирование |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический, индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Оборудование | Предметные картинки, картинки с изображением артикуляционной гимнастики, демонстрационный материал: слоговые таблицы, наборы карточек с буквами, дидактический материал (индивидуальные карточки, слова на отдельных листах), слайды с указанием движений физминутки, изображение солнышка и лучей |
План | ||||||||||||
Временное планиро вание | Планируемые мероприятия | Ресурсы | ||||||||||
2 мин | Создание положительного эмоционального настроя. Самомассаж и позитивный эмоциональный настрой на работу: -Здравствуйте, ребята. Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать И урок наш начинать. -Улыбнулись друг другу и учителю. Я желаю вам успеха! Выполняя задания, вы будете получать лучики, чтобы солнышко засветило ярко. | Музыкальное сопровождение Изображение солнышка без лучей | ||||||||||
4 мин | Артикуляционная разминка Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем. А сейчас раздвинем губы, Посчитаем наши зубы. Ходит мятник в часах: Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубы упирается, Бока кверху поднимаются. Подготовительная работа Слоговые примеры. Сложить указанные слоги, чтобы получились имена 2 + 2: вода + каша Даша 1 + 2 + 2 : аист + малина + волна Алина 1 + 2: рога + схема Рома
| Картинки с изображением артикуляционной гимнастики Карточки со словами | ||||||||||
3 мин | Создание готовности к активной умственной деятельности. Активизация внимания - Вставьте буквы А и О в слово ТРНСПРТ – _ТРАНСПОРТ_ - Определим количество слогов в слове, прохлопаем: транс-порт – 2 слога. - Почему в этом слове 2 слога? + Потому, что в нем 2 гласных. - Что такое слог? + Слог – это часть слова, в которой есть гласная. Слог может состоять из одной гласной или из сочетания гласной и согласных. | Карточки со словами | ||||||||||
3мин | Пальчиковая гимнастика. Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки Распускают лепестки – раскрыть пальцы Ветерок чуть дышит, лепестки колышит. – пошевелить пальцами Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук | Слайд с указанием движений гимнастики | ||||||||||
10 мин | Актуализация знаний 1. Развитие слогового анализа и синтеза. Рассмотрите картинки, назовите их. Выберите только те, в названии которых два слога. Трактор, трамвай. 2. Развитие звукового анализа - Составьте звуковые схемы этих слов. 3.Развитие звукового анализа и синтеза. Назовите и запишите заданные звуки в словах +Машина- 3 звук - Троллейбус – 1 звук - Автобус – 6 звук - Пароход – 3 звук - Трамвай – 5 звук - Самолет – 2 звук - Самосвал – последний звук Получилось слово штурвал. - Вы знаете, что это? (Дети высказывают предположения) - Штурвал - это рулевое колесо, поворотом которого управляют движением судна, самолета. | Картинки с изображением транспорта Карточки со словами | ||||||||||
3 мин | Физминутка Руки ставим все в разлёт: (Руки развели в стороны. Изображают летящий самолёт) Появился самолёт. Мах крылом туда - сюда, (Наклоны вправо – влево.) Делай «раз», и делай «два», ( Хлопки в ладоши.) Раз и два, раз и два! Руки в стороны держите, (Ходьба на месте.) Друг на друга посмотрите. (Повороты влево – вправо.) Раз и два, раз и два! (Ходьба на месте) Опустите руки вниз, И на место все садись! (Опустили руки. Сели на место.) | Слайд с указанием движений физминутки | ||||||||||
5мин | Звуковое моделирование. - Как называется семья пчёл? На доске – карточки со словами:
- Замените букву, обозначающую звонкий твёрдый согласный звук на «П».На доске:
- Замените букву, которая обозначает глухой твёрдый согласный на «М» На доске:
- Замените гласную букву в слове на «А».На доске:
- Что обозначает слово «МАЙ»? | Карточки со словами и буквы | ||||||||||
7 мин | 6. Закрепление фонематического анализа. Работа в группах Отгадать зашифрованное слово - Задание: Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. 1. САД, СЕНО, ПЁС 2. СОМ, КОТ, КИНО 3. ПОЛ, ЛАК, СТУЛ - Мы отгадали первый слог слова. (сол) 4. КИСТЬ, КРУГ, БАК 5. ОКНО, ДОМ, РОТ6 - Мы отгадали второй слог слова. (ко) 6. НОЧЬ, ЛУНА, СОН 7. МЫЛО, СЫН, БУСЫ 8. ШИЛО, ШУБА, ШОВ - Мы отгадали последний слог слова. (ныш) Прочитайте слоги, Какое слово у нас получилось? (солнышко) | Карточки со словами и буквы | ||||||||||
3 мин | Итог урока. Рефлексия. «Солнышко» | Солнечный круг и лучики |