Логопедические игры для подготовки детей к звуковому анализу слов
Игры для подготовки детей к звуковому анализу слов для детей 4-7 лет
Игры можно использовать для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
На логопедических занятиях изучаемое слово чаще всего оформляется материально в пространственно-временной последовательности звукового ряда. Однако наряду с этим слово может быть дано для восприятия и анализа только на слух, например выделение звука в начале и в конце слова. И дети, как показывает практика, допускают здесь многочисленные ошибки. В связи с этим необходимо усилить подготовку детей к звуковому анализу. Форма подготовки – разнообразные упражнения по построению и анализу состава предметного ряда, упражнения по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной.
Игра «Матрёшки идут на день рождения». Цель: уточнение представлений детей о величине предметов. Ознакомление со словом – термином «величина».
Ход игры. Логопед сообщает детям, что у бычка сегодня день рождения /показывает фигурку бычка/. К нему в гости пришли матрешки: одна большая - Настасья, другая поменьше – Настя, третья маленькая – Настенька /логопед поочередно вводит в игру фигурки разных по величине матрешек/. «матрёшки принесли бычку подарки: цветы, капусту и сухари». Логопед выкладывает перед фигуркой бычка цветы разные по величине и спрашивает: «Угадаешь ли ты, бычок, кто какой цветок принёс тебе в подарок? Давайте, ребята, и мы подумаем вместе с бычком, кто какой цветок принёс ему в подарок».
Логопед предлагает рассмотреть детям картинки: «Все цветы красивые, по цвету одинаковые – красные. Только один цветок большой. Другой поменьше. Он средний. Третий еще меньше. Он маленький. Все цветы одинаковые по цвету, но разные по величине. И матрешки тоже разные по величине: Настасья большая, Настя средняя, Настенька маленькая. Догадался бычок: большой цветок подарила Настасья. Она самая большая. А вы, ребята, догадались, кто подарил бычку маленький цветок, а кто – средний? Средний немного поменьше большого цветка и немного побольше маленького».
Сравнение цветков по величине, соотнесение их с матрешками, тоже разными по величине, служат образцом для самостоятельных упражнений детей в узнавании и выборе предметов, разных по величине.
Логопед ставит матрёшек в ряд по линии, а дети раскладывают около каждой из них предметы: большого размера – возле Настасьи, среднего – около Насти, маленького – около Настеньки. Таким образом, они определяют, кто какие подарки принес для бычка.
Игра «Матрёшки в магазине».
Цель: упражнение детей в узнавании и выборе предметов, различных по величине. Закрепление слов, обозначающих величину. Уточнение содержания слова «величина».
Игра «Матрёшки и бычок».
Цель: уточнение представлений детей о составе ряда. Ознакомление со словами: ряд, место, начало, середина, конец, слева, справа, впереди, позади, рядом, первый, последний.
Ход игры. Логопед рассказывает детям историю прогулки матрешек и бычка. Бычок попал в беду: упал в яму. Логопед предлагает помочь матрешкам спасти бычка. Слова истории сопровождаются действиями с игрушками. «Как-то раз, матрешки – Настасья, Настя и Настенька повели бычка на прогулку. Бычок бежал впереди по тропинке, смотрел по сторонам, ворон считал, под ноги не смотрел, и вдруг угодил в яму. Подбежала к нему Настасья, ухватила его за рожки, тянет из ямы, а вытащить не может. Позвала
Настасья Настю /логопед ставит матрешку Настю с противоположной стороны бычка/. Настасья за рожки бычка, Настя – за хвост бычка. Тянут бычка из ямы, а вытянуть не могут. Бычок мычит, ему больно». С участием детей, логопед восстанавливает ряд по линии: бычок, Настасья, Настя. Затем продолжает: «Позвала Настя Настеньку. Настасья за рожки бычка, Настя за Настасью, Настенька за хвост бычка». И снова «ошибается»: ставит Настеньку не в ряд, а с другой стороны. «Тянут, а вытянуть не могут». Дети опять помогают поставить Настеньку на место в ряд.
- Где ее место? – спрашивает логопед. – Позади Насти?
- Да, позади Насти, за Настей.
«Настенька нашла свое место, - говорит логопед. – Она встает последняя. За ней никого нет. Здесь конец ряда. Вот мы и помогли матрешкам вытащить бычка из ямы.
Затем логопед убирает фигурки и просит детей вспомнить, в каком порядке они стояли за бычком.
Жестом, указывая на обозначенное место, спрашивает: «Чье это место? Кто здесь стоял самый первый? Кто был последним? Кто стоял в начале ряда? Где начало ряда? Ближе к правой или левой руке?». И т.д.
Дети могут реагировать на задание жестом, но одобрения заслуживают те, которые начинают сами использовать слова: «ряд», «в ряд», «в начале», «слева», «место», «первая», «последняя».
Игра «Кто ушёл и кто пришёл?»
Цель: наблюдение изменений в составе ряда. Уточнение и закрепление значений слов: место, ряд.
Игра «Прятки с матрёшками»
Цель: Уточнение и закрепление понятий: слева, справа, между, первый, последний, в середине.
Научиться определять позицию звука в слове на слух, а тем более графически на схеме, для ребёнка долгое время данная задача является непосильной, так, например, называя «.. в начале слова…» кружок кладёт не слева направо, представляя расположение звуков, а наоборот, и подобные ошибки долго преследуют ребёнка, создавая дискомфорт в настроении малыша. В этом случае, как вспомогательное средство, можно использовать таблицы-рисунки, где голова изображённого объекта на этой таблице является началом слова, туловище – серединой слова, а хвост – концом слова.
Игра «Лисичка и колобок».
Цель: Определение позиции звука в слове. Уточнение понятий: первый, последний, в середине.