12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абашина Наталья Викторовна1716
Стаж работы 28 лет.
Россия, Иркутская обл., Черемхово
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
5

Логопедическое занятие: «Звуковой анализ односложных и двусложных слов»

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии

 

Тема: Звуковой анализ односложных и двусложных слов.

Задачи:

Образовательные:

формировать у учащихся фонематические представления и связанные с ними звуковой анализ и синтез слов;

формировать умения соотносить количество звуков и букв в слове;

тренировать учащихся в определении порядка и количества звуков;

предупреждать ошибки на пропуски, перестановки, не дописывание букв,

наращивание слов лишними буквами;

совершенствовать навыки чтения и письма на основе упражнений в анализе и синтезе;

Коррекционно-развивающие:

развитие смекалки, воображения на основе упражнений в решении проблемных ситуаций;

коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе работы с буквой, звуком, словом;

развитие слухового восприятия, фонематического слуха на основе звуковых упражнений;

развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки на основе упражнений с деформированным текстом;

коррекция и развитие моторно-двигательной сферы на основе упражнений с общей, мелкой и артикуляционной моторикой;

способствовать развитию умения снимать зрительное и моторное напряжение через упражнения на релаксацию.

Коррекционно-воспитательные:

развивать умение слушать и слышать инструкции учителя, точно выполнять задания;

поощрять умение работать в коллективе и самостоятельно;

Оборудование: разрезные азбуки; оформление: поезд с животными, лесная поляна; прищепки; мячики для Су-Джок терапии, музыкальное сопровождение; набор для зрительной гимнастики (облако, солнышко); жетоны, наклейки в тетради; компьютерная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно»; цветные карандаши; памятки на стенде; числовые ряды; дидактические игры: «Отгадай имя», «Найди хвостик»; предметные картинки; компьютер.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Приветствие. Произнесение речёвки:

Мы будем говорить красиво,

Смело и неторопливо.

Чисто, правильно писать,

Получать оценку «5».

II. Объявление темы занятия.

На прошлом занятии мы учились слышать и выделять звуки из слов, определять их количество и место в слове. Сегодня мы продолжим эту работу, чтобы закрепить наши знания о звуках и буквах в словах.

Но сегодня у нас необычное занятие, а занятие-путешествие. Путешествовать мы будем на поезде, который есть у нас в кабинете. В этом поезде уже сидят пассажиры, посмотрите, кто сидит в вагонах (животные), они едут на цветочную поляну, а кто их там ждёт, вы узнаете в конце путешествия. По пути на остановках будем выполнять «умные» задания. За выполнение заданий, вы будите от животных получать жетоны. Кто наберёт больше жетонов, получит красивую наклейку в тетрадь.

Посмотрите на животных, что в них необычного? Чего у них не хватает? (упражнение на зрительное восприятие) (хвостиков). Давайте поможем животным найти свои хвостики, чтобы поднять им настроение.

Игра с прищепками «Найди хвостик». (упражнение развитие ручной моторики).

Сейчас всё готово к путешествию, садимся в вагоны и начинаем наш путь. (имитация движения колёс со звуковым сопровождением чух-чух-чух-чух – двигательная и дыхательная гимнастика)

III.Основная часть

1-ая остановка «Гласные – согласные» (повторим, какие звуки мы называем гласными, а какие – согласными и почему)

Компьютерная игра «Услышь звук: гласные – согласные» (компьютерная программа «Учимся говорить правильно»)

Я буду диктовать слова, а вы найдите и выложите на планшет букву, которая обозначает последний согласный звук.

КРАН КЛЮЧ КЛАСС ШАР ОСЁЛ КРОТ ЦИРК ПЛАЩ ЗАЯЦ ГРОМ

Из диктуемых мною слов выделите и выложите гласную букву, которая обозначает гласный звук

Мак стол стул бык бок бак плыл плуг спел плёл мял мир клюв тряс тир тёр

Поощрение детей жетонами.

-Мы едем дальше, а, чтобы не скучно было ехать, поиграем с мячиками (массаж рук).

2-ая остановка «Составь слова»

«Отгадай имя» (из первых букв в названии картинок составить имя девочки и мальчика)

На экране компьютера поочерёдно появляются картинки, выкладываем из букв разрезной азбуки первые буквы в названии картинок

Получаем:

ДАША (дом, арбуз, шапка, ананас)

ВАНЯ (волк, аист, нитки, яблоко)

Составить слова из звуков, названных по порядку: (работа с азбукой)

С, У, П У, Х, О К, О, Т Б, Е, Л, К, А С, А, П, О, Г, И

В, О, Л, Н, А Б, А, Л, Е, Т В, И, Ш, Н, Я К, У, Х, Н, Я

Поощрение детей жетонами

-Мы едем дальше, смотрим в окно вагона и видим облако (делаем зрительную гимнастику (по кругу – 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой стрелки и лежачие восьмёрки – в разные стороны). Теперь из-за облака выглянуло солнышко, вот мы и приехали на следующую остановку (показываю оранжевое солнышко), мы встали и потянулись к нему руками, улыбнулись солнышку в ответ.

3-я остановка «Напиши красиво»

А теперь я буду диктовать вам слова. Вы запишите первые буквы этих слов и получите новые слова:

дом ехал торт игры 2) шуба кот осы лось аист 3) утка роща окна крыса

(дети) (школа) (урок)

Составим схемы этих слов: 1 ученик у доски, остальные в тетради.

А теперь составим с этими словами предложение.

Придумай те слова по данным схемам: _______ ________ _________ _________

О О О О О О О О О О О О О О

(в случае затруднения – называю слова и прошу определить, к какой схеме они относятся)

- Мы едем дальше, вы много писали, наклонив голову и ваши мышцы устали, за окном вагона много интересного, выполним упражнение «Любопытная Варвара»:

а) «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть, как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох— пауза.

Любопытная Варвара

Смотрит влево …

Смотрит вправо...

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б) Инструкция: «Теперь поднимите голову вверх. Посмот­рите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряг­лась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рас-слаб-ле-на».

в) Инструкция: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Вы­прямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рас-слаб-ле-на».

4-я остановка «Поиграй-ка»

Игра «Собери слово». Я предлагаю вам, несмотря ни на что, услышать и записать слово. Я буду отвлекать вас разными словами, но вы будьте внимательны.

Первая буква - П, далее идёт буква Е, затем следует буква Н, за ней помещается буква А, и последняя буква в этом слове – Л. Какое получилось слово? (ПЕНАЛ)

Я буду называть слова, а вы должны посчитать буквы в словах по числовому ряду и поднять цифру

бок блок блоха стол столб сом слон собака парта пирамида

3 4 5 4 5 3 4 6 5 8

Я буду называть слова, а вы должны повторить за мной слово по буквам, а пальчиком следить по числовому ряду. Определите, какой по счёту звук Р в словах

РОТ КРАН ГОРА ПАРК ЗАБОР ДВОР РОЗЫ ВОРОНА

Нарисуйте столько кружков, сколько звуков в этих словах. Закрасьте красным карандашом тот кружок, который соответствует звуку А в названиях картинок.

РОЗА ЛАМПА ШАРФ АРБУЗ БАРАБАН

(картинки на экране компьютера)

Посмотрите в окно, вот и цветочная поляна, кто нас там ждёт? (Буратино)

Оказывается, у него сегодня день рождения и он позвал в гости друзей – животных. Вот мы и узнали, куда они ехали.

(На экране компьютера написаны названия животных, которые приехали - буквы стоят не по порядку,

ЗАДАНИЕ: Чтобы составить название животного, расставьте буквы по порядку, нажимая на буквы и переставляя их в нужной последовательности).

На экране появляется звуковое сопровождение с оценкой действий ребёнка.

Животные принесли Буратино подарки – на какой звук начинается животное – на такой и подарок. А он приготовил им всем угощение – начинающееся на один звук с названием животного. (Картинки)

IV. Итог занятия.

Подсчёт жетонов, награждение наклейками.

Рефлексия: если вам понравилось путешествие, украсьте для Буратино поляну цветочком.

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (2)

Залесская Алена Михайловна, 11.12.17 в 05:13 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Интересное занятие
Абашина Наталья Викторовна, 22.12.17 в 16:35 0Ответить Пожаловаться
Я рада, что Вам понравилось! Спасибо за отзыв!
Абашина Наталья Викторовна
Комментарий был удалён пользователем 22 дек 2017 в 16:34
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.