Логопедическое занятие: «Звуковой анализ односложных и двусложных слов»
Логопедическое занятие по коррекции дисграфии
Тема: Звуковой анализ односложных и двусложных слов.
Задачи:
Образовательные:
формировать у учащихся фонематические представления и связанные с ними звуковой анализ и синтез слов;
формировать умения соотносить количество звуков и букв в слове;
тренировать учащихся в определении порядка и количества звуков;
предупреждать ошибки на пропуски, перестановки, не дописывание букв,
наращивание слов лишними буквами;
совершенствовать навыки чтения и письма на основе упражнений в анализе и синтезе;
Коррекционно-развивающие:
развитие смекалки, воображения на основе упражнений в решении проблемных ситуаций;
коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе работы с буквой, звуком, словом;
развитие слухового восприятия, фонематического слуха на основе звуковых упражнений;
развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки на основе упражнений с деформированным текстом;
коррекция и развитие моторно-двигательной сферы на основе упражнений с общей, мелкой и артикуляционной моторикой;
способствовать развитию умения снимать зрительное и моторное напряжение через упражнения на релаксацию.
Коррекционно-воспитательные:
развивать умение слушать и слышать инструкции учителя, точно выполнять задания;
поощрять умение работать в коллективе и самостоятельно;
Оборудование: разрезные азбуки; оформление: поезд с животными, лесная поляна; прищепки; мячики для Су-Джок терапии, музыкальное сопровождение; набор для зрительной гимнастики (облако, солнышко); жетоны, наклейки в тетради; компьютерная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно»; цветные карандаши; памятки на стенде; числовые ряды; дидактические игры: «Отгадай имя», «Найди хвостик»; предметные картинки; компьютер.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Приветствие. Произнесение речёвки:
Мы будем говорить красиво,
Смело и неторопливо.
Чисто, правильно писать,
Получать оценку «5».
II. Объявление темы занятия.
На прошлом занятии мы учились слышать и выделять звуки из слов, определять их количество и место в слове. Сегодня мы продолжим эту работу, чтобы закрепить наши знания о звуках и буквах в словах.
Но сегодня у нас необычное занятие, а занятие-путешествие. Путешествовать мы будем на поезде, который есть у нас в кабинете. В этом поезде уже сидят пассажиры, посмотрите, кто сидит в вагонах (животные), они едут на цветочную поляну, а кто их там ждёт, вы узнаете в конце путешествия. По пути на остановках будем выполнять «умные» задания. За выполнение заданий, вы будите от животных получать жетоны. Кто наберёт больше жетонов, получит красивую наклейку в тетрадь.
Посмотрите на животных, что в них необычного? Чего у них не хватает? (упражнение на зрительное восприятие) (хвостиков). Давайте поможем животным найти свои хвостики, чтобы поднять им настроение.
Игра с прищепками «Найди хвостик». (упражнение развитие ручной моторики).
Сейчас всё готово к путешествию, садимся в вагоны и начинаем наш путь. (имитация движения колёс со звуковым сопровождением чух-чух-чух-чух – двигательная и дыхательная гимнастика)
III.Основная часть
1-ая остановка «Гласные – согласные» (повторим, какие звуки мы называем гласными, а какие – согласными и почему)
Компьютерная игра «Услышь звук: гласные – согласные» (компьютерная программа «Учимся говорить правильно»)
Я буду диктовать слова, а вы найдите и выложите на планшет букву, которая обозначает последний согласный звук.
КРАН КЛЮЧ КЛАСС ШАР ОСЁЛ КРОТ ЦИРК ПЛАЩ ЗАЯЦ ГРОМ
Из диктуемых мною слов выделите и выложите гласную букву, которая обозначает гласный звук
Мак стол стул бык бок бак плыл плуг спел плёл мял мир клюв тряс тир тёр
Поощрение детей жетонами.
-Мы едем дальше, а, чтобы не скучно было ехать, поиграем с мячиками (массаж рук).
2-ая остановка «Составь слова»
«Отгадай имя» (из первых букв в названии картинок составить имя девочки и мальчика)
На экране компьютера поочерёдно появляются картинки, выкладываем из букв разрезной азбуки первые буквы в названии картинок
Получаем:
ДАША (дом, арбуз, шапка, ананас)
ВАНЯ (волк, аист, нитки, яблоко)
Составить слова из звуков, названных по порядку: (работа с азбукой)
С, У, П У, Х, О К, О, Т Б, Е, Л, К, А С, А, П, О, Г, И
В, О, Л, Н, А Б, А, Л, Е, Т В, И, Ш, Н, Я К, У, Х, Н, Я
Поощрение детей жетонами
-Мы едем дальше, смотрим в окно вагона и видим облако (делаем зрительную гимнастику (по кругу – 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой стрелки и лежачие восьмёрки – в разные стороны). Теперь из-за облака выглянуло солнышко, вот мы и приехали на следующую остановку (показываю оранжевое солнышко), мы встали и потянулись к нему руками, улыбнулись солнышку в ответ.
3-я остановка «Напиши красиво»
А теперь я буду диктовать вам слова. Вы запишите первые буквы этих слов и получите новые слова:
дом ехал торт игры 2) шуба кот осы лось аист 3) утка роща окна крыса
(дети) (школа) (урок)
Составим схемы этих слов: 1 ученик у доски, остальные в тетради.
А теперь составим с этими словами предложение.
Придумай те слова по данным схемам: _______ ________ _________ _________
О О О О О О О О О О О О О О
(в случае затруднения – называю слова и прошу определить, к какой схеме они относятся)
- Мы едем дальше, вы много писали, наклонив голову и ваши мышцы устали, за окном вагона много интересного, выполним упражнение «Любопытная Варвара»:
а) «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть, как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох— пауза.
Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо...
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».
Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.
б) Инструкция: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
в) Инструкция: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
4-я остановка «Поиграй-ка»
Игра «Собери слово». Я предлагаю вам, несмотря ни на что, услышать и записать слово. Я буду отвлекать вас разными словами, но вы будьте внимательны.
Первая буква - П, далее идёт буква Е, затем следует буква Н, за ней помещается буква А, и последняя буква в этом слове – Л. Какое получилось слово? (ПЕНАЛ)
Я буду называть слова, а вы должны посчитать буквы в словах по числовому ряду и поднять цифру
бок блок блоха стол столб сом слон собака парта пирамида
3 4 5 4 5 3 4 6 5 8
Я буду называть слова, а вы должны повторить за мной слово по буквам, а пальчиком следить по числовому ряду. Определите, какой по счёту звук Р в словах
РОТ КРАН ГОРА ПАРК ЗАБОР ДВОР РОЗЫ ВОРОНА
Нарисуйте столько кружков, сколько звуков в этих словах. Закрасьте красным карандашом тот кружок, который соответствует звуку А в названиях картинок.
РОЗА ЛАМПА ШАРФ АРБУЗ БАРАБАН
(картинки на экране компьютера)
Посмотрите в окно, вот и цветочная поляна, кто нас там ждёт? (Буратино)
Оказывается, у него сегодня день рождения и он позвал в гости друзей – животных. Вот мы и узнали, куда они ехали.
(На экране компьютера написаны названия животных, которые приехали - буквы стоят не по порядку,
ЗАДАНИЕ: Чтобы составить название животного, расставьте буквы по порядку, нажимая на буквы и переставляя их в нужной последовательности).
На экране появляется звуковое сопровождение с оценкой действий ребёнка.
Животные принесли Буратино подарки – на какой звук начинается животное – на такой и подарок. А он приготовил им всем угощение – начинающееся на один звук с названием животного. (Картинки)
IV. Итог занятия.
Подсчёт жетонов, награждение наклейками.
Рефлексия: если вам понравилось путешествие, украсьте для Буратино поляну цветочком.
Залесская Алена Михайловна
Абашина Наталья Викторовна