12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Порошина Ольга Анатольевна16612 Более 20 лет работаю учителем-логопедом, педагог дополнительного образования Россия, Тамбовская обл. Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Логопедическое занятие с использованием ЛЕГО-конструирования «Дом, в котором мы живем»
Филиал №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в п.Заводской
Первомайского района Тамбовской области
Логопедическое занятие с использованием ЛЕГО-конструирования
«Дом, в котором мы живем»
Подготовила: учитель – логопед
Порошина Ольга Анатольевна
2019 г
Пояснительная записка
Актуальность
Создавать из отдельных элементов что-то целое: дома, машины, мосты, то есть заниматься конструированием – одно из любимых детских увлечений. Используя конструктор, ребенок развивает мелкую моторику. Собирая изделие, он учится самостоятельности и целеустремленности в работе. С появлением новых технологий расширился ассортимент детских игрушек-конструкторов, который предполагает различное сцепление деталей. Самые традиционные – блочные конструкторы из пластмассы. Среди них наиболее известный - конструктор «Лего», полученные постройки в котором отличаются прочностью и устойчивостью, так как детали прочно скрепляются между собой. Для малышей разработаны крупные по размеру детали, для детей постарше - более мелкие. Хочу предложить вашему вниманию конспект логопедического занятия с использованием конструктора «Лего».
Логопедическое занятие с использованием ЛЕГО-конструирования
«Дом, в котором мы живем»
Цель: формировать обобщенные представления детей о зданиях с помощью технологий ЛЕГО-конструирования, стимулировать познавательный интерес к кубикам LEGO® и подручным материалам
Задачи:
Развивающие:
развивать наблюдательность, инициативу, художественный вкус в осуществлении строительного замысла;
развивать ВПФ: произвольное внимание, память, логическое мышление, зрительное восприятие, творческое воображение, речевую активность, общую и мелкую моторику;
содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности
Образовательные:
расширять знания и полезные навыки дошкольников через практико-ориентированное обучение;
расширять представления о многообразии предметного окружения;
понимать пространственные отношения между предметами в реальности, на рисунке и на плане;
учить самостоятельно подбирать нужный строительный материал;
учить внимательно рассматривать образцы, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций;
побуждать детей к выполнению различных видов речемыслительной деятельности в процессе учебной работы;
формировать полноценные представления о звуковом составе слова;
обучать усвоению значений слов, расширению стоящей за ними системой связей
учить выполнять постройку согласованно
Воспитательные:
удовлетворять потребность детей в декоративном оформлении конструкций;
вызвать у детей эмоциональное отношение к постройке;
воспитывать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом;
удовлетворять потребность детей в декоративном оформлении конструкций;
воспитывать отзывчивость, сопереживание;
продолжать усваивать нормы и ценности, принятые в обществе.
Методы и приемы:
1. Наглядные: демонстрация наглядного материала.
2. Словесные: рассказ педагога, беседа познавательного содержания.
3. Практические: моделирование для формирования и закрепления знаний.
Формы организации деятельности: подгрупповое занятие
Возрастная аудитория: логопедическое занятие с использованием ЛЕГО-конструирования на тему «Дом, в котором мы живем» является частью системы коррекционных занятий, проводимых с детьми 6-7 лет.
Материалы и оборудование:
Проектор, компьютер, мультимедийная доска, аудио проигрыватель, электронное дидактическое пособие (Приложение к конспекту), флешка с программой «Конструктор картинок 2», наборы конструктора LEGO®.
Предварительная работа: знакомство со стихотворением С.Я. Маршака «Дом, который построил Джек», просмотр мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино», слушание песен «Я хочу построить дом», «А у меня есть домик!», «Волшебный дом», разучивание игры «У оленя дом большой»
Ход занятия:
Организационный момент.
Учитель – логопед: Здравствуйте, ребята! Начинаем наше интересное занятие. Тему занятия вы узнаете, посмотрев на слайды.
Ответы детей.
Учитель – логопед:
- Правильно, ребята, сегодня поговорим с вами о доме, в котором мы живем.
I.Беседа «Городской, загородный дом, его строение».
Чем отличаются дома, построенные в городе и за городом?
Ответы детей.
II.Развитие тонкой моторики
Упражнение «Здравствуй, пальчик»
Цель: развитие динамической организации движений пальцев рук.
Поставить локти на стол. Прижимать подушечки пальцев поочередно к подушечкам остальных пальцев. Упражнение выполняется под счет учителя-логопеда (медленный или быстрый) пальцами то правой, то левой руки и одновременно пальцами обеих рук. Можно свои действия сопровождать словами:
Здравствуй, мизинчик,
Здравствуй, безымянный,
Здравствуй, средний,
Здравствуй, указательный,
Здравствуй, большой.
Учитель-логопед: Ребята, соединили пальчики. Что у вас получилось? На что похоже?
Ответы детей: На крышу дома.
III.Лексико-грамматические игры
Игра «Что делают»
Учитель – логопед: Ребята, давайте подберем слова-действия к слову дом.
Ответы детей: построили, отремонтировали, покрасили, любят, берегут, украшают, наряжают и т.д.
Составление предложений:
Ответы детей: Рабочие строят дом. Маляры красят здание. Люди любят и берегут свой дом.
Игра «Я в домике»
Учитель – логопед: Ребята, давайте подберем слова-предметы к слову дом, сходные по значению.
Ответы детей: дом – здание – сооружение – постройка – новостройка
Учитель – логопед: Ребята, давайте подберем слова-признаки к слову дом.
домашняя работа, домашние тапочки, домашнее задание, домашнее животное
Игра «Домик, ты с чем?»
Учитель - логопед показывает части дома, а дети рассказывают:
Ответы детей: Мой дом с потолком. Наш дом с крышей. Твой дом со стенами. Ваш дом с дверями. Мой дом с этажами. Наш дом с комнатами. Твой дом с окнами. Ваш дом с балконами. Мой дом с лифтами. Наш дом с подъездами.
Игра «Домик, ты какой?» с использованием флешки с программой «Конструктор картинок 2»
Учитель-логопед показывает геометрическую форму и спрашивает детей: «Вы любите строить домики? А так сумеете? Какие детали каждого вида понадобились на все эти постройки?»
Ответы детей: У первого домика крыша треугольная, красного цвета, стена квадратная зеленого цвета, два окна овальные белого цвета и т.д.
IV.Физкультминутка
Учитель-логопед: Устали сидеть, давайте сделаем зарядку.
Динь-дон, динь-дон- Наклоны из стороны в сторону, руки на поясе.
Гномы строят новый дом. Кулак на кулак.
Красят стены, крышу, пол, Руками, словно кистями, «красим» сбоку, вверху,
внизу.
Прибирают все кругом. «Метем» метлой.
Мы к ним в гости придем Шаги на месте.
И подарки принесем. Вытянуть руки вперед, ладонями вверх.
На пол - мягкую дорожку, Наклон вперед, руками «стелем» дорожку.
Расстелив ее к порожку. Попятиться назад.
Две подушки на диван, Руки сложить ладонями вместе - сначала под одну
щеку, затем под другую.
Меду липового жбан. Руки округлить, вытянуть перед собой.
V.Игровая форма индивидуальной работы по разрезным азбукам.
Учитель-логопед: Сейчас, ребята, мы с вами будем строить. Каждому дается задание – «построить» из букв слова:
ДОМ ПОЛ
ДОМИК ПОТОЛОК
ГАРАЖ ОКНО
МОСТ КРЫША
ЗАБОР
Учитель-логопед: Кто будет жить с вами в доме? Задание – составить слова:
МАМА СОБАКА
ПАПА КОТ
МАША
Учитель-логопед: В доме уютно, светло и чисто. А по субботам вся семья собирается вместе, чтобы отдохнуть. А как отдыхает ваша семья?Ответы детей.
VI.Развитие связной речи
Рассказ «Как дом появился?» Цель: Учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.
В один прекрасный солнечный денек на улице появился дом. Сначала он был одноэтажным домиком, домишком, потом стал расти, расти и превращаться сначала в двухэтажный дом, а потом – в трехэтажный, пятиэтажный.., десятиэтажный.., двадцатипятиэтажный. И стал уже не домиком, а превратился в многоэтажный дом, домище!
- Кто помог ему в этом, ребята? Ответы детей.
- Правильно, достигнуть таких небывалых высот он смог благодаря труду строителей. И теперь в нем всего много. Давайте вспомним, что есть в большом доме.
Ответы детей: Много этажей, много окон, много лестниц, много подъездов, много дверей, много лифтов, много ступенек, много комнат, много потолков, стен и полов, много балконов.
Правильно, ребята, в большом доме и квартир много, поэтому он называется многоквартирным. В квартире живет семья: папа, мама и дети, а с ними их домашние питомцы: кошка, собака или другие животные. Они ходят в гости к бабушке и дедушке. Им уютно, весело и дружно жить в таком доме.
Дети пересказывают текст.
Учитель-логопед: Как вы понимаете значение этой пословицы «Труд человека кормит»?
При затруднении с ответом учитель-логопед объясняет ее смысл.
VII. Выполнение работы по конструированию с использованием флешки с программой «Конструктор картинок 2»
Учитель-логопед: Ребята, создайте свои конструкции из кубиков LEGO®
Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Перед вами различные детали, необходимые для постройки дома. Дети раскладывают конструктор LEGO®, придумывают назначение каждой детали.
Учитель-логопед: Веселые человечки будут нам помогать в постройке дома.
В процессе работы выясняется:
-Из каких деталей сложен фасад?
-С чего нужно начинать строить? Какое может быть основание у домика?
Ответы детей: Квадратное, прямоугольное, с разной длиной сторон.
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель-логопед: Ребята, вы справились с заданием. Замечательные у вас получились домики! Вы молодцы!
Речь Чебурашки:«Строили мы, строили, и наконец, построили! Ура!»
Скажите, в каком доме мы живем?
Ответы детей.
Учитель-логопед: Правильно. Мы живем в уютном, чистом, светлом доме. Ваше участие в этом тоже важно. Давайте пожелаем, чтобы в каждом доме, в каждом городе и селе нашей большой страны царили мир и дружба.
Источники:
Трое из ПростоквашиноМультфильм, 1978
Е.Железнова Песня «Я хочу построить дом»
Песня «А у меня есть домик!»
Игра «У оленя дом большой»
Использованная литература:
1.Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников.-С.-Петербург, Изд. Союз, 2000
2.Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001
3.Куцакова Л.В. « Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду». М. «Просвещение».2000
4. Самуил Маршак. Дом, который построил Джек
5.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.-М.:Мозаика-Синтез,2007
6.Фешина Е.В Лего-конструирование в детском саду. ФГОС ДО Сфера 2019
Спасибо за внимание!