Рабочая программа логопедических занятий, 3 класс

3
0
Материал опубликован 28 March 2017 в группе

Рабочая программа

логопедических занятий

3 класс

Автор- составитель:

Ситникова М.Н.

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:

- нарушение звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- выраженная дислексия;

- дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

2. Методологические и теоретические основы программы

Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для воспитанников 3 класса специальной (коррекционной) школы» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- гуманизма – вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

-системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного, своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А.Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в специальной (коррекционной) школы, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при разработке программы использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.

3.Цели и задачи программы

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи воспитанников, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей воспитанников.

Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

4.Организация работы по программе

Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из воспитанников одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. Занятия с группой 3 класса проводятся 3 раза в неделю.

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта воспитанников. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В структуру занятия могут входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

 

 

Содержание изучаемого курса

3 класс (102 часа)

Обследование – 5 часов.

Звуковой анализ – 8 часов.

Дифференциация звонких и глухих согласных – 13 часов.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных – 9 часов.

Дифференциация сонорных согласных – 3 часа.

Дифференциация свистящих и шипящих согласных – 9 часов.

Дифференциация согласных – 9 часов.

Слоговая структура слова – 5 часов.

Слова, обозначающие предметы – 5 часов.

Слова, обозначающие действие предметов – 6 часов.

Работа с предлогами – 14 часов.

Предложение – 7 часов.

Текст – 6 часов.

Обследование – 3 час.

3 класс (102 ч)

Название раздела, темы логопедического занятия

Задачи

Кол-во часов

Информационное сопровождение

Дата

по плану

I четверть

Обследование.

5 ч.

   

1.

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии.

Провести первичную диагностику.

1

Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.

1.09.15

2.

Обследование импрессивной и экспрессивной речи.

1. Обследовать речь на уровне понимания слов, предложения, грамматических форм, текст.

2. Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания.

1

Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.

2.09.15

3.

Обследование связной речи, словарного запаса, слоговой структуры слов.

1. Выявить степень сформированности связной речи.

2. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов.

3. Выявить степень владения слоговой структурой.

1

Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.

4.09.15

4.

Обследование произносительной стороны речи.

Выявить способность дифференциации звуков близких по акустическим признакам.

1

Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.

8.09.15

5.

Обследование чтения и письма.

Выявить наличие нарушений чтения и письма.

1

Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.:« Айрис дидактика», 2007 г.

9.09.15

Звуковой анализ

8 ч.

   

6.

Органы речи и образование звуков речи.

1. Сравнить речевые и неречевые звуки. Познакомить со строением речевого аппарата.

2. Показать, как образуются звуки речи.

1

Таблица с изображением органов речи.

Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г

Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.

11.09.15

7.

Гласные звуки.

Узнавание гласного звука на слух

1. Познакомить учеников с образованием гласных 1-го ряда.

2. Развивать фонематический слух.

1

Схемы звукового анализа. Наглядный раздаточный материал. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.

Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.

15.09.15

8.

Слова, отличающиеся одним гласным звуком.

Формировать понятие о фонеме как смыслоразличительной единице языка.

1

Схемы звукового анализа .Наглядный раздаточный материал. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.

Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.

16.09.15

9.

Согласные звуки.

Показать различие в образовании гласных и согласных звуков.

1

Схемы звукового анализа. Наглядный раздаточный материал. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.

Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.

18.09.15

10.

Слова, отличающиеся одним согласным звуком.

Закрепить понятие о фонеме как смыслоразличительной единице языка.

1

Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. .Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.:« Владос», 2001 г.

Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.

22.09.15

11.

Звуковой анализ односложных слов.

Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове.

1

Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.

Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.

23.09.15

12.

Звуковой анализ двусложных слов.

Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове.

1

Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.

Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.

25.09.15

13.

Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.

Развивать фонематический слух.

1

Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. Набор цифр. Лалаева Р.И.

« Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.

Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.

29.09.15

Дифференциация звонких и глухих парных согласных.

13 ч.

   

14.

Дифференциация Б – П изолированно и в слогах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960г.

Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

30. 09.15

15.

Дифференциация Б – П в словах и в предложении.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв.

Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.

Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

2.10.15

16.

Дифференциация В - Ф изолированно и в слогах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 г.

Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания», 2005 г.

6.10.15

17.

Дифференциация В - Ф в словах и в предложении.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименко Л,Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М.: «Просвещение»,1970 г.

Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

7.10.15

18.

Дифференциация Г - К изолированно и в слогах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв.

Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

9.10.15

19.

Дифференциация Г – К в словах и в предложении.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.

Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

13.10.15

20.

Дифференциация Д – Т изолированно и в слогах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» , 2005 г.

14.10.15

21.

Дифференциация Д – Т в словах и в предложении

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.

Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

16.10.15

22.

Дифференциация Ж - Ш изолированно и в слогах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.

Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г

20.10.15

23.

Дифференциация Ж - Ш в словах и в предложении

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.

Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

21.10.15

24.

Дифференциация З – С изолированно и в слогах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.

Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

23.10.15

25

Дифференциация З - С в словах и в предложении.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Дидактический материал. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.

Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

27.10.15

26.

Итоговое занятие по теме « Звонкие и глухие согласные».

Проверить уровень знаний учащихся.

1

Дидактический материал. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.

Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

28.10.15

II четверть

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными.

9 ч.

   

1.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в слогах и в словах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Дидактический материал. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.

10.11.15

2.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в слогах и в словах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.

11.11.15

3.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в слогах и в словах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв . Дидактический материал. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.

13.11.15

4.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах и в словах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.

17.11.15

5.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.

18.11.15

6.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в словах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.

20.11.15

7.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах.

Наглядно показать количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова.

1

Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

24.11.15

8.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах.

Наглядно показать количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова.

1

Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

25.11.15

9.

Итоговое занятие по теме « Твёрдые и мягкие согласные».

Закреплять умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные».

1

Дидактический материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

27.11.15

Дифференциация сонорных согласных.

3 ч.

   

10.

Дифференциация согласных Р – Л в слогах.

Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении.

1

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

Новоторцева Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». - Ярославль: «Академия развития», 1999 г.

1.12.15

11.

Дифференциация согласных Р – Л в словах.

Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении.

1

Кроссворд, веера букв, карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

Новоторцева Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». - Ярославль: «Академия развития», 1999 г.

2.12.15

12.

Дифференциация согласных Р – Л в предложении.

Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении.

1

Веера букв, карточки с заданиями Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

Новоторцева Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». - Ярославль: «Академия развития», 1999 г.

412.15

Дифференциация свистящих и шипящих согласных.

10 ч.

   

13.

Дифференциация С – Ш в слогах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

8.12.15

14.

Дифференциация С – Ш в словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

9.12.15

15.

Дифференциация С – Ш в предложении.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

Стихотворный текст, веера букв, мяч, карточки с заданиями. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

11.12.15

16.

Дифференциация З - Ж в слогах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

15.12.15

17.

Дифференциация З - Ж в словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

16.12.15

18.

Дифференциация З - Ж в предложении.

Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

Стихотворный текст, веера букв, мяч, карточки с заданиями. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

18.12.15

19.

Дифференциация С - Щ в слогах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

22.12.15

20.

Дифференциация С - Щ в словах.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

23.12.15

21.

Дифференциация С - Щ в предложении.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

Карточки с заданиями. Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

25.12.15

III четверть.

Дифференциация согласных.

9 ч.

   

1.

Дифференциация С – Ц в слогах и в словах.

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

12.01.16

2.

Дифференциация С - Ц в предложении.

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

13.01.16

3.

Дифференциация Ч – Ц в слогах и в словах.

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями.

15.01.16

4.

Дифференциация Ч - Ц в предложении.

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

19.01.16

5.

Дифференциация Ч – Щ в слогах и в словах.

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв.

Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями

20.01.16

6.

Дифференциация Ч - Щ в предложении.

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания», 2005 г.

22.01.16

7.

Дифференциация Ш – Щ в слогах и в словах.

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв.

Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями.

26.01.16

8.

Дифференциация Ш - Щ в предложении.

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

27.01.16

9.

Дифференциация И – Й изолированно и в словах.

Показать различие в образовании данных звуков.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

29.01.16

Слоговая структура слова.

5 ч.

   

10.

Анализ односложных слов.

Развивать умение анализировать слоговую структуру слова.

1

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

2.02.16

11.

Анализ двусложных слов.

Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закреплять понятие о слоге как части слова.

1

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

3.02.16

12.

Анализ трёхсложных слов.

1. Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные.

2. Закреплять понятие о слоге как части слова.

3. Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных в слове.

1

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

5.02.16

13.

Деление на слоги слов со стечением согласных.

Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных в слове.

1

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.

Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

9.02.16

14.

Определение ударного слога в словах.

Учить определять ударный слог.

1

Слоговые таблицы, раздаточный картинный материал, схемы ритмического рисунка слова. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

10.02.16

Слова, обозначающие предметы.

5 ч.

   

15.

Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов.

Учить различать предметы по вопросам «Кто это?», «Что это?»,

1

Индивидуальный раздаточный картинный материал, карточки со словами, набор предметных картинок. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г

Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

12.02.16

16.

Слова, обозначающие один и много предметов.

Учить образовывать множественное число имени существительного.

1

Набор предметных картинок. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г

16.02.16

17.

Определение предмета по названию его составных частей.

Учить определять предмет по его составным частям.

1

Картинный материал, карточки со словами.

Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

17.02.16

18.

Сравнение двух предметов.

Учить сравнивать два похожих предмета и определять признаки сходства и различия.

1

Картинный материал. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

19.02.16

19.

Различение слов, обозначающих обобщённые понятия.

Учить различать предметы по их действиям и группировать действия по признаку их однородности ( кто как передвигается, кто как голос подаёт).

1

Картинный материал, раздаточный наглядный материал. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.

24.02.16

Слова, обозначающие действия предметов.

6 ч.

   

20.

Различение животных по их действиям.

Учить различать предметы по их действиям и группировать действия по признаку их однородности ( кто как передвигается, кто как голос подаёт).

1

Картинный материал. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение», 1981 г.

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос», 2003 г.

26.02.16

21.

Образование слов, обозначающих действие одного предмета и множества предметов.

Учить образовывать множественное число глаголов.

1

Карточки с заданиями. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение», 1981 г.

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» , 2003 г.

1.03.16

22.

Различение профессий людей по их действиям.

Учить различать профессии людей по действиям, которые они выполняют.

1

Раздаточные предметные картинки, карточки с заданиями. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» , 2003 г.

2.03.16

23.

Определение действий в режиме дня.

Учить правильно определять действия, которые дети выполняют в разное время суток.

1

Картинный материал. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение», 1981 г.

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» , 2003 г.

4.03.16

24.

Упражнение в подборе слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим действия.

Учить подбирать слова – действия к словам – предметам.

1

Карточки с заданиями. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение», 1981 г.

9.03.16

25.

Упражнение в подборе слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим действия.

Учить подбирать слова – действия к словам – предметам.

1

Карточки с заданиями. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение», 1981 г.

11.03.16

Работа с предлогами.

14 ч.

   

26.

Различение предложений и словосочетаний.

Предупреждать использование ошибочных словосочетаний в речи.

1

Схемы предложений. Карточки с заданиями. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г

15.03.16

27.

Применение предлогов в речи.

Познакомить детей с предлогами на практическом уровне.

1

Карточки с деформированными предложениями, картинки для составления предложений. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г

16.03.16

28.

Предложения с предлогом на.

Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения.

1

Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г

18.03.16

IVчетверть

1

Предложения с предлогом в.

Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов.

1

Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г

29.03.16

2

Дифференциация предлогов на – в.

Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения

1

Карточки для оргмомента, карточки с записанными на них предлогами В-НА, карточки с предложениями. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г

30.03.16

3

Предложения с предлогом с.

Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения

1

Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г

1.04.16

4

Дифференциация предлогов с - из.

Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов.

1

Карточки для оргмомента, карточки с записанными на них предлогами С-ИЗ, карточки с предложениями. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г

5.04.16

5

Предложения с предлогом от.

Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения.

1

Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г

6.04.16

6

Предложения с предлогом к.

Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения.

1

Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г

8.04.16

7

Дифференциация предлогов от - к.

Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов.

1

Карточки для оргмомента, карточки с записанными на них предлогами ОТ-К, карточки с предложениями. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г

12.04.16

8

Предложения с предлогом над.

Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения.

1

Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г

13.04.16

9

Предложения с предлогом под.

Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения.

1

Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г

15.04.16

10

Дифференциация предлогов под – над.

Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов.

1

Карточки для оргмомента, карточки с записанными на них предлогами ПОД-НАД, карточки с предложениями. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г

19.04.16

11

Закрепление понятия о предлогах. Диктант по теме «Предлоги».

1.Закреплять умение выделять предлоги в предложении.

2.Проверить знания по теме «Предлоги».

1

Карточки с предлогами, Карточки с деформированными предложениями.

20.04.16

Предложение.

7 ч.

   

12

Обозначение границ предложения. Выделение предложений из текста.

Формировать умение правильно оформлять границы предложения в устной и письменной речи, выделять законченные предложения из сплошного текста.

1

Карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

22.04.16

13

Дополнение предложений с помощью вопросов и слов для справок.

Формировать умение распространять простое двусоставное предложение.

1

Карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

26.04.16

14

Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку.

Учить составлять грамматически верное предложение.

1

Карточки с заданиями для индивидуальной работы. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

27.04.16

15.

Сложное предложение.

Познакомить детей со сложносочинённым предложением ( с союзом «а»).

1

Картинный материал, Карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

29.04.16

16.

Интонационная законченность предложения. Повествовательное предложение.

Формировать представление об интонации. Упражнять детей в правильном интонационном оформлении различных видов предложений.

1

Карточки с загадками, Карточки со сплошным текстом. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

3.05.16

17.

Интонационная законченность предложения. Вопросительное предложение.

Формировать представление об интонации. Упражнять детей в правильном интонационном оформлении различных видов предложений.

1

Карточки с загадками, Карточки со сплошным текстом. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

4.05.16

18.

Интонационная законченность предложения. Восклицательное предложение.

Формировать представление об интонации. Упражнять детей в правильном интонационном оформлении различных видов предложений.

1

Карточки со сплошным текстом. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

6.05.16

Текст.

6ч.

   

19.

Ознакомление с признаками текста.

Формировать умение отличать текст от группы предложений.

1

Карточки с текстом. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.

10.05.16

20.

Восстановление деформирован-ного текста.

Формировать умение устанавливать последовательность предложений в тексте.

1

Карточки с деформированным текстом. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.

11.05.16

21.

Пересказ текста по вопросам.

Формировать умение составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте.

1

Карточки с вопросами к тексту. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.

13.05.16

22.

Составление рассказа по серии картинок.

Учить выделять части в рассказе, последовательно излагать текст.

1

Серия картинок. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.

17.05.16

23.

Составление рассказа по серии картинок.

Учить выделять части в рассказе, последовательно излагать текст.

1

Серия картинок. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.

18.05.16

24.

Занимательная логопедия.

 

1

 

20.05.16

Обследование.

3 ч.

   

25.

Фронтальное обследование.

 

1

Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.:« Айрис дидактика», 2007 г.

24.05.16

26

Фронтальное обследование

 

1

Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.:« Айрис дидактика», 2007 г.

25.05.16

27

Фронтальное обследование

 

1

Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.:« Айрис дидактика», 2007 г.

27.05.16


 

Результаты освоения программы

Обучающиеся научатся:

•  анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;

•  списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

•  писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;

•   писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

•  составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

Ресурсное обеспечение рабочей программы.

Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку. Имя существительное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 4 по русскому язык. Глагол.» . – М.: «Просвещение», 2002 г.

Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.

Городилова В.И., Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.

Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.

Громова О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М.: «Творческий Центр Сфера», 2008 г.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М.: «Творческий центр», 2005 г.

Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.

Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г.

Ефименко Л.Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей-олигофренов». – М.: «Просвещение»,1970 г.

Жукова Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: « АРДЛТД»,1998 г.

Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР», 1960 Г.

Киселёва В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М.: «Творческий Центр Сфера», 2008 г.

Костенко Ф. Д. «Сборник диктантов». – М.: «Просвещение», 1972 г.

Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.

Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.

Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М.: 2007 г.

Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.

Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М.: «Творческий Центр Бриз», 2008 г.

Седых Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М.: 2005 г.

Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г.

Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г.

Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.

Филлипова «Говори правильно». – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.

Ханьшева Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.

Юрова Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М.: 2005 г.

Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.


 

Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой.

Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.

Лалаева Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос», 1998 г.

Логопедия /под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.

Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации