Рабочая программа логопедических занятий, 3 класс
Рабочая программа
логопедических занятий
3 класс
Автор- составитель:
Ситникова М.Н.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- выраженная дислексия;
- дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
2. Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для воспитанников 3 класса специальной (коррекционной) школы» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма – вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
-системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного, своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А.Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в специальной (коррекционной) школы, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при разработке программы использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.
3.Цели и задачи программы
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи воспитанников, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи программы:
Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей воспитанников.
Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
4.Организация работы по программе
Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из воспитанников одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. Занятия с группой 3 класса проводятся 3 раза в неделю.
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта воспитанников. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия могут входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Содержание изучаемого курса
3 класс (102 часа)
Обследование – 5 часов.
Звуковой анализ – 8 часов.
Дифференциация звонких и глухих согласных – 13 часов.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных – 9 часов.
Дифференциация сонорных согласных – 3 часа.
Дифференциация свистящих и шипящих согласных – 9 часов.
Дифференциация согласных – 9 часов.
Слоговая структура слова – 5 часов.
Слова, обозначающие предметы – 5 часов.
Слова, обозначающие действие предметов – 6 часов.
Работа с предлогами – 14 часов.
Предложение – 7 часов.
Текст – 6 часов.
Обследование – 3 час.
3 класс (102 ч)
№ |
Название раздела, темы логопедического занятия |
Задачи |
Кол-во часов |
Информационное сопровождение |
Дата по плану |
|||||
I четверть |
||||||||||
Обследование. |
5 ч. |
|||||||||
1. |
Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии. |
Провести первичную диагностику. |
1 |
Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. |
1.09.15 |
|||||
2. |
Обследование импрессивной и экспрессивной речи. |
1. Обследовать речь на уровне понимания слов, предложения, грамматических форм, текст. 2. Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания. |
1 |
Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. |
2.09.15 |
|||||
3. |
Обследование связной речи, словарного запаса, слоговой структуры слов. |
1. Выявить степень сформированности связной речи. 2. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов. 3. Выявить степень владения слоговой структурой. |
1 |
Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. |
4.09.15 |
|||||
4. |
Обследование произносительной стороны речи. |
Выявить способность дифференциации звуков близких по акустическим признакам. |
1 |
Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. |
8.09.15 |
|||||
5. |
Обследование чтения и письма. |
Выявить наличие нарушений чтения и письма. |
1 |
Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.:« Айрис дидактика», 2007 г. |
9.09.15 |
|||||
Звуковой анализ |
8 ч. |
|||||||||
6. |
Органы речи и образование звуков речи. |
1. Сравнить речевые и неречевые звуки. Познакомить со строением речевого аппарата. 2. Показать, как образуются звуки речи. |
1 |
Таблица с изображением органов речи. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. |
11.09.15 |
|||||
7. |
Гласные звуки. Узнавание гласного звука на слух |
1. Познакомить учеников с образованием гласных 1-го ряда. 2. Развивать фонематический слух. |
1 |
Схемы звукового анализа. Наглядный раздаточный материал. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. |
15.09.15 |
|||||
8. |
Слова, отличающиеся одним гласным звуком. |
Формировать понятие о фонеме как смыслоразличительной единице языка. |
1 |
Схемы звукового анализа .Наглядный раздаточный материал. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. |
16.09.15 |
|||||
9. |
Согласные звуки. |
Показать различие в образовании гласных и согласных звуков. |
1 |
Схемы звукового анализа. Наглядный раздаточный материал. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. |
18.09.15 |
|||||
10. |
Слова, отличающиеся одним согласным звуком. |
Закрепить понятие о фонеме как смыслоразличительной единице языка. |
1 |
Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. .Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.:« Владос», 2001 г. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. |
22.09.15 |
|||||
11. |
Звуковой анализ односложных слов. |
Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове. |
1 |
Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. |
23.09.15 |
|||||
12. |
Звуковой анализ двусложных слов. |
Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове. |
1 |
Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. |
25.09.15 |
|||||
13. |
Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд. |
Развивать фонематический слух. |
1 |
Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. Набор цифр. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. |
29.09.15 |
|||||
Дифференциация звонких и глухих парных согласных. |
13 ч. |
|||||||||
14. |
Дифференциация Б – П изолированно и в слогах. |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
1 |
Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
30. 09.15 |
|||||
15. |
Дифференциация Б – П в словах и в предложении. |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
1 |
Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
2.10.15 |
|||||
16. |
Дифференциация В - Ф изолированно и в слогах. |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
1 |
Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания», 2005 г. |
6.10.15 |
|||||
17. |
Дифференциация В - Ф в словах и в предложении. |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
1 |
Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименко Л,Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М.: «Просвещение»,1970 г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
7.10.15 |
|||||
18. |
Дифференциация Г - К изолированно и в слогах. |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
1 |
Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
9.10.15 |
|||||
19. |
Дифференциация Г – К в словах и в предложении. |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
1 |
Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
13.10.15 |
|||||
20. |
Дифференциация Д – Т изолированно и в слогах. |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
1 |
Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» , 2005 г. |
14.10.15 |
|||||
21. |
Дифференциация Д – Т в словах и в предложении |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
1 |
Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
16.10.15 |
|||||
22. |
Дифференциация Ж - Ш изолированно и в слогах. |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
1 |
Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г |
20.10.15 |
|||||
23. |
Дифференциация Ж - Ш в словах и в предложении |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
1 |
Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
21.10.15 |
|||||
24. |
Дифференциация З – С изолированно и в слогах. |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
1 |
Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
23.10.15 |
|||||
25 |
Дифференциация З - С в словах и в предложении. |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. |
1 |
Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Дидактический материал. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
27.10.15 |
|||||
26. |
Итоговое занятие по теме « Звонкие и глухие согласные». |
Проверить уровень знаний учащихся. |
1 |
Дидактический материал. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
28.10.15 |
|||||
II четверть |
||||||||||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными. |
9 ч. |
|||||||||
1. |
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в слогах и в словах. |
Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. |
1 |
Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Дидактический материал. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г. |
10.11.15 |
|||||
2. |
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в слогах и в словах. |
Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. |
1 |
Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г. |
11.11.15 |
|||||
3. |
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в слогах и в словах. |
Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. |
1 |
Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв . Дидактический материал. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г. |
13.11.15 |
|||||
4. |
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах и в словах. |
Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. |
1 |
Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г. |
17.11.15 |
|||||
5. |
Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах. |
Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. |
1 |
Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г. |
18.11.15 |
|||||
6. |
Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в словах. |
Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. |
1 |
Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г. |
20.11.15 |
|||||
7. |
Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах. |
Наглядно показать количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова. |
1 |
Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. |
24.11.15 |
|||||
8. |
Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах. |
Наглядно показать количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова. |
1 |
Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. |
25.11.15 |
|||||
9. |
Итоговое занятие по теме « Твёрдые и мягкие согласные». |
Закреплять умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные». |
1 |
Дидактический материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. |
27.11.15 |
|||||
Дифференциация сонорных согласных. |
3 ч. |
|||||||||
10. |
Дифференциация согласных Р – Л в слогах. |
Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении. |
1 |
Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. Новоторцева Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». - Ярославль: «Академия развития», 1999 г. |
1.12.15 |
|||||
11. |
Дифференциация согласных Р – Л в словах. |
Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении. |
1 |
Кроссворд, веера букв, карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. Новоторцева Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». - Ярославль: «Академия развития», 1999 г. |
2.12.15 |
|||||
12. |
Дифференциация согласных Р – Л в предложении. |
Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении. |
1 |
Веера букв, карточки с заданиями Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. Новоторцева Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». - Ярославль: «Академия развития», 1999 г. |
412.15 |
|||||
Дифференциация свистящих и шипящих согласных. |
10 ч. |
|||||||||
13. |
Дифференциация С – Ш в слогах. |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. |
1 |
Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
8.12.15 |
|||||
14. |
Дифференциация С – Ш в словах. |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. |
1 |
Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
9.12.15 |
|||||
15. |
Дифференциация С – Ш в предложении. |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. |
1 |
Стихотворный текст, веера букв, мяч, карточки с заданиями. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
11.12.15 |
|||||
16. |
Дифференциация З - Ж в слогах. |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. |
1 |
Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
15.12.15 |
|||||
17. |
Дифференциация З - Ж в словах. |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. |
1 |
Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
16.12.15 |
|||||
18. |
Дифференциация З - Ж в предложении. |
Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. |
1 |
Стихотворный текст, веера букв, мяч, карточки с заданиями. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
18.12.15 |
|||||
19. |
Дифференциация С - Щ в слогах. |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. |
1 |
Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
22.12.15 |
|||||
20. |
Дифференциация С - Щ в словах. |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. |
1 |
Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
23.12.15 |
|||||
21. |
Дифференциация С - Щ в предложении. |
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. |
1 |
Карточки с заданиями. Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
25.12.15 |
III четверть.
Дифференциация согласных. |
9 ч. |
||||||||
1. |
Дифференциация С – Ц в слогах и в словах. |
Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. |
1 |
Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
12.01.16 |
||||
2. |
Дифференциация С - Ц в предложении. |
Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. |
1 |
Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
13.01.16 |
||||
3. |
Дифференциация Ч – Ц в слогах и в словах. |
Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. |
1 |
Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. |
15.01.16 |
||||
4. |
Дифференциация Ч - Ц в предложении. |
Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. |
1 |
Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
19.01.16 |
||||
5. |
Дифференциация Ч – Щ в слогах и в словах. |
Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. |
1 |
Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями |
20.01.16 |
||||
6. |
Дифференциация Ч - Щ в предложении. |
Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. |
1 |
Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания», 2005 г. |
22.01.16 |
||||
7. |
Дифференциация Ш – Щ в слогах и в словах. |
Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. |
1 |
Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. |
26.01.16 |
||||
8. |
Дифференциация Ш - Щ в предложении. |
Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. |
1 |
Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
27.01.16 |
||||
9. |
Дифференциация И – Й изолированно и в словах. |
Показать различие в образовании данных звуков. |
1 |
Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. |
29.01.16 |
||||
Слоговая структура слова. |
5 ч. |
||||||||
10. |
Анализ односложных слов. |
Развивать умение анализировать слоговую структуру слова. |
1 |
Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. |
2.02.16 |
||||
11. |
Анализ двусложных слов. |
Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закреплять понятие о слоге как части слова. |
1 |
Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. |
3.02.16 |
||||
12. |
Анализ трёхсложных слов. |
1. Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. 2. Закреплять понятие о слоге как части слова. 3. Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных в слове. |
1 |
Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. |
5.02.16 |
||||
13. |
Деление на слоги слов со стечением согласных. |
Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных в слове. |
1 |
Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г. |
9.02.16 |
||||
14. |
Определение ударного слога в словах. |
Учить определять ударный слог. |
1 |
Слоговые таблицы, раздаточный картинный материал, схемы ритмического рисунка слова. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г. |
10.02.16 |
||||
Слова, обозначающие предметы. |
5 ч. |
||||||||
15. |
Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов. |
Учить различать предметы по вопросам «Кто это?», «Что это?», |
1 |
Индивидуальный раздаточный картинный материал, карточки со словами, набор предметных картинок. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. |
12.02.16 |
||||
16. |
Слова, обозначающие один и много предметов. |
Учить образовывать множественное число имени существительного. |
1 |
Набор предметных картинок. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г |
16.02.16 |
||||
17. |
Определение предмета по названию его составных частей. |
Учить определять предмет по его составным частям. |
1 |
Картинный материал, карточки со словами. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. |
17.02.16 |
||||
18. |
Сравнение двух предметов. |
Учить сравнивать два похожих предмета и определять признаки сходства и различия. |
1 |
Картинный материал. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. |
19.02.16 |
||||
19. |
Различение слов, обозначающих обобщённые понятия. |
Учить различать предметы по их действиям и группировать действия по признаку их однородности ( кто как передвигается, кто как голос подаёт). |
1 |
Картинный материал, раздаточный наглядный материал. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. |
24.02.16 |
||||
Слова, обозначающие действия предметов. |
6 ч. |
||||||||
20. |
Различение животных по их действиям. |
Учить различать предметы по их действиям и группировать действия по признаку их однородности ( кто как передвигается, кто как голос подаёт). |
1 |
Картинный материал. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение», 1981 г. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос», 2003 г. |
26.02.16 |
||||
21. |
Образование слов, обозначающих действие одного предмета и множества предметов. |
Учить образовывать множественное число глаголов. |
1 |
Карточки с заданиями. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение», 1981 г. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» , 2003 г. |
1.03.16 |
||||
22. |
Различение профессий людей по их действиям. |
Учить различать профессии людей по действиям, которые они выполняют. |
1 |
Раздаточные предметные картинки, карточки с заданиями. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» , 2003 г. |
2.03.16 |
||||
23. |
Определение действий в режиме дня. |
Учить правильно определять действия, которые дети выполняют в разное время суток. |
1 |
Картинный материал. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение», 1981 г. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» , 2003 г. |
4.03.16 |
||||
24. |
Упражнение в подборе слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим действия. |
Учить подбирать слова – действия к словам – предметам. |
1 |
Карточки с заданиями. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение», 1981 г. |
9.03.16 |
||||
25. |
Упражнение в подборе слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим действия. |
Учить подбирать слова – действия к словам – предметам. |
1 |
Карточки с заданиями. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение», 1981 г. |
11.03.16 |
||||
Работа с предлогами. |
14 ч. |
||||||||
26. |
Различение предложений и словосочетаний. |
Предупреждать использование ошибочных словосочетаний в речи. |
1 |
Схемы предложений. Карточки с заданиями. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г |
15.03.16 |
||||
27. |
Применение предлогов в речи. |
Познакомить детей с предлогами на практическом уровне. |
1 |
Карточки с деформированными предложениями, картинки для составления предложений. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г |
16.03.16 |
||||
28. |
Предложения с предлогом на. |
Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. |
1 |
Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г |
18.03.16 |
||||
IVчетверть |
|||||||||
1 |
Предложения с предлогом в. |
Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. |
1 |
Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г |
29.03.16 |
||||
2 |
Дифференциация предлогов на – в. |
Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения |
1 |
Карточки для оргмомента, карточки с записанными на них предлогами В-НА, карточки с предложениями. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г |
30.03.16 |
||||
3 |
Предложения с предлогом с. |
Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения |
1 |
Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г |
1.04.16 |
4 |
Дифференциация предлогов с - из. |
Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. |
1 |
Карточки для оргмомента, карточки с записанными на них предлогами С-ИЗ, карточки с предложениями. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г |
5.04.16 |
|
5 |
Предложения с предлогом от. |
Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. |
1 |
Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г |
6.04.16 |
|
6 |
Предложения с предлогом к. |
Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. |
1 |
Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г |
8.04.16 |
|
7 |
Дифференциация предлогов от - к. |
Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. |
1 |
Карточки для оргмомента, карточки с записанными на них предлогами ОТ-К, карточки с предложениями. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г |
12.04.16 |
|
8 |
Предложения с предлогом над. |
Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. |
1 |
Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г |
13.04.16 |
|
9 |
Предложения с предлогом под. |
Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. |
1 |
Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г |
15.04.16 |
|
10 |
Дифференциация предлогов под – над. |
Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. |
1 |
Карточки для оргмомента, карточки с записанными на них предлогами ПОД-НАД, карточки с предложениями. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г |
19.04.16 |
|
11 |
Закрепление понятия о предлогах. Диктант по теме «Предлоги». |
1.Закреплять умение выделять предлоги в предложении. 2.Проверить знания по теме «Предлоги». |
1 |
Карточки с предлогами, Карточки с деформированными предложениями. |
20.04.16 |
|
Предложение. |
7 ч. |
|||||
12 |
Обозначение границ предложения. Выделение предложений из текста. |
Формировать умение правильно оформлять границы предложения в устной и письменной речи, выделять законченные предложения из сплошного текста. |
1 |
Карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. |
22.04.16 |
|
13 |
Дополнение предложений с помощью вопросов и слов для справок. |
Формировать умение распространять простое двусоставное предложение. |
1 |
Карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. |
26.04.16 |
|
14 |
Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку. |
Учить составлять грамматически верное предложение. |
1 |
Карточки с заданиями для индивидуальной работы. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. |
27.04.16 |
|
15. |
Сложное предложение. |
Познакомить детей со сложносочинённым предложением ( с союзом «а»). |
1 |
Картинный материал, Карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. |
29.04.16 |
|
16. |
Интонационная законченность предложения. Повествовательное предложение. |
Формировать представление об интонации. Упражнять детей в правильном интонационном оформлении различных видов предложений. |
1 |
Карточки с загадками, Карточки со сплошным текстом. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. |
3.05.16 |
|
17. |
Интонационная законченность предложения. Вопросительное предложение. |
Формировать представление об интонации. Упражнять детей в правильном интонационном оформлении различных видов предложений. |
1 |
Карточки с загадками, Карточки со сплошным текстом. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. |
4.05.16 |
|
18. |
Интонационная законченность предложения. Восклицательное предложение. |
Формировать представление об интонации. Упражнять детей в правильном интонационном оформлении различных видов предложений. |
1 |
Карточки со сплошным текстом. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. |
6.05.16 |
|
Текст. |
6ч. |
|||||
19. |
Ознакомление с признаками текста. |
Формировать умение отличать текст от группы предложений. |
1 |
Карточки с текстом. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. |
10.05.16 |
|
20. |
Восстановление деформирован-ного текста. |
Формировать умение устанавливать последовательность предложений в тексте. |
1 |
Карточки с деформированным текстом. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. |
11.05.16 |
|
21. |
Пересказ текста по вопросам. |
Формировать умение составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте. |
1 |
Карточки с вопросами к тексту. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. |
13.05.16 |
|
22. |
Составление рассказа по серии картинок. |
Учить выделять части в рассказе, последовательно излагать текст. |
1 |
Серия картинок. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. |
17.05.16 |
|
23. |
Составление рассказа по серии картинок. |
Учить выделять части в рассказе, последовательно излагать текст. |
1 |
Серия картинок. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. |
18.05.16 |
|
24. |
Занимательная логопедия. |
1 |
20.05.16 |
|||
Обследование. |
3 ч. |
|||||
25. |
Фронтальное обследование. |
1 |
Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.:« Айрис дидактика», 2007 г. |
24.05.16 |
||
26 |
Фронтальное обследование |
1 |
Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.:« Айрис дидактика», 2007 г. |
25.05.16 |
||
27 |
Фронтальное обследование |
1 |
Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.:« Айрис дидактика», 2007 г. |
27.05.16 |
Результаты освоения программы
Обучающиеся научатся:
• анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
• списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
• писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
• писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
• составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Ресурсное обеспечение рабочей программы.
Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку. Имя существительное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 4 по русскому язык. Глагол.» . – М.: «Просвещение», 2002 г.
Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.
Городилова В.И., Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.
Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.
Громова О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М.: «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М.: «Творческий центр», 2005 г.
Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.
Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г.
Ефименко Л.Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей-олигофренов». – М.: «Просвещение»,1970 г.
Жукова Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: « АРДЛТД»,1998 г.
Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР», 1960 Г.
Киселёва В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М.: «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
Костенко Ф. Д. «Сборник диктантов». – М.: «Просвещение», 1972 г.
Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.
Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.
Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М.: 2007 г.
Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.
Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М.: «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
Седых Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М.: 2005 г.
Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г.
Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г.
Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.
Филлипова «Говори правильно». – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
Ханьшева Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.
Юрова Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М.: 2005 г.
Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.
Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой.
Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.
Лалаева Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос», 1998 г.
Логопедия /под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.