12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ситникова Марина Николаевна78 Россия, Иркутская обл., Тайшетский район г.Бирюсинск Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида» |
Рабочая программа логопедических занятий, 3 класс
Рабочая программа
логопедических занятий
3 класс
Автор- составитель:
Ситникова М.Н.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- выраженная дислексия;
- дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
2. Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для воспитанников 3 класса специальной (коррекционной) школы» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма – вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
-системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного, своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А.Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в специальной (коррекционной) школы, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при разработке программы использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.
3.Цели и задачи программы
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи воспитанников, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи программы:
Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей воспитанников.
Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
4.Организация работы по программе
Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из воспитанников одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. Занятия с группой 3 класса проводятся 3 раза в неделю.
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта воспитанников. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия могут входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Содержание изучаемого курса
3 класс (102 часа)
Обследование – 5 часов.
Звуковой анализ – 8 часов.
Дифференциация звонких и глухих согласных – 13 часов.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных – 9 часов.
Дифференциация сонорных согласных – 3 часа.
Дифференциация свистящих и шипящих согласных – 9 часов.
Дифференциация согласных – 9 часов.
Слоговая структура слова – 5 часов.
Слова, обозначающие предметы – 5 часов.
Слова, обозначающие действие предметов – 6 часов.
Работа с предлогами – 14 часов.
Предложение – 7 часов.
Текст – 6 часов.
Обследование – 3 час.
3 класс (102 ч)
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Задачи | Кол-во часов | Информационное сопровождение | Дата по плану | |||||
I четверть | ||||||||||
Обследование. | 5 ч. | |||||||||
1. | Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии. | Провести первичную диагностику. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | 1.09.15 | |||||
2. | Обследование импрессивной и экспрессивной речи. | 1. Обследовать речь на уровне понимания слов, предложения, грамматических форм, текст. 2. Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | 2.09.15 | |||||
3. | Обследование связной речи, словарного запаса, слоговой структуры слов. | 1. Выявить степень сформированности связной речи. 2. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов. 3. Выявить степень владения слоговой структурой. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | 4.09.15 | |||||
4. | Обследование произносительной стороны речи. | Выявить способность дифференциации звуков близких по акустическим признакам. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | 8.09.15 | |||||
5. | Обследование чтения и письма. | Выявить наличие нарушений чтения и письма. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.:« Айрис дидактика», 2007 г. | 9.09.15 | |||||
Звуковой анализ | 8 ч. | |||||||||
6. | Органы речи и образование звуков речи. | 1. Сравнить речевые и неречевые звуки. Познакомить со строением речевого аппарата. 2. Показать, как образуются звуки речи. | 1 | Таблица с изображением органов речи. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. | 11.09.15 | |||||
7. | Гласные звуки. Узнавание гласного звука на слух | 1. Познакомить учеников с образованием гласных 1-го ряда. 2. Развивать фонематический слух. | 1 | Схемы звукового анализа. Наглядный раздаточный материал. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. | 15.09.15 | |||||
8. | Слова, отличающиеся одним гласным звуком. | Формировать понятие о фонеме как смыслоразличительной единице языка. | 1 | Схемы звукового анализа .Наглядный раздаточный материал. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. | 16.09.15 | |||||
9. | Согласные звуки. | Показать различие в образовании гласных и согласных звуков. | 1 | Схемы звукового анализа. Наглядный раздаточный материал. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. | 18.09.15 | |||||
10. | Слова, отличающиеся одним согласным звуком. | Закрепить понятие о фонеме как смыслоразличительной единице языка. | 1 | Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. .Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.:« Владос», 2001 г. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. | 22.09.15 | |||||
11. | Звуковой анализ односложных слов. | Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове. | 1 | Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. | 23.09.15 | |||||
12. | Звуковой анализ двусложных слов. | Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове. | 1 | Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. | 25.09.15 | |||||
13. | Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд. | Развивать фонематический слух. | 1 | Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. Набор цифр. Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г. Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г. | 29.09.15 | |||||
Дифференциация звонких и глухих парных согласных. | 13 ч. | |||||||||
14. | Дифференциация Б – П изолированно и в слогах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 30. 09.15 | |||||
15. | Дифференциация Б – П в словах и в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 2.10.15 | |||||
16. | Дифференциация В - Ф изолированно и в слогах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания», 2005 г. | 6.10.15 | |||||
17. | Дифференциация В - Ф в словах и в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименко Л,Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М.: «Просвещение»,1970 г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 7.10.15 | |||||
18. | Дифференциация Г - К изолированно и в слогах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 9.10.15 | |||||
19. | Дифференциация Г – К в словах и в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 13.10.15 | |||||
20. | Дифференциация Д – Т изолированно и в слогах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» , 2005 г. | 14.10.15 | |||||
21. | Дифференциация Д – Т в словах и в предложении | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 16.10.15 | |||||
22. | Дифференциация Ж - Ш изолированно и в слогах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г | 20.10.15 | |||||
23. | Дифференциация Ж - Ш в словах и в предложении | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 21.10.15 | |||||
24. | Дифференциация З – С изолированно и в слогах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 23.10.15 | |||||
25 | Дифференциация З - С в словах и в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Дидактический материал. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 27.10.15 | |||||
26. | Итоговое занятие по теме « Звонкие и глухие согласные». | Проверить уровень знаний учащихся. | 1 | Дидактический материал. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 28.10.15 | |||||
II четверть | ||||||||||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными. | 9 ч. | |||||||||
1. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в слогах и в словах. | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Дидактический материал. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г. | 10.11.15 | |||||
2. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в слогах и в словах. | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г. | 11.11.15 | |||||
3. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в слогах и в словах. | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв . Дидактический материал. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г. | 13.11.15 | |||||
4. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах и в словах. | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г. | 17.11.15 | |||||
5. | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах. | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г. | 18.11.15 | |||||
6. | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в словах. | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | 1 | Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г. | 20.11.15 | |||||
7. | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах. | Наглядно показать количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова. | 1 | Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 24.11.15 | |||||
8. | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах. | Наглядно показать количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова. | 1 | Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 25.11.15 | |||||
9. | Итоговое занятие по теме « Твёрдые и мягкие согласные». | Закреплять умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные». | 1 | Дидактический материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 27.11.15 | |||||
Дифференциация сонорных согласных. | 3 ч. | |||||||||
10. | Дифференциация согласных Р – Л в слогах. | Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении. | 1 | Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. Новоторцева Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». - Ярославль: «Академия развития», 1999 г. | 1.12.15 | |||||
11. | Дифференциация согласных Р – Л в словах. | Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении. | 1 | Кроссворд, веера букв, карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. Новоторцева Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». - Ярославль: «Академия развития», 1999 г. | 2.12.15 | |||||
12. | Дифференциация согласных Р – Л в предложении. | Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении. | 1 | Веера букв, карточки с заданиями Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. Новоторцева Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». - Ярославль: «Академия развития», 1999 г. | 412.15 | |||||
Дифференциация свистящих и шипящих согласных. | 10 ч. | |||||||||
13. | Дифференциация С – Ш в слогах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | 1 | Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 8.12.15 | |||||
14. | Дифференциация С – Ш в словах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | 1 | Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 9.12.15 | |||||
15. | Дифференциация С – Ш в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | 1 | Стихотворный текст, веера букв, мяч, карточки с заданиями. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 11.12.15 | |||||
16. | Дифференциация З - Ж в слогах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | 1 | Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 15.12.15 | |||||
17. | Дифференциация З - Ж в словах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | 1 | Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 16.12.15 | |||||
18. | Дифференциация З - Ж в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | 1 | Стихотворный текст, веера букв, мяч, карточки с заданиями. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 18.12.15 | |||||
19. | Дифференциация С - Щ в слогах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | 1 | Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 22.12.15 | |||||
20. | Дифференциация С - Щ в словах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | 1 | Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 23.12.15 | |||||
21. | Дифференциация С - Щ в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | 1 | Карточки с заданиями. Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 25.12.15 |
III четверть.
Дифференциация согласных. | 9 ч. | ||||||||
1. | Дифференциация С – Ц в слогах и в словах. | Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | 1 | Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 12.01.16 | ||||
2. | Дифференциация С - Ц в предложении. | Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | 1 | Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 13.01.16 | ||||
3. | Дифференциация Ч – Ц в слогах и в словах. | Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | 1 | Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. | 15.01.16 | ||||
4. | Дифференциация Ч - Ц в предложении. | Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | 1 | Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 19.01.16 | ||||
5. | Дифференциация Ч – Щ в слогах и в словах. | Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | 1 | Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями | 20.01.16 | ||||
6. | Дифференциация Ч - Щ в предложении. | Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | 1 | Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Барылкина Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания», 2005 г. | 22.01.16 | ||||
7. | Дифференциация Ш – Щ в слогах и в словах. | Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | 1 | Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина Л.П. «Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. | 26.01.16 | ||||
8. | Дифференциация Ш - Щ в предложении. | Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | 1 | Картинный материал, веера букв, карточки с заданиями. Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 27.01.16 | ||||
9. | Дифференциация И – Й изолированно и в словах. | Показать различие в образовании данных звуков. | 1 | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г. | 29.01.16 | ||||
Слоговая структура слова. | 5 ч. | ||||||||
10. | Анализ односложных слов. | Развивать умение анализировать слоговую структуру слова. | 1 | Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 2.02.16 | ||||
11. | Анализ двусложных слов. | Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закреплять понятие о слоге как части слова. | 1 | Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 3.02.16 | ||||
12. | Анализ трёхсложных слов. | 1. Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. 2. Закреплять понятие о слоге как части слова. 3. Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных в слове. | 1 | Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 5.02.16 | ||||
13. | Деление на слоги слов со стечением согласных. | Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных в слове. | 1 | Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г. | 9.02.16 | ||||
14. | Определение ударного слога в словах. | Учить определять ударный слог. | 1 | Слоговые таблицы, раздаточный картинный материал, схемы ритмического рисунка слова. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г. | 10.02.16 | ||||
Слова, обозначающие предметы. | 5 ч. | ||||||||
15. | Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов. | Учить различать предметы по вопросам «Кто это?», «Что это?», | 1 | Индивидуальный раздаточный картинный материал, карточки со словами, набор предметных картинок. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 12.02.16 | ||||
16. | Слова, обозначающие один и много предметов. | Учить образовывать множественное число имени существительного. | 1 | Набор предметных картинок. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г | 16.02.16 | ||||
17. | Определение предмета по названию его составных частей. | Учить определять предмет по его составным частям. | 1 | Картинный материал, карточки со словами. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 17.02.16 | ||||
18. | Сравнение двух предметов. | Учить сравнивать два похожих предмета и определять признаки сходства и различия. | 1 | Картинный материал. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 19.02.16 | ||||
19. | Различение слов, обозначающих обобщённые понятия. | Учить различать предметы по их действиям и группировать действия по признаку их однородности ( кто как передвигается, кто как голос подаёт). | 1 | Картинный материал, раздаточный наглядный материал. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г. | 24.02.16 | ||||
Слова, обозначающие действия предметов. | 6 ч. | ||||||||
20. | Различение животных по их действиям. | Учить различать предметы по их действиям и группировать действия по признаку их однородности ( кто как передвигается, кто как голос подаёт). | 1 | Картинный материал. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение», 1981 г. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос», 2003 г. | 26.02.16 | ||||
21. | Образование слов, обозначающих действие одного предмета и множества предметов. | Учить образовывать множественное число глаголов. | 1 | Карточки с заданиями. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение», 1981 г. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» , 2003 г. | 1.03.16 | ||||
22. | Различение профессий людей по их действиям. | Учить различать профессии людей по действиям, которые они выполняют. | 1 | Раздаточные предметные картинки, карточки с заданиями. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» , 2003 г. | 2.03.16 | ||||
23. | Определение действий в режиме дня. | Учить правильно определять действия, которые дети выполняют в разное время суток. | 1 | Картинный материал. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение», 1981 г. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» , 2003 г. | 4.03.16 | ||||
24. | Упражнение в подборе слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим действия. | Учить подбирать слова – действия к словам – предметам. | 1 | Карточки с заданиями. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение», 1981 г. | 9.03.16 | ||||
25. | Упражнение в подборе слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим действия. | Учить подбирать слова – действия к словам – предметам. | 1 | Карточки с заданиями. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение», 1981 г. | 11.03.16 | ||||
Работа с предлогами. | 14 ч. | ||||||||
26. | Различение предложений и словосочетаний. | Предупреждать использование ошибочных словосочетаний в речи. | 1 | Схемы предложений. Карточки с заданиями. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г | 15.03.16 | ||||
27. | Применение предлогов в речи. | Познакомить детей с предлогами на практическом уровне. | 1 | Карточки с деформированными предложениями, картинки для составления предложений. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г | 16.03.16 | ||||
28. | Предложения с предлогом на. | Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. | 1 | Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г | 18.03.16 | ||||
IVчетверть | |||||||||
1 | Предложения с предлогом в. | Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. | 1 | Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г | 29.03.16 | ||||
2 | Дифференциация предлогов на – в. | Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения | 1 | Карточки для оргмомента, карточки с записанными на них предлогами В-НА, карточки с предложениями. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г | 30.03.16 | ||||
3 | Предложения с предлогом с. | Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения | 1 | Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г | 1.04.16 |
4 | Дифференциация предлогов с - из. | Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. | 1 | Карточки для оргмомента, карточки с записанными на них предлогами С-ИЗ, карточки с предложениями. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г | 5.04.16 | |
5 | Предложения с предлогом от. | Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. | 1 | Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г | 6.04.16 | |
6 | Предложения с предлогом к. | Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. | 1 | Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г | 8.04.16 | |
7 | Дифференциация предлогов от - к. | Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. | 1 | Карточки для оргмомента, карточки с записанными на них предлогами ОТ-К, карточки с предложениями. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г | 12.04.16 | |
8 | Предложения с предлогом над. | Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. | 1 | Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г | 13.04.16 | |
9 | Предложения с предлогом под. | Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. | 1 | Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г | 15.04.16 | |
10 | Дифференциация предлогов под – над. | Уточнять конкретно – пространственное значение предлогов. | 1 | Карточки для оргмомента, карточки с записанными на них предлогами ПОД-НАД, карточки с предложениями. Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г | 19.04.16 | |
11 | Закрепление понятия о предлогах. Диктант по теме «Предлоги». | 1.Закреплять умение выделять предлоги в предложении. 2.Проверить знания по теме «Предлоги». | 1 | Карточки с предлогами, Карточки с деформированными предложениями. | 20.04.16 | |
Предложение. | 7 ч. | |||||
12 | Обозначение границ предложения. Выделение предложений из текста. | Формировать умение правильно оформлять границы предложения в устной и письменной речи, выделять законченные предложения из сплошного текста. | 1 | Карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 22.04.16 | |
13 | Дополнение предложений с помощью вопросов и слов для справок. | Формировать умение распространять простое двусоставное предложение. | 1 | Карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 26.04.16 | |
14 | Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку. | Учить составлять грамматически верное предложение. | 1 | Карточки с заданиями для индивидуальной работы. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 27.04.16 | |
15. | Сложное предложение. | Познакомить детей со сложносочинённым предложением ( с союзом «а»). | 1 | Картинный материал, Карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 29.04.16 | |
16. | Интонационная законченность предложения. Повествовательное предложение. | Формировать представление об интонации. Упражнять детей в правильном интонационном оформлении различных видов предложений. | 1 | Карточки с загадками, Карточки со сплошным текстом. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 3.05.16 | |
17. | Интонационная законченность предложения. Вопросительное предложение. | Формировать представление об интонации. Упражнять детей в правильном интонационном оформлении различных видов предложений. | 1 | Карточки с загадками, Карточки со сплошным текстом. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 4.05.16 | |
18. | Интонационная законченность предложения. Восклицательное предложение. | Формировать представление об интонации. Упражнять детей в правильном интонационном оформлении различных видов предложений. | 1 | Карточки со сплошным текстом. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 6.05.16 | |
Текст. | 6ч. | |||||
19. | Ознакомление с признаками текста. | Формировать умение отличать текст от группы предложений. | 1 | Карточки с текстом. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. | 10.05.16 | |
20. | Восстановление деформирован-ного текста. | Формировать умение устанавливать последовательность предложений в тексте. | 1 | Карточки с деформированным текстом. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. | 11.05.16 | |
21. | Пересказ текста по вопросам. | Формировать умение составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте. | 1 | Карточки с вопросами к тексту. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. | 13.05.16 | |
22. | Составление рассказа по серии картинок. | Учить выделять части в рассказе, последовательно излагать текст. | 1 | Серия картинок. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. | 17.05.16 | |
23. | Составление рассказа по серии картинок. | Учить выделять части в рассказе, последовательно излагать текст. | 1 | Серия картинок. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г. | 18.05.16 | |
24. | Занимательная логопедия. | 1 | 20.05.16 | |||
Обследование. | 3 ч. | |||||
25. | Фронтальное обследование. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.:« Айрис дидактика», 2007 г. | 24.05.16 | ||
26 | Фронтальное обследование | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.:« Айрис дидактика», 2007 г. | 25.05.16 | ||
27 | Фронтальное обследование | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.:« Айрис дидактика», 2007 г. | 27.05.16 |
Результаты освоения программы
Обучающиеся научатся:
• анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
• списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
• писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
• писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
• составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Ресурсное обеспечение рабочей программы.
Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку. Имя существительное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 4 по русскому язык. Глагол.» . – М.: «Просвещение», 2002 г.
Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.
Городилова В.И., Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.
Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.
Громова О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М.: «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М.: «Творческий центр», 2005 г.
Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.
Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г.
Ефименко Л.Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей-олигофренов». – М.: «Просвещение»,1970 г.
Жукова Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: « АРДЛТД»,1998 г.
Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР», 1960 Г.
Киселёва В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М.: «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
Костенко Ф. Д. «Сборник диктантов». – М.: «Просвещение», 1972 г.
Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.
Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.
Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М.: 2007 г.
Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.
Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М.: «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
Седых Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М.: 2005 г.
Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г.
Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г.
Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.
Филлипова «Говори правильно». – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
Ханьшева Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.
Юрова Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М.: 2005 г.
Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.
Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой.
Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.
Лалаева Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос», 1998 г.
Логопедия /под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.