Логопедическое занятие в 1 классе «Весна наступила»
Технологическая карта занятия
Ф.И.О. учителя-логопеда |
С.Н. Солодухина |
|||||
Группа (класс) |
1 класс ( групповое) |
|||||
Тема занятия |
«Весна наступила». Формирование лексико – грамматических категорий и связной речи. |
|||||
Тип занятия |
групповое |
|||||
Используемые технологии |
||||||
Цель занятия |
Продолжать учить связно, непрерывно, логически высказывать свою мысль; контролировать произношение в самостоятельной речи на основе лексической темы: «Весна». |
|||||
Задачи |
Образовательные |
Коррекционно-развивающие |
Воспитательные |
|||
Закрепить знания о звуках. Продолжать согласовывать движения с речью. |
Закрепить и уточнить знания детей о признаках весны, активизация слов признаков. Обобщить представление о весне, о типичных явлениях в природе весной. Актуализировать словарь по теме: «Весна». Развивать фонематический слух, речевое дыхание, внимание. Отрабатывать навыки связной речи. Развить умение устанавливать причинно-следственные связи; сопровождать предметно-практические действия речью. |
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Прививать интерес к нормам литературного русского языка. |
||||
Универсальные учебные действия |
Личностные УУД: |
Регулятивные УУД: |
Коммуникативные УУД: |
Познавательные УУД: |
||
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. - создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету. |
Развивать умение правильно высказывать свое предположение. . |
Продолжать развивать умения слушать и понимать других детей и учитывать его в совместной работе, работать в группе. |
Прививать умения находить новую информацию; - развивать умения представлять её. |
|||
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение |
Этап занятия |
Содержание занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся
|
Коррекционная работа |
|||||
I этап. Организационный (1-2 мин.) |
.Организационный момент. Упражнение «Улыбнись». - Здравствуйте, давайте поприветствуем друг друга улыбкой |
Создаёт доброжелательную обстановку, мотивирует на доброжелательную обстановку |
Улыбаются друг другу и окружающим |
Мотивация настроя на работу |
|||||
II этап. Актуализация знаний (2 - 3 мин.) |
Загадка о весне « Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет , звонче птичьи голоса. Значит к нам пришла …( Весна) |
Знакомит с темой занятия с помощью загадки ( картинка весны) |
При помощи загадки сами определяют тему занятия |
Мыслительная деятельность |
|||||
III этап. Работа по теме (7 - 10 мин.) |
Артикуляционные упражнения:: 1.(Рот открыть. Высунуть язык. Выполнять круговые движения языком, облизывая губы). 1.Язычок гулять выходит, Домик он кругом обходит, 2.Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо – влево, стараясь максимально высунуть его изо рта. 2. Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам 3.Проводить нижними зубами по верхней губе, а верхними – по нижней, массируя ее. 3.Смотрит, как расческа зубы Нам причесывают губы. . 4.(.Широко улыбнуться, растягивая губы.) 4.. Видит: губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке 5.Собрать губы в «Трубочку», вытянуть вперед. 5. А теперь наоборот: Губки тянутся вперед. Проговариваем чистоговорки
Пальчиковая гимнастика Игра «Рисуем и рассказываем». Солнышко пригрело, Дети тянут руки вверх, раздвинув пальчики широко в стороны, как лучи солнца. И растаял снег. Опускают руки вниз, машут свободными кистями.
Упражнения для развития речевого дыхания : Дыхательная гимнастика: Весна непостоянное время года - то дует теплый ветерок, то – холодный. Давайте и мы изобразим весенние ветерки. Холодный: звук [c], контролируем ладошкой. Теплый: звук [ш], контроль ладошкой Вспоминаем месяцы : Просмотр видео – записи « Апрель». « Дятел – телеграфист» с движениями. |
(учитель – логопед) читает стихотворение, затем показывает упражнение. Проговаривает чистоговорки . Предлагает детям нарисовать весну при помощи движений рук и рассказать о ней. Объясняет о непостоянстве весны, предлагает выполнить дых. Гимнастику на различные звуки ( с-холодный, ш- тёплый). Демонстрирует видеофильм « Апрель», беседа об увиденном. |
Сидят за столами, выполняют упражнения перед зеркалом. Сидят а столами и проговариваривают с логопедом чистоговорки: Выполняют упражнения стоя возле стульчиков 1.Дети тянут руки вверх, раздвинув пальчики широко в стороны, как лучи солнца. 2. Опускают руки вниз, машут свободными кистями. 3. Показывают кистями рук бутончик подснежника, а затем выпрямляют пальцы, показывают цветок. |
Подготовка артикуляционного аппарата к работе Отработка дыхания, дикции и точности движений. |
|||||
IV этап. Физкультминутка (1-2 мин) |
Игра в кругу с мячом « Назови ласково» Например: снег-снежок. Ветка- Почка- Листья –Река – Вода - Птица Игра с движениями «Птицы» ( « О чём поют воробышки», «Совушка – сова», « Ворона» - проговариваем.
|
Бросает мяч и называет слова |
Образовывают уменьшительно – ласкательные существительные. Выполняют действия птиц в соответствии с текстом |
Образование ласкательных существительных Передавание движением и интонацией характерных особенностей и повадок птиц |
|||||
V этап. Закрепление изученного материала ( 3 - 4 мин.)
|
Хоровод « Веснянка» с движениями Рассматривание картинок о весне( почки с листочками, прилёт птиц, подснежники, бегут ручейки )связь с весной у нас сравнение. |
Ведёт детей в хороводе. Даёт каждому свою картинку |
Повторяют слова и движения . Называют что изображено, составляя несложный рассказ. |
Сочетание движения и речи |
|||||
VI этап. Рефлексия (итог). ( 2 – 4 мин.)
|
Как вам понравилось занятие? Что именно понравилось, что - нет? Что нового, интересного вы сегодня узнали? Закончим чистоговоркой: Да-да-да, рады мы весне всегда. |
Предлагает выразить улыбкой своё отношение к весне |
Отвечают на вопросы, о своём отношении к занятию |
Самостоятельная оценка занятия и своей работы |