Логопедическое занятие в подготовительной группе по теме «Зима» с использованием инновационных технологий
Логопедическое занятие в подготовительной группе по теме «Зима» с использованием инновационных технологий.
Цель:
Продолжать вырабатывать полноценные движения органов артикуляционного аппарата необходимые для правильного произнесения звуков;
продолжать обучать детей отвечать на вопросы взрослого полным предложением,
закреплять умение решать задачи творческого характера с использованием приёмов ТРИЗ, ТРКМ;;
продолжать обучать умению выражать свои мысли, вырабатывать способности к анализу, формировать связность и четкость высказываний;
расширять и актуализировать словарный запас;
закреплять умения изменять существительные с помощью суффиксов ечк, очк, ищ, строить простые предложения с предлогами;
закреплять умение дифференцировать твердые и мягкие согласные;
развивать память, внимание, мышление;
Воспитывать умение слушать своих товарищей.
Оборудование: магнитная доска, картина "Зимний лес", предметные картинки, су джок, кольца Луллия, сенсорный ящик, детали конструктора "ТИКО", деревянные буквы,фишки- символы мягких и твердых согласных, компьютер.
Ход занятия:
Приветствие. Сообщение темы.
Артикуляционная гимнастика. Прием Су джок.
Сказка о язычке.
Жил – был язычок. Выглянул в окошко (упр. «Иголочка»), а на улице идёт снег, весь домик засыпало. Вышел язычок на улицу и начал снег убирать. (упр. "Вкусное варенье"). Захотел язычок из снега слепить снеговика (упр. "Часики"). Слепил красивого снеговика и пошёл язычок домой, выпил он чашку чая (упр. «Чашечка») и лёг отдыхать (упр. "Блинчик").
Упражнения на дыхание.
Превращаемся в ветерок и дуем на снежинки.
Упражнение «сдуй снежинку» вдох через нос , выдох длительный через рот. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем.
Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Прием ТРИЗ «вхождение в картину»
Выставляется сюжетная картинка. Оказываемся в зимнем лесу.
Схемы - Помощники:
“Я вижу”, “Я слышу”, “Я ощущаю носом”, “Я ощущаю руками”
“Продолжите предложения:
Я ощущаю руками…(холодный мокрый снег, ледяную сосульку и т.п.
Я слушаю….(как тихо ложится на землю снег, как завывает метель и т.п.)
Я чувствую запах…(мороза и свежести)
Прием ТРИЗ «сенсорный ящик»
В сенсорном ящике спрятан предмет.
Что это, дети должны угадать, задавая вопросы.
Зрение: Какой он формы? (он круглой формы)
Какого он цвета? (белый)
Какого он размера? (по сравнению с арбузом – он маленький, по сравнению с виноградинкой – большой)
Сколько у него частей? (у него одна часть: )
Осязание: Какой он на ощупь? (он гладкий)
Слух: Он издает звук? (нет)
Обоняние: Он пахнет? (нет)
Вкус: Это съедобный предмет? ( несъедобный)
Дети отгадывают.
Презентация. Игра «доскажи словечко.»
Давайте поиграем со словом «снег».
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)»
Координация речи с движением
Зимой
Снег пушистый лег на ветки. Изображаем руками ветви деревьев, пальцы растопыриваем
И гулять бегут все детки. Изображаем бег
Лепят бабу под окном, Лепим двумя руками воображаемый снежный ком
Дружно катят снежный ком. Круговые движения руками
Лыжи, Скользим ладонями вперед-назад
Санки Кисти рук соединить вместе, большими пальцами вниз, движение от груди вперед
И коньки Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад
Мчатся наперегонки.
Прием ТРИЗ «волшебные слова» НО и НЕ помогут нам составит загадку.
Круглая, но не мяч,
белая, но не заяц,
холодная, но не мороженое,
колючая, но не , иголка,
летит , но не птица. (снежинка)
Прием ТРИЗ “мозговой штурм”.
придумывание предложений со словом КАК
В снегу ноги утопают как в –
Деревья покрываются снегом как –
Лёд прозрачный как -
Прием ТРКМ «Дидактический синквейн»
Дети выбирают картинки: солнце, снежинка , сугроб, ветер, льдинка
Солнце – холодное, круглое. Светит , заходит, прячется. В небе светит солнце. Свет.
Снежинка – белая, кружевная. Кружиться, летит, падает. Снежинка над землей кружится. Холод.
Сугроб–большой , рыхлый. Растет, тает, лежит. Под деревьями много сугробов. Мороз.
Ветер- сильный, холодный . Проносится, дует, завывает. Ветер завывает в лесу. Вой.
Прием ТРИЗ «морфологическая таблица»
«Назови ласково». « Назови огромное»
Мороз – морозец морозище
Сугроб – сугробик сугробище
Холод – холодок холодище
Ветер – ветерок ветрище
Конструктор «ТИКО» Игра «назови слово».
Придумывание слов на твердые и мягкие согласные.
Прием ТРИЗ «Преобразование объектов картины во времени.»
Снеговик (снежок, вода)
Игра «О чём говорят предметы?»
О чем могут сказать следы на снегу? О том , что здесь пробежала лиса..
О чем могут сказать ….
а что было бы, если к нам совсем не пришла зима?
Дети отвечают.
Прием ТРИЗ "круги луллия"
Раскрутить круги. По очереди дети по трем словам придумывают предложение.
Итог . сюрприз .