12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Майорова Мария Александровна1977
По образованию учитель географии и биологии, по призванию - педагог. Люблю путешествовать и заниматься активным туризмом. Занимаюсь военно-патриотическим воспитание подрастающего поколения. Имею художественное образование и диплом "менеджмент управления".
Россия, Ярославская обл., Ярославль

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Вокруг света за 45 минут»

(Тема урока)

ФИО

Майорова Мария Александровна

Место работы

МОУ «СОШ №87 г. Ярославля

Должность

учитель

Предмет

география

Класс

5

Тема и номер урока в теме

«Вокруг света за 45 минут», Раздел II. История географических открытий, урок обобщения и закрепления

Базовый учебник


Е.М.Домогацких, Э.Л.Веденский. «География. «Введение в географию. 5 класс», изд. «Русское слово», 2012

Цель урока: Систематизировать и закрепить знания учащихся об истории географических открытий и освоения новых земель;

Задачи урока: обучающие: систематизировать знания об истории географических открытий;

-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе, с учебником и картами атласа, дополнительным материалом, развить ИКТ-компетентность;

-воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.


Планируемые результаты: Называть имена путешественников, их заслуги. Правильно использовать в речи географические термины. Устанавливать взаимосвязи рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Личностные УУД: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

Предметные результаты обучения: выявлять и знать географические объекты при изучении темы, знать историю географических открытий и имена путешественников, знать основные правила работы на уроке.

Метапредметные результаты

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

Оценивать работу одноклассников;

Получать различную информацию из различных источников.

Образовательный аспект:

Проверить степень усвоения материала по теме "История географических открытий", выявить проблемы, наметить пути их ликвидации;

Развивающий аспект:

Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:

Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.

Информационной: использовать источники знаний разного типа (презентации, иллюстрации и др.);

Учебно-исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки (гипотезы), применять ранее полученные знания для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи. Обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.

Социальной:  определять свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.

Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать знания, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.

Воспитательный аспект: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.

Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала;

Формы работы учащихся: коллективная, работа в парах

Необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, интернет, ЭОР, персональный компьютер.

Структура и ход урока


Организационно – мотивационный этап

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.


Актуализация темы

Предлагает посмотреть видеофрагмент «Вокруг света за 80дней» и формулировку темы и цели урока.

-Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? Тема: «Вокруг света за 45 минут».

После формулировки целей выводит на экран.

-Цель урока: Систематизировать и закрепить знания об истории географических открытий и освоения новых земель .

Учитель дает установку для работы на уроке. Форма работы происходит в парах, по маршрутному листу, на каждый из «портов» есть задания дифференцированного уровня сложности. В каждом порту находитесь строго отведенное время, об отплытие из порта вас будет предупреждать звук рынды – морского колокола (включает звук для первого прослушивания). В конце урока происходит самооценивание, взаимооценивание и оценка учителя.

Закрепление и обобщение знаний

На интерактивную доску выводиться флеш-анимация «Расположение материков». (http://lotoskay.ucoz.ru/_ld/35/3589____.swf)

Учитель просит одного из детей правильно расположить материки.

-Перед тобой два больших полушария – восточное и западное, на котором есть океаны, но нет материков. Все материки расположены внизу. Твоя задача взять континент, громко и четко назвать его и отнести на место, которое он занимает на том или ином полушарии.

(при правильном выполнении задания серая карта станет цветной)

-Сколько материков у нас на планете? Считаем: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка и Южная Америка (учитель проговаривает и еще раз показывает материки на карте). 6 материков – 6 портов, которые мы сегодня с вами должны посетить. Все порты обозначены у вас на маршрутном листе.


1. -Звучит звук рынды, а это значит нам пора в путешествие. Отдать швартовы, мы отправляемся на самый большой материк нашей планеты – Евразию. На нем располагается самый большой порт – «Отгадай-ка».

Учитель обращает внимание на маршрутный лист, в котором указаны три задания для разминки: ребусы, кроссворд и «галерея путешественников». Учитель дублирует данный материал на интерактивной доске. Дает время для выполнения заданий, после чего выборочно проверяет выполненную работу.

Давайте отгадаем первый ребус. Перед вами две картинки: первая цветок астра, между первой и второй буквой нужно вставить букву «в», получилось – австра. Вторая картинка – цветок лилия, из этого слова нужно убрать первые две букву, получилось – лия. Соединяем две частицы, получаем название материка – Австралия.

Назовите, пожалуйста, определяющее главное слово, которое выделено у вас по вертикали, в кроссворде. (ОТКРЫТИЕ)

После того как дети приклеят портреты путешественников, учитель вызывает одного из учащихся к интерактивной доске, которые производить аналогичное задание.

-Твоя задача, соотнести и соединить имена путешественников с их именами.

-Ребята, проверьте правильно ли вы приклеили фотографии. Найдите свои ошибки, если таковые есть и подпишите правильный вариант.

(приложение 1,2,3)

2. Учитель дает сигнал о смене порта, указывает в маршрутном листе, что пары отправляются на материк Австралия.

-Пора в путь, он будет долог и сложен, по Тихому океану мы с вами отправляемся к берегам самого маленького материка нашей планеты – к Австралии. Там нас ждет порт с названием «Картографический»

Обращает внимание, что название порта «Картографический» передает суть задания в этом порту. Учитель напоминает правила работы с контурными картами, правилами их заполнения и заданием, указанным в маршрутном листе.

- Каждый из мореплавателей «шел» своей дорогой, пересекал свой океан и открывал свои географические объекты. Покажи, как хорошо ты знаешь маршрут мореплавателей. Цветом, в который окрашен квадрат, отметь путь мореплавателя, указанный на обратной стороне этого же квадрата. Не забудь, друг, подписать основные географические объекты.

На маршрутном листе, в углу приклеен цветной квадрат. Учитель обращает внимание, что цвет квадрата- это цвет карандаша, которым работает ребенок на контурной карте. Для того что бы узнать, какой мореплаватель достался паре учащихся, они должны отогнуть уголок, на обратной стороне будет написано имя путешественника.

Фиолетовый цвет - Ф.Магеллан

Синий цвет – Викинги

Зеленый цвет – Дж. Кук

Красный цвет – Афанасий Никитин

(приложение 1, 4)

3.Учитель дает сигнал о смене порта, указывает в маршрутном листе, что пары отправляются на материк Африка.

- Двигаясь на запад, становиться все жарче и жарче. Мы приближаемся к самому жаркому материку нашей планеты – к Африке. На этом материке находится порт «текстовый».

Учитель предлагает поработать учащимся с ошибками, заведено допущенными в тексте.

- Дорогие друзья, многие истории о Великих открытиях дошли до нас в устной форме, про некоторые ни осталось даже черточки и весточки в бортовых журналах. Перед Вами текст. Не думаю, что он правильный. Помоги найти ошибки в тексте и исправить их. А я вам помогу, дам одну подсказку. В данном тексте, находиться 10 ошибок. Удачи в их поиске…

Учитель дает время на поиски ошибок, после чего выводит текст на интерактивную доску и вызывает одного из учащихся, который отмечает все неточности данного текста. Происходить обсуждение и исправление недочетов.

(приложение 5)

4.И снова пора в путь. Учитель дает сигнал о смене порта. Вам не кажется, что становиться холодно? А мне кажется, потому что мы приблизились к берегам, покрытые снегом и льдом. Мы приплыли к Антарктиде. Что бы нам с вами окончательно не замерзнуть, нужно сделать зарядку. Встаем.

Класс встает, и выполняют географическую разминку.

Ручки вверх и тянемся на север, а теперь наклонились и попытались пальчиками дотронуться юга, потянулись на запад, а теперь в противоположную сторону – на восток. (учитель называет стороны горизонта в разнобой, так несколько раз, выполняет разминку вместе с классом).


5. Учитель дает сигнал о смене порта, указывает в маршрутном листе, что пары отправляются на материк Южная Америка.

- Куда же мы поплывем на этот раз? А плывем мы на берега загадочные и удивительные – к Южной Америке. Там находятся люди, которые все вопросы задают со слова «почему?», поэтому и порт называется «Почемучка».

Делает акцент на названии порта «Почемучка», Обращает внимание обучающихся на список вопросов, представленных в маршрутном листе. Просит их ответить на два любых вопроса.

В этом порту живут люди, которые всегда задают один вопрос «ПОЧЕМУ?»

Почему все мореплаватели стремились попасть в Азию?

Почему Магеллан назвал Тихий океан – Тихим?

Почему викинги назвали Северную Америку – Винландом?

Почему путешествие А.Никитина было названо «Хождение за три моря»?

Почему Ф.Магеллан так и не смог завершить кругосветное путешествие?

Почему коренных жителей Америки Х.Колумб назвал индейцами?

Выбери два вопроса и ответь жителям порта «Почему же…?»

Учитель дает время парам ответить на 2 любых вопроса, после чего производит фронтальный опрос, выслушивает ответы, поправляет недочеты в ответах вместе с классом.


6.Учитель дает сигнал о смене порта, указывает в маршрутном листе, что пары отправляются на материк Северная Америка.

- Сейчас мы с вами не сядем на корабль и не будем переплывать моря и океаны, мы с вами пойдем пешком… Да, да, для того что бы отправиться на наш последний материк нам не нужен корабль. Есть маленькая хитрость. Пройдем через узкую полоску земли – перешеек, Панамский перешеек, мы с вами попадем на другой материк – в Северную Америку. Дак чего же мы ждем, в путь…

Дает вводную установку, предлагает проявить детям творчество и решить поставленную задачу:

-Представь себе, что мы вернулись в начало эпохи Великих географических открытий, где Земля была еще пуста и неизвестна. Губернатор твоей страны поручил тебе отправится на поиски неизведанного. Проложи свой путь путешествия, подпиши географические объекты, которые ты пересечешь или в которых побываешь. Удачи, мой друг… Только вперед, только за горизонт!

Учитель предлагает проложить на контурной карте путь своего путешествия и подписать основные географические объекты. После выполнения задания, учитель выборочно спрашивает 2-3 пары об их путешествии, с комментариями и объяснениями. (Если по времени данная работа не может быть выполнена, то ее можно задать как домашнее задание. Дети с удовольствием проявят свое творчество и создадут великолепные маршруты своих запланированных путешествий).

(приложение 4)

Итог урока (рефлексия)


Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Проводит рефлексию:

- Смогли ли мы совершить кругосветное путешествие за 45 минут?

- В каком порту ваша работа была наиболее эффективней?

В маршрутной карте сверху есть специально отведенное место для ответа на поставленные вопросы. В первом случае дети закрашивают смайлик, по результатам совещания в паре. Во втором случае дети прописывают номер порта, в котором они не допустили ни одной ошибки, сделали все четко, грамотно, быстро и аккуратно.


- Где мы только с вами не побывали, что мы только с вами не повидали, но согласитесь, дома всегда лучше. Сложно было бороздить моря и океаны? (сложно). Вот и мореплавателям – первооткрывателям было нелегко. Но мы с вами, так же как они, преодолели все трудности на пути и совершили кругосветное путешествие за 45 минут. Спасибо вам за работу. Маршрутные листы подпишите и сдайте на первую парту.

Приложение 1.

t1611817187aa.png

(Маршрутный лист урока)



Приложение 2.

t1611817187ab.jpgt1611817187ab.jpg

t1611817187ac.jpg


t1611817187ad.jpg


t1611817187ae.png + И



ИНДИЯ


t1611817187af.jpg


Ява


t1611817187ag.jpg

Австралия


t1611817187ah.jpg


Россия


t1611817187ai.png






Тихий (океан)


t1611817187aj.png

t1611817187ab.jpgt1611817187ab.jpg

t1611817187ak.jpg

КУК









Приложение 3.

































1.



















2.












3.
















4.








5.




















6.












7.













8.
























Часть света, в которой находятся следующие государства: Норвегия, Испания, Португалия, Россия и др.

В честь этого путешественника назван пролив в Тихом океане, отделяющий Австралию от острова Новая Гвинея.

Английский военный моряк, исследователь, картограф и первооткрыватель, возглавил три экспедиции, в результате последней открыл остров Австралия.

Прозвище скандинавского мореплавателя, викинга, который основал первое поселение на о.Гренландия.

Самый холодный и самый северный океан на Земле.

В честь этого ученого был назван остров на юге от Австралии, где обитает необычное существо с «устрашающим» названием.

Азиатская страна, куда стремились найти кротчайший путь, что бы обменивать золото на пряности и специи.

Путешественник, совершивший первое кругосветное путешествие, в честь него был назван пролив, разделяющий Южную Америку и о.Огненная Земля.

Ответ «Почемучки» _________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________



Приложение 4.


t1611817187al.png

Приложение 5.


Найдите ошибки в тексте и постарайтесь их исправить.


Фернан Магеллан отправился в путешествие из Финляндии 20 сентября 1519 г. Под его


руководством флотилия в составе десяти кораблей вышла в поход. Она пересекла Индийский


океан и направилась вдоль берегов Северной Америки в поисках Южного моря. После долгих


усилий и больших потерь был найден залив, и флотилия прошла в Северное море. Он назвал


бескрайние водные просторы Бурным океаном. Переплыв Тихий океан, он подошёл к островам


Австралии и, вмешавшись в межплеменную войну, погиб в схватке. Только один корабль


«Анастасия», обогнув Антарктиду, возвратился в Испанию 6 сентября 1522.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.