Статья на тему «Как правильно использовать визуальную подсказку при обучении детей с РАС в 1 классе»

3
0
Материал опубликован 29 May 2020

Мария Олеговна Мусаева учитель - дефектолог

ФГБОУ ВО МГППУ г. Москва

КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВИЗУАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С РАС В ПЕРВОМ КЛАССЕ.

АННОТАЦИЯ

В статье приводятся практические примеры использования метода визуальной поддержки в разных ситуациях при обучении детей с РАС в первом классе. Статья основана на практическом опыте педагога, который работает с детьми с РАС. Практические приемы использования визуальной поддержки подойдут как при работе в адаптационный период обучения (сентябрь- октябрь), так и во время всего процесса обучения.

Материал статьи носит практический характер и подойдет для работы специалистам: дефектологам, педагогам, психологам. Особенно автор рекомендует материалы статьи специалистам, работающим с детьми с РАС.

Ключевые слова: визуальная поддержка, визуальное расписание, карточки: «тихо», «спокойные руки»

Визуальная поддержка – это способ предоставить людям с РАС информацию в более понятной, по сравнению с устной речью, форме[1,с.5 ]

Визуальная поддержка — это использование картинок или других наглядных предметов для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь. [ 2,с.2 ]

Для чего и когда лучше использовать визуальную поддержку при обучении детей с РАС?

Например, на уроке для улучшения мотивации.

На доску вешаются карточки с именами детей(класса). При правильном выполнении заданий напротив имени ребенка прикрепляется «смайлик». Сначала обучения (первые недели сентября) смайликов очень много, дается за каждое задание, постепенно, к октябрю, смайликов становится меньше, так как увеличивается количество заданий, за которые дается один «смайлик». Можно использовать это как соревновательный момент на каждом уроке.

В самом начале обучения (сентябрь – октябрь), то есть, в адаптационный период необходимо использовать визуальное расписание. Учитель вешает на доску карточки с названиями учебных предметов, некоторых режимных моментов: «завтрак», «обед». «домой», «перемена». Для не умеющих читать детей, плохо говорящих можно вешать расписание – картинки вместо карточек с названиями уроков. Сначала учитель сам показывает на каждую карточку, проговаривает сам название урока, затем, вместе с детьми проговаривает названия каждого урока. Можно использовать счет- нумеровать цифрами каждую карточку. Потом прикрепляется на доску цветная большая стрелка, которую можно свободно передвигать по всему расписанию. Учитель сам сначала передвигает стрелку, уточняя в начале каждого урока: «Какой сейчас урок? Правильно стоит стрелка?» Такими вопросами сопровождается работа с визуальным расписанием до тех пор, пока учащиеся не запомнят правильный порядок уроков и режимных моментов. Постепенно, учитель просто обращает внимание детей на расписание, перемещает стрелку на нужный урок. После окончания урока стрелка перемещается на карточку «перемена», «завтрак». После окончания всех уроков стрелку можно переставить на карточку «обед» или «домой». Детям очень нравится самим следить за таким расписанием, они с удовольствием сами переставляют стрелку. Это расписание можно использовать весь первый класс, постепенно убирая карточки с режимными моментами, оставляя карточки с учебными предметами. Во втором классе оставляем уже просто общую таблицу с уроками на каждый день недели.

t1590746972aa.jpg

Фото 1. Использование визуального расписания

Источник: разработано автором

Иногда бывает, что приходится менять уроки местами. Дети очень болезненно могут реагировать на такое изменение. Как быть? Учитель может взять две карточки: урока, который должен быть по расписанию и урока – замены данного. Он вешает на доску карточку того урока, который должен быть по расписанию, проговаривает с детьми название. Затем коротко дает инструкцию: «Сейчас будет…» (урок математики), вешает карточку урока – замены. Педагог проговаривает название урока – замены. Если дети начинают эмоционально реагировать (плакать, кричать), учитель пробует переключить внимание детей. Можно попросить тьютора, если он есть в классе, помочь объяснить детям, успокоить их.

Ещё одной проблемой, с которой сталкивается учитель на уроке, является проблема атипичного поведения, которое мешает полноценно проводить урок в классе. Как быть в такой ситуации? Можно рекомендовать использовать особые визуальные карточки: «тихо» и «спокойные руки».

Ребенку на парту наклеивают карточку «тихо» (лицо с поднятым указательным пальцем, приставленным к губам). Ему объясняют, что, когда начинается урок и во время всего урока шуметь нельзя: кричать, разговаривать. Учитель показывает на карточку и говорит: «Тихо!». Каждый раз, когда ребенок начинает разговаривать или шуметь, педагог подходит к парте и показывает данную карточку. Учитель постоянно напоминает ребенку о значении данной карточки до тех пор, пока у ребенка не появится условная связь: карточка «тихо» -ребенок молчит. Можно такую карточку повесить на классную доску. Требуется много времени, чтобы ребенок усвоил значение такой карточки. Успешным считается, если он перестает кричать, когда ему только напоминают, показывая карточку или, позднее, сам показывает на карточку, прикладывает палец ко рту и перестает разговаривать, кричать. Можно позднее заменить значение карточки показом жеста (указательный палец к губам), давая понять ребенку, что следует вести себя тихо. Продолжить работу с карточкой «тихо» можно на индивидуальных психологических занятиях.

Также поступают и с карточкой «спокойные руки». (Смотри описание выше) Успешным считается. если ребенок сидит без лишних движений за партой при показе такой карточки.

Итак, работа с визуальным расписанием помогает детям с РАС лучше ориентироваться в простых понятиях: «сейчас», «потом», «режимные моменты». Учителю визуальное расписание помогает привлечь внимание всех учащихся, то есть помогает организовать фронтальную работу всего класса. При возникновении трудностей поведения на уроке, учитель может воспользоваться визуальными карточками, уменьшая, постепенно степень и частоту их использования.

Список использованной литературы:

Карсакова Н.Д., Гайдушенко Н.Е. Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник методических материалов, г. Нижневартовск,2018 (с.5)

Электронный ресурс удаленного доступа: Вопрос – ответ. Как использовать визуальную поддержку при аутизме? Рекомендации родителям детей с РАС по применению визуальной поддержки режим доступа :https://outfund.ru/vizualnaya-podderzhka-pri-autizme/- свободный (последнее посещение 20.05 2020)

 

© Мусаева М.О. 2020

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.