12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анна Гусева524

Учебно-игровое коррекционное пособие, направленное на закрепление предлогов «Маленькие слова - помощники».

t1615095724aa.jpgt1615095724ab.jpg


​​​​​​​

​​​​​​​

В настоящее время у детей с недостатками речи наблюдаются многочисленные аграмматизмы при употреблении предлогов. Необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок.

Пособие «Маленькие слова – помощники» разработано для коррекционной работы с детьми 5 – 7 лет (имеющими диагноз ОНР III уровень, ЗПР и без речевых нарушений). Его можно использовать в индивидуальной работе с ребенком, а так же для работы в микро-группах по 2-4 человека.

Материал пособия могут применять в работе учителя-логопеды, дефектологи, воспитатели групп компенсирующей и общеразвивающей направленности.

Цель пособия: закрепление правильного употребления предлогов в самостоятельной речи детей.

Задачи:

закрепление понятия о значении предлогов;

уточнение пространственного отношения, выраженного предлогами;

закрепление правильного употребления предлогов с существительными, глаголами, прилагательными;

закрепление умения правильно строить и употреблять в речи предложно-падежные конструкции;

закрепление умения составлять предложения по предметным картинкам и схемам предлогов;

закрепление умения отвечать на поставленные вопросы полным предложением, употребляя предлоги;

обогащение словарного запаса;

развитие внимания, памяти, мышления;

развитие мелкой моторики;

развитие графомоторных навыков.

Пособие представляет собой папку, в которую собраны игры на липучках и игры типа «Пиши – стирай!» по несколько игр на один предлог. Всего 30 игр на закрепление предлогов: в, на, под, над, около, у, из, за.

Каждое игровое поле и картинки распечатаны на цветном принтере и заламинированы. На таких листах можно работать маркером на водной основе, стирать написанное сухой салфеткой.

Пособие «Маленькие слова – помощники» является переносным. Игровое поле свободно достается из папки и может передаваться логопедом в группу воспитателям, родителям для занятий с детьми.

Последовательность закрепления предлогов разработана в соответствии со схемой их усвоения в онтогенезе (автор А.Н. Гвоздев).

Предлагаемое пособие рекомендуется использовать на завершающей стадии знакомства детей с предлогами для закрепления полученных знаний.

О том, как работать с каждым полем отдельно, можно посмотреть в видео, пройдя по ссылке.

Предлог «В».

t1615095724ac.gif

Игра «Что где растет?». Логопед выкладывает перед ребёнком картинки: фрукты, овощи, ягоды, грибы. Задача ребенка, разместить их в зависимости от места произрастания и составить предложения, используя предлог «в» (например: «Груша растёт в саду» и т.д.).

Игра «Кто где живет?», «Рассели по домикам». Задача детей, сопоставить картинку с изображением животного или насекомого и их жилища и составить предложения, используя предлог «в» (например: «Собака живет в конуре» и т.д.).

Игра «Каждой вещи своё место». Логопед предлагает ребенку помочь навести порядок и разложить вещи по своим местам, а так же рассказать, как он это сделает (например: «Цветок я поставлю в вазу, деньги я положу в кошелёк» и т.д.).

Игра «Подбери картинку к схеме». Ребенок из ряда сюжетных картинок выбирает только те, которые подходят к схеме предлога «в».

Игра «Четвертый лишний». Среди серии картинок дети выбирают только ту, которая не подходит к графической схеме предлога «в».

Предлог «НА».

t1615095724ad.gif

Игра «Что (кто) лежит на песке». Среди ряда предложенных картинок необходимо выбрать только те, которые пригодятся на пляже. Одновременно с выбором картинок, ребенок составляет предложения, используя предлог «на» (например: «На песке лежат ласты» и т.д.).

Игра «Кто где сидит?». Ребенок выполняет по инструкции логопеда задания, то есть «рассаживает» животных и насекомых на поляне. Затем логопед задает вопросы, ребенок отвечает на них, составляя предложения с предлогом «на» (например: «Где сидит белка?» - «Белка сидит на дереве» и т.д.).

Игра «Наведи порядок». Логопед: скоро придет мама, а у Вани в комнате большой беспорядок! Расскажи, где находятся вещи. Ребенок составляет предложения, например: «Ваза стоит на ковре» и т.д. Логопед: помоги Ване навести порядок и расскажи, как ты это сделаешь. Например: «Вазу я поставлю на стол» и т.д.

Игра «Подбери картинку к схеме». Ребенок из ряда сюжетных картинок выбирает только те, которые подходят к схеме предлога «на».

Предлог «ПОД».

t1615095724ae.gif

Игра «Маша - растеряша». Логопед: помоги девочке найти все бантики. Если сможешь, сосчитай их. Расскажи, где лежали бантики (например: «Бантик под диваном» и т.д.).

Игра «Подбери картинку к схеме». Ребенок из ряда сюжетных картинок выбирает только те, которые подходят к схеме предлога «под».

Игра «Четвертый лишний». Среди серии картинок дети выбирают только ту, которая не подходит к графической схеме предлога «под».

Игра «Составь предложение». Дети с помощью предметных картинок и графического обозначения предлога «под» составляют предложения (например: «Мяч лежит под диваном» и т.д.).

Предлог «НАД».

t1615095724af.gif

Игра «Подбери картинку к схеме». Ребенок из ряда сюжетных картинок выбирает только те, которые подходят к схеме предлога «над».

Игра «Самолёт». Ребенок с помощью предметных картинок и графического обозначения предлога «над» составляют предложения (например: «Самолёт летит над городом» и т.д.).

Игра «Кто над кем живет?». Ребенок с помощью сюжетной картинки из сказки «Теремок» рассказывают кто над кем живет (например: «Медведь живет над мышкой» и т.д.).

Предлог «ОКОЛО».

t1615095724ag.gif

Игра «Подбери картинку к схеме». Ребенок из ряда сюжетных картинок выбирает только те, которые подходят к схеме предлога «около».

Игра «Составь предложение». Ребенок с помощью предметных картинок и графического обозначения предлога «около» составляет предложения (например: «Машина стоит около гаража» и т.д.).

Игра «Что около дома?». Опираясь на карту деревенского участка, ребенок составляет предложения о том, что находится около дома, используя соответствующий предлог (например: «Около дома коровник» и т.д.).

Игра «Где колобок?». Управляя колобком, ребенок составляет предложения о том, где он находится (например: «Колобок около дома» и т.д.).

Предлог «У».

t1615095724ah.gif

Игра «У кого, у чего?». Ребенок, опираясь на заданный объект (ручка, язычок, ножка) выделяет лишний предмет из ряда предложенных, то есть тот, у кого его нет (нет ручки, нет ножки, нет язычка).

Игра «Кто у кого?». Ребенок подбирает пару животных и птиц по принципу «мама-малыш» и составляет предложение, используя предлог «у» (например: «У лисы - лисёнок» и т.д.).

Игра «Отгадай загадки». Ребенок подбирает картинку с изображением животного исходя из той части тела, которая обозначена в загадке (например: «У кого есть рога?» - «У коровы рога» и т.д.).

Предлог «ИЗ».

t1615095724ai.gif

Игра «Подбери картинку к схеме». Ребенок из ряда сюжетных картинок выбирает только те, которые подходят к схеме предлога «из».

Игра «Поварята». Ребенок называет по образцу, каким будет сок из выбранного фрукта и каша из выбранной крупы (например: «Сок из лимона – лимонный сок» и т.д.).

Игра «Составь предложение». Ребенок с помощью предметных картинок и графического обозначения предлога «из» составляет предложения (например: «Машина выехала из гаража» и т.д.).

Предлог «ЗА».

t1615095724aj.gif

Игра «Подбери картинку к схеме». Ребенок из ряда сюжетных картинок выбирает только те, которые подходят к схеме предлога «за».

Игра «Кто где спрятался?». Ребенок, опираясь на сюжетные картинки, составляет предложения о том, какое животное за чем спряталось (например: «Мишка спрятался за забором» и т.д.).

Игра «Что за чем?». Ребенок, опираясь на сюжетные картинки, определяет время года, следующее за предыдущим (например: «За зимой - весна» и т.д.).



9


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.