12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Герасименко Оксана Михайловна1120
Украина, Луганская Народная Республика, г. Луганск
1

Малые формы работы с детьми как средство развития индивидуальных способностей учащихся (одаренные дети)

Малые формы работы с детьми как средство развития индивидуальных способностей учащихся (одаренные дети)

Всем известны слова Сократа: «В каждом человеке – СОЛНЦЕ! Только дайте ему светить». Пожалуй, эти слова можно отнести к взрослым людям. Задача современных педагогов – увидеть способности и талант каждого ребенка, развивать эти способности, научить ими пользоваться, помочь найти себя в этом сложном мире. Другими словами, «зажечь Солнце» в каждом ребенке. Именно поэтому школа использует личностно ориентированные технологии, ищет индивидуальный подход к каждому ребенку, старается наладить неразрывную связь с родителями, общественностью, государственными учреждениями. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя потребителем. Главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает.

Цель воспитательной работы нашей школы: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации гуманной, свободной, социально мобильной личности, востребованной в современном обществе. Личность – это всегда яркая индивидуальность. Что же необходимо педагогу для развития индивидуальных способностей каждого ученика? Прежде всего, знания. Учителю необходимо четко осознавать, с кем ему предстоит работать, психологические особенности, потребности, интересы современных школьников. Педагог обязан уметь четко и ясно ставить цели и задачи обучения и воспитания подрастающего поколения. Школьники цифрового века. Какие они? Их называют поколением Z, аборигенами цифрового мира, детьми Twitter. Предлагаю познакомиться с таблицей, отражающей, на мой взгляд, особенности современных школьников.

Здоровье

Психологические особенности

Интерес к процессу обучения

Отношение к ИКТ

Здоровье большинства учащихся вызывает особое беспокойство

С ними нужно разговаривать как со взрослыми людьми, на равных. Они считают, что взрослые ничем абсолютно не лучше их, включая учителей, и они ожидают нормального, уважительного диалога

В головы нового поколения встроен восьмисекундный фильтр.

Разбираются в информационно-компьютерных технологиях подчас лучше самого учителя. Именно поэтому учитель должен постоянно повышать свой профессиональный уровень

Приведу статистику одного класса.

11 – А (2019 -2020 уч.год)

Возрастной состав: 2002г - 9 человек, 2003 – 15 человек.

Средний возраст детей –16 - 17 лет.

Инвалидность – 2 человека ( сахарный диабет, сколиоз).

У восьми ребят ослаблено зрение. Одиннадцать ребят имеют в диагнозе сколиоз,

восемь – плоскостопие.

Три – заболевание желудочно-кишечного тракта.

Из 24 обучающихся только 5 здоровы.


Единственный способ взаимодействия: объяснять, обсуждать и приводить аргументы. Им нужен диалог и масса дополнительной информации, деталей.

Дети Twitter не способны воспринимать длинные сообщения. Устную задачу надо уложить в 25 слов. Поколение Z плохо запоминает, потому что они растут в среде, когда всё можно уточнить в интернете.

Ориентирование обучающихся в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности грамотно их применять (ИКТ-компетентность) являются фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.



Отсутствие живого общения («цифровые аборигены»)

Отсутствие чувства коллективизма

Ставка на собственный потенциал и свою уникальность

Сосредоточенность на своём внутреннем мире

Ответственность только за себя


Представители цифрового поколения не способны удерживать внимание на чем-то одном больше 15–20 минут – оно ослабевает. Нужно разделить учебное время на промежутки по 25–30 минут, в течение каждого из которых учащиеся будут один раз менять вид деятельности.


Начальные технические умения формируются в начальной. Именно там учащиеся получают общие представления об устройстве и принципах работы средств ИКТ, технике безопасности.



Создание своего мира (зачастую виртуального

Цель учеников нового поколения - получить информацию, практическая польза владения которой будет очевидна.

Существенное значение для учащихся играет именно целенаправленный поиск информации и факт самостоятельно полученного результата.



Гибкость, чувствительность


Мотивация обучающихся сейчас напрямую зависит от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания.


Эффективная модель формирования ИКТ-компетентностности, когда ученики учат других – и в режиме лекции, и в режиме работы в малой группе и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные результаты для всех участников.


«Клиповое мышление»



Учащиеся могут обслуживать технику и консультировать пользователей


Есть такое понятие как «хочу», но нет понятия «надо». Через «надо» с ними не получается работать, а получается только через «хочу»




Индивидуализм




Инфантилизм



Для полной картины предлагаю рассмотреть и обсудить положительные и отрицательные стороны одаренных детей:

Портрет одаренного ребенка

Положительные качества

Отрицательные качества

неуемное любопытство,

высокая продуктивность мышления

хорошо развитая речь

высокая концентрация внимания на интересующем деле

упорство в достижении результатов

богатая фантазия

легкость ассоциирования

способность к прогнозированию

открытость

принципиальность

неспособность стать на точку зрения другого формальный подход к учебе, если ему неинтересно

отставание в физическом развитии

отсутствие конформизма

стремление всегда быть правым в споре



Развивая индивидуальные способности учащихся, работая с одаренными детьми педагогу необходимо уметь: 

- обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования; 
- стимулировать познавательные способности учащихся; 

- уметь создавать для обучающихся ситуацию успеха;
- работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся; 
- принимать взвешенные психолого-педагогические решения; 
- анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса; 
- отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел;

- моделировать творческий процесс за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. 

Организованная воспитывающая среда школы позволяет создавать у обучающихся мотивацию к выработке активной жизненной позиции, формирует высокий уровень и прочную устойчивость культуры, нравственности, творческой активности и социальной зрелости, проявляемой учащимися в жизни и деятельности, в повседневном поведении как в школе, так и вне школы.

Формы воспитательной работы:

Рейтинг успешности обучающихся школы.

Подготовка и проведение олимпиад и конкурсов по предметам.

Проведение предметных недель.

Традиционные общешкольные дела и акции.

Портфолио достижений школьника.

День самоуправления.

Работа в малых группах.

Индивидуальные задания.

Проектно-исследовательская деятельность.

Дискуссии, дебаты.

Взаимодействие с родителями.

К малым формам воспитательной работы относятся, так называемые, внеурочные формы воспитания. Они представляют собой способ построения определенной детской деятельности, которая носит свободный характер. Эту деятельность можно осуществить за счет организации самостоятельной работы, которая строится на основе четкого регламента педагогического коллектива. Внеурочная работа учащихся основывается на целесообразном контроле и регулировании самостоятельных мероприятий.

Малые формы воспитательной работы имеют одно неоспоримое преимущество: способность разрешать сложные, трудоемкие воспитательные задачи. Они могут осуществляться в течение короткого временного промежутка, но оказывать многостороннее воздействие на учащихся. Работа, посредством применения малых воспитательных форм осуществляется небольшими группами учащихся – от пяти до восьми человек.

При организации воспитательной деятельности в малых формах, перед педагогом ставится задача выбора полезных и рациональных форм воспитания, которые будут наполненными в содержательном плане и способствующими всестороннему комплексному воспитанию личности, ее самоутверждению, развитию самостоятельности и самодостаточности, способности к построению нормальных социальных контактов, получения положительного опыта построения взаимоотношений в социальной сфере.

Выделяют следующие основные малые формы воспитательной работы:

1. Словесно-логические формы деятельности. Они основываются на организации воспитания путем применения словесной методики воздействия на детей, способствующей пробуждению чувственной и эмоциональной стороны и соответствующей обратной реакции. Это может быть проведение бесед на различные темы, классных часов, дискуссионных занятий, собраний, конференций и лекций. Целевое назначение словесно-логических форм сводится к информационному обмену для решения интересующих и проблемных вопросов. Технология применения такой воспитательной формы может быть различной. Все зависит от специфики учебного заведения, направленности его деятельности и квалификационных способностей педагогического состава.

2. Образно-художественные формы. Эти формы базируются на эстетических чувствах и переживаниях. Применение этих форм нацелено на вызов сильного эмоционального всплеска, глубоких чувств и эмоций коллективного характера. Именно коллективные эмоции и чувства обладают развивающей и разрушающей силой. Совместные переживания помогают развить лучшие личностные качества, сделать ее сильнее и крепче. К таким формам относится деятельность по организации праздничных мероприятий, концертов, спектаклей.

3. Трудовые формы работы. Любой труд имеет положительное воздействие на личность. В учебно-воспитательном учреждении производится организация разнообразных форм трудовой деятельности. Сюда относится уборка класса, школы, школьной территории, организация субботников, дежурств, летней практики, сбора мусора в парках и лесах, работа в школьной библиотеке, помощь в столовой и т.д.

4. Игровые формы. Игра имеет важное воспитательное значение. Дети, особенно в младшем школьном возрасте, способны к усвоению информации через игру. Игры могут иметь различную направленность: спортивную, развлекательную, познавательную, конкурсную. В игровых формах, педагоги применяют различные средства воспитательного воздействия: слова, образы, эмоции. В игровой форме педагогам удается оказать положительное воздействие на сплочение коллектива, способствовать развитию познавательной активности, усвоить нормы общественного поведения.

5. Психологические формы. Предполагают психологическое воздействие на учащихся, посредством проведения психологических тренингов, групповой терапии, индивидуальной работы. С их помощью можно глубже узнать личность каждого ребенка, помочь разрешить проблемы социальной адаптации, развить навыки общения и коллективного взаимодействия.

6. Индивидуальные формы работы. Воспитание должно осуществляется на основе индивидуального подхода, т.е. специфики развития личности, способностей, потребностей, интересов отдельной личности. Это дает возможность полноценному развитию каждой личности.

Наши ученики и выпускники демонстрируют свою готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к самосовершенствованию и формированию, что и требуется от человека, живущего в век бурного роста и смены технологий. Важно, что обучающиеся хотят работать, предлагают новые интересные темы. Кругозор их расширяется, а с помощью ИКТ много возможностей получить информацию, обработать её, представить в виде презентации, ролика, буклета. Поделиться своими достижениями с ребятами из других школ. Уже в начальном звене обучения необходимо обращать внимание на одарённых детей, вовлекать их в творческую работу, знакомить с возможностями ИКТ. В этом случае работа будет намного эффективнее и плодотворнее, порадует своим результатом.

Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение предметных недель. При их проведении применяются самые разнообразные методы и формы: конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны.

Занятия учащихся в кружках, спортивных секциях и факультативах; проведение школьных соревнований по волейболу, баскетболу, теннису, футболу и т. д.; проведение общешкольного «Дня здоровья», Дня самоуправления; участие в международных конкурсах: «Страна читающая», «Русский медвежонок», «Живая классика», Республиканском конкурсе презентаций «Наши великие земляки», открытом городском творческом конкурсе «Край Луганский Православный», открытом литературном конкурсе «Живое. Русское. Наше» - совместная работа учителя и ученика, требующая кропотливой подготовки, индивидуального подхода, направленных на раскрытие способностей и поддержку личности каждого школьника.

Для развития самостоятельной деятельности учеников, развития их индивидуальных способностей на своих уроках или при подготовке воспитательных часов использую одну из личностно ориентированных технологий – метод учебного проекта. Учебный проект, с точки зрения ученика, - это возможность делать что-то интересное, значимое самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат. Учебный проект, с точки зрения учителя, - это метапредметное дидактическое средство развития, обучения и воспитания учеников, позволяющее развивать их разнообразные компетенции, обеспечивающее организацию универсальных учебных действий. В 5 классе начинаем работу над проектом «Моя копилка правил русского языка». Это длительный групповой проект, предполагает творческое восприятие правил русского языка, поиск оригинального изложения изученных правил, их иллюстрирования. В 5 - 6 классах создаем проект «Лингвистические сказки». Данный проект позволяет систематизировать и обобщить знания, умения и навыки обучающихся в игровой форме. В 8 классе создавали газету «Школьная жизнь». В этой газете ученики подводили итог учебного года, рассказывали о своих открытиях, строили планы на следующий год. В 9 классе ребята работали над проектом «Славянская азбука», в котором исследовали жизнь создателей славянской азбуки, историю создания азбуки и основные ее реформы. Особый интерес и творческую активность вызвал проект «Говорите, пожалуйста, правильно». Данный проект предполагал разделение ребят на малые группы в соответствии с их интересами, привязанностями, доверием. Ребята должны были проанализировать свою речь и речевое общение своих близких в повседневной жизни, вспомнить речевые нормы, определить наиболее распространенные речевые ошибки, создать видеоролик о своих наблюдениях. Выполненные работы были выложены в соцсетях, обсуждались и имели большое воспитательное значение

Все перечисленные мероприятия позволяли нашим учащимся часть своего свободного личного времени отдавать изучению предметов, соответствующих их интересам и потребностям, что способствует в дальнейшем успешности обучения. В результате расширяется круг интересов, и у каждого ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко, чему посвятить свою жизнь, в чем состоит его талант.

И в заключение хочу привести слова Мориса Мартена дю Гар: «Без труда талант - это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается».

Использованные Интернет ресурсы:



spravochnick.ru/pedagogika/malye_formy_vospitatelnoy_raboty/

nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/06/12/siste...y-s-odarennymi-detmi

pandia.ru/text/77/385/32472.php

kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/statiafo...tysodariennymidietmi

8


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.