Технологическая карта изучения темы «Март-капельник» (1 класс)
Ф.И.О. Киселёва Наталья Александровна
Предмет: окружающий мир
Класс: 1 «А»
Тип урока: Изучение нового материала
Технологическая карта изучения темы
Тема |
«Март - капельник» |
Цель |
Расширение знаний обучающихся о первом весеннем месяце и его особенностях, формирование представлений об изменении в живой и неживой природе с приходом весны; развитие у детей наблюдательности, умения анализировать и делать выводы; развитие умения работать в группе; воспитание любви к природе. |
Планируемый результат |
Предметные: научиться рассказывать об изменениях, происходящих в живой и неживой природе ранней весной, характеризовать первый весенний месяц, знать признаки весны. Личностные: осознавать значение учебной деятельности, вклад в групповой работе, развитие интереса к новому; развитие доброжелательного отношения; способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные - уметь определять тему урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность результатов своей деятельности. Коммуникативные – умение слышать и понимать речь других; умение работать в группе; умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные – умение осуществлять анализ объектов; умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. |
Межпредметные связи |
Литературное чтение, искусство. |
Ресурсы: |
Компьютер, проектор, экран, аудиоколонки, компьютерная презентация, видеоролик, карточки с заданиями для групповой работы. |
Организация пространства |
Фронтальная работа, групповая работа |
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
|||
I. Мотивация к учебной деятельности |
Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Вижу, что у вас хорошее настроение. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто, рядом, успешной работы. ??? |
Мы-умные, Мы-дружные, Мы-внимательные, Мы-старательные, Мы в 1 классе учимся, И всё у нас получится. |
.Личностные УУД – уметь выражать свои эмоции, чувства. Коомуникативные УУД |
|
II. Формулирование темы урока, постановка цели |
- Сегодня на уроке мы отправимся в гости к природе, откроем некоторые её тайны. - А перед тем, чтобы определить тему нашего урока вы посмотрите один увлекательный видеоролик. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? - Какие весенние месяцы вы знаете? Перечислите их. -Молодцы! Отгадайте загадку, о каком именно месяце мы сегодня будем говорить? Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад, Заглянул к нам месяц… (Слайд 1) (На доску крепится слово МАРТ) |
- О весне. - Март, апрель, май. - Март |
Просмотр видеоролика, отгадывание загадки. |
(Познавательные УУД). (Коммуникативные УУД). (Регулятивные УУД). |
III. Изучение нового
|
- Ребята, а какие признаки или особенности марта вы знаете? - Вот вам задание. На зелёной карточке написаны явления природы, вычеркните те, которые не характерны для марта. Выберете явления природы, которыми месяц март отличается от других месяцев. Карточка для первой группы: Стало холоднее, листья желтеют, стало теплее, набухают почки, земля покрылась снегом. Карточка для второй группы: Образовались проталины, река замерзает, птицы улетают на юг, лёд на реке тает, птицы прилетают с юга. Карточка для третьей группы: Падает снег, с крыш капает капель, день уменьшается, тает снег, день увеличивается. - Все уже закончили выполнять это задание, и давайте выслушаем каждую группу. Выберете члена группы, который расскажет о вашем выборе. (После выступления 1 группы на доску крепится табличка – СТАЛО ТЕПЛЕЕ). (После выступления 2 группы на доску крепятся таблички – ОБРАЗОВАЛИСЬ ПРОТАЛИНЫ, ЛЁД НА РЕКЕ ТАЕТ, ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ С ЮГА.) (После выступления 3 группы на доску крепятся таблички – КАПЕЛЬ, ТАЕТ СНЕГ, ДЕНЬ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ). - Итак, ребята, делаем вывод: в марте произошли следующие изменения: -Я предлагаю вам прочитать необычные слова. Оказывается, каждый месяц в народе имеет ещё одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. Ваша задача из предложенных вариантов выбрать те слова, которые можно отнести к месяцу марту. (СЛАЙД 6) (На доску крепится табличка - КАПЕЛЬНИК). ФИЗМИНУТКА За тучку солнце спряталось На целую минутку, А мы все дружно проведём Физкультурную минутку Мы немножко отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём, Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели. Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу В стороны руки, плавно помашем- Это к нам птицы летят Как они тихо садятся, покажем- Крылья сложили назад. - А сейчас немного поиграем. Я начну, а вы продолжите: На-на-на-наконец пришла… Ло-ло-ло-всем от солнышка… Чи-чи-чи-прилетели к нам… - Развеселились? А теперь в хорошем настроении мысленно побываем в весеннем лесу. Только не шумите. Лес не любит шума. - Посмотрите на доску. Мы с вами выяснили, какие изменения происходят в неживой природе. А изменилась ли жизнь животных? - А чтобы проверить, как она изменилась, мы выполним поисковую работу. На синих карточках у вас даны задания. Вам необходимо прочитать текст и ответить на вопросы. Карточка 1 группы: Грачи строят гнёзда, громко кричат. Они первыми прилетают с юга. А вслед за ними и скворцы тут как тут. Вопросы: Какие птицы прилетают с юга первыми? Какая птица прилетает второй? Из предложенных картинок выберете грача. (Слайд 7) (После выступления 1 группы на доску крепится табличка - ГРАЧИ) - В народе о весенней птице – грач сложено много примет и даже художник Алексей Кондратьевич Саврасов нарисовал удивительную картину, которая называется «Грачи прилетели». (СЛАЙД 8) Карточка 2 группы. В семье лисиц пополнение. Ранней весной в норе родились слепые маленькие лисята. Мать уходит за добычей, оставляя малышей одних. Но вскоре возвращается, кормит их и согревает. В берлоге дремлет медведь. Март – последний месяц медвежьего сна. Вопросы: У каких животных появились весной детёныши? Что делает медведь в первом месяце весны? Из предложенных картинок выберете лису с детёнышами. (Слайд 9) (После выступления 2 группы на доску крепится табличка – РОЖДЕНИЕ ЛИСЯТ) Карточка 3 группы. Соберите пословицу. Объясните её значение. (Слайд 10) |
- Становится теплее, птицы прилетают, снег тает. - 1 группа: стало теплее, набухают почки. (Слайд 2) - 2 группа: образовались проталины, лёд на реке тает, птицы прилетают с юга. (Слайд 3) - 3 группа: с крыш капает капель, тает снег, день увеличивается. (Слайд 4) - стало теплее, образовались проталины, лёд на реке тает, птицы прилетают с юга, капель, тает снег, день увеличивается. (Чтение табличек с доски) - Капельник. - весна - тепло - грачи -жизнь животных изменилась - первыми с юга прилетают грачи - вторыми прилетают скворцы - весной появились детёныши у лис - в марте медведь досыпает последний месяц. - Март не весна, а предвесенье. - Март ещё не совсем весна, еще прохладно, снег не совсем растаял, листья только начинают распускаться. |
(Коммуникативные УУД). (Познавательные УУД) . (Коммуникативные УУД). |
|
IV. Закрепление нового |
- Молодцы ребята! - Сейчас мы поиграем в игру «Выбери правильный ответ»: 1. После, какого времени года наступает весна? - лето - зима - осень 2. Кто плачет только весной? - дети - сосульки - взрослые 3. Что происходит со льдом на реке весной? - ледопрыг - ледобег - ледоход 4. Какие птицы прилетают весной первыми? - ласточки - соловьи - грачи 5. Что появляется на полях, когда тает снег? - проталинки - заталинки - обталинки - Молодцы ребята! А как вы думаете, мы многое сегодня узнали о весне? - А мы всё о ней узнали? - Конечно, не всё мы ещё узнали. Нам предстоит еще многое узнать и многому научиться. Если снег повсюду тает День становится длинней, Если всё зазеленело, И в полях бежит ручей, Если солнце ярче светит, Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла… (Слайд 11) |
- зима - сосульки - ледоход - грачи - проталинки - да, многое - нет, не всё - весна. |
(Познавательные УУД). (Коммуникативные УУД). |
|
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
.- Ребята, наш урок подошел к концу. И я хочу, чтобы вы оценили свою работу в ходе нашего урока. (Слайд 12) - Из двух солнышек выберете одно: - оранжевое солнышко – я делал всё правильно и многое узнал; - жёлтое солнышко – Спасибо за урок ребята! |
Крепят выбранное солнышко на доску. |
(Коммуникативные УУД). (Регулятивные УУД). (Личностные УУД). |