12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Биксон Ирина Георгиевна44
Россия, Татарстан респ., Казань
6

Комплекс для онлайн занятий с презентацией - дидактического материала «Маша в гостях у старушек-веселушек»

Комплекс для on-lain занятий с презентацией – дидактического материала:

«Маша в гостях у старушек-веселушек»

 

Автор-составитель:

БИКСОН И.Г.

учитель-логопед

1 квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 172 компенсирующего вида»

Авиастроительного района

г. Казани

 

Казань - 2020 г.

Пояснительная записка

 

Авторская методическая разработка: «Маша в гостях у старушек-веселушек» - комплекс для on-lain и off-line занятий по автоматизации и дифференциации звуков [С] и [Ш] с использованием ИКТ, с использованием нейропсихологических технологий коррекции речевых нарушений у детей.

Автор разработки: Биксон Ирина Георгиевна, учитель-логопед 1 квалификационной категории.

Инновационная идея:

Современные дети чаще сидят перед гаджетами, компьютерами, их интерес к обычным книжным картинкам минимален, но к компьютерным играм и мультяшным героям возрос. Идея использования презентаций с мультяшными героями в силу создавшейся ситуации самоизоляции - удаленных on-lain занятий - помогла повысить и поддержать интерес детей к занятиям, где нет прямого контакта с педагогом. Это позволило использовать новые и близкие, интересные современным детям гаджеты в качестве инструмента для обучения и коррекции, как новые приемы и методы в коррекционной работе учителя - логопеда на разных этапах индивидуальных занятий с дошкольниками для автоматизации и дифференциации звуков на разных этапах логопедической работы. Наглядный красочный материал часто меняющийся, повышает интерес обучаемого, помогает учителю-логопеду удерживать внимание ребенка на протяжении всего занятия. А так же вовлекает обучаемого в мир сказки, способствует ненавязчивому игровому подходу в развитии речи, с учетом требований ФГОС и возрастных особенностей детей. Предлагаемый комплекс занятий подразумевает под собой не только коррекцию речи, но и использование нейропсихологических приемов работы, направленных на развитие и формирование ВПФ, общей, мелкой моторики, умения координировать действия с текстом, сохранять в памяти многоступенчатые инструкции, создавать программу действий, анализировать текст и слова, не только до слогов, но и до уровня фонем.

Практическая значимость:

Предлагаемый комплекс занятий из формируемой системы работы, демонстрирует ненавязчивую возможность достижения различных целей и задач в игре, таких как:

Коррекционно-образовательных: совершенствование и закрепление навыков фонематической дифференциации звуков в слогах, словах, фразовой речи, правильного использования предложно-падежных конструкций и согласования существительных и прилагательных (в падежах именительном, родительном, винительном, творительном и предложном), грамматически правильного согласования качественных и притяжательных прилагательных с именами существительными (в роде и числе);

Коррекционно-развивающих: развитие навыков слухового внимания и звукового анализа, развитие умения дифференцировать звуки С и Ш в словах, а так же развитие автоматического правильного использования шипящих и свистящих звуков, развитие интонационной окраски речи, соблюдения слоговой структуры слова, развитие навыков пересказа текста;

Коррекционно-воспитательных: воспитывать социально-коммуникативные навыки общения.

Закрепление материала: происходит в процессе игры. Педагог контролирует весь процесс усвоения навыков правильного звукопроизношения и выработки самоконтроля у обучаемого.

Промежуточный контроль: осуществляется по результатам выполнения заданий в каждом занятии.

Итоговый контроль: самостоятельный пересказ сказки с безошибочным правильным произнесением дифференцируемых звуков.

Практические рекомендации: использование такого вида занятий дает возможность широкого применения различных вариантов игровой деятельности. В случае необходимости материал можно отработать многократно с разными вариантами заданий, которые можно усложнять или облегчать, в зависимости от степени усвоения ребенком навыков. На последующих занятиях возможно вырабатывать долговременную память, вспоминая и обсуждая фрагменты занятий и сказки, а так же развивать идею сказки, додумывая ее продолжение. Это развивает не только речь ребенка, но и его фантазию, творчество и помогает лучше раскрыться обучаемому.

Ход з


"Маша в гостях у бабушек" - для on-line & off-line занятий
PDF / 7.46 Мб

/data/files/k1599856185.pdf ("Маша в гостях у старушек-веселушек" - для on-line & off-line занятий):

«Маша в гостях у старушек-веселушек»

Интеграция модуля: Речевое и социально-коммуникативное развитие

Рекомендуемое оборудование к занятиям: зеркало(-а) на каждого ребенка, сигнальные карточки на звуки С и Ш, мультимедийная презентация «Маша в гостях у старушек-веселушек», компьютер или мультимедийная установка, куклы бабушки, кукла Маша, шкатулка.

Слайд 1. Орг.момент.

Л.: Здравствуй(те)!

* Слайд 2.

Логопед: Сегодня я приглашаю тебя (вас) в гости к Машиным старушкам-веселушкам. Чтобы в гостях вам понравилось, нужно звуки С и Ш хорошо различать на слух и не ошибаться в произнесении шипящих и свистящих звуков в словах! Закройте глазки….

«1, 2, 3 – к Машиным старушкам-веселушкам

"Маша в гостях у бабушек" - для on-line & off-line занятий
PDF / 7.46 Мб

/data/files/k1599856185.pdf ("Маша в гостях у бабушек" - для on-line & off-line занятий) в гости попади!!!»

Артик.гимнастика

Подготовим наши губки и разомнем язычок. Возьмите зеркала. Начинаем:

Машина бабушка приглашает с нас в дом, и предлагает сделать артикуляционную гимнастику. Поставьте перед собой зеркала, чтобы лучше контролировать свои губы и язык. Слушайте внимательно, выполняйте упражнения правильно.

Слайд 3

Бабушка в дом Машу приглашает, дверь широко ей открывает

Упр. «Окошко»

Слайд 4

Смотри! На окошко села кошка упр. «Кошка»

Слайд 5

Спинку кошка изогнула, упр. «Мостик»/ «Кошка»

Слайд 6

Лапки кверху потянула, упр. «Парус» тянем широкий язык вверх

Слайд 7

Под окном, увидев мышку, упр. Язык тянем вниз к подбородку

Начала ловить малышку: Упр. «Поймай мышку за хвост»

«Аааать, Ааать, аааать».

Слайд 8

Бабушка за стол всех позвала!

Всем чашку чая налила… Упр. «Чашечка»

Ты чай горячий остуди,

язычок внизу держи! Дыхательное упраж. «Холодный ветерок»

Дых.гимнастика + РММ

Логопед: Язычки у нас готовы. Но, еще нужно правильно дышать. Посмотрите, как я буду делать дыхательную гимнастику. Обратите внимание на то, что надо сделать, чтобы звуки С и Ш произнести правильно.

Слайд 8

Бабушка в дом нас приглашает, раскрываем ладошки вверх

На стул за стол сажает, показать стул, стол: кулак+ладонь

Нам в чашки чаю наливает, соединить ладошки чашкой

ссссссссс Льется вода - звук ССССССС

Ребенку предлагаем сделать чашку сложив ладошки

Ты чай горячий остуди,

Широкий язычок внизу держи! Показ: дуем на опущенный язычок губы улыбаются СССССССС

Тут кошка мимо пробегала, Согнуть 1, 3,4 пальцы, 2 и 5 палец полусогнутые

Самовар увидала,

Хвост свой вверх подняла поставить 2-ю руку за 1-ю,

И шипеть начала: «шшшшш» Произнесение звука ШШШШШШ.

 

Л.: Что вы заметили? Какие 2 звука я произносила?

Д.: Вы произнесли звуки С и Ш.

Л.: Я сейчас проверю, как вы внимательно меня слушали.

Скажите, какой воздух выдуваем изо рта, чтобы остудить чай?

Какой при этом звук произносим?

Д.: Холодный воздух должен быть. Произносим звук С.

Л.: Кто живет со старушкой?

Д.: Кошка.

Л.: Что делала кошка?

Д.: Шипела.

Л.: Почему она шипела?

Д.: Потому что увидела самовар и испугалась.

Л.: Как правильно произнести звук Ш?

Д.: Язычок держим Чашечкой у верхних бугорков широкий, дуем на язык теплым воздухом, губы бубликом, получается шипение.

Л: А зубы сомкнуты?

Д: Нет. Чуть приоткрыты.

Л: Молодцы! А теперь вы выполните дыхательную гимнастику. (повторяем текст, дети выполняют действия, в соответствии с текстом)

 

Отраженное проговаривание слогов

Слайд 9-10 Занятие № 1 Фонетическая ритмика – Физминутка

Бабушка 1: Предлагаю поиграть,

руки, ноги вам размять.

Вы, ребята, не сидите -

со мной вместе повторите.

Я буду слоги называть,

а вам их надо повторить и показать.

 

Логопед: Давай(те) встанем!

Маша: «Запоминайте:

Ша – мы шар большой надуем

Шо – тот шарик с вами сдуем

Шу – кулачки я покажу

Ши – все присели малыши».

 

Логопед: «Слушай слоги внимательно,

запоминай старательно!

Ноги, руки разминай

Игру нашу начинай».

 

ША-ША-ШО ШУ-ШО-ШУ ШО-ШИ-ША

ША-ША-ШУ ША-ШО-ШИ ШИ-ША-ШИ

 

Слайд 11 Игра «Шифровальщики»

Бабушка 1: В шифровальщиков сыграешь.

Очень-очень умным станешь!

Маша: Картинки рассмотри и слоги быстро назови!

 

Слайд 12 Игра на развитие внимания, реакции и фонетического слуха

Бабушка 1: Я предметы буду называть,

а тебе их надо показать:

если верно назову - шаг вперед пройди,

если ошибусь – присядь и никуда не ходи!

Маша: А я эти предметы буду показывать!

Слайд 13 - Занятие №2

Бабушка 2: Поиграй со мной в игру:

тебе сначала помогу!

Я слоги буду называть,

Тебе их надо повторять!

 

Слайд 14 Фонетическая ритмика – Физминутка

Бабушка 2: «Вы, ребята, не сидите –

вместе с Машей повторите,

руки, ноги разомните.

Я буду слоги называть,

а вам их надо повторить и

показать

Маша: «Слушай слоги внимательно,

запоминай старательно!

Ноги, руки разминай

Игру нашу начинай».

(смотрит презентацию)

Слайд 15 «Песенки ос»

Бабушка 2: «Расшифруй скорей, дружок,

песенки ос.

На цветочки ты смотри,

слоги быстро назови.

Песенку за мной ты повтори».

 

Слайд 16 Развитие памяти и слухового внимания.

Бабушка 1: Я предметы буду называть,

а тебе надо показать:

если верно назову -

вправо прыгни,

если ошибусь – 2 шага назад пройди!

Бабушка 2: А я эти предметы буду показывать!

 

Слайд 17-19. Занятие № 3

Логопед: Маша пришла к старушке в избушку. Старушка предложила Маше игру:

Бабушка 2: Мячик в руки ты возьми,

слоги четко повтори!

Помни только,

что сейчас

буду путать всех я вас..

Слайд 20 Автоматизация звука в чистоговорках

Логопед ставит на стол шкатулку.

Игра: «Фонетическая ритмика» (движения остаются теми же, что в п. 4)

Л.: В шкатулочке Шишок живет. Он песенки свои поёт.

Песенки ты повтори, и руками покажи.

Шишок:

Со – шо – шо - меня ты слушай хорошо!

Фразы ты повторяй и смотри не забывай: руки, ноги ты включай!

Ша – Са – Ша - вела Маша малыша.

СУ – СУ- ШУ – быть послушным малышу.

СО – СО – ШО – играть нам будет хорошо.

СУ – ШУ – СУ – СУШКУ ДАЛИ МАЛЫШУ.

СУ – ШУ – ШУ – сушку я уж откушу!

 

Слайд 22 - 23 ЗАНЯТИЕ № 4

Логопед: Посмотри внимательно на предметы на полках.

Помоги Маше и старушке навести порядок:

Все предметы, где есть окончание «УШКА» - (предмет) отдай Старушке».

А остальные – Бабушке («Это Бабушкина игрушка»).

 

Слайд 24 – 25 Занятие № 5

Игра: «Бабушкина кладовая»

Бабушка 1: Один, два, три, четыре, пять,

Будем сказку сочинять…

Бабушка 2: Один из вас называет только слов со звуком [С], а другой – только со звуком [Ш]. Начнем…

 

Слайд 25- 32 «Сказка бабушек для Маши»

Логопед:

Бабушка просит помочь ей рассказать для Маши сказку.

Бабушка будет начинать, а ты (вы) будешь(ете) продолжать.

Только помните, что надо точно и правильно произносить все звуки. Вам понадобиться смекалка! (на слайдах есть текст, который говорит логопед за бабушку). Если участвуют 2 ребенка, то между ними надо распределить какой звук каждый из них будет отбирать).

Стараемся добиваться от ребенка полноценных ответов предложениями.

Слайд 33 Пересказ сказки

Бабушка 1: Справились! Молодцы!

Бабушка 2: Ну, а теперь, перескажите сказку!

Итог. Прощание со зрителями.

Логопед по окончании проводит беседу с детьми:

Л: Что ж интересное приключение получилось!

Д: Да.

Л: Над какими звуками мы поработали?

Д: Над звуком Ш и С.

Л: Чему ты(вы) научился (ись)?

Д.: Мы учились правильно проговаривать слова и фразы.

Д.: Учились без ошибок повторять песенки Шишка.

Л.: Какие задания Бабушки показались самыми сложными?

Д…

Л.: Как вы думаете, все у вас получилось?

Д: Да

Слайд 34

Л: Вы молодцы! Вы очень хорошо поработали. Старались. Хоть и пришлось немного вам помочь, но вы справились со всеми заданиями. Спасибо вам.

Попрощайтесь с гостями.

Д.: До свидания!

 

Используемая лит-ра

В. И. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ФФН» ( № 24)

Рау Рожденственская «Смешение звуков в речи у детей»

Картинки использованы из разных источников со страниц интернета.

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 12.09.20 в 03:55 1Ответить Пожаловаться
Ирина Георгиевна, благодарю за прекрасный опыт! Ценный ресурс!
Биксон Ирина Георгиевна, 16.09.20 в 14:57 0Ответить Пожаловаться
Наталья, спасибо за отзыв.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.