Комплекс для онлайн занятий с презентацией - дидактического материала «Маша в гостях у старушек-веселушек»
Комплекс для on-lain занятий с презентацией – дидактического материала:
«Маша в гостях у старушек-веселушек»
Автор-составитель:
БИКСОН И.Г.
учитель-логопед
1 квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 172 компенсирующего вида»
Авиастроительного района
г. Казани
Казань - 2020 г.
Пояснительная записка
Авторская методическая разработка: «Маша в гостях у старушек-веселушек» - комплекс для on-lain и off-line занятий по автоматизации и дифференциации звуков [С] и [Ш] с использованием ИКТ, с использованием нейропсихологических технологий коррекции речевых нарушений у детей.
Автор разработки: Биксон Ирина Георгиевна, учитель-логопед 1 квалификационной категории.
Инновационная идея:
Современные дети чаще сидят перед гаджетами, компьютерами, их интерес к обычным книжным картинкам минимален, но к компьютерным играм и мультяшным героям возрос. Идея использования презентаций с мультяшными героями в силу создавшейся ситуации самоизоляции - удаленных on-lain занятий - помогла повысить и поддержать интерес детей к занятиям, где нет прямого контакта с педагогом. Это позволило использовать новые и близкие, интересные современным детям гаджеты в качестве инструмента для обучения и коррекции, как новые приемы и методы в коррекционной работе учителя - логопеда на разных этапах индивидуальных занятий с дошкольниками для автоматизации и дифференциации звуков на разных этапах логопедической работы. Наглядный красочный материал часто меняющийся, повышает интерес обучаемого, помогает учителю-логопеду удерживать внимание ребенка на протяжении всего занятия. А так же вовлекает обучаемого в мир сказки, способствует ненавязчивому игровому подходу в развитии речи, с учетом требований ФГОС и возрастных особенностей детей. Предлагаемый комплекс занятий подразумевает под собой не только коррекцию речи, но и использование нейропсихологических приемов работы, направленных на развитие и формирование ВПФ, общей, мелкой моторики, умения координировать действия с текстом, сохранять в памяти многоступенчатые инструкции, создавать программу действий, анализировать текст и слова, не только до слогов, но и до уровня фонем.
Практическая значимость:
Предлагаемый комплекс занятий из формируемой системы работы, демонстрирует ненавязчивую возможность достижения различных целей и задач в игре, таких как:
Коррекционно-образовательных: совершенствование и закрепление навыков фонематической дифференциации звуков в слогах, словах, фразовой речи, правильного использования предложно-падежных конструкций и согласования существительных и прилагательных (в падежах именительном, родительном, винительном, творительном и предложном), грамматически правильного согласования качественных и притяжательных прилагательных с именами существительными (в роде и числе);
Коррекционно-развивающих: развитие навыков слухового внимания и звукового анализа, развитие умения дифференцировать звуки С и Ш в словах, а так же развитие автоматического правильного использования шипящих и свистящих звуков, развитие интонационной окраски речи, соблюдения слоговой структуры слова, развитие навыков пересказа текста;
Коррекционно-воспитательных: воспитывать социально-коммуникативные навыки общения.
Закрепление материала: происходит в процессе игры. Педагог контролирует весь процесс усвоения навыков правильного звукопроизношения и выработки самоконтроля у обучаемого.
Промежуточный контроль: осуществляется по результатам выполнения заданий в каждом занятии.
Итоговый контроль: самостоятельный пересказ сказки с безошибочным правильным произнесением дифференцируемых звуков.
Практические рекомендации: использование такого вида занятий дает возможность широкого применения различных вариантов игровой деятельности. В случае необходимости материал можно отработать многократно с разными вариантами заданий, которые можно усложнять или облегчать, в зависимости от степени усвоения ребенком навыков. На последующих занятиях возможно вырабатывать долговременную память, вспоминая и обсуждая фрагменты занятий и сказки, а так же развивать идею сказки, додумывая ее продолжение. Это развивает не только речь ребенка, но и его фантазию, творчество и помогает лучше раскрыться обучаемому.
Ход з
"Маша в гостях у бабушек" - для on-line & off-line занятий
PDF / 7.46 Мб
/data/files/k1599856185.pdf ("Маша в гостях у старушек-веселушек" - для on-line & off-line занятий):
«Маша в гостях у старушек-веселушек»
Интеграция модуля: Речевое и социально-коммуникативное развитие
Рекомендуемое оборудование к занятиям: зеркало(-а) на каждого ребенка, сигнальные карточки на звуки С и Ш, мультимедийная презентация «Маша в гостях у старушек-веселушек», компьютер или мультимедийная установка, куклы бабушки, кукла Маша, шкатулка.
Слайд 1. Орг.момент.
Л.: Здравствуй(те)!
* Слайд 2.
Логопед: Сегодня я приглашаю тебя (вас) в гости к Машиным старушкам-веселушкам. Чтобы в гостях вам понравилось, нужно звуки С и Ш хорошо различать на слух и не ошибаться в произнесении шипящих и свистящих звуков в словах! Закройте глазки….
«1, 2, 3 – к Машиным старушкам-веселушкам
"Маша в гостях у бабушек" - для on-line & off-line занятийPDF / 7.46 Мб
/data/files/k1599856185.pdf ("Маша в гостях у бабушек" - для on-line & off-line занятий) в гости попади!!!»
Артик.гимнастика
Подготовим наши губки и разомнем язычок. Возьмите зеркала. Начинаем:
Машина бабушка приглашает с нас в дом, и предлагает сделать артикуляционную гимнастику. Поставьте перед собой зеркала, чтобы лучше контролировать свои губы и язык. Слушайте внимательно, выполняйте упражнения правильно.
Слайд 3
Бабушка в дом Машу приглашает, дверь широко ей открывает
Упр. «Окошко»
Слайд 4
Смотри! На окошко села кошка упр. «Кошка»
Слайд 5
Спинку кошка изогнула, упр. «Мостик»/ «Кошка»
Слайд 6
Лапки кверху потянула, упр. «Парус» тянем широкий язык вверх
Слайд 7
Под окном, увидев мышку, упр. Язык тянем вниз к подбородку
Начала ловить малышку: Упр. «Поймай мышку за хвост»
«Аааать, Ааать, аааать».
Слайд 8
Бабушка за стол всех позвала!
Всем чашку чая налила… Упр. «Чашечка»
Ты чай горячий остуди,
язычок внизу держи! Дыхательное упраж. «Холодный ветерок»
Дых.гимнастика + РММ
Логопед: Язычки у нас готовы. Но, еще нужно правильно дышать. Посмотрите, как я буду делать дыхательную гимнастику. Обратите внимание на то, что надо сделать, чтобы звуки С и Ш произнести правильно.
Слайд 8
Бабушка в дом нас приглашает, раскрываем ладошки вверх
На стул за стол сажает, показать стул, стол: кулак+ладонь
Нам в чашки чаю наливает, соединить ладошки чашкой
ссссссссс Льется вода - звук ССССССС
Ребенку предлагаем сделать чашку сложив ладошки
Ты чай горячий остуди,
Широкий язычок внизу держи! Показ: дуем на опущенный язычок губы улыбаются СССССССС
Тут кошка мимо пробегала, Согнуть 1, 3,4 пальцы, 2 и 5 палец полусогнутые
Самовар увидала,
Хвост свой вверх подняла поставить 2-ю руку за 1-ю,
И шипеть начала: «шшшшш» Произнесение звука ШШШШШШ.
Л.: Что вы заметили? Какие 2 звука я произносила?
Д.: Вы произнесли звуки С и Ш.
Л.: Я сейчас проверю, как вы внимательно меня слушали.
Скажите, какой воздух выдуваем изо рта, чтобы остудить чай?
Какой при этом звук произносим?
Д.: Холодный воздух должен быть. Произносим звук С.
Л.: Кто живет со старушкой?
Д.: Кошка.
Л.: Что делала кошка?
Д.: Шипела.
Л.: Почему она шипела?
Д.: Потому что увидела самовар и испугалась.
Л.: Как правильно произнести звук Ш?
Д.: Язычок держим Чашечкой у верхних бугорков широкий, дуем на язык теплым воздухом, губы бубликом, получается шипение.
Л: А зубы сомкнуты?
Д: Нет. Чуть приоткрыты.
Л: Молодцы! А теперь вы выполните дыхательную гимнастику. (повторяем текст, дети выполняют действия, в соответствии с текстом)
Отраженное проговаривание слогов
Слайд 9-10 Занятие № 1 Фонетическая ритмика – Физминутка
Бабушка 1: Предлагаю поиграть,
руки, ноги вам размять.
Вы, ребята, не сидите -
со мной вместе повторите.
Я буду слоги называть,
а вам их надо повторить и показать.
Логопед: Давай(те) встанем!
Маша: «Запоминайте:
Ша – мы шар большой надуем
Шо – тот шарик с вами сдуем
Шу – кулачки я покажу
Ши – все присели малыши».
Логопед: «Слушай слоги внимательно,
запоминай старательно!
Ноги, руки разминай
Игру нашу начинай».
ША-ША-ШО ШУ-ШО-ШУ ШО-ШИ-ША
ША-ША-ШУ ША-ШО-ШИ ШИ-ША-ШИ
Слайд 11 Игра «Шифровальщики»
Бабушка 1: В шифровальщиков сыграешь.
Очень-очень умным станешь!
Маша: Картинки рассмотри и слоги быстро назови!
Слайд 12 Игра на развитие внимания, реакции и фонетического слуха
Бабушка 1: Я предметы буду называть,
а тебе их надо показать:
если верно назову - шаг вперед пройди,
если ошибусь – присядь и никуда не ходи!
Маша: А я эти предметы буду показывать!
Слайд 13 - Занятие №2
Бабушка 2: Поиграй со мной в игру:
тебе сначала помогу!
Я слоги буду называть,
Тебе их надо повторять!
Слайд 14 Фонетическая ритмика – Физминутка
Бабушка 2: «Вы, ребята, не сидите –
вместе с Машей повторите,
руки, ноги разомните.
Я буду слоги называть,
а вам их надо повторить и
показать
Маша: «Слушай слоги внимательно,
запоминай старательно!
Ноги, руки разминай
Игру нашу начинай».
(смотрит презентацию)
Слайд 15 «Песенки ос»
Бабушка 2: «Расшифруй скорей, дружок,
песенки ос.
На цветочки ты смотри,
слоги быстро назови.
Песенку за мной ты повтори».
Слайд 16 Развитие памяти и слухового внимания.
Бабушка 1: Я предметы буду называть,
а тебе надо показать:
если верно назову -
вправо прыгни,
если ошибусь – 2 шага назад пройди!
Бабушка 2: А я эти предметы буду показывать!
Слайд 17-19. Занятие № 3
Логопед: Маша пришла к старушке в избушку. Старушка предложила Маше игру:
Бабушка 2: Мячик в руки ты возьми,
слоги четко повтори!
Помни только,
что сейчас
буду путать всех я вас..
Слайд 20 Автоматизация звука в чистоговорках
Логопед ставит на стол шкатулку.
Игра: «Фонетическая ритмика» (движения остаются теми же, что в п. 4)
Л.: В шкатулочке Шишок живет. Он песенки свои поёт.
Песенки ты повтори, и руками покажи.
Шишок:
Со – шо – шо - меня ты слушай хорошо!
Фразы ты повторяй и смотри не забывай: руки, ноги ты включай!
Ша – Са – Ша - вела Маша малыша.
СУ – СУ- ШУ – быть послушным малышу.
СО – СО – ШО – играть нам будет хорошо.
СУ – ШУ – СУ – СУШКУ ДАЛИ МАЛЫШУ.
СУ – ШУ – ШУ – сушку я уж откушу!
Слайд 22 - 23 ЗАНЯТИЕ № 4
Логопед: Посмотри внимательно на предметы на полках.
Помоги Маше и старушке навести порядок:
Все предметы, где есть окончание «УШКА» - (предмет) отдай Старушке».
А остальные – Бабушке («Это Бабушкина игрушка»).
Слайд 24 – 25 Занятие № 5
Игра: «Бабушкина кладовая»
Бабушка 1: Один, два, три, четыре, пять,
Будем сказку сочинять…
Бабушка 2: Один из вас называет только слов со звуком [С], а другой – только со звуком [Ш]. Начнем…
Слайд 25- 32 «Сказка бабушек для Маши»
Логопед:
Бабушка просит помочь ей рассказать для Маши сказку.
Бабушка будет начинать, а ты (вы) будешь(ете) продолжать.
Только помните, что надо точно и правильно произносить все звуки. Вам понадобиться смекалка! (на слайдах есть текст, который говорит логопед за бабушку). Если участвуют 2 ребенка, то между ними надо распределить какой звук каждый из них будет отбирать).
Стараемся добиваться от ребенка полноценных ответов предложениями.
Слайд 33 Пересказ сказки
Бабушка 1: Справились! Молодцы!
Бабушка 2: Ну, а теперь, перескажите сказку!
Итог. Прощание со зрителями.
Логопед по окончании проводит беседу с детьми:
Л: Что ж интересное приключение получилось!
Д: Да.
Л: Над какими звуками мы поработали?
Д: Над звуком Ш и С.
Л: Чему ты(вы) научился (ись)?
Д.: Мы учились правильно проговаривать слова и фразы.
Д.: Учились без ошибок повторять песенки Шишка.
Л.: Какие задания Бабушки показались самыми сложными?
Д…
Л.: Как вы думаете, все у вас получилось?
Д: Да
Слайд 34
Л: Вы молодцы! Вы очень хорошо поработали. Старались. Хоть и пришлось немного вам помочь, но вы справились со всеми заданиями. Спасибо вам.
Попрощайтесь с гостями.
Д.: До свидания!
Используемая лит-ра
В. И. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ФФН» ( № 24)
Рау Рожденственская «Смешение звуков в речи у детей»
Картинки использованы из разных источников со страниц интернета.
Кияйкина Наталья Федоровна
Биксон Ирина Георгиевна